logo
Койнаш Т

Фаянс Термин фаянс произошел от названия итальянского города Фаенцы, где он вырабатывался в 15 – 16 вв., еще в то время, когда в Италии была широко распространена майолика.

Этот термин был распространен на все изделия с пористым черепком, покрытым глазурью. В зависимости от характера глазури эти изделия подразделяют на фаянс или полуфаянс.

Впервые фаянс появился лишь во второй половине 18 в. в Англии на заводе Веджвуда. Компоненты различных материалов, применяемые при изготовлении фаянса, были почти те же, что и при изготовлении фарфоровой массы, но отличались от нее процентным соотношением входящих в ее состав компонентов и температурой обжига, вследствие чего черепок становится белым, но пористым.

В отличие от изделий, имеющих цветной пористый черепок, фаянс имеет белый (или слегка желтоватый или сероватый черепок). В зависимости от пористости, прочности и толщины черепка, фаянс делится на твердый фаянс, полуфаянс и опак (тонкий фаянс).

Твердый фаянс – называется пористая керамика, имеющая тонкий, мелкопористый, в основном белый черепок, покрытый прозрачными глазурями (борные глазури). Впервые появился в Англии в Веджвуде. В России первый фаянсовый завод открылся в Межигорье (Украина) и широко распространился на многих заводах России. С появлением фаянса в Западной Европе прекратилось производстве майолики.

Виды украшений и декоративных покрытий: а) подглазурная роспись, б) надглазурная роспись (ручная, печать); в) украшение способом наложения рельефа с покрытием глазурью.

Полуфаянс – пористая керамика, имеющая грубый или более рыхлый, менее прочный, чем у фаянса, светло-серый, иногда белый черепок. Изделия из полуфаянса были широко распространены в 19 в. в России. Впервые появился в 1802 г. в Гжели (в основном расписывался кобальтовой краской).

К полуфаянсу следует также относить изделия 13 – 16 вв. из Ирана – Кашан, Рей, а также ряд изделий Западной Европы (Сен-Пошера), вырабатывавшихся до появления фаянса и имевших белый в изломе черепок.

Виды украшений и декоративных покрытий: а) подглазурная роспись, б) надглазурная роспись; в) глазурование по ангобу; г) украшение способом наложения рельефа; д) роспись люстром.

Опак (тонкий фаянс) – можно считать переходными от изделий с пористым черепком к изделиям со сплавленным (или сплошным) черепком. В России опаковые изделия выпускались в 19 в. на заводе Гарднера, Ауэрбаха, Иконникова и др. заводов. Производились в Китае.

Черепок у опаковых изделий совершенно белый, менее порист, чем у фаянса, масса тонкая, твердая, плотная и звонкая.

Виды украшений и декоративных покрытий: - также как и фарфор и фаянс.

Руанский фаянс – прикладные и декоративные изделия, которые производились в Руане (Франция ) в 16 – 18 ст. Сначала ориентировался на образцы итальянской майолики и керамики Ближнего Востока. В конце 17 в. использовался специфический декоративный стиль росписи. Отличался простой целостной керамической формой, и только в некоторых случаях замечается влияние металлической посуды. Роспись выполняется синей краской. На поверхности больших декоративных тарелок цветочный рисунок расходился лучами, которые завершались зубцами, от центра. Эта роспись называлась лучистой. Другой тип ажурного декора возник под влиянием творчества одного из известных художников-декораторов и граверов сер. 17 – нач. 18 ст. Жана Берена. Он напоминал изысканные по рисунку железные решетки, подсвечники, балюстрады балконов и лестниц, которые выполнялись по проектам Берена. В 18 ст. колористическая гамма Руанского фаянса расширяется: наряду с синей краской вводится желтая и красная. Под влиянием изделий из серебра, украшенный чернью, некоторые детали рисунка выводятся черной краской. С середины 18 ст. в Руане распространяется полихромный декор, выполненный огнестойкими и муфельными красками. Излюбленный мотив декора – рог изобилия, распространенный в искусстве рококо.

Украинский художественный фаянс – декоративно-прикладная посуда, скульптура, изготовленная из тонкой керамики и покрытые поливой.

Межигорский фаянс. – декоративная и прикладная посуда, мелкая пластика, которая производилась на Межигорской фаянсовой фабрике в 1798 – ё870 гг. Основана вблизи Киева на территории Межигорского монастыря. Продукция его получила наивысшую оценку у современников. Здесь изготавливали посуду из цветной массы и белого фаянса, покрытого цветной поливой. Посуду украшали рельефные узоры. Кроме этого производили белую посуду, украшенную монохромными печатными рисунками, иногда с добавлением золота. С 50-х гг. 19 в. выпускалась скульптура из высококачественного бисквита. В первые десятилетия существования фабрика выпускала много сервизов по заказу именитых людей. На этом предприятии впервые было применено печатание рисунка. На некоторых произведениях стоит подпись Д.И.Степанова, который работал на фабрике с 1817 г. Его рисунки отличаются высоким мастерством. Он часто рисовал пейзажи, картины на темы античности. На этой фабрике были известны красная, черная, мраморная цветные массы. Из них производили декоративные вазы, столовую и чайную посуду в стиле ампир, который был господствующим в декоративно-прикладном искусстве в первой трети 19 в. С 30-х гг. 19 ст. усложняются формы и декоративность изделий. Это особенно отразилось на декоративных вазах. Их изготавливали из цветной массы, украшали рельефным декором в виде «луски», листочков и круглыми декоративными скульптурными украшениями: ручки часто выполнялись в виде химер с переплетенными хвостами, или лебедей. Вазы украшались маскаронами, подставки также были перегружены рельефным декором. Большой популярностью пользовались так называемые гипюровые сервизы. Декор состоял из рельефных цветов и листьев. Гипюровые сервизы были преимущественно серо-голубого, зеленого и охристого цветов. В 40-х годах 19 ст. изделия Межигорской фабрики приобретают камерный характер. Они отличаются изысканной гаммой цветов – голубого, зеленого, темно и светло коричневого, оранжево-охристого, желтого. В этот период в росписи появляется народная тематике и изображение украинских пейзажей. Выпускаются также тарелки в рельефными портретами Т. Шевченко, Дж. Гарибальди и др. героев. Изделия фабрики пользуются большим спросом на внутреннем и внешнем рынках. В конце 50-х гг. 19 в. фабрика приходит в упадок. Здесь стали выпускать простые предметы, которые не требовали художественного решения: подставки для вилок и ножей, доски для красок, сковородки, аптечную посуду, кастрюли с крышками и т.д. Столовая и декоративная посуда изготавливалась в небольшом количестве. В основном это зеленые поливные тарелки, мисочки, вазы с рельефным растительным мотивом. Оснащенная устаревшей техникой фабрика не могла конкурировать с продукцией других, лучше оснащенных предприятий, которые выпускали дешевую продукцию, а также с английским фаянсом, который в большом количестве завозился в Россию. В 1874 г. фабрика прекратила свою деятельность.

В начале 19 в. фаянс стали изготавливать фабрики в селе Дыбинцы (1811-1828 гг., ныне Киевская область), в с. Буды с 1877 г. – Харьковская область, в 1875 г. с. Каменные Броды (Житомирская область).

Изделия со спекшимся, сплошным черепком

Каменная масса

Материал для изготовления посуды и декоративных изделий. Состоит из глины, полевого шпата, кварца, шамота, обжигается при температуре 1200-12800С, образуя твердый почти непористый черепок.

Отличается особенной твердостью и тяжеловесностью, за что и получила это название. Различают простую каменную массу и тонкую каменную массу.

Простая каменная масса по технологии изготовления приближается к терракоте. Отличается от нее лишь высокой температурой обжига.

В 16 – 17 вв. она имела широкое распространение в Бельгии и Германии при изготовлении кружек для пива. В настоящее время изделия изкаменной массы изготавливаются в Прибалтике.

Простая каменная масса имеет плотный, остекловидный черепок, но не сплавленный как у фарфора, от которого он отличается также тяжестью массы. Черепок не просвечивается. Чаще всего бывает бурого, серого или темно-коричневого цвета.

Виды украшений и декоративных покрытий: а) соляная глазурь, очень тонкая; б) тисненный орнамент; в) роспись цветной непрозрачной глазурью (эмалевая)

Тонкая каменная масса – производилась в середине 18 в. в Англии на заводе Веджвуда, который изобрел цветную массу, отличающуюся высоким качеством.

В зависимости от цвета окрашенной массы, изделия носят следующие названия: базальт (черная), бамбо (соломенно-желтый), яшмовая (многоцветная). С 1782 г. появился новый род изделий – жаспер, представляющий собой декоративное убранство в виде рельефов из тонкой белой массы, расположенных на цветном фоне (матово-голубом, светло-зеленом, реже фиолетовом, розовом.)

Изделия из тонкой каменной массы отличаются абсолютно ровной гладкой поверхностью. Черепок плотный, остеклованный, мелкозернистый, звонкий. По внешнему виду отличается от фарфора лишь непрозрачностью (просвечивает только около ребер накладных рельефов).

Виды украшений и декоративных покрытий: а) частично покрывается непрозрачной блестящей глазурью; б) тиснение; в) украшение с помощью накладных рельефов.

Фарфор

Можно считать высшим достижением керамики. Существует 3 основных вида фарфора: а) мягкий фарфор; в) костяной фарфор; в) фарфор (твердый).

а) мягкий фарфор - состоит из смеси стекловидных веществ, в состав которого входит кремень, селитра, морская соль, сода, галуны и толченый алебастр. Изобретен в 1673 году Луи Потером во Франции, где он и был наиболее распространен (Венсенн, Севр, Руан, Сен-клу, Шантильи, Меннеси). Кроме Франции мягкий фарфор выпускали завод Челся (Англия), Копенгаген (Дания), Капо ди Монте и Венеция (Италия), Мариеберг (Швеция).

Масса, служащая для изготовления мягкого фарфора, существенно отличается от настоящей фарфоровой массы и приближается по составу к молочному стеклу.

Черепок просвечивает. Мягкий фарфор отличается замечательными по интенсивности, глубине и чистоте цветными глазурями: бирюзовой, бархатисто-синей, розовой, желтой, нежно-зеленой и фиолетовой. Глазурь этого фарфора настолько мягка и податлива, что ее можно резать ножом.

Виды украшений и декоративных покрытий: а) цветная прозрачная глазурь; б) украшение барботином – жидкой фарфоровой массой, наносимой на изделие до обжига.

Б) Костяной фарфор

Получил свое название от входящей в состав массы кроме каолина, полевого шпата, кварца - костяной золы. Впервые стал применяться в середине 18 в. в Англии на заводах Бау, Челси, Дерби и Вустер. Занимает среднее положение между мягким фарфором и твердым, но приближается к последнему по внешнему виду. Отличается от него тем, что реагирует на перемены температуры, действие кислот, ударов в большей степени чем фарфор. Черепок сплавленный, белый, просвечивающий.

Глазурь отличается легкоплавкостью и густотой покрытия. В отличие от фарфора легко растрескивается.

Виды украшений и декоративных покрытий: а) глазурь свинцово-борная, блестящая; б) роспись надглазурная; в) роспись подглазурная.

Фарфор, твердый сплав.

Состоит из двух основных материалов – каолина и полевого шпата. К ним добавляется кварц или песок. Качество фарфора зависит от пропорции каолина и полевого шпата.

Изделия из фарфора впервые стали изготавливаться в 3 – 6 в. в Китае, позднее – в Корее, Японии.

В Европе был изобретен Иоганном Бетгером в 1709 г. в Саксонии (Германия). В России в 1747 г. русским ученым Дмитрием Виноградовым впервые в истории фарфорового производства разработана научная технология его изобретения.

Черепок фарфора белый, изредка окрашенный (Петербургский фарфоровый завод 18 в.), просвечивает в проходящих лучах света, издает звонкий тон при постукивании по предмету, на вес тяжелее фаянса, но легче каменной массы.

Виды украшений и декоративных покрытий:

А) глазурь полевошпатная;

Б) подглазурная роспись

В) надглазурная роспись (ручная печать, деколь, аэрограф, штамп);

Г) кракле;

Д) отделка кружевом - - прием , применявшийся на Мейсенском фарфоровом заводе в 18 веке и распространившийся отсюда по другим заводам. Техника заключается в том, что настоящие кружева пропитывались барботином и прикреплялись к изделию. Ткань кружева выгорала, но узор оставался.

Е) пат-сюр-пат (тесто на тесто) – рельефная ручная отделка фарфора заключалась в том, что на основной черепок накладывается тесто другого цвета, а затем вручную вырезается рельефные украшения и все покрывается глазурью;

Ж) рисовые зерна – декоративный прием изобретенный в Китае в 18 в., применялся в 19 в. в России: на необожженную массу вставляли рисовые зерна, которые выгорая во время обжига, оставляли после себя отверстия, которые заполнялись легкоплавкой глазурью. После очередного обжига места отверстий просвечивали тонким слоем.

З) золочение – блестящее и матовое – рисунок, нанесенный на позолоту посредством процарапывания, называется ширховка;

И) серебрение; к) селадоновая глазурь; пламенеющая глазурь; матовые глазури; полуматовые глазури; кристаллические глазури; люстровые глазури.

Разновидность фарфора – бисквит – неглазурованный фарфор, применявшийся преимущественно для скульптурных целей. Впервые появился во Франции – Севр, в России во второй половине 19 в. на заводах Гарднера, Попова, Иконникова

Титофания – углубленный изображения, нанесенные на тонкие сильно просвечивающиеся пластинки из фарфора в технике обратного рельефа.

Техника яичной скорлупы – фарфор с очень тонким, сильно просвечивающимся черепком.

Мейсенский фарфор – первые в Европе изделия из настоящей твердой фарфоровой массы, которые производились в немецком городе Мейсен (Саксония) в замке Альбрехтсбург, начиная с 1710 г. Заслуга открытия способа производства этого фарфора принадлежит Йогану Фридриху Бегтеру, который пришел к нему в результате длительных экспериментов и поисков. Он сотрудничал с ученым, физиком и минерологом В.Е.Чирнхаузом, который досконально изучал недра Саксонии и помог Бетгеру в выборе высококачественных гончарных глин. В 1708 г. Бетгер начинает изготавливать первые образцы керамики из красной каменной массы. Она была очень твердой, и после обжига ее можно было шлифовать, полировать и расписывать цветными эмалями, декорировать рельефными узорами. Бетгер продолжил поиски белой глины, и она была найдена неподалеку от Дрездена в Ауе. Это был настоящий каолин, который в смеси с полевым шпатом, кварцем и песком дал возможность Бетгеру создать первый в Европе твердый фарфор, который ничем не отличался от китайского. Первый период деятельности мануфактуры, который продолжался до 1720 г. (до смерти Бетгера) назывался бетгеровским. В этот период изготавливали преимущественно прикладные предметы, украшенный пластичными растительными мотивами. Появляются также вещи, расписанные черным лаком, золотом и серебром в стиле китайского фарфора. После смерти Бетгера на мануфактуре начинает работать талантливый художник по фарфору Херольд. Его приход знаменовал начало живописного периода. Он достиг совершенства фарфоровой массы, керамических красок и позолоты. Колористическая гамма мейсенского фарфора значительно обогащается: появляются синий, красный, пурпуровый, зеленый цвета, а также новая, внедренная Херольдом металлическая краска перламуттерлюстер, которая давала фиолетовый цвет разной тональной насыщенности. Ассортимент изделий был очень большим – сервизы, вазы, туалетные наборы, оправы для часов и т.д.

До 1740 г. формы преимущественно заимствовали с китайского фарфора. Роспись также имела китайские и японские образцы. Но постепенно на Мейсенской мануфактуре вырабатывается новый стиль, в котором преобладают европейские декоративные рокайльные мотивы. Херольд основал сплошные цветные покрытия – голубые, красные, желтые, темно-фиолетовые, оставляя резерв овальной или круглой формы, в котором рисовались различные декоративные мотивы – цветы, пейзажи, жанровые сценки. Большую группу составляют изделия, расписанные исключительно золотом по белому фону фарфора. В конце 20-х годов 18 в. в Мейсене начинают выпускать сервизы, которые получают названия по главному декоративному мотиву: сервизы с драконом, желтым тигром, «луковый», который был расписан мотивами граната, сервиз «летающий пес» и т.д. Сервизы, которые выполнялись по заказу вельмож, украшались еще и гербами. В большом количестве выпускали декоративные вазы. Большой популярностью пользовались и мелкие предметы – табакерки, туалетные наборы, оправы для женских сумочек. Расцвет мейсенской фарфоровой скульптуры связан с деятельностью Й.И.Кендлера. В его творчестве ярко проявились черты изысканного и причудливого стиля рококо. Пластический декор каждого изделия отличался исключительной пышностью, тонким моделированием пластичных деталей, неиссякаемой фантазии, и с точки рения технологии был чрезвычайно сложным. В 1730 гг. по проектам Кендлера были изготовлены 2 сервиза по заказам министра Сулковского и графа Брюль. Каждый из этих сервизов имел около 2 тысяч предметов: тарелки, миски, полумиски, супницы, соусники, декоративные вазы, ажурные корзинки, канделябры, украшены фигурами нимф, амуров, различных фантастических существ. Сервиз Брюла назван сервизом «Белого лебедя» на каждом его предмете было изображение белого лебедя, а некоторые предметы (соусники) были сделаны в виде белого лебедя. Благодаря деятельности Херольда и Кендлера мейсенский фарфор стал всемирно известным, и его традициям следовали на всех европейских фарфоровых предприятиях. В 1756 г. во время Семилетней войны фабрика была почти полностью уничтожена. Производство возобновляется с 1760 г., но стиль классицизма с его сухими формами не способствовал дальнейшему успешному развитию производства. Роспись утрачивает декоративность, копируются античные орнаменты и картины известных художников, снижаются художественные качества фарфоровой скульптуры.

С 1774 г. Мейсенскую мануфактуру возглавил К.Марколини, который приложил немало усилий для возобновления высокого уровня мейсенского фарфора. В этот период в производство внедряются так называемые кружевные фигурки: одежда из кружева или тюля покрывается жидкой фарфоровой массой и укладывается на фарфоровую фигуру. В процессе обжига кружево выгорало, а фарфор сохранял эффект кружевных драпировок.. В 1780 – 1790 гг. мейсенский фарфор начинает следовать стилю декорировки севрского мягкого фарфора, керамики Веджвуда. После смерти Кендлера уровень пластики снижается. Фигурки и группы скульптора В.М.Асье характеризуются чрезмерной драматизацией, покрыты сплошной росписью и не проявляют благородной красоты материала.

В 19 в. Мейсенская фабрика переживает тяжелые времена., и только в конце 19 – в начале 20 ст. в эпоху сецессии она снова находит свой стиль. В этот период используются новые способы украшения: роспись в технике пат-сюр-пат (паста на пасту) на нежном охристо-фиолетовом фоне. Широко использовалась селадоновая полива, которая дает интересный декоративный эффект, а также потични и кристаллические поливы. Снова большое место отводится пластике, особенно анималистической. В этой отрасли работали О.Пильц, П.Вальтер, М.Езер. Если в 18 в. в изображении животных или птиц подчеркивался их хищный характер, то в начале 20 в. скульпторов больше интересует декоративность их вида – цвет перьев, шерсти, манера поведения, часто комическая. Сервизы отличаются простыми цельными формами, изысканным декором, в котором своеобразно интерпретируются мотивы природы, например, «Кленовый сервиз» с изображением стилизованных птичьих крыльев. Декор в этих сервизах почти монохромный, исполненный селадоновой золотисто-коричневой краской, которая подчеркивает характер материала. После второй мировой войны Мейсенская фабрика возобновила свое производство только к 1960-м годам. Марка Мейсенского фарфора – два перекрещенных меча синего цвета.

Севрский фарфор – декоративные и прикладные предметы, изготовленные на фарфоровом предприятии в г. Севр (Франция), куда оно было переведено из г. Венсенн. До 1770 г. здесь производился фаянс., затем была разработана технология фарфора, но только с 1800 г. фабрика полностью перешла на его производство. Для этого фарфора середины 18 в. характерные цветовые фоны – королевский синий, бирюзовый, розовый (розовый помпадур), лимонно-желтый, фиолетовый, зеленоватый. В росписи ощущается влияние восточного (Китай и Япония) и мейсенского фарфора, но постепенно вырабатывается собственный стиль. Наряду с полихромной, внедряется роспись одной краской – кобальтом или пурпуром. С 18 в. наступает период наивысшего расцвета севрского фарфора. Формы становятся более разнообразными, появляется рельефный декор, орнамент выполняется золотом. Особенной популярностью пользуются рисунки «глаза курицы или куропатки» - зеленые или синие крапинки с золотом на белом фооне., тонко позолоченные сетчатые орнаменты, круги из золоченных мелких цветочков. Приблизительно с 1770 г. росписи были выдержаны в духе рококо, а потом постепенно начинает формироваться новый стиль – классицизма. Формы изделий становятся более строгими, в декоре преобладают античные орнаменты, мифологические сцены. В наале 19 в. фарфор отвечает художественным вкусам ампира.. Декором чаще всего служила орнаментика по мотивам помпейских росписей и фресок Рафаэля. Головы или фигуры изображаются на белом фоне в окружении узоров из картушей, завитков и т.д. Севрская мануфактура была известна также своей мелкой бисквитной пластикой, которая изготавливалась по моделям Е.М.Фальконе, Башелье, С.Буо.

Украинский художественный фарфор – декоративная и прикладная посуда, мелкая пластика и другая продукция, которая вырабатывается на фарфоровых предприятиях Украины. Производство фарфора в Украине было начато Корецким фаянсово-фарфоровым заводом на Волыни, который работал с 1783 по 1831 гг. Сначала здесь выпускали фаянс, а с 1790 г. – фарфор. Завод выпускал посуду в полном ассортименте, декоративные вазы. Самая многочисленная группа посуды была представлена чашками различной формы – грушевидной, конической, киафы. Отличались изысканным полихромным декором. В декоре прослеживаются элементы классического стиля – меандр, овальный картуш, геометрические мотивы. Некоторые из них декорировались одноцветным тонированием всей поверхности, кроме полоски фриза по верхнему краю изделия, или пейзажной живописью. С нач. 19 в. выпускаются цилиндрические чашки с округлой прямой ручкой. Для них использовали тонирование желтым, цитриновым, салатным цветом с белым резервом, который заполняли монограммой или пейзажем, или декор в виде фризовой композиции с пальметками, виноградными ветками и листьями, выполненными золотом. На фабрике был известен способ покрытия поверхности фарфора под цвет и фактуру природных материалов – мрамор, яшму, красное дерево, панцирь черепахи. Популярным декором были цветы – полихромные букеты, гирлянды или отдельные мелкие цветочки. На цилиндрических чашках были и силуэтные портретные изображения.

Мелкие и десертные тарелки делались с ажурным краем в виде мелких овалов или ромбовидных отверстий, имитировавших кружево. Вазы с ощущаемым греческим влиянием – форме амфор, кратера, украшенные растительным орнаментом.

Маркой завода в начале балы подглазурная надпись «Korzec». На изделиях последних лет 18 – нач. 19 ст. заводская марка писалась золотом, имела вид треугольника с вписанным в него оком (магический знак «недреманого ока»). Марка ставилась от руки и поэтому имеет много вариантов. Кроме знаков, выполненных золотом, встречаются сделанные черной, серой, коричневой, фиолетовой красками. Приблизительно с 1815 г. марка ставилась красной надглазурной краской в виде треугольника с оком и надписью «Корец» на русском, реже польском языках. Иногда около марки ставился год изготовления.

С 1803 г. фарфоровые изделия начал выпускать завод в Барановцах Житомирской области.

Продукция Барановского фарфорового завода – производственного объединения «Фарфор - Фаянс» в пгт. Барановцы Житомирской области. Завод основан в 1803-1804 гг. опытным керамистом М.Мезером, из семьи основателей производства фарфора в г. Корец на Житомирщине. С самого начала на Барановском заводе производство было основано на местном сырье, только отдельные компоненты завозились из других мест: серебро – из Волыни, гипс и алебастр – с Подола, кобальт – из Петербурга.

В 19 в. на заводе выпускали столовые сервизы, миски, полумиски, кофейную, чайную, аптечную посуду, вазы, подсвечники и др. Изделия декорировали полихромной и монохромной росписью, золочением, тонированием поверхности в голубой, охристый, зеленый, желтый цвета. Цветовое покрытие известно двух видов: тонировали всю поверхность за исключением резерва на передней стенке; либо соединяли частичное покрытие с белым фоном, когда природный цвет черепка в виде полосок, овалов включался в декор предмета. Резервы заполнялись полихромным пейзажем. Такой способ украшали вазы, молочники, чайники. Тарелки – глубокие, мелкие, десертные и терали – овальные и круглые – оформлялись расписным декором, близким к народным мотивам. Распространенный узор – полихромный букет – размещался в центре белого поля блюда. Центральный мотив дополнялся вариантами растительных мотивов на венчиках. В композициях букетов чаще встречаются тюльпаны, гвоздики, нарциссы. Иногда узор рассыпан по всей поверхности изделия в виде мелких стилизованных цветов василька. Для росписи характерен живой насыщенный колорит, изысканная манера исполнения, тонкая стилизация растительных мотивов.

В 19 в. на Барановском заводе выпускали также вазы с ажурными стенками, декорированные мотивом синего василька, обведенного зеленым контуром.

Разнообразием форм и декора отличались чайные чашки: цилиндрические, украшенные тонированием и золочением, монохромной росписью по белому фону; памятные, с портретными изображениями, надписями, эмблематикой; в виде античных киафав – черпаков с вертикальной ручкой, декорированных полихромной росписью, золочением, иногда ведутами Древнего Рима, включенным в резерв.. Изготавливали также чашки конической и биконической формы, рюмковидные. В конце 20-х – начале 30-х годов 19 в. выпускали кофейные чашки округлой формы без ручек, на низкой кольцевидной ножке, их называли турецкими. Чашки украшали монохромным тонированием, вокруг венец выполняли золоченный фриз в виде контурно прорисованного по охристому фону мотива винограда, лавра.

В 1-й половине 19 в. прикладное искусство развивалось под влиянием классицизма и ампира. Больше всего влияние античности проявилось в формах барановских декоративных ваз, похожих на кратеры и амфоры. Они были пышно украшены пластичным и живописным декором: цветной фон, золочение, пейзажная живопись в прямоугольном резерве. Очень популярны были ведуты с надписями под изображениями.

С середины 19 в. формы и декор Барановских изделий утратили легкость, изысканность, стали упрощенными, массивными. Стилистично изделия Барановского завода этого периода были близки распространенному стилю бидемаер, второе рококо, стилю Луи Филиппа.

В 1895 – 1896 гг. завод перешел в собственность зажиточного землевладельца М.Грипари, который для улучшения качества продукции, приглашает на завод иностранных специалистов – техника Батио и скульптора В. Филлипона. Завод успешно демонстрирует свою продукцию на международных выставках: в Венеции, Риме, Барселони, Лондоне (1910-1914 гг.).

Заводские марки разнообразны. В первые годы существования изделия маркировались тремя синими звездочками. В 1806-1820-х гг. их дополняет надпись, которая писалась латинскими буквами «Baranouka», «Baranowka», выполненная от руки красными, черными, коричневыми цветами. В 20-х гг. 19 в. знаком Барановского завода был чрный двуглавый орел с надписью «Барановка». Иногда рисовали только орла или дописывали монограмму и фамилию собственника. Встречаются такие марки, как якорь, латинская буква «И», а в середине 19 в. – «Барановка Грипари», в начале 20 ст. – эту же надпись выполняли латинскими буквами. Были и другие варианты фарфора. В 1920 гг. здесь выпускали столовую и чайную посуду, вазы, тарелки, блюда, украшенные растительным орнаментом, золочением, иногда эмблемами. В конце 20-х гг. в оформлении изделий было внедрена аэрография, что способствовали подъему художественного уровня завода. В декоре преобладают мотивы украинского народного искусства. Роспись характеризуется безупречным выполнением, оригинальными композициям, мастерством прорисовок деталей – цветов, букетов, линий, сочной колористической гаммой.. В украшении фарфора широко используется кобальт для общего покрытия с последующим декорированием золотистыми и эмалевыми красками в виде капелек или протравливанием по контуру цветочного орнамента. Использовали и фотофильмопечать

В 1807 г. – на Житомирщине был основан Городницкий фарфоровый завод. До середины 19 в. здесь выпускали посуду из фаянса и каменной массы, украшенную рельефным декором, похожим н изделия Веджвуда. С 1856 г. на заводе было освоен выпуск фарфора. Ассортимент был велик. На заказ здесь делали сервизы с золоченным изображением гербов, вензелей. Выпускались в большом количестве штучные предметы – кашпо, вазы, чайницы для сухого чая, глечики. Характерными для завода 19 в. были декоративные вазы, по форме напоминающие античные амфоры. Они имели ручки в виде петли, а ножка опиралась на тонкий квадратный цоколь. Их расписывали полихромными букетами цветов, которые размещали на тулове, шейке и ножке. Роспись дополняли золотистые ободки. В ассортименте были чашки различного назначения: для чая, кофе, бульона, ажурные корзинки для фруктов, супницы. Использовали сплошные и частичные цветные покрытия, преимущественно в декоре мелких предметов. В конце 19 – начале 20 вв. в Городнице изготавливали фигурные коробки в виде большой груши на зеленом листе. Заводские знаки немногочисленны. В 20-х гг. 19 в. марка завода имела вид щитка с короной над ним. На щитке было 5 латинских букв, означавших фамилии 5 замужних дочек собственника завода Ю.Чарторыйского. В 30-40 гг. 19 в. на щитке была надпись «Фаб.Городницкой». В 50-60 гг. 19 в. марка представляла собой надпись от руки кириллицей или латиницей «Городница», иногда с годом выпуска. С последним собственником – Зусманом завод имел несколько вариантов знаков с монограммами латинскими или кириллическими буквами. В начале 20 в. завод продолжал выпусках посуду на традиционных началах. В 30-х гг. вошел в трест «Фарфор, фаянс, стекло», специализировался на выпуске чайной посуды и скульптуры малых форм.

Кроме них, наибольших в Украине фарфоровых предприятий, производством фарфора занимался ряд мелких керамических предприятий. Одним из самых старых был завод в Емельчине на Волыне. Это было частное предприятие, которое просуществовало с 1820 по 1852 г. Здесь выпускали сервизы, кашпо, декоративные вазы, чашки с блюдцами. Емильченский фарфор характеризует четкость форм, сдержанность декора, что свидетельствует о влиянии классицизма. Декор состоял из цветочных мотивов, расположенных симметрично. Колористическая гамма включала голубой, коричнево-охристый, сиреневый, зеленый цвета. Иногда роспись дополнялась золотом. Некоторые предметы украшались рельефным декором. Изделия Емильченского завода имели марку «Ємільчин», иногда с датой изготовления, выполненной надглазурно красным цветом.

Киево-Межигорский фаянсовый завод изготавливал в основном небольшие фарфоровые статуэтки, выполненные из бисквитной массы, и посуду, украшенную рельефами и горельефами. Фарфоровые изделия Межигорского завода имели марку в виде тисненой надписи «Киевъ». В большинстве своем под надписью проставлялся год и месяц исполнения.

Фарфоровую посуду и мелкую пластику выпускал Довбиский завод на Житомирщине, основанный в 40-х гг. 19 в. Посуда его украшалась цветочной росписью. В 1905 г. здесь было налажен механизированный способ украшения аэрографом. Известны фамилии некоторых мастеров этого завода – Й.Г. Роговский, А. Грабовский, В. Ястрембский. До нашего времени сохранился только один образец марки этого завода 90-х гг. 19 в. – картуш с фамилией владельца на польском языке – «А.Пржибильський Довбиш».

В 19 нач. 20 вв. фарфоровая продукция изготавливалась на небольших заводах бывшей Волынской губернии в селах Бараши, Романовы, Каменном Броде, Токаревцы, в г. Бердичеве.

На территории современной Хмельницкой области фарфоровые заводы действовали в Белотине, Полонном, Хоровцах.

Производил фарфор фаянсовый завод в Будах около Харькова.

В 1909 г. был основан завод в Коростени.

В 20-х гг. 20 в. наибольшие заводы Украины Барановский, Довбышский, Городницкий, Коростенский были объединены в составе украинского треста «Фарфор, фаянс, стекло». В ассортименте этих заводов – столовая, чайная, кофейная посуда, мелкая пластика, а также агитационный форфор. Для украшения фарфора в 30-х гг. использовались преимущественно механические способы декорирования – аэрограф, трафарет, печать и штамп. Дорогая посуда украшалась дополнительно ручной росписью. Над созданием фарфоровой пластики работали известные украинские скульпторы: Ж. Диндо, Б. Кратко, Г. Теннер, Г. Петрашевич.

Определение керамических изделий по их материалу и технологии производства совершается при помощи внешнего осмотра. Исследователь должен фиксировать свое внимание на толщине, структуре, цвете, просвечиваемости черепка, установить, не имеет ли черепок каких-либо неровностей, тщательно просмотреть покрывающую черепок глазурь и роспись – отметить их блеск и матовость.

Состав керамической массы, из которой выполнено изделие, часто помогает определить обнаруженный скол или повреждение поверхности.

- слегка шероховатая поверхность керамического изделия кирпично-красного или охристого цвета свидетельствует о том, что имеешь дело с обычной гончарной глиной

Концентрические рельефные полосы на дне предмета, которые чаще всего обнаруживаются на гончарных изделиях, свидетельствуют о том, что он выполнен ручным способом на гончарном круге – рельеф деревянной доски круга отпечатался на сыроватом дне предмета и закрепился во время обжига.

Если такой гончарный предмет украшен растительным орнаментом белого цвета, сквозь который иногда слегка просвечивает красноватая поверхность вещи, то это говорит о том, что роспись выполнена так называемым ангобом – той же, только другого цвета, жидкой керамической глиной.

Еле уловимый рельеф красочного покрытия – свидетельствует о том, что роспись выполнена ручным способом.

Если блик света свободно отражается поверхностью предмета, то эта роспись выполнена подглазурно.

Если блик света тускнеет при переходе на роспись, а ее рельеф слегка ощущается прикосновением пальцев – то роспись надглазурная.

Исследование цвета черепка:

- теплый слегка охристый оттенок – признак западноевропейского фарфора 18 – 19 вв., в нем больше извести.

- синеватый, зеленоватый оттенок – характерен для дальневосточного фарфора 18 – 19 вв.