Изучение особенностей экспертизы икон
Внешними признаками древности иконы являются:
- живопись под черным слоем олифы
- двоперстие – иконы писались до церковной реформы Никона до середины 17 в.
- доски ровные, гладки, без ковчега – со второй половины 17 в.
Возможные подделки:
При подделке, подмене иконы под старину, ее спиливали толщиной в 3 мм, наносили новый грунт и писали копию. Эту копию отдавали заказчику, а часть, которая была спилена, наклеивали на другую доску и реставрировали.
Если икона писалась под старину, тогда ее писали на полотне: накладывали грунт, писали темными красками под старый новгородский лист, потом мяли это полотно так, что грунтовка вся трескалась. Это полотно наклеивали на доску и чернили, покрывали копотью, грязной олифой.
Химические исследования могут показать состав грунта, пигментов, сравнить грунт на иконе и реставрационных вставках. В течение 17 – 19 вв. менялись материалы и техника икон: моделирование изображений стало проще, вместо золота стали чаще использовать подвойник. С 18 в. вместо синих пигментов – лазурита, ультрамарина, индиго стали использовать берлинскую лазурь, появились искусственные пигменты. (И копии и подделки пишут с использованием современных пигментов, т.е. отличаются от оригинала как технически, так и технологически).
Рентген. исследования выявляют участки разной плотности.
Оптические приемы могут помочь рассмотреть характер кракелюра.
При экспертизе сомнительных икон, написанных натуральными пигментами и в традиционной технологии идут другим путем. В этом случае выделяют ряд обязательных признаков состояния поверхности красочного слоя, наличие или отсутствие которых даст повод считать исследуемый предмет подделкой или оригиналом. К числe таких признаков относят кракелюр и состояние поверхности красочного слоя.
Кракелюр на старой живописи имеет бесчисленное количество разных рисунков в зависимости от свойств основы, паволоки, состава грунта, техники листа, условий хранения. Он имеет вид кроны дерева: от больших заметных невооруженным глазом веток грунтового кракелюра отходят более тонкие – красочного слоя. Большие и глубокие трещины грунтового кракелюра заполнены темной олифою, лаком, грязью, поэтому они и видны невооруженным глазом. При увеличении видно, что вся поверхность живописи покрыта сетью тонких линий-трещин. Они малозаметны, так как не заполнены темным слоем олифы, лака и грязи.
На части датированных копий икон, выполненных в середине 19 в. – нач. 20 в. кракелюр еще не образовался, но на других, особенно на изображении ликов, рук, где использовали охру с добавлением белила и где живопись многослойная и имеет больше вяжущих веществ – можно видеть кракелюр. Рисунок такого кракелюра похожий на копиях и подделках. Трещины на нем еще не соединились и представляют собой разорванную сеть. Очень часто трещины расходятся от круглого отверстия – результат нарушения технологии – нанесения излишнего количества вяжущего вещества толстым слоем. На иконах 15 – 16 в. кракелюр такого характера встречается очень редко.
Искусственно сделанный кракелюр (мятое полотно) – грубый, с одинаковыми трещинами, специально затертыми одинаковой грязью.
Вторым признаком – является состояние поверхности красочного слоя. Известно, что олифы темнеет, поэтому иконы приблизительно раз в столетие обновлялись. С каждой иконы 14 – 16 в. должны были снимать слой записи темной олифы, копоти. До 70-х годов 20 в. в России иконы реставрировали без использования микроскопической техники, с помощью ножа, скальпеля и ограниченного набора растворителей. Поэтому любая (без исключения) из раскрытых икон обязательно должна была нести следы старой реставрации в виде характерных повреждений:
- должны быть частично срезаны края приподнятого кракелюра;
- должны были быть повреждены (частично срезаны) пробелы на ликах, руках, одежде и пр.
- на поверхности живописи и фактуре красочного слоя – микрорельефы, образующиеся от следов кисти, обязательно должны остаться микроскопические участки всех снятых при реставрации слоев
- должны быть следы сглаживаний и обновлений иконы в прошлом.
Визуально эти все повреждения и обновления могут быть незаметны, но четко видны под микроскопом, и зафиксированы с помощью микросъемки. Пастозные пробелы повреждений не имеют. Характер кракелюра и трещин близкий кракелюру копий.
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Тема 1. Культурні цінності та проблеми їх визначення в нормативно-правових актах України та міжнародних конвенціях – 2 години.
- Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта
- 14 Мая 1954 года
- Тема 2.1 Образотворче мистецтво. Види і жанри образотворчого мистецтва – 2 години.
- Изобразительное искусство
- Тема 2.2 Стилі в мистецтві - 2 години
- Стиль древнего мира
- Тема 3. 1 Живопис на полотні. Відмінні ознаки олійного живопису – 2 години.
- Приемы старинной живописи
- Средние века и Ренессанс
- Смешанный способ живописи
- Итальянская манера масляной живописи
- Тема 3.2 Украинская живопись. Методы анализа произведений живописи.
- Материал – основа Холст с 16 в.
- Картон, бумага
- Тема 4 Живопис на дерев’яній основі. Іконопис. Характерні ознаки ікони. Іконостас – 2 години.
- Прошлое и будущее в иконе
- Образы Богоматери
- Иконография ангелов
- Георгий Победоносец
- Изучение особенностей экспертизы икон
- Тема 5. Графіка: види, технологія виробництва. Атрибуція графічних творів – 2 години.
- Сангина
- Пастель
- Печатные краски
- Морфология гравюры Отпечаток
- Тема 6. Старовинні книги. Рукописи. Документи. Їх класифікація, види та відмітні ознаки – .
- 2. Особливості форми і структури книги.
- Заставка – невелика орнаментальна, чи зображувальна (іноді сюжетна) композиція (вздовж набірної полоси), яка відокремлювала та прикрашала початок книги, чи окремого розділу книги.
- 3. Особливості експертизи книги
- 4. Категорії цінностей книг
- Додаток № 2 список
- Тема 7. Декоративно-прикладне мистецтво. Види та класифікація – 2 години.
- Художественное стекло
- Характеристика и состав стекла
- Технология производства
- Цветное прозрачное стекло
- Непрозрачное (глушенное или опаковое) стекло
- Декорирование изделий из стекла
- Междуслойное декорирование стекла
- Декорирование изделий после их изготовления.
- Техника галле
- Производство стеклянных изделий. Исторический обзор.
- Немецкое и богемское поташное стекло
- Лаковая миниатюра
- Тема 8. Кераміка як вид декоративно-прикладного мистецтва. Відмітні ознаки – 2 години.
- Декорировка керамических изделий
- Виды глазурей
- Приемы нанесения надглазурной росписи на фарфоровые и фаянсовые изделия (твердый фаянс)
- Изделия с пористым черепком
- Изделия со сплошным черепком
- Гончарные изделия
- Античная керамика
- Терракота
- Майолика
- Изразцы
- Фаянс Термин фаянс произошел от названия итальянского города Фаенцы, где он вырабатывался в 15 – 16 вв., еще в то время, когда в Италии была широко распространена майолика.
- Тема 9. Художні вироби з металу. Їх класифікація та відмітні ознаки – 2 години
- Класифікація творів з металу
- Приемы художественной обработки металлов
- Волочение
- Чеканка
- Гравировка
- Інкрустація
- Золочение
- Штамповка
- Тиснение
- Травление
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Свинець
- Сторінки історії
- Тема 10. Ткацтво. Види тканих виробів. Їх характерні ознаки – 2 години.
- Тема 11. Музичні інструменти (смичкові інструменти). Атрибуція смичкових інструментів – 2 години
- Тема 12. Почтовые марки. Отличительные признаки.
- Тема 13. Ордена, медалі, нагрудні знаки та грошові знаки.
- 3. У разі незаконного вивезення за межі України державних нагород з дорогоцінних металів та/або дорогоцінного каміння, вони підлягають вилученню у порядку, передбаченому законодавством.
- 1. По принадлежности денежной системе: