Лаковая миниатюра
Лаки художественные – изделия из дерева, папье-маше, металла, декорированные росписью темперными красками (чаще по черному фону) и сверху покрытые слоем прозрачного лака. Основная художественная особенность лаков – зеркальный блеск полированной поверхности, контрасты цветов фона, мягкая светотеневая игра росписи. Лаки художественные были известны со 2-о тис. До н.э. в Китае, где в качестве материала для покрытий сипользовали сок лакового дерева; были распространены также в Японии, Корее, Индии. В Европе появились в 15 в., но производство их началось только в 17-18 вв. В 1730 г. братья Мартен (Франция) получили королевский патент на изготовление всех лаковых изделий по образцам японских и китайских. Сохранился документ с описанием использованной при этом технологии. Куски бумаги или полотна склеивали до тех пор, пока они не получат нужной толщины. Потом из них делают основу запланированного изделия, придают им определенную форму – чашки, рюмки, табакерки и т.д. После просушивания в печи предмет становится твердым, как дерево. Затем его выравнивают напильником, покрывают лаком и расписывают. Среди работ Мартенов характерны портшезы с лаковым декором на золотистом фоне и комоды, расписанные восточным мотивом по красному или черному фону. В германии в это время работала фабрика Штобвассера, производившая табакерки и сундучки, украшенные миниатюрами. С середины 18 в. производство лаковых изделий из дерева, папье-маше, металла с росписью масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России. На Украине лаки художественные производятся в с. Петриковка Днепропетровской области.
Мстёрские промыслы:
- миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и пр.). Возникла в 1923 г. на основе иконописного промысла. (артель «Древнерусская народная живопись», с 1931 г. – «Пролетарское искусство», с 1960 - фабрика). Для нее характерны теплота и колоритная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажные фоны. Жанры – современные, бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты
филигрань – старинный российский народный промысел украшения филигранью художественных металлических ювелирных изделий, характерный для пгт. Мстёра Вязниковского района Владимирской области. Начало развития этого промысла приходится на 17 – 18 ст., когда ее стали использовать для изготовления окладов для икон. В начале 20 в. В.С.Крестьянинов основал в Мстере меднопрокатный завод, который в 1925 г. был преобразован в металообрабатывающую артель «Мстерский ювелир». С 1937 г. мастерами этой артели была освоена техника филиграни. При обработке филигранных изделий используется золочение, серебрение в отдельных изделиях ажурное филигранное обрамление соединяется с вкладками из цветного стекла Гусь Хрустального.
Палехская миниатюра – вид русского народного миниатюрной подлаковой росписи, главным образом, на изделиях из папье-маше. Возникла в с. Палех (Ивановская область России), бывшем центре иконописи, известном с 17 в. Иконопись Палеха отличается декоративностью, тесна связана с народным творчеством. Среди его мастеров – Ф.Болотов, С.Филатов, Л.Сазонов и др. палехские художники выполняли и настенные художественные росписи. В жанре миниатюры палехские мастера начали работать с 1923 г., когда здесь была основана артель старинной живописи, реорганизованная в 1953 г. в художественно-производственную мастерскую Художественного фонда СССР. Палехские миниатюры на темы современности, литературных произведений, сказок, былин, песен – выполняются яркими красками, преимущественно по черному лаковому фону. Палехской росписи свойственны большое число золотой штриховки, четкий силуэт фигур. Декоративные формы пейзажей и архитектуры, а также вытянутые пропорции людских фигур пришли из иконописных традиций. Палехской миниатюрой украшают мебель, мелкие бытовые предметы (шкатулки, броши), книги, используют в настенной росписи.
Холуйская миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932 г. в пос. Холуй Ивановской области на основе иконописного промысла. Представляла собой сюжетные композиции на фоне пейзажа.
Хохломская роспись – русский народный художественный промысел возник в 17 в. Названа так по ст. Хохлома Горьковской области. Представляет собой декоративную роспись на дереве (посуда, мебель). Отличается тонким растительным орнаментом, выполненным красным и черным (реже зелеными) тонами по золотистому фону.
Жостовская роспись – русский народный художественный промысел, возник в начале 19 в. в деревне Жостов (Мытищенский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветном фоне. В 1928 г. основана артель, затем фабрика.
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Тема 1. Культурні цінності та проблеми їх визначення в нормативно-правових актах України та міжнародних конвенціях – 2 години.
- Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта
- 14 Мая 1954 года
- Тема 2.1 Образотворче мистецтво. Види і жанри образотворчого мистецтва – 2 години.
- Изобразительное искусство
- Тема 2.2 Стилі в мистецтві - 2 години
- Стиль древнего мира
- Тема 3. 1 Живопис на полотні. Відмінні ознаки олійного живопису – 2 години.
- Приемы старинной живописи
- Средние века и Ренессанс
- Смешанный способ живописи
- Итальянская манера масляной живописи
- Тема 3.2 Украинская живопись. Методы анализа произведений живописи.
- Материал – основа Холст с 16 в.
- Картон, бумага
- Тема 4 Живопис на дерев’яній основі. Іконопис. Характерні ознаки ікони. Іконостас – 2 години.
- Прошлое и будущее в иконе
- Образы Богоматери
- Иконография ангелов
- Георгий Победоносец
- Изучение особенностей экспертизы икон
- Тема 5. Графіка: види, технологія виробництва. Атрибуція графічних творів – 2 години.
- Сангина
- Пастель
- Печатные краски
- Морфология гравюры Отпечаток
- Тема 6. Старовинні книги. Рукописи. Документи. Їх класифікація, види та відмітні ознаки – .
- 2. Особливості форми і структури книги.
- Заставка – невелика орнаментальна, чи зображувальна (іноді сюжетна) композиція (вздовж набірної полоси), яка відокремлювала та прикрашала початок книги, чи окремого розділу книги.
- 3. Особливості експертизи книги
- 4. Категорії цінностей книг
- Додаток № 2 список
- Тема 7. Декоративно-прикладне мистецтво. Види та класифікація – 2 години.
- Художественное стекло
- Характеристика и состав стекла
- Технология производства
- Цветное прозрачное стекло
- Непрозрачное (глушенное или опаковое) стекло
- Декорирование изделий из стекла
- Междуслойное декорирование стекла
- Декорирование изделий после их изготовления.
- Техника галле
- Производство стеклянных изделий. Исторический обзор.
- Немецкое и богемское поташное стекло
- Лаковая миниатюра
- Тема 8. Кераміка як вид декоративно-прикладного мистецтва. Відмітні ознаки – 2 години.
- Декорировка керамических изделий
- Виды глазурей
- Приемы нанесения надглазурной росписи на фарфоровые и фаянсовые изделия (твердый фаянс)
- Изделия с пористым черепком
- Изделия со сплошным черепком
- Гончарные изделия
- Античная керамика
- Терракота
- Майолика
- Изразцы
- Фаянс Термин фаянс произошел от названия итальянского города Фаенцы, где он вырабатывался в 15 – 16 вв., еще в то время, когда в Италии была широко распространена майолика.
- Тема 9. Художні вироби з металу. Їх класифікація та відмітні ознаки – 2 години
- Класифікація творів з металу
- Приемы художественной обработки металлов
- Волочение
- Чеканка
- Гравировка
- Інкрустація
- Золочение
- Штамповка
- Тиснение
- Травление
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Свинець
- Сторінки історії
- Тема 10. Ткацтво. Види тканих виробів. Їх характерні ознаки – 2 години.
- Тема 11. Музичні інструменти (смичкові інструменти). Атрибуція смичкових інструментів – 2 години
- Тема 12. Почтовые марки. Отличительные признаки.
- Тема 13. Ордена, медалі, нагрудні знаки та грошові знаки.
- 3. У разі незаконного вивезення за межі України державних нагород з дорогоцінних металів та/або дорогоцінного каміння, вони підлягають вилученню у порядку, передбаченому законодавством.
- 1. По принадлежности денежной системе: