logo
Койнаш Т

Георгий Победоносец

Святой Николай Мирликийский – по канону его всегда изображали в виде седовласого старца с крупным высоким лбом, небольшой вьющейся бородкой, тонким, длинным носом и глазами одновременно и строгими, и милостивыми. Рядом с нимбом писали по-гречески: «агиос Никола» (Святой Николай). На плечах Святого – белый омофор, в левой руке держин Евангелие. Рядом с образом святого – фигуры Христа и Богоматери. Они вручают святителю Николаю Евангелие и омофор – символы священнического сана. Никола Можайский – возвышаясь во весь рост, держал в правой руке меч, а в левой – храм за крепостной стеной.

Иконостас.

Самая главная часть храма – алтарь ( лат.«возвышенное место»), расположен в восточной части храма и означает Небо, место пребывания Бога, Рай. Алтарный престол – главная святыня храма. Это высокий четырехугольный стол, на котором всегда лежат евангелие и крест – знак присутствия Бога. От центральной части храма алтарь отделен несколькими ступенями и особой преградой, украшенной иконами. Эта стена, закрывающая священное пространство алтаря, называется иконостас (от греч. «эйкон» - образ и «стасис» - «место стояния»). В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. Средняя называется «Царскими вратами» – через них во время богослужения незримо проходит Христос. В дни самых больших празднеств они всегда открыты. Через две другие в алтарь входят дьяконы. Ступенчатое возвышение перед иконостасом называют «солея».

В древних христианских храмах иконостаса не было – перед алтарем находилась лишь небольшая перегородка. Не закрывают алтарь и западные христиане. В русских летописях иконостас упоминается впервые в 14 в. Позже его стали называть русским, или высоким, т.к. он вырос почти до сводов храма.

Иконы примыкают вплотную друг к другу, их не разделяют даже обрамления, к которым мы привыкли в станковых картинах. Поэтому иконостас смотрится как нечто целое, силуэты и цвета каждой иконы находятся в гармонии с общей композицией иконостаса. А вместе с тем каждая икона является самостоятельным, законченным в себе произведением. Это сочетание станковости с принципом ансамбля – одна из интересных и своеобразных русских художественных традиций.

Простейшее устройство иконостаса называют тябловым (русское слово «тябло» - брус). Ряды икон помещали на тесаные бревна с пазами-желобками. Концы бревен закрепляли в специальных углублениях на северных и южной частях храма. Бревна прикрывали снаружи досками, расписанными цветами или орнаментом..

Иконостас состоит из нескольких рядов – ярусов – чинов. Количество чинов в иконостасах бывает различным и зависит от местных традиций и величины храма. К рубежу 14-15 вв. в иконостасах было 3 ряда. В 16 в. добавился четвертый, в 17 в. – пятый. С конца 17 в. число рядов увеличивали до 7, но самым обычным был пятиярусный.

Все ряды иконостаса имеют особые названия и символическое значение.

Первый, нижний ряд, на уровне Царских ворот – местный чин – там находятся иконы, посвященные особо чтимым в данной местности святым или праздникам. Но некоторые из них обязательно встречаются в любом храме – справа от Царских Ворот расположена икона Спасителя, слева – икона Богоматери. Икона, следующая за образом Спасителя, изображает святого или праздник, в честь которого назван храм – храмовый образ. Даже в незнакомом храме можно определить его название, посмотрев на вторую икону справа от Царских Врат. Подбор других икон местного ряда определяется местными традициями. Среди них могли быть образы наиболее почитаемых святых или чудотворные иконы. Такие образы называют местночтимыми.

На Царских Вратах всегда изображалась сцена Благовещения с Девой Марией и архангелом Гавриилом и 4 евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, склоненные над книгами, они записывают свои повествования о жизни, смерти и воскресении Христа. Фигуры евангелистов часто сопровождаются особыми символами. У Матфея – это ангел, напоминающий о небесном мире, из которого пришел Христос; у Марка – лев – это могущество и царское величие Христа; у Луки – телец (бык) – символ жертвенности спасителя, у Иоанна – орел, который означает высоту евангельского учения и величие Божественных тайн.

Второй, (позже – третий)– Деисусный чин, важнейший ряд иконостаса, изображает Христа-судью и святых, обращенных к нему с молитвой. Деисус (греч. «десис» - «моление») – это молитва за людей, за весь род людской перед Спасителем мира. В центре деисусного чина – «Спас в силах», икона с образом Христа. Спасителя изображают на фоне вытянутого красного квадрата, синего круга и красного ромба. Эти цвета означают соединение в образе Спаса земли и неба, Божественного и человеческого, огня святого Духа и воды вечной жизни. Красный квадрат – образ земли. Четыре угла – это четыре стороны света и четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. В углах изображают символы евангелистов. Они напоминают, что евангельское учение прозвучало во всех концах земли.

Синий круг символизирует небо, мир бесплотных сил, среди которых пребывает Христос. Красный ромб вокруг фиигуры Христа – ослепительное сияние его славы и Божественный огонь, опаляющий все темное и злое. Правой рукой Спас благословляет, левой придерживает раскрытую книгу – символ Евангелия и Божественного закона, образ Великой книги Жизни, где записаны имена всех спасенных, т.е. добрых и честных людей.

Предстоящие в деисусе – святые и силы Небесные, все, кто пришел на суд. Ближе всех к Христу, по его правую руку – Богоматерь. Стояние справа издревне считалось почетным, означало особую духовную близость. Слева от Христа – пламенный пророк Иоанн Предтеча. Они первые и неизменные заступники за всех людей и символизируют на Страшном суде милосердие (Богоматерь) и истину (Иоанн Предтеча). За ними в молитвенных позах изображают архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Их называют первоверховными, т.е. главными между верховными апостолами, т.к. они первыми возглавили на земле христианскую церковь. Далее следуют образы святителей, подвижников, преподобных и т.д.

Третий, (позже – второй) – праздничный чин. В иконописи праздниками называют важнейшие сюжеты Священной истории. Главные среди них – Воскресение Христово и двунадесятые праздники, посвященные событиям земной жизни Христа и Богоматери и составляют церковный год. По традиции он начинается с праздника Рождества Богородицы – 8 (21) сентября. Далее по порядку следуют: Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов, Воздвижение Креста, Успение Богородицы. Этим праздником завершается церковный год.

Четвертый – пророческий чин. Пророки – избранные Богом люди, которые предсказывали будущее. О них подробно повествуется в Ветхом завете. В центре пророческого ряда обычно расположена икона Богоматери «Знамение». К ней обращены в поклоне величавые пророки со свитками предсказаний в руках. Богоматерь, которая являет миру Спасителя – символ исполнения пророчеств

Пятый – праотеческий. Праотцы – это прародители, родоначальники. С первого праотца, сотворенного Богом – Адама. Библейские праотцы в верхнем ряду иконостаса поклоняются образу ветхозаветного Бога - Троице

Иногда на самом верху помещали страстной ряд с изображением страданий Христа в последнюю неделю перед распятием и Воскресением.

Иконостас всегда завершается образом Голгофы – горы, где на кресте был распят Спаситель