logo
Койнаш Т

Образы Богоматери

В апокрифах, отдельных книгах вспоминали свидетельства о Богоматери: «Рост ЕЕ был средним, волосы цвета зрелой пшеницы. Лицо светлое, очи ясные, рот алый. Одежду носила простую, говорила мало и была приветлива. Всякое слово Ее дышало благодатию». На Руси Ее считали покровительницею русской земли, а Русь – домом Богородицы.

Канон в изображении Богоматери не так строг, как в изображении Христа. Иконы стали называть по тому месту, где они появились или прославились. Как правило, это были образы с младенцем Христом, лишь немного отличались позы и символические детали. На каждой иконе сверху писали греческие буквы Мр 9v, что оначало «Матерь Божия»

Самый древний образ – поясной образ Богоматери, называемый «Одигитрия» - в переводе с греч. «Путеводительница». Поддерживая младенца на левой руке, Дева Мария указывает на него свободной рукой, призывая поклоняться ему, обращаться к нему как к Спасителю. Показывая людям путь, Богоматерь становилась их наставницей и хранительницей. Ей молились во время военных походов и путешествий. В облике Христа нет ничего детского, он серьезен и величав, он благословляет людей. На фоне золотых одежд ярко белеет сжатый в руке свиток – учение Христа. Этот торжественный образ был главным в Византии.

На Руси особенно почитаем был тип иконы «Умиление»

«Богоматерь Владимирская» - иконографическая схема, подразумевающая поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к щеке, с течением времени стал называться «Умиление». Подробное описание этой схемы: «Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнскою скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая неизречимая мудрость». Почитание «Богоматери Владимирской» привело к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. На северо-востоке Руси распространение получил тип «Умиление», к которому принадлежала прославленная «Богоматерь Донская», приписываемая Феофану Греку.

«Оранта» - изображение Богоматери в полный рост с молитвенно поднятыми руками. Оранта в переводе с лат. «Молящаяся». Изображена на мозаике в Софийском соборе в Киеве, считалась защитницей города и киевляне называли ее «Нерушимой стеной» - символ неустанной заботы о человечестве.

Ярославская «Оранта» (хранилась в Спасском монастыре Ярославля). В Византии такие изображения называли «Великая Панагия», т.е. «Всесвятая». Она сияет бесконечной святостью, открывая на груди, в круге славы, благословляющего младенца Христа. Это символ вочеловечевания Бога. Родившись от земной женщины, Христос получил тело человека. Только так вечный и всемогущий Бог мог принести себя в жертву и умереть, чтобы воскреснуть. В этом облике Христос, раскинув руки, принимал и благословлял мир.

«Знамение» - «чудо, пророческий знак» - поясной образ Богоматери Оранты с младенцем на груди.

Курская коренная икона Божией Матери – образ «Знамения»

Смоленская икона Божией матери – образ Одигитрии

Казанская икона Божией Матери – умиление – младенец слева, но не обнимает рукой шею Марии.

Образы Иоанна Предтечи – пророк, предшественник, говорил людям о скором появлении в мире Бога-Спасителя и готовил всех к этой встрече

На византийских иконах этого святого изображали с длинными волосами и бородой, с суровым, смуглым лицом, изможденным от непрерывных трудов – поста и молитвы. Образы Иоанна Предтечи появились в искусстве первых христиан – представляют Иоанна вдохновенным пророком.

Глаза на его худом, истаявшем лице поражают духовной силой и глубоким страданием. Живя в пустыне, он забыл о земном. И небо всегда с ним – в ликах Христа и Богоматери, изображенных в верхних углах иконы, благословляющая десница (правая рука Бога), осеняющая жизнь Иоанна.

«Иоанн Предтеча в пустыне» - пророк склоняется перед явлении Божественной воли – ростовое изображение в грубой одежде из верблюжьего волоса. Смысл этой суровой и одинокой жизни заключался в проповеди – обращении к людям с горячей, убеждающей речью, призывающий людей покаяться в связи с приближением Царства Небесного. Если дерево не приносит добрых плодов, его срубают и топоры уже лежат у корней. Икона повторяет слова Иоанна символами: горки поднимаются к небу как образ возвышенных мыслей, свиток в руке пророка открывается тем же обращением – «Покайтесь». У ствола дерева за спиной Иоанна виден топор.

«Усекновение Главы Иоанна Предтечи» (рубеж 16 – 17 вв.)