logo search
МОКУЛЬСКИЙ

Творчество гундулича

В конце XVI и начале XVII века в Дубровнике усили­вается католическая реакция. Это сказывается и на дубровниц­кой драматургии, в которой демократические тенденции постепен­но уступают место аристократическим, реалистические мотивы уступают место фантастическим и мифологическим. В середине XVII века уже отчетливо проявляется упадок драматургии. Единственным выдающимся произведением XVII века была «Дубравка» Гундулича.

713

–Иван Франьин Гундулич (1588—1638) родился в Дубров­нике и происходил из старинного властельского рода. Отец Ивана Гундулича — Франьо известен как историк; он играл вид­ную роль в общественно-политической жизни республики. Иван Гундулич получил прекрасное гуманитарное образование под ру­ководством сиенца Камилло Камилли и далматинца Петра Паликучи, внушивших ему любовь к римским классикам и к литературе итальянского Ренессанса. Повидимому, Иван Гун­дулич был деятельным участником одного из многочисленных в Дубровнике литературных содружеств, организованных по типу итальянских академий. Здесь, вероятно, и началась его литера­турная деятельность, одним из первых проявлений которой был перевод «Освобожденного Иерусалима» Тассо. За этим последо­вал его перевод семи псалмов Давида — лучший сербский (штокавский) перевод того времени.

В предисловии к изданию перевода псалмов (1620) Гундулич перечисляет десять написанных им драм, из которых до нас дог шли только две («Ариадна» и «Похищенная Прозерпина»), а от двух других сохранились только отрывки («Диана» и «Армида»), Названия перечисленных пьес показывают, что сюжеты их взяты из античной мифологии или из итальянских эпических поэм. Однако Гундулич стремился придать своим произведениям мест­ный колорит. Так, «Ариадна», восходящая к опере Ринуччини, современниками и позднейшими исследователями считалась ори­гинальным произведением. У Гундулича есть изменения в тексте, изменен также стихотворный размер, а итальянские имена заме­нены славянскими. Точно так же и «Похищенная Прозер­пина» является свободной переработкой популярной в Италии латинской эпической поэмы Клавдиана «О похищении Про­зерпины».

И все же не на этих произведениях основаны историческое значение и слава Гундулича. В литературу он вошел как автор большой эпической поэмы «Осман» и оригинальной драмы «Дубравка», относящейся к жанру пасторали. Эта пьеса была сыграна впервые 3 февраля 1628 года на площади Дубровника и удержалась на югославских сценах до конца XIX века (известны постановки 1888 и 1895 гг.).

Издавна, с конца IX века, в Дубровнике существовал обы­чай ежегодно 3 февраля прославлять святого Власия (Влаха) как защитника и покровителя Дубровницкой республики и ее сво­боды. В этот праздник по древнему обычаю самую красивую де­вушку выдавали замуж за самого красивого пастуха. Этот эпизод Гундулич использует в пьесе как драматическую завязку.

В драме Гундулича три основные темы: прославление свобо­ды родного города и призыв сберегать эту свободу; осуждение

714

–грозящих этой свободе пороков, олицетворенных в некоторых отрицательных персонажах (Дивяк, Вук, Загорко, Гордан); про­славление любви.

Эти основные мотивы характеризуют Гундулича как патрио­та, преданного родному городу, как выразителя характерного для Ренессанса культа земной радости, утверждения любви. И вместе с тем в этой пасторали Гундулич выступает как типич­ный представитель властельской идеологии.

Хотя действие «Дубравки» перенесено в языческие времена, однако все персонажи связаны с современностью, аллегорически воплощая различные стороны современной дубровницкой дей­ствительности.

Драма начинается песней пастухов на заре. Старый рыбак-далматинец, пришедший в Дубровник, чтобы «в этом гнезде ми­лой свободы отдохнуть на старости лет», рассказывает о жизни в той части Далмации, которая находится под гнетом Венеции. Он сравнивает эту жизнь с жизнью в счастливом свободном Дубровнике.

Появляется пастух Миленко. Он давно любит пастушку Дуб­равку, не отвечающую ему взаимностью. Однако Миленко высказывает надежду, что, может быть, по заведенному обычаю он женится на Дубравке, так как он самый красивый парень в Дубровнике.

11осле своеобразного интермеццо — хороводных песен вил и Дубравки — появляется сатир Дивяк, в образе которого оли­цетворяются любовные похождения стариков дубровничан. Сатир Дивяк вступает в комическое состязание с другим сатиром — Горштаком. Молодой пастух Загорко бросает свои стада на произвол судьбы и бежит за молодыми крестьянками, «которых взгляд один ему дороже жизни». Мудрый старец Любдраг оста­навливает его упреками, переходя затем вообще к осужде­нию пороков своих сограждан: он нападает на их пристрастие к роскоши, к иностранным обычаям, жалуется на падение нравственности, эгоизм, на непослушание младших старшим, их лень.

Второй акт начинается подготовкой к выборам красивейшее пары. Во время праздника сатир Вук, живущий чужим трудом и оправдывающий это тем, что, «если бы он не стал пользоваться чужим, он умер бы с голоду», крадет у пастухов овцу. Мать Загорко, заметив это, заставляет Вука возвратить ее.

В третьем акте пастухи узнают Дивяка, переодетого в женское платье, и бьют его. Жене Дивяка едва удается спасти своего мужа. Старик Любдраг восхищается устроенным празднеством, но негодует на то, что родители Дубравки, подкупив золотом пастухов, добились присуждения ее богачу Гордану. Это дает

715

–повод Любдрагу обличать корыстолюбие и деньги. Его сетова­ния прерываются сообщением, что благодаря заступничеству Лера — бога любви — Дубравка стала женой Миленко. Оказа­лось, что, когда Дубравка вошла с Горданом в храм Лера для венчания, под ними затряслась земля, загремел гром, жертвен-яый огонь погас... Но лишь только в храм вошел Миленко, все :трахи кончились. В этом увидели знамение бога, и жрец повен­чал Дубравку с Миленко.

Заканчивается пастораль празднеством в честь новобрачных л Свободы. Все возлагают дары на алтарь Свободы и славят ее. Гундулич соблюдал в своей пасторали наряду с принципом :динства места также принцип единства времени: действие в его шесе развивается от зари до зари. Показывая празднество с не-'бходимой для драмы любовной завязкой, с введением прису­щего пасторали фантастического элемента, автор широко исполь-ювал народные обряды, игры, песни.

Условно-аллегорическим персонажам пасторали Гундулич :ридает реальное содержание, оценивая дубровницкую действи-ельность с отчетливо выраженных властельских позиций, -мысл его аллегорий раскрывается легко: Дубравка олицетво->яет свободную Дубровницкую республику. Быть ее мужем, о есть управлять республикой, должен «прекраснейший», наи-олее знатный и достойный человек, иными словами — принад-ежащий к сословию властелей. По мнению автора, наибольшая пасность грозит ей со стороны богача Гордана, в лице которого оказана усиливающаяся и вступившая в борьбу с властелями уржуазия,— в этом особенно ясно раскрываются взгляды Гун-улича и восприятие им дубровницкой действительности. Ста-ый рыбак, ищущий «отдыха» в Дубровнике, олицетворяет гремление славян освободиться от чужеземного ига.

В отдельных сценах и образах изобличаются общественные ороки: продажность, жадность, расточительность, распутство, шружеская неверность. Все это звучало актуально, несмотря на ), что действие было перенесено в далекое прошлое. Но вырази­сь идей и оценок автора старый пастух Любдраг настроен зно консервативно и вспоминает прошлое далеко не в похвалу стоящему.

Гундулич умер через десять лет после написания «Дубрав-1», которая была, повидимому, последней его драмой. Эта зама является одной из лучших в дубровницкой драматургии смысле совершенства формы. Гундулич ограничивается тремя :тами вместо традиционных пяти, действие развивается очень (следовательно, без осложнения побочными эпизодами. Никто в убровнике ни до, ни после Гундулича не поднимался до такого icoKoro художественного мастерства. Искусно построенное дей-

6

–ствие, народный язык, обилие живых комических сцен доставили «Дубравке» большую популярность, позволившую самому авто­ру отметить, что ее «с большим успехом представляли в разных местах».

Заслуга Гундулича в том, что в своих основных произведе­ниях — в драме «Дубравка» и в поэме «Осман» — он прославил свободу и независимость родного города, наиболее полно в дал­матинской литературе выразил сочувствие братским славянским народам, находившимся под венецианским и турецким игом. Гундулич одним из первых высказал (особенно отчетливо в «Османе») мысль о необходимости объединения славянских на­родов и уверенность в грядущем освобождении славян от ига чужеземцев и братское объединение их «от дубровницких рубежей до холодного Ледовитого моря». Но, говоря о свободе и неза­висимости, Гундулич считал, что носителем этой свободы и не­зависимости может быть только дворянство — властели. Он не видел, что дубровницкое дворянство было уже классом реак­ционным, не имеющим будущего. В этом глубокая противоречи­вость идеологии Гундулича.

«Дубравка» была последним выдающимся ■ произведением дубровницкой драматургии.

Гундулич во всех своих пьесах, за исключением «Дубравки», отходит от современности, от реалистического изображения дей­ствительности, в его творчестве уже начинает сказываться общий упадок культуры Дубровника.