Французскии театр исторические условия развития
Строительство национального театра началось во Франции позже и протекало медленнее, чем в большинстве других европейских стран.
Основной причиной этого являлась исключительная стойкость феодальных отношений и крепость традиций средневековой культуры. Энгельс говорил, что Франция была «средоточием феодализма в средние века» '. Все это тормозило развитие и формирование буржуазных отношений в стране и, естественно, сказывалось на всех участках художественной практики, в том числе и в области театра.
Представления мистерий продолжались во Франции до середины XVI века и прекратились только после официального запрещения их властями. Первые ростки ренессансной драмы с трудом пробивались во Франции сквозь толщу средневековых традиций и сперва не находили отклика в широких кругах. Искусство французского Возрождения в основном отвечало запросам формирующегося абсолютизма и придворного общества. Исключение представляет творчество великого писателя-гуманиста Франсуа Рабле.
Первые попытки обновления драмы во Франции падают на середину XVI века, когда в других католических странах Западной Европы начинается период контрреформации и феодальной реакции. Образованные круги дворянства, игравшие уже в
'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 189.
537
–первой половине XVI века преобладающую роль в созидании культуры французского Возрождения, захватывают во второй половине века почти полностью в свои руки культурную жизнь страны. И только с 30-х годов XVII века, в период расцвета французского абсолютизма, сумевшего привлечь буржуазию к строительству новой культуры, создалось искусство классицизма, ставшее общенациональным. Только тогда во Франции был нанесен решительный удар по пережиткам средневекового театра.
Этот своеобразный путь развития французского театра был обусловлен особым экономическим и политическим развитием страны в XVI и XVII веках. Королевская власть во Франции к концу XV века при содействии горожан закончила объединение страны, сломив мощь крупных феодальных сеньоров. Франция стала самым большим государством тогдашней Западной Европы. Это была крупная земледельческая страна, большинство населения которой сосредоточено было в деревнях. Города Франции были невелики (кроме Парижа, в котором было свыше трехсот тысяч населения); их промышленность носила главным образом ремесленный характер. В деревнях лично свободные земледельцы вели мелкое крестьянское хозяйство на помещичьей земле. Развитие денежных отношений привело к повсеместному переходу от натуральной ренты к денежной. Это повлекло за собой проникновение в деревню ростовщического капитала.
Французская буржуазия мало интересовалась торговлей, занимаясь больше скупкой дворянских поместий и выдачей ссуд под залог земли. Буржуазия являлась основным источником, из которого монархия черпала кадры своих чиновников, продавая за деньги большую часть государственных должностей. Роль буржуазии возрастала по мере того, как французская монархия превращалась из сословной в абсолютную. В XVI веке короли перестали созывать Генеральные Штаты, этот старинный орган сословного представительства. Все управление страной сосредоточилось в королевском совете. Единственным препятствием на пути неограниченной власти короля был парижский парламент (верховный суд), в котором заседала верхушка чиновничьей буржуазии, пользовавшаяся правом делать королю «ремонстрации» (замечания) по поводу издаваемых им указов. Чиновничья буржуазия была очень влиятельной и наиболее культурной; именно из нее вышло большинство крупнейших писателей XVII века — Корнель, Расин, Буало, Лафонтен и другие.
Помимо системы продажи должностей во Франции существовала система сдачи на откуп налогов, которые затем выколачивались из населения в увеличенном размере. Уже в XVI веке французская буржуазия начинала играть роль ростовщика, связанного со всей системой управления абсолютной монархии, в
538
–которой методы феодального насилия сочетались с методами насилия капиталистического.
По мере укрепления буржуазии слабело дворянство, паразитически существовавшее на свою феодальную ренту, на королевские пенсии и подачки. Однако дворянство все еще оставалось господствующим сословием, привилегии которого являлись нерушимыми до французской буржуазной революции XVIII века. Хотя некоторые слои и группы дворянства периодически восставали против абсолютизма — ив годы так называемых «религиозных» войн (1562—1594), и в годы правления кардинала Ришелье (1624—1643), и в период Фронды (1648—1653), — все же дворянство в целом по мере укрепления буржуазии цеплялось за королевскую власть, дававшую устойчивую гарантию сохранения его привилегий.
Классики марксизма раскрыли природу абсолютной монархии и особенности ее тактики. О возникновении абсолютизма К. Маркс писал: «...абсолютная монархия возникает в переходные эпохи, когда старые феодальные сословия разлагаются, а средневековое сословие горожан складывается в современный класс буржуазии, и ни одна из спорящих сторон не взяла еще перевеса над другой» . Ф. Энгельс, подчеркивая, что обычно государство является органом власти самого могущественного, экономически и политически господствующего класса, замечал: «В виде исключения встречаются, однако, периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам как кажущаяся посредница между ними. Такова абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая уравновешивает друг против друга дворянство и буржуазию» 2. Развивая эту мысль, Энгельс писал, что в интересующий нас период «королевская власть употребляла буржуазию против дворянства с намерением ослабить одно сословие посредством другого»3.
Противоречия между дворянством и буржуазией — двумя эксплуататорскими классами, существование которых было необходимо для господства абсолютной монархии, — заставляли монархию прибегать к характерной для данного строя тактике лавирования между обоими классами. При этом монархия, стремившаяся выдать себя за общенациональную власть, возвышающуюся над интересами отдельных сословий, являлась, по существу, дворянским государством. Французское общество XVI и
'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. V, стр. 212.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 147.
3К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 167.
539
–XVII веков было еще феодальным обществом, правда, находящимся уже в начальной стадии разложения, когда капиталистические отношения существовали в качестве уклада, развивающегося внутри феодального массива.
Создание французской абсолютной монархии имело большое прогрессивно-историческое значение. Именно к Франции относятся в первую очередь известные слова К. Маркса и Ф. Энгельса о передовых странах, в которых «абсолютная монархия выступает в качестве цивилизующего центра, в качестве основоположника национального единства» '.
Уже в XVI веке Франция являлась наиболее централизованной и национально объединенной страной в Западной Европе. Своими корнями французский абсолютизм восходит еще к концу XV века, к царствованию Людовика XI (1461—1483), при котором был завершен процесс территориального объединения Франции путем включения в ее состав Бургундии и Прованса, а также разработаны методы абсолютистского управления страной. Абсолютизм крепнет при преемниках Людовика XI — Карле VIII (1483—1498) и Людовике XII (1498—1515), достигая высшей точки своего развития в XVI веке при Франциске I (1515—1547). Внешним признаком торжества абсолютной монархии во Франции является отмирание средневековых сословных учреждений (в первую очередь Генеральных Штатов) и сосредоточение всех нитей управления страной в руках короля и его чиновников. Именно при Франциске I создается тот бюрократический аппарат, который будет управлять Францией вплоть до самой революции.
Процесс централизации Франции в XVI веке не достиг еще своего завершения. Ему противились крупная феодальная знать и отдельные французские города (особенно южнофранцузские, незадолго до того присоединенные), имевшие сепаратистские тенденции. Столкновения этих городов и крупной феодальной знати с монархией подчас принимали характер настоящих восстаний (например, восстание в Бордо, подавленное Франциском I).
Царствование Франциска I было отмечено большими событиями во внешней, военной истории Франции (войны Франциска I с императором Карлом V), а также значительными явлениями в культурно-идеологической сфере: при Франциске I началось во Франции как ренессансное, так и реформационное движение.
Начало французского Возрождения принято связывать с периодом завоевательных походов в Италию, предпринятых королями Карлом VIII, Людовиком XII и Франциском I. Эти
■К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. X, стр. 721. 540
–походы открыли французскому дворянству новый мир ренессанс-ного искусства и культуры. Французские рыцари были ослеплены богатством итальянских городов, роскошью жилищ, изяществом костюмов, красотой картин и статуй, блеском придворных спектаклей. Ознакомление с итальянской литературой и философией, насыщенными новым мировоззрением, культом гуманистических идей, породило увлечение Италией и вызвало стремление перенести во Францию достижения итальянской ре-несссансной культуры. Франциск I пригласил к себе на службу Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини и ряд других итальянских писателей, художников и музыкантов. Он заказал переводы произведений ряда античных и итальянских авторов «для поучения французского дворянства», основал в Париже гуманистическую высшую школу — «Коллегию трех языков» (1530) в противовес старинной Сорбонне, этому центру церковно-схоластической лженауки. Наиболее видным из переселившихся во Францию итальянских филологов-гуманистов был Юлий Цезарь Скалигер (1484—1558), автор знаменитой «Поэтики», изданной в Лионе уже после его смерти (1561).
Французское Возрождение не было, однако, простой копией итальянского. Под воздействием итальянских художников и мыслителей во Франции началось широкое культурное движение, получившее свой национальный отпечаток. Характерной особенностью французской гуманистической культуры по сравнению с итальянской являлось значительное преобладание в ней морально-этического течения над эстетическим. Другой особенностью французского гуманистического движения было сравнительно слабое участие в нем французской буржуазии, которая являлась еще в отличие от итальянской бесправным податным сословием. Сторонники гуманизма во Франции вербовались главным образом среди передовой, образованной дворянской молодежи, хорошо знакомой с итальянской культурой.
Вольнодумство гуманистов отталкивало французскую буржуазию, сохранявшую преданность религии. Для Франции характерно расхождение путей гуманизма и реформации, то есть светского и религиозного вольнодумства.
История французского протестантизма распадается на два периода, границей между которыми является середина 1530-х годов. На первом этапе протестантизм развивался во Франции в идейном контакте с гуманизмом. Первым французским протестантом был Лефевр д'Этапль (1455—1537) — видный матема^-тик и филолог-эллинист, побывавший в Италии и прослушавший там лекции крупнейших гуманистов. По возвращении во Францию он изучает Аристотеля, отказываясь от весьма распространенной в то время схоластической трактовки его эстетики. Так
541
–же подошел он и к «священному писанию», настаивая на возвращении к первоначальной чистоте евангельского учения. В 1512 году (за пять лет до Лютера!) Лефевр выдвигает важные для всех протестантов положения — идею оправдания верой, отрицание безбрачия духовенства и символического значения таинств. У Лефевра появилось множество последователей в буржуазно-демократических кругах. Сорбонна объявила Лефевра еретиком, но Франциск I реабилитировал его и даже назначил воспитателем своего сына. В это время Франциск еще благоволил к протестантам и даже подумывал о введении во Франции протестантизма.
Такое благосклонное отношение короля к протестантам резко изменилось в 1534 году после ряда их выступлений против религиозной политики Франциска I. Главной причиной изменения отношения Франциска к протестантам является его страх перед восстаниями крестьян, выступавших с лозунгами реформации. Реформационное движение вступает в это время в новую фазу — кальвинизма, сурового, воинственного буржуазно-демократического учения, решительно порывающего с созерцательным, утопическим евангелизмом Лефевра.
Основоположник этой доктрины Жан Кальвин (1509—1564) переселяется в 1536 году из Франции в Женеву, которая отныне становится главным центром кальвинизма, управляющим всем этим движением во Франции. Основой доктрины Кальвина является положение о «предопределении», то есть о том, что бог предопределил судьбу каждого человека. Энгельс писал о Кальвине: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависит не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих» . Кальвин отчетливо подчеркнул чисто буржуазную сущность протестантизма. Он проповедовал бережливость и накопление богатств, оправдывал ростовщичество и даже рабство.
Несмотря на ярко выраженную буржуазную природу своего учения, Кальвин нашел многочисленных сторонников и среди дворянства. Особенно это наблюдалось на юге Франции, где дворянство не могло примириться с утерей своих феодальных вольностей и пользовалось знаменем кальвинизма для восстания против королевской власти.
Когда во второй половине XVI века во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и протестантами, дворяне-кальвинисты, называемые во Франции гугенотами, выступили организаторами восстания против монархии; правда,.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 297. 542
–после окончания религиозных войн многие из них вернулись к католицизму.
Гуманисты имели отношение и к католикам и к протестантам, но чаще вследствие фанатизма этих партий расходились с ними. Самые свободолюбивые гуманисты, величайшие писатели французского Возрождения — Бонавентура Деперье, Франсуа Рабле, Мишель Монтень — сторонились религиозных распрей, склоняясь к религиозному скептицизму и свободомыслию.
Период религиозных войн был периодом глубочайшего социально-политического кризиса всей феодальной системы и абсолютной монархии, поставивший под угрозу все завоевания французского абсолютизма. В эти бурные годы, когда страна была залита кровью и доведена до крайнего разорения, социально-политическая борьба принимала весьма пестрый и противоречивый характер. Ни католики, ни гугеноты не являлись подлинно национальными партиями и не имели опоры в народе. Подлинно прогрессивными являлись в эту эпоху только крестьянско-пле-бейские движения, направленные против дворян-помещиков любого вероисповедания. Но эти восстания носили более или менее изолированный характер и потому терпели неудачу. «Религиозные» войны закончились компромиссом борющихся партий и восстановлением абсолютизма.
Король Генрих IV (1594—1610), бывший вождь гугенотской партии, начал свое царствование с перехода в католицизм, являвшийся государственной религией. Он восстановил государственное единство Франции, пошатнувшееся в годы религиозных войн, проводя принцип строжайшей централизации. Изданием Нантского эдикта (1598) он успокоил гугенотов, получивших свободу вероисповедания, пытался также привлечь на свою сторону и крестьян, снижая налоги и освобождая их от уплаты недоимок, стремился повысить доходы государства путем развития торговли и промышленности и учреждения заморских торговых компаний.
Генриха IV сменил его малолетний сын Людовик XIII (1610—1643), при котором правление Францией находилось в руках кардинала Ришелье. Этот знаменитый министр довел до апогея присущую французскому абсолютизму централизацию и монархическую дисциплину. Он покончил с политической независимостью гугенотов, подавил ряд крестьянских восстаний и феодальных заговоров, создал крепкую систему центрального и местного управления, завел бюрократический аппарат из людей незнатного происхождения. В своей экономической политике Ришелье поддерживал буржуазию, предоставлял привилегии купцам и мануфактуристам, облагая пошлинами иностранные товары. Он основал Французскую Академию, окружил себя по-
543-
–этами, художниками и критиками, стремясь поставить литературу и искусство на службу своей политике. Он содействовал формированию классицизма как общегосударственного стиля.
После смерти Ришелье и Людовика XIII на престол вступил пятилетний Людовик XIV (1643—1715). Регентшей стала его мать Анна Австрийская, а фактическим правителем государства — кардинал Мазарини. Феодальная знать сделала попытку вернуть свое былое могущество. Одновременно поднялся утесненный политикой Ришелье парижский парламент. Началась гражданская война, называемая Фрондой (1648—1653). Это было широкое антимонархическое движение, в которое были втянуты представители разных сословий. Сложность движения определялась разнородностью интересов его участников. Фронда была последней попыткой феодалов остановить развитие абсолютизма; одновременно она являлась также своеобразным французским откликом на происходившую в это время в Англии буржуазную революцию. Как феодальный мятеж, Фронда была движением реакционным и обреченным на поражение. Как попытка осуществить во Франции некоторое подобие буржуазной революции, Фронда была обречена на провал вследствие предательства парламентской буржуазии, которая испугалась народного движения и сблизилась с фрондировавшими феодалами, заведя народное движение в тупик.
После подавления Фронды началась полоса высшего расцвета французского абсолютизма. В это время ведущей фигурой на политическом горизонте Франции был Кольбер, руководивший всей внутренней политикой Франции с 1666 по 1683 год. Кольбер покровительствовал буржуазии и применял систему так называемого меркантилизма, ставившего задачей добиться того, чтобы вывоз из страны продуктов значительно превышал ввоз. Годы правления Кольбера отмечены большим ростом мануфактурной промышленности и успехами колониальной политики. Монархия Людовика XIV пользовалась в это время симпатиями широких кругов буржуазии.
Абсолютизм Людовика XIV был явлением исторически прогрессивным, но нельзя забывать, что он был связан с жесточайшим гнетом и эксплуатацией народных масс, и в особенности французского крестьянства, стонавшего под бременем непосильных поборов. Народные массы отвечали на этот гнет восстаниями, подчас достигавшими очень больших размеров.
При Людовике XIV после подавления Фронды начинается полоса относительно мирного развития абсолютной монархии, ее высший расцвет. И как раз на годы этого расцвета падает новая ■волна крестьянско-плебейских волнений 1653—1676 годов, вызванных усилением налогового бремени, голодом, безработицей
544
–«Прогрессивная» монархия расправлялась с восставшим народом жесточайшими мерами: вешала и колесовала повстанцев, сносила с липа земли целые кварталы в мятежных городах.
Людовик XIV поставил в центре страны свой двор, где работали крупнейшие поэты, художники, музыканты, актеры. Здесь происходили великолепные празднества и спектакли, на которые тратились огромные суммы денег. Блеск двора Людовика XIV вызывал восторги и попытки подражания в других странах. На содержание этого пышного двора правительство также выкачивало деньги у народа.
Французская придворная культура создавалась за счет голода, страданий, нищеты народных масс.
После смерти Кольбера (1683) произошел реакционный поворот во французской политической и общественной жизни. Абсолютизм начал открыто выявлять свою реакционно-феодальную установку. Людовик XIV заключает союз с католической реакцией и ведет антинациональные захватнические войны, влекущие за собой экономический упадок Франции. За экономическим упадком последовала политическая реакция: был отменен На нтский эдикт (1685), являвшийся для буржуазии символом всяческих гражданских свобод, начались гонения на протестантов, янсенистов и вольнодумцев. Монархия стареющего Людовика XIV превратилась в душительницу свободной мысли, в орудие феодальной реакции и оплот религиозного мракобесия. Она стала объектом суровой критики со стороны нарождающейся в конце XVII века буржуазно-демократической оппозиции (Лаб-рюйер, Фенелон, Бейль), прокладывающей путь просветительству XVIII века.
Так была полностью исчерпана к концу XVII века исторически прогрессивная роль французского абсолютизма.
- Содержание
- Предисловие
- Часть первая театр эпохи становления и расцвета феодализма исторические условия развития
- Народные истоки средневекового театра
- Англо-Саксонские гистрионы. X в.
- Гистрионы
- Французские жонглеры и жонглерка
- Акробатический жонглерский номер. XIV в.
- Литургическая и полулитургическая драма
- Зарождение светского реалистического театра
- Миракль
- Мистерия
- Представление мистерии
- Моралите
- Представление моралите
- Представление фарсов
- Часть вторая театр эпохи возникновения буржуазных отношений введение
- Итальянский театр исторические условия развития
- У истоков развития театра
- Ученая комедия
- Трагедия
- Итальянский театр второй половины XVI века
- Пастораль
- Здание театра и сцена
- Появление профессионального театра
- Комедия дель apte
- Испанский театр исторические условия развития
- Драматургия первого периода
- Драматургия второго периода
- Драматургия сервантеса
- Лопе де вега
- Современники лопе де вега
- Драматургия третьего периода
- Кальдерон
- Театр и актерское искусство
- Английский театр исторические условия развития
- Возникновение гуманистической драмы
- Предшественники шекспира
- Шекспир биография и хронология творчества
- Общая характеристика творчества шекспира
- Периоды творчества шекспира
- Первый период творчества шекспира (1590-1600) Пьесы-хроники из истории Англии
- Комедии
- «Ромео и Джульетта», «Венецианский купец», «Юлий Цезарь»
- Второй период творчества шекспира (1601—1608)
- «Гамлет»
- «Отелло», «Король Лир», «Макбет»
- Трагедии на сюжеты из античной истории
- «Троил и Крессида», «Конец — делу венец», «Мера за меру»
- Третий период творчества шекспира (1609-1613)
- Английская драма во время и после шекспира, до закрытия театров
- Устройство театров, сцена и актерское искусство
- Английская драма и театр периода реставрации
- Французскии театр исторические условия развития
- Французская драматургия XVI века
- Формирование профессионального театра
- Бургундский отель в начале XVII века
- Формирование классицизма в театре
- Корнель
- Буало и эстетика классицизма
- Трагическая сцена и актеры второй половины XVII века
- Комедия до мольера
- Сценическая деятельность мольера
- Французский театр после смерти мольера
- Немецкий театр исторические условия развития
- Немецкий театр XVI века
- Немецкий театр XVII века
- Зарождение славянского театра на балканах исторические условия развития
- Развитие драматургии дубровника
- Творчество држича
- Творчество гундулича
- Упадок драматургии дубровника
- Приложения основная библиография
- Указатель имен1
- Список иллюстраций