logo
МОКУЛЬСКИЙ

Французскии театр исторические условия развития

Строительство национального театра началось во Франции позже и протекало медленнее, чем в большинстве других евро­пейских стран.

Основной причиной этого являлась исключительная стойкость феодальных отношений и крепость традиций средневековой куль­туры. Энгельс говорил, что Франция была «средоточием феода­лизма в средние века» '. Все это тормозило развитие и форми­рование буржуазных отношений в стране и, естественно, сказы­валось на всех участках художественной практики, в том числе и в области театра.

Представления мистерий продолжались во Франции до сере­дины XVI века и прекратились только после официального за­прещения их властями. Первые ростки ренессансной драмы с трудом пробивались во Франции сквозь толщу средневековых традиций и сперва не находили отклика в широких кругах. Искусство французского Возрождения в основном отвечало за­просам формирующегося абсолютизма и придворного общества. Исключение представляет творчество великого писателя-гумани­ста Франсуа Рабле.

Первые попытки обновления драмы во Франции падают на середину XVI века, когда в других католических странах За­падной Европы начинается период контрреформации и феодаль­ной реакции. Образованные круги дворянства, игравшие уже в

'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 189.

537

–первой половине XVI века преобладающую роль в созидании культуры французского Возрождения, захватывают во второй половине века почти полностью в свои руки культурную жизнь страны. И только с 30-х годов XVII века, в период расцвета французского абсолютизма, сумевшего привлечь буржуазию к строительству новой культуры, создалось искусство классициз­ма, ставшее общенациональным. Только тогда во Франции был нанесен решительный удар по пережиткам средневекового театра.

Этот своеобразный путь развития французского театра был обусловлен особым экономическим и политическим развитием страны в XVI и XVII веках. Королевская власть во Франции к концу XV века при содействии горожан закончила объедине­ние страны, сломив мощь крупных феодальных сеньоров. Фран­ция стала самым большим государством тогдашней Западной Европы. Это была крупная земледельческая страна, большин­ство населения которой сосредоточено было в деревнях. Города Франции были невелики (кроме Парижа, в котором было свыше трехсот тысяч населения); их промышленность носила главным образом ремесленный характер. В деревнях лично свободные зем­ледельцы вели мелкое крестьянское хозяйство на помещичьей земле. Развитие денежных отношений привело к повсеместному переходу от натуральной ренты к денежной. Это повлекло за со­бой проникновение в деревню ростовщического капитала.

Французская буржуазия мало интересовалась торговлей, за­нимаясь больше скупкой дворянских поместий и выдачей ссуд под залог земли. Буржуазия являлась основным источником, из которого монархия черпала кадры своих чиновников, продавая за деньги большую часть государственных должностей. Роль бур­жуазии возрастала по мере того, как французская монархия превращалась из сословной в абсолютную. В XVI веке короли перестали созывать Генеральные Штаты, этот старинный орган сословного представительства. Все управление страной сосредото­чилось в королевском совете. Единственным препятствием на пу­ти неограниченной власти короля был парижский парламент (верховный суд), в котором заседала верхушка чиновничьей буржуазии, пользовавшаяся правом делать королю «ремонстра­ции» (замечания) по поводу издаваемых им указов. Чиновничья буржуазия была очень влиятельной и наиболее культурной; именно из нее вышло большинство крупнейших писателей XVII века — Корнель, Расин, Буало, Лафонтен и другие.

Помимо системы продажи должностей во Франции существо­вала система сдачи на откуп налогов, которые затем выколачи­вались из населения в увеличенном размере. Уже в XVI веке французская буржуазия начинала играть роль ростовщика, свя­занного со всей системой управления абсолютной монархии, в

538

–которой методы феодального насилия сочетались с методами на­силия капиталистического.

По мере укрепления буржуазии слабело дворянство, парази­тически существовавшее на свою феодальную ренту, на королев­ские пенсии и подачки. Однако дворянство все еще оставалось господствующим сословием, привилегии которого являлись неру­шимыми до французской буржуазной революции XVIII века. Хотя некоторые слои и группы дворянства периодически восста­вали против абсолютизма — ив годы так называемых «рели­гиозных» войн (1562—1594), и в годы правления кардинала Ришелье (1624—1643), и в период Фронды (1648—1653), — все же дворянство в целом по мере укрепления буржуазии цепля­лось за королевскую власть, дававшую устойчивую гарантию сохранения его привилегий.

Классики марксизма раскрыли природу абсолютной монархии и особенности ее тактики. О возникновении абсолютизма К. Маркс писал: «...абсолютная монархия возникает в переходные эпохи, когда старые феодальные сословия разлагаются, а средне­вековое сословие горожан складывается в современный класс буржуазии, и ни одна из спорящих сторон не взяла еще пере­веса над другой» . Ф. Энгельс, подчеркивая, что обычно госу­дарство является органом власти самого могущественного, эко­номически и политически господствующего класса, замечал: «В виде исключения встречаются, однако, периоды, когда борю­щиеся классы достигают такого равновесия сил, что государ­ственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам как кажущаяся посредница меж­ду ними. Такова абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая уравновешивает друг против друга дворянство и бур­жуазию» 2. Развивая эту мысль, Энгельс писал, что в интересую­щий нас период «королевская власть употребляла буржуазию против дворянства с намерением ослабить одно сословие посред­ством другого»3.

Противоречия между дворянством и буржуазией — двумя эксплуататорскими классами, существование которых было необ­ходимо для господства абсолютной монархии, — заставляли монархию прибегать к характерной для данного строя тактике лавирования между обоими классами. При этом монархия, стре­мившаяся выдать себя за общенациональную власть, возвышаю­щуюся над интересами отдельных сословий, являлась, по суще­ству, дворянским государством. Французское общество XVI и

'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. V, стр. 212.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 147.

3К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 167.

539

–XVII веков было еще феодальным обществом, правда, находя­щимся уже в начальной стадии разложения, когда капиталисти­ческие отношения существовали в качестве уклада, развиваю­щегося внутри феодального массива.

Создание французской абсолютной монархии имело большое прогрессивно-историческое значение. Именно к Франции отно­сятся в первую очередь известные слова К. Маркса и Ф. Энгель­са о передовых странах, в которых «абсолютная монархия выступает в качестве цивилизующего центра, в качестве осново­положника национального единства» '.

Уже в XVI веке Франция являлась наиболее централизован­ной и национально объединенной страной в Западной Европе. Своими корнями французский абсолютизм восходит еще к концу XV века, к царствованию Людовика XI (1461—1483), при ко­тором был завершен процесс территориального объединения Франции путем включения в ее состав Бургундии и Прованса, а также разработаны методы абсолютистского управления стра­ной. Абсолютизм крепнет при преемниках Людовика XI — Кар­ле VIII (1483—1498) и Людовике XII (1498—1515), достигая высшей точки своего развития в XVI веке при Франциске I (1515—1547). Внешним признаком торжества абсолютной мо­нархии во Франции является отмирание средневековых сослов­ных учреждений (в первую очередь Генеральных Штатов) и со­средоточение всех нитей управления страной в руках короля и его чиновников. Именно при Франциске I создается тот бюрокра­тический аппарат, который будет управлять Францией вплоть до самой революции.

Процесс централизации Франции в XVI веке не достиг еще своего завершения. Ему противились крупная феодальная знать и отдельные французские города (особенно южнофранцузские, незадолго до того присоединенные), имевшие сепаратистские тен­денции. Столкновения этих городов и крупной феодальной знати с монархией подчас принимали характер настоящих восстаний (например, восстание в Бордо, подавленное Франциском I).

Царствование Франциска I было отмечено большими собы­тиями во внешней, военной истории Франции (войны Франци­ска I с императором Карлом V), а также значительными явле­ниями в культурно-идеологической сфере: при Франциске I на­чалось во Франции как ренессансное, так и реформационное движение.

Начало французского Возрождения принято связывать с пе­риодом завоевательных походов в Италию, предпринятых коро­лями Карлом VIII, Людовиком XII и Франциском I. Эти

■К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. X, стр. 721. 540

–походы открыли французскому дворянству новый мир ренессанс-ного искусства и культуры. Французские рыцари были ослеп­лены богатством итальянских городов, роскошью жилищ, изяществом костюмов, красотой картин и статуй, блеском при­дворных спектаклей. Ознакомление с итальянской литературой и философией, насыщенными новым мировоззрением, культом гу­манистических идей, породило увлечение Италией и вызвало стремление перенести во Францию достижения итальянской ре-несссансной культуры. Франциск I пригласил к себе на службу Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини и ряд других итальянских писателей, художников и музыкантов. Он заказал переводы произведений ряда античных и итальян­ских авторов «для поучения французского дворянства», основал в Париже гуманистическую высшую школу — «Коллегию трех языков» (1530) в противовес старинной Сорбонне, этому центру церковно-схоластической лженауки. Наиболее видным из пересе­лившихся во Францию итальянских филологов-гуманистов был Юлий Цезарь Скалигер (1484—1558), автор знаменитой «Поэтики», изданной в Лионе уже после его смерти (1561).

Французское Возрождение не было, однако, простой копией итальянского. Под воздействием итальянских художников и мыс­лителей во Франции началось широкое культурное движение, получившее свой национальный отпечаток. Характерной особен­ностью французской гуманистической культуры по сравнению с итальянской являлось значительное преобладание в ней мораль­но-этического течения над эстетическим. Другой особенностью французского гуманистического движения было сравнительно слабое участие в нем французской буржуазии, которая являлась еще в отличие от итальянской бесправным податным сословием. Сторонники гуманизма во Франции вербовались главным обра­зом среди передовой, образованной дворянской молодежи, хоро­шо знакомой с итальянской культурой.

Вольнодумство гуманистов отталкивало французскую бур­жуазию, сохранявшую преданность религии. Для Франции ха­рактерно расхождение путей гуманизма и реформации, то есть светского и религиозного вольнодумства.

История французского протестантизма распадается на два периода, границей между которыми является середина 1530-х го­дов. На первом этапе протестантизм развивался во Франции в идейном контакте с гуманизмом. Первым французским проте­стантом был Лефевр д'Этапль (1455—1537) — видный матема^-тик и филолог-эллинист, побывавший в Италии и прослушавший там лекции крупнейших гуманистов. По возвращении во Фран­цию он изучает Аристотеля, отказываясь от весьма распростра­ненной в то время схоластической трактовки его эстетики. Так

541

–же подошел он и к «священному писанию», настаивая на возвращении к первоначальной чистоте евангельского учения. В 1512 году (за пять лет до Лютера!) Лефевр выдвигает важ­ные для всех протестантов положения — идею оправдания ве­рой, отрицание безбрачия духовенства и символического значе­ния таинств. У Лефевра появилось множество последователей в буржуазно-демократических кругах. Сорбонна объявила Лефевра еретиком, но Франциск I реабилитировал его и даже назначил воспитателем своего сына. В это время Франциск еще благово­лил к протестантам и даже подумывал о введении во Франции протестантизма.

Такое благосклонное отношение короля к протестантам резко изменилось в 1534 году после ряда их выступлений против ре­лигиозной политики Франциска I. Главной причиной изменения отношения Франциска к протестантам является его страх перед восстаниями крестьян, выступавших с лозунгами реформации. Реформационное движение вступает в это время в новую фазу — кальвинизма, сурового, воинственного буржуазно-демократиче­ского учения, решительно порывающего с созерцательным, уто­пическим евангелизмом Лефевра.

Основоположник этой доктрины Жан Кальвин (1509—1564) переселяется в 1536 году из Франции в Женеву, которая отны­не становится главным центром кальвинизма, управляющим всем этим движением во Франции. Основой доктрины Кальвина яв­ляется положение о «предопределении», то есть о том, что бог предопределил судьбу каждого человека. Энгельс писал о Каль­вине: «Его учение о предопределении было религиозным выра­жением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависит не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих» . Кальвин отчетливо подчеркнул чисто буржуазную сущность про­тестантизма. Он проповедовал бережливость и накопление бо­гатств, оправдывал ростовщичество и даже рабство.

Несмотря на ярко выраженную буржуазную природу своего учения, Кальвин нашел многочисленных сторонников и среди дворянства. Особенно это наблюдалось на юге Франции, где дво­рянство не могло примириться с утерей своих феодальных воль­ностей и пользовалось знаменем кальвинизма для восстания против королевской власти.

Когда во второй половине XVI века во Франции разгоре­лись религиозные войны между католиками и протестантами, дворяне-кальвинисты, называемые во Франции гугенотами, вы­ступили организаторами восстания против монархии; правда,.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 297. 542

–после окончания религиозных войн многие из них вернулись к католицизму.

Гуманисты имели отношение и к католикам и к протестан­там, но чаще вследствие фанатизма этих партий расходились с ними. Самые свободолюбивые гуманисты, величайшие писатели французского Возрождения — Бонавентура Деперье, Франсуа Рабле, Мишель Монтень — сторонились религиозных распрей, склоняясь к религиозному скептицизму и свободомыслию.

Период религиозных войн был периодом глубочайшего со­циально-политического кризиса всей феодальной системы и абсо­лютной монархии, поставивший под угрозу все завоевания фран­цузского абсолютизма. В эти бурные годы, когда страна была залита кровью и доведена до крайнего разорения, социально-по­литическая борьба принимала весьма пестрый и противоречивый характер. Ни католики, ни гугеноты не являлись подлинно на­циональными партиями и не имели опоры в народе. Подлинно прогрессивными являлись в эту эпоху только крестьянско-пле-бейские движения, направленные против дворян-помещиков лю­бого вероисповедания. Но эти восстания носили более или менее изолированный характер и потому терпели неудачу. «Религиоз­ные» войны закончились компромиссом борющихся партий и вос­становлением абсолютизма.

Король Генрих IV (1594—1610), бывший вождь гугенотской партии, начал свое царствование с перехода в католицизм, являв­шийся государственной религией. Он восстановил государствен­ное единство Франции, пошатнувшееся в годы религиозных войн, проводя принцип строжайшей централизации. Изданием Нантского эдикта (1598) он успокоил гугенотов, получивших свободу вероисповедания, пытался также привлечь на свою сто­рону и крестьян, снижая налоги и освобождая их от уплаты не­доимок, стремился повысить доходы государства путем развития торговли и промышленности и учреждения заморских торговых компаний.

Генриха IV сменил его малолетний сын Людовик XIII (1610—1643), при котором правление Францией находилось в руках кардинала Ришелье. Этот знаменитый министр довел до апогея присущую французскому абсолютизму централизацию и монархическую дисциплину. Он покончил с политической неза­висимостью гугенотов, подавил ряд крестьянских восстаний и феодальных заговоров, создал крепкую систему центрального и местного управления, завел бюрократический аппарат из людей незнатного происхождения. В своей экономической политике Ри­шелье поддерживал буржуазию, предоставлял привилегии куп­цам и мануфактуристам, облагая пошлинами иностранные това­ры. Он основал Французскую Академию, окружил себя по-

543-

–этами, художниками и критиками, стремясь поставить литературу и искусство на службу своей политике. Он содействовал форми­рованию классицизма как общегосударственного стиля.

После смерти Ришелье и Людовика XIII на престол вступил пятилетний Людовик XIV (1643—1715). Регентшей стала его мать Анна Австрийская, а фактическим правителем государ­ства — кардинал Мазарини. Феодальная знать сделала попытку вернуть свое былое могущество. Одновременно поднялся утеснен­ный политикой Ришелье парижский парламент. Началась граж­данская война, называемая Фрондой (1648—1653). Это было широкое антимонархическое движение, в которое были втянуты представители разных сословий. Сложность движения определя­лась разнородностью интересов его участников. Фронда была последней попыткой феодалов остановить развитие абсолютизма; одновременно она являлась также своеобразным французским откликом на происходившую в это время в Англии буржуазную революцию. Как феодальный мятеж, Фронда была движением реакционным и обреченным на поражение. Как попытка осу­ществить во Франции некоторое подобие буржуазной револю­ции, Фронда была обречена на провал вследствие предательства парламентской буржуазии, которая испугалась народного движе­ния и сблизилась с фрондировавшими феодалами, заведя народ­ное движение в тупик.

После подавления Фронды началась полоса высшего расцвета французского абсолютизма. В это время ведущей фигурой на по­литическом горизонте Франции был Кольбер, руководивший всей внутренней политикой Франции с 1666 по 1683 год. Коль­бер покровительствовал буржуазии и применял систему так называемого меркантилизма, ставившего задачей добиться того, чтобы вывоз из страны продуктов значительно превышал ввоз. Годы правления Кольбера отмечены большим ростом мануфак­турной промышленности и успехами колониальной политики. Мо­нархия Людовика XIV пользовалась в это время симпатиями широких кругов буржуазии.

Абсолютизм Людовика XIV был явлением исторически про­грессивным, но нельзя забывать, что он был связан с жесточай­шим гнетом и эксплуатацией народных масс, и в особенности французского крестьянства, стонавшего под бременем непосиль­ных поборов. Народные массы отвечали на этот гнет восстания­ми, подчас достигавшими очень больших размеров.

При Людовике XIV после подавления Фронды начинается полоса относительно мирного развития абсолютной монархии, ее высший расцвет. И как раз на годы этого расцвета падает новая ■волна крестьянско-плебейских волнений 1653—1676 годов, вы­званных усилением налогового бремени, голодом, безработицей

544

–«Прогрессивная» монархия расправлялась с восставшим народом жесточайшими мерами: вешала и колесовала повстанцев, сносила с липа земли целые кварталы в мятежных городах.

Людовик XIV поставил в центре страны свой двор, где рабо­тали крупнейшие поэты, художники, музыканты, актеры. Здесь происходили великолепные празднества и спектакли, на которые тратились огромные суммы денег. Блеск двора Людовика XIV вызывал восторги и попытки подражания в других странах. На содержание этого пышного двора правительство также выкачи­вало деньги у народа.

Французская придворная культура создавалась за счет го­лода, страданий, нищеты народных масс.

После смерти Кольбера (1683) произошел реакционный по­ворот во французской политической и общественной жизни. Абсолютизм начал открыто выявлять свою реакционно-феодаль­ную установку. Людовик XIV заключает союз с католической реакцией и ведет антинациональные захватнические войны, вле­кущие за собой экономический упадок Франции. За экономи­ческим упадком последовала политическая реакция: был отменен На нтский эдикт (1685), являвшийся для буржуазии символом всяческих гражданских свобод, начались гонения на протестан­тов, янсенистов и вольнодумцев. Монархия стареющего Людо­вика XIV превратилась в душительницу свободной мысли, в ору­дие феодальной реакции и оплот религиозного мракобесия. Она стала объектом суровой критики со стороны нарождающейся в конце XVII века буржуазно-демократической оппозиции (Лаб-рюйер, Фенелон, Бейль), прокладывающей путь просветитель­ству XVIII века.

Так была полностью исчерпана к концу XVII века истори­чески прогрессивная роль французского абсолютизма.