logo
МОКУЛЬСКИЙ

Немецкий театр исторические условия развития

Германия XVI века была страной, где произошла первая из трех крупных решительных битв, в которых «великая борьба европейской буржуазии против феодализма дошла до высшего напряжения» *. Первый акт этой борьбы был разыгран в Гер­мании XVI века, второй акт — в Англии XVII века и третий акт — во Франции XVIII века. Ф. Энгельс ставил народно-революционные события, разыгравшиеся в Германии в первой трети XVI века, на одну доску с двумя буржуазными револю­циями — английской и французской. В этой борьбе Энгельсу виделись контуры первой крупной буржуазной революции в Европе, что позволило ему определить XVI век в истории Гер­мании как «великую эпоху, которую мы, немцы, называем, по приключившемуся с нами тогда несчастью, реформацией»2. Религиозная реформация, направленная против римской церкви, не выражает всего революционного содержания этой эпохи. Для немецкого народа реформационное движение только в первый период своего существования сыграло положительную роль в борьбе с католической церковью. Дальнейшая канонизация лю­теранства превратила это учение в новую церковную доктрину, тормозившую свободное развитие человеческой личности и науки. «И характерно, что протестанты перещеголяли католи­ков в преследовании свободного изучения природы»,— писал Ф. Энгельс 3.

'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 296.

2Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1952, стр. 4.

3 Там же, стр. 5.

663

–В XVI—XVII веках германская нация, в сущности, еще не была создана. Германия XVI века представляла собой полити­чески и экономически раздробленную страну, входившую в со­став «Священной Римской империи», а фактически распадав­шуюся на отдельные феодальные княжества, которые проводили самостоятельную политику и были экономически разобщены. Однако именно в XVI веке феодальный строй, унаследованный Германией от средневековья, был впервые подорван классовыми битвами, разыгравшимися в этой стране.

Определяя социальные силы, боровшиеся в этот период в Германии, Ф. Энгельс говорил о трех партиях — «консерватив­но-католической, бюргерски-умеренной лютеранской и револю­ционной». Объединенные силы крупных феодальных князей и представителей католической церкви владели основными богат­ствами страны и всячески угнетали широкие массы крепост­ного крестьянства. В то же время в Германии XVI века, как и в других западноевропейских странах, начался значительный подъем городского бюргерства. Южногерманские торговые горо­да (Нюрнберг, Аугсбург, Кёльн, Страсбург и др.) встали во главе этого движения, означавшего первичную стадию ста­новления капитализма в Германии. На первых порах бюргерство включалось в борьбу против феодалов и римской церкви. Оно явилось непосредственным вдохновителем реформационного движения, руководимого Мартином Лютером (1483—1546), ко­торый кроме борьбы с католической церковью защищал идею национального объединения Германии и ратовал за чистоту не­мецкого языка.

С умеренной, бюргерской группировкой объединилось и мел­кое безземельное дворянство (рыцарство), восставшее в 1523 го­ду под предводительством Франца фон Зикингена, связанного с реформационным движением. Маркс и Энгельс писали в пись­мах к Лассалю, что восстание Зикингена было обречено на не­удачу, так как исходило от дворянства, то есть от «представи­телей гибнущего класса».

Третьей силой, противостоявшей как феодалам, так и бюр­герам и имевшей подлинно революционный характер, были широкие народные массы, и прежде всего крестьянство.

«Немецкий народ... имеет свою революционную традицию. Было время, когда Германия выдвигала характеры, которые можно поставить рядом с лучшими революционерами других стран, когда немецкий народ развил такую энергию и выдержку, которые у централизованной нации привели бы к самым блестя­щим результатам» ', — писал Ф. Энгельс.

'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 114.

664

–Великая крестьянская война (1514—1525), потрясшая осно-' вы феодальной Германии, происходила главным образом в Южной Германии и была тесно связана с восстанием немецкой Швейцарии против католических кантонов и наместников, руко­водимым Цвингли. Вождем немецкой крестьянской войны был священник Томас Мюнцер, о котором Ф. Энгельс писал, что-если его «религиозная философия... приближалась к атеизму, то его политическая программа была очень близка к коммунизму» '.

Беднейшие крепостные крестьяне Южной Германии, боров­шиеся за освобождение от феодального рабства, выпустили ма­нифест «12 тезисов простого человека», в котором ставились требования разделения земли и имущества, свободы слова и пе­чати, свободы собраний и выборной системы в назначении су­дей и священнослужителей. «Во время так называемых религиоз­ных войн XVI столетия вопрос шел прежде всего о весьма положительных материальных классовых интересах» 2.

С крестьянами в борьбе против феодалов объединились все прогрессивные силы страны, и прежде всего плебейские низы го­родского населения.

Во главе крестьянских восстаний стояли тайные революцион­ные общества, руководившие борьбой.

Крестьянская война в Германии имела огромное историче­ское значение. Ф. Энгельс даже сравнивал ее с революциями 1848 и 1871 годов: «Немецкая крестьянская война пророчески указала на грядущие классовые битвы, ибо в ней на арену вы­ступили не только восставшие крестьяне, [...] но за ними пока­зались начатки современного пролетариата с красным знаменем в руках и с требованием общности имущества на устах» 3.

Революционное движение масс испугало немецкое бюргер­ство, быстро отказавшееся от всех тех требований, которые оно выставляло в начале реформационного движения.

Великая крестьянская война была жестоко подавлена фео­далами вследствие предательства бюргерства в 1525 году. Томас Мюнцер был обезглавлен, а Флориан Гейер погиб во время сражения. Но революционные ростки, посеянные в Гер­мании в этот период, продолжали жить в последующих веках.

После окончания Великой крестьянской войны борьба уме­ренных слоев бюргерства с феодалами и католической цер­ковью закончилась капитуляцией бюргерства перед княжеским абсолютизмом, компромиссом с феодалами и католической цер­ковью. В 1555 году был заключен Аугсбургский религиоз-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 138.

665

–ный мир. Аугсбургский религиозный мир, по существу, означал ликвидацию в Германии последних остатков бюргерской револю­ционности.

В последующих судьбах Германии сыграло решающую роль перемещение торговых путей с Северного и Балтийского морей на Атлантический океан. Торговая монополия Ганзы, являв­шаяся основным оплотом буржуазии в «вольных» городах и стимулировавшая развитие торговли, утратила во второй поло­вине XVI века свое значение. Немецкие бюргеры потеряли свои привилегии в мировой торговле. Эти привилегии перешли к Англии и Франции. В результате немецкое бюргерство лиши­лось к концу XVI века руководящего значения в экономической жизни страны.

В XVII веке Германия вступила в период дальнейшего поли­тического и экономического упадка. Тридцатилетняя война (1618—1648), начавшаяся как междоусобная война немецких феодалов, в которую затем включились Франция и Швеция, окончательно разорила страну. Вестфальский мир (1648) уза­конил раздробленность Германии. Германия была отброшена назад в своем экономическом развитии, страна обнищала, насе­ление сократилось более чем на половину.

Великие классовые битвы первой половины XVI века вы­звали к жизни побеги реалистического народного искусства, противостоявшего средневековому церковному искусству. Но бес­плодный XVII век душил эти ростки, в княжеских дворах про­пагандировалось далекое от реализма искусство, отвечавшее мировоззрению реакционного крепостнического дворянства.