logo
МОКУЛЬСКИЙ

Предисловие

Данная книга, представляющая собой учебное пособие по истории за­падноевропейского театра от начала средних веков до конца XVII века, является частью большого коллективного труда, предпринятого кафедрой ис­тории зарубежного театра Государственного института театрального искус­ства имени А. В. Луначарского (ГИТИС). Книга предназначена в первую очередь для студентов театроведческих факультетов и аспирантов театро­ведческих кафедр, детально изучающих историю зарубежного театра.

В отличие от прежних учебных пособий по истории западноевропейско­го театра С. С. Мокульского (1936—1939), А. К. Дживелегова и Г. Н. Бояджиева (1941), С. С. Игнатова (1940), А. А. Гвоздева (1939) данная работа создана усилиями целого коллектива театроведов, привлечен­ного к участию в настоящем издании кафедрой зарубежного театра ГИТИС.

Каждая глава книги или раздел ее, написанные определенным автором, подвергались обсуждению на кафедре, в котором принимал участие весь авторский коллектив. Коллективный метод создания книги, разумеется, ни в коей мере не снижал ответственности каждого члена авторского коллектива за порученную ему работу.

Весь труд по истории западноевропейского театра задуман в четырех томах. Первый том охватывает историю западноевропейского театра от на­чала средних веков до конца XVII века. Второй том посвящен театру XVIII века (эпоха Просвещения) и доводит изложение материала до пер­вой французской буржуазной революции. Третий том охватывает историю театра, начиная с революции 1789 года до Парижской Коммуны 1871 года. Четвертый том излагает историю зарубежного театра от Парижской Комму­ны до наших дней.

Существенным отличием данной книги по истории зарубежного театра от всех предшествовавших ей обзоров является значительное расширение круга изучаемых национальных театральных культур. В данном труде исто­рия западноевропейского театра уже не ограничивается изучением театра четырех-пяти романских и германских стран, но включает—впервые в на­шем театроведении — историю театра зарубежных славянских стран, а так­же Венгрии, Румынии, Австрии, Бельгии и некоторых других.

Самое понимание предмета научного исследования истории театра под­верглось решительному пересмотру. В данной работе мы рассматриваем предмет научной истории театра как изучение истории зарождения, возник­новения и развития реалистической драматургии и реалистического сцени­ческого искусства в их разнообразных проявлениях в разные исторические эпохи и в их борьбе с различными антиреалистическими течениями.

Такое определение предмета научной истории театра дает нам надеж­ный критерий отбора наиболее значительных явлений и фактов, подлежащих преимущественному изучению в истории театра.

В выпускаемой нами истории западноевропейского театра гораздо боль­ше места, чем в прежних учебных пособиях по истории театра, занимает изучение драматургии Западной Европы как ведущей силы театра в идейном и художественном отношении.

Иллюстрации к книге подобраны исключительно из материала, совре­менного изучаемым памятникам драматургии и сценического искусства. Вся­кие стилизованные изображения театра и его деятелей, сделанные худож­никами позднейших эпох, решительно отвергались нами. Книжные иллюстра­ции к пьесам воспроизводятся только в том случае, если они помогают составить более или менее правильное представление о театре данного времени.

Настоящее издание начиналось под руководством профессора А. К. Джи­велегова, заведовавшего в то время кафедрой зарубежного театра ГИТИС. К сожалению, преждевременная кончина А. К. Дживелегова помешала ему довести эту работу до конца.

Публикуемое учебное пособие по истории театра связано с «Хрестома­тией по истории западноевропейского театра» С. С. Мокульского, которая построена по тому же плану, что и учебное пособие, и состоит из такого же количества томов.

С целью избежать ненужных повторений, приводимые в Хрестоматии документы цитируются в учебном пособии сокращенно, а иногда даже дает­ся только ссылка на Хрестоматию.

К книге приложена библиография основных текстов и пособий. В биб­лиографии перечисляются главные работы не только на русском, но и на иностранных языках. Библиография носит учебный характер и потому заключает в себе только самые основные книги. При указании текстов мы ориентировались в первую очередь на те произведения, которые входят в литературу, приложенную к только что выпущенной издательством «Искус­ство» программе по истории зарубежного театра.

Заведующий кафедрой истории зарубежного театра Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского профессор С. С. МОКУЛЬСКИЙ