logo
МОКУЛЬСКИЙ

Упадок драматургии дубровника

Все более аристократизирующаяся дубровницкая драматур­гия замыкается в круг сюжетов античных, историко-романтиче-ских; при этом обращается главное внимание на внешнюю зани­мательность сюжета, на сценические эффекты.

Снижение идейного и художественного уровня драмы осо­бенно заметно у одного из самых плодовитых драматургов Дуб­ровника — двоюродного брата Гундулича — Юния Пальмотича (1606—1657).

Пальмотич происходил из властельского рода и получил прекрасное классическое образование под руководством сначала своего дяди, Франьо Гундулича, потом иезуитов. Он принимал активное участие в общественно-политической жизни республики, занимая видные государственные должности. Хорошо знакомый с античной и итальянской литературой, Пальмотич заимствовал свои сюжеты у Софокла, Вергилия, Овидия, Тассо. Блестящий импровизатор, он часто даже не писал драму, а только, обдумав

717

–сюжет, собирал исполнителей и сразу диктовал им стихами их роли. Это отчасти объясняет и его редкую плодовитость и утрату многих его драм.

Драмы Пальмотича, в которых очень заметна морально-ди­дактическая тенденция, можно разделить на три группы: 1) драмы на античные сюжеты, 2) драмы на сюжеты из италь­янского эпоса и 3) историко-романтические драмы, сюжеты ко­торых заимствованы из местных хроник и народных легенд.

Одна из ранних его драм — «Аталанта» — написана на антич­ный сюжет. Она как бы завершает развитие дубровниукой пасторали. Вслед за ней появляется серия пьес, относящихся к первой и второй группам. В них видна большая эрудиция Паль­мотича, но они не вносят ничего нового в драматургию Дубров­ника. В этих пьесах автор слепо следует по пути, проложенному итальянскими драматургами.

Пальмотич был создателем жанра историко-романтической дубровницкой драмы, для которой характерно отсутствие досто­верности изображения. Обычно в таких драмах историчны не события, а только лица. Очень часто местный дубровницкий ко­лорит лишь внешне связан с сюжетом.

Наиболее оригинальной пьесой этого жанра была трехакт­ная драма Пальмотича «Павлимир» (1623). Сюжет ее — осно­вание Дубровника — взят из летописи попа Дуклянина и из легенды о святом Илларионе.

Словенский король Радослав, которого старший сын лишил престола, живет изгнанником в Риме. Там родились его сын Петрислав и внук Павлимир. Словенские баны предлагают Пав-лимиру вступить на дедовский престол. Павлимир со своей дружиной переправляется через море и высаживается на берег вблизи развалин греческого города Эпидавра. Здесь он женится на дочери пустынника и племяннице святого Иллариона, кото­рый, по народной легенде, освободил окрестных жителей от кро­вожадного змея. Преодолев различные препятствия, какие чинят ему вилы, колдуны и колдуньи, Павлимир основывает подле развалин Эпидавра новый город, свободный и славный Дубров­ник, за что местные жители выбирают его своим королем. Драма заканчивается поэтическим апофеозом Дубровника.

«Павлимир» — лучшая и наиболее значительная историко-романтическая драма Пальмотича.

Только по персонажам исторична его драма «Данина» (1644). Ее содержание заимствовано из «Неистового Роланда» Ариосто, но действие перенесено на славянскую почву, причем Ариодант итальянской поэмы превратился в дубровницкого вла-стеля Матвея, а Джиневра — в Даницу, дочь короля Боснии Остои.

718

–Драма «Цаптислава» (1642) развивает сюжет, взятый из летописи, и прославляет героизм славянских юнаков, но она еще менее исторична, чем «Даница». Очень большое место уделено в «Цаптиславе» фантастическому элементу. Продолжением этой драмы является «Бисерница», в которой фантастический элемент становится уже основным.

Пьесы Пальмотича составляли основу репертуара властель-ских или близких к ним любительских театральных содружеств, которые играли для зрителей, принадлежавших преимуществен­но к верхушке дубровницкого общества.

Датировка драм Пальмотича показывает, что, начав с наи­более исторически правдивой и оригинальной драмы, он постепен­но сходит с этого пути, все сильнее поддаваясь итальянским влияниям.

В художественном отношении драматургия Пальмотича стоит значительно ниже пьес Гундулича. Драмы Пальмотича, хотя они и написаны хорошим поэтическим языком, лишены действенности и занимательности. Неизменный счастливый конец в его пьесах заставляет относить их к популярному в XVII веке жанру трагикомедии, а обилие фантастики, сверхъестественного элемен­та, наличие лирических, несколько приподнятых монологов, вероятно, предназначавшихся для пения, сближало его произве­дения с зарождавшейся оперой.

Во второй половине XVII века и в XVIII веке обнару­живается уже полная деградация оригинальной дубровницкой драмы. Все большее место в ней начинают занимать переводы и переделки иностранных пьес (из итальянских авторов — Маффеи, из французских — Корнель и Мольер). Среди дуб-ровницких драматургов XVIII века мы не находим ни одной яркой творческой индивидуальности. Даже наиболее крупные из них идут по следам своих предшественников, порой лишь под­черкивая и углубляя недостатки их драматургии.

Внук автора «Дубравки» — Иван Гундулич-младший завер­шает развитие жанра пасторали, написав пастораль «Радмил» (1700), явившуюся переработкой «Любмира» Златарича. Но то, что было новым и свежим в XVI веке, становится на рубеже XVIII века анахронизмом, мертвой традицией.

В XVIII веке популярной становится манера Пальмотича, ко­торую особенно культивировал его последователь поэт Антон Гледжевич (1659—1728). Интрига в пьесах Гледжевича крайне осложнена и запутана многочисленными побочными линиями, усилен фантастический элемент. Характеры не разработаны и обусловлены лишь развитием интриги, неизменно приводящей действие к благополучному концу. В области поэтической формы тоже сказывается общий упадок литературы — холодное, без-

719

–душное стихотворство Гледжевича подменяет подлинную поэзию его предшественников.

В замкнутый, изолированный от других стран Дубровник поздно и очень слабо проникают идеи Просвещения. Если на ученых Дубровника — историков, математиков, философов — оказали некоторое влияние французские энциклопедисты, то дубровниукая драматургия осталась совершенно незатронутой идеями Просвещения и окончательно пришла в упадок. Зто, естественно, повлекло за собой и постепенный распад актерских содружеств. В XVIII веке на смену им все чаще появляются в Дубровнике труппы заезжих итальянских актеров, по преиму­ществу посредственных.

Начавшийся с конца XVI века экономический упадок Дуб­ровника, усиливающаяся с каждым годом политическая реак­ционность стоящего у власти дворянства, все возрастающее влияние иезуитов привели к тому, что в XVIII веке дубровниц-кая культура остается в стороне от тех новых веяний, какие на­чинают проявляться в других славянских странах.

Но ренессансная культура Дубровника не исчезла. Во второй половине XIX века она привлекает пристальное внимание уче­ных и писателей Сербии и Хорватии. В теперешней Югославии Дубровник стал одним из важных центров культурной жизни страны.