logo
МОКУЛЬСКИЙ

Буало и эстетика классицизма

Драматургическая практика Корнеля и Расина была подыто­жена и обобщена знаменитым критиком и теоретиком классициз­ма Никола Буало-Депрео (1636—1711) в его стихотворном трак­тате «Поэтическое искусство» (1674), который Пушкин назвал «кораном» французского классицизма.

Буало происходил из той же чиновничьей буржуазии, кото­рая дала Франции Корнеля и Расина. Хотя все родственники Буало были судейскими чиновниками, однако отец предназначал сына к духовному званию. Но занятия теологией пришлись Буа­ло не по вкусу, и он перешел на юридический факультет. Окончив его, Буало был принят в адвокатское сословие, но адвокатурой не занимался и целиком посвятил себя занятиям поэзией и литературной критикой. С 1660 года он начал писать сатиры, которые наполнял полемическими выпадами против отживших и реакционных литературных течений. Объектами нападок Буа­ло являлись одновременно прециозная и бурлескная поэзия. Буало считал, что прециозность и бурлеск в равной мере фальшивы и неестественны, так как отклоняются от «разумно­го» идеала поэзии. Воплощение этого идеала Буало находил в произведениях Расина, Мольера и Лафонтена. С этими тремя ведущими представителями классицистской поэзии Буало поддер­живал в свои молодые годы тесную дружбу. С Расином дружба у него сохранилась до самого конца жизни.

Буало первый сделал сатиру орудием литературной критики. Он был первым настоящим литературным критиком в Европе, оценивавшим произведения с точки зрения их соответствия не его личным вкусам, а общим эстетическим принципам, которые казались ему законами самого «разума».

Помимо сатир Буало высказывал свои эстетические сужде­ния в посланиях, которые писал начиная с 1669 года. Особенно важное значение имеет в этом отношении его дидактическая поэма «Поэтическое искусство», написанная под влиянием «Послания к Пизонам» Горация. Буало привел в систему поло­жения, выдвинутые несколькими поколениями теоретиков клас­сицизма. Не стремясь к оригинальности, он фиксировал уже установившиеся взгляды, излагая их в необычайно живой, эпиграмматической форме, сыгравшей немалую роль в широком распространении его поэмы.

Основным принципом эстетического учения Буало является преклонение перед разумом, этим надежным руководителем в области поэзии:

Любите ж разум вы; пусть он в стихах живет Один и цену им и красоту дает.

619

–Истину, устанавливаемую разумом, Буало отождествляет с красотой и находит ее в «природе», то есть в реальной действи­тельности. Изображая природу, поэзия дает разумное удоволь­ствие, доступное в равной мере всем людям. Поэтому подража­ние природе является для Буало основной задачей поэзии, кри­терием ее эстетической ценности.

Установив необходимость «подражания природе», иначе гово­ря — отражения жизни в поэзии, Буало вносит в этот реалисти­ческий принцип ряд ограничений, сужая область его применения. Поэта должны интересовать явления всеобщие, а не частные и единичные, утверждает Буало в «Поэтическом искусстве», про­пагандируя метод абстрактной типизации, стремящийся воспро­изводить в человеке его незыблемую «сущность», а не конкрет­ные формы ее проявления.

Дальнейшее ограничение принципа «подражания природе» вытекает из отвращения Буало ко всему грубому, низменному. При этом оказывается, что понятие «низменного» имеет у него' отчетливую социальную окраску: низменно все народное, «пло­щадное», «базарное». Буало не признавал народной поэзии и народного театра. Он отрицал басню и потому даже не упомянул в «Поэтическом искусстве» басен Лафонтена. Отрицал бурлеск­ную, шутовскую поэзию и потому игнорировал Скаррона. Отвергал фарс, который, по его мнению, может доставлять удо­вольствие лишь лакеям, и потому у Мольера принимал только произведения, лишенные элементов фарса.

Буало рекомендовал поэтам «изучать двор и знакомиться с городом», то есть показывать быт и нравы аристократии («двор») и буржуазии («город»). Жизнь простого народа, и в первую очередь крестьянства, не должна быть предметом искусства. Во всем этом ярко обнаруживается сословная ограни­ченность поэтики Буало. Отказ от изображения жизни простых людей обличает преобладание во французском классицизме ари­стократических установок. Согласно этим установкам поэзия всегда должна быть «приятна». Она должна «развлекать», даже изображая ужасное или отвратительное; она должна приукраши­вать действительность, превращая ее в «прекрасную природу» (la belle nature).

От подражания природе Буало переходит к другому важному положению — подражанию античности. Античные поэты велики потому, что умели видеть природу и подражать ей. Поэтому об­ращение к их произведениям раскрывает перед современными поэтами лучший метод подражания природе. Установив принцип творческого подражания античным авторам, Буало ограничивает его, советуя находить у античных поэтов такие черты, которые приемлемы для современной ему Франции.

620

–В третьей песне своей поэмы Буало останавливается на основ­ных поэтических жанрах — эпопее, трагедии и комедии. Свою характеристику трагедии он целиком выводит из художественной практики Расина, хотя и не упоминает его имени. Буало отмечает основное условие творчества трагического поэта:

Пусть в каждом слове страсть всегда у вас пылает И, к сердцу путь ища, волнует и сжигает.

Но, требуя от трагического поэта эмоциональности, Буало в то же время считает необходимым, чтобы чувства регулировались разумом. Образец такого укрощения страстей разумом дан имен­но Расином.

Далее Буало формулирует законы, которым должно подчи­няться творчество трагического поэта. Это — правило трех единств; правильное распределение материала между действием и рассказом; требование нарастания интриги в каждом действии; необходимость построения сложных, противоречивых характеров; простота и искренность слога.

Должны и вы печаль щемящую познать: Чтоб начал плакать я, должны и вы рыдать. Трескучие слова, что слышим мы порою, Не сердцем рождены, охваченным тоскою '.

Трагедии Расина полностью соответствовали не только пере­численным требованиям Буало, но и основному его требованию — интеллектуальности творчества. Свои наблюдения жизни, впечат­ления Расин подвергал рассудочной обработке, в результате ко­торой из них исключалось случайное, преходящее, всякая жанро­вая и бытовая окраска; образы получались идеализированными, идеи и страсти не воплощались в реальные формы современной жизни. В этом проявлялась глубокая ограниченность классициз­ма вообще и творчества Расина в частности. По сравнению с творческим методом Шекспира метод Расина означал значитель­ное сужение и ограничение реализма, порожденное отрывом куль­туры от народных корней, замыканием ее в тепличную обстанов­ку версальского двора.

Поэтика Буало, сыграв прогрессивную роль в эпоху расцвета абсолютизма в XVII веке, в дальнейшем обнаружила свою кон­сервативную сторону; она стала тормозить сближение искус­ства с жизнью, мешать проникновению в искусство реального жизненного содержания. Вот почему все прогрессивные театраль­ные и литературные деятели XVIII и начала XIX века вели борьбу с традициями Буало, мешающими поступательному раз­витию реализма.

Перевод С. Нестеровой.

621