logo
МОКУЛЬСКИЙ

Итальянский театр второй половины XVI века

В середине XVI века феодально-католическая реакция охва­тила почти все итальянские государства, за исключением Вене­ции. Капиталистические отношения, зародившиеся в Италии в XIV—XV веках, не смогли получить дальнейшего развития; крестьянство на юге страны попрежнему оставалось в крепост­ной зависимости; некогда процветавшая торговля в связи с захватом испанцами и французами большого количества италь­янских земель стала клониться к упадку. Все это приостано­вило поступательное развитие Италии. Господствующее поло­жение в обществе снова вернула себе аристократия, буржуазия же усиленно стала переводить свои капиталы из промышленных и торговых предприятий в земельную собственность и старалась приобретать дворянские звания и титулы. В городах значи­тельно возросла безработица, а в деревнях, по существу, проис­ходило восстановление крепостного права.

Реакцию возглавило папство. Препятствуя национальному единству страны, папство в эпоху реакционного поворота вы­ступало свирепым гонителем всякой свободной мысли. В Ита­лии в 1540 году был учрежден орден иезуитов, а через два года были созданы инквизиционные трибуналы; повсюду запы­лали костры, на которых гибли лучшие, самые передовые и сме­лые мыслители эпохи.

Материализм в философии и реализм в искусстве оказались под строжайшим запретом.

Но период феодально-католической реакции был и временем усиления демократической оппозиции: безработные массы в городах и обнищавшее крестьянство в деревнях выражали от­крыто свой протест против жестоких условий жизни. Наиболее ярким проявлением этого протеста было крестьянское восстание в 1599 году, руководимое гениальным мыслителем-утопистом Томмазо Кампанеллой и жестоко подавленное властями. Осо­бенно сильными были оппозиционные настроения в демократи­ческих слоях городского населения.

Эта общественная активизация масс имела существенное значение для судеб итальянской культуры. В то время, как в верхах общества идеи гуманизма постепенно вырождались, в демократических массах рос протест против паразитизма бога­тых и знатных, против средневекового уклада жизни и схола­стического омертвения мысли.

В театре этого периода под влиянием времени почти исчеза­ет гуманистическая идейность, наиболее популярным жанром становится стилизованная пастораль. В области теории драмы,

190

–в рассуждениях о моральной функции катарзиса, по существу,, проповедовались реакционнреклерикальные воззрения. Однако именно в этот период получают широкое развитие демократиче­ские сатирические жанры — сперва фарс, а в середине XVI века в процессе формирования кадров профессиональных актеров — комедия дель арте — наиболее значительное явление итальян­ского театра эпохи Возрождения.