logo
МОКУЛЬСКИЙ

«Троил и Крессида», «Конец — делу венец», «Мера за меру»

Трагическое мировосприятие Шекспира наложило свою пе­чать и на те произведения второго периода, которые не принад­лежат непосредственно к жанру трагедии. Пьеса «Троил и Крес­сида» может быть названа трагикомедией. Сюжет из истории Троянской войны обработан здесь Шекспиром в такой форме, что некоторые критики усматривали в этой драме пародию на «Илиаду» Гомера. Это, однако, не так. На материале античного предания, дошедшего до Шекспира в обработке английского поэта XIV века Чосера, драматург создал произведение, в котором история несчастной любви Троила к неверной Крессиде обретает мрачную реалистическую окраску, отражающую взгляд Шекспи­ра на современность. Всеобщий разлад, нравственная испорчен­ность и вероломство характеризуют общество, в котором живет благородный Троил. И, хотя история его страданий не заканчи­вается гибелью героя, трагический мотив несовершенства жизни преобладает в произведении, определяя его общее звучание.

1 Перевод П. Вейнберга. 474

–Безрадостна судьба героини комедии «Конец — делу венец*. Впервые у Шекспира тема любви сочетается здесь с проблемой социального неравенства. Любовь Елены наталкивается на ари­стократическое чванство графа Бертрама, не желающего «уни­зить» себя союзом с простолюдинкой. Хотя его и принуждают вступить с ней в брак, но он сразу после венчания покидает ее, и лишь впоследствии ей удается путем обмана добиться того, чтобы Бертрам признал ее.

Мрачный взгляд Шекспира на жизнь отразился и в пьесе «Мера за меру». Перед зрителем возникает картина города, стра­ны, где царит всеобщая испорченность нравов. Герцог, ранее снис­ходительно смотревший на безнравственность граждан, решает принять меры. Он на время передает власть наместнику Андже-ло, поручая ему со всей строгостью применять закон, карающий нарушителей нравственности казнью. Первой жертвой нового правителя становится Клавдио, повинный в том, что его возлюб­ленная родила ребенка вне брака. Как совратитель, Клавдио осужден на смерть. Сестра Клавдио, добродетельная Изабелла, является к Анджело просить о помиловании своего брата. Кра­сота девушки воспламеняет сурового блюстителя законов, и он обещает ей помиловать брата, если она разделит его страсть.

Образ Анджело принадлежит к числу глубоких реалистиче­ских типов, созданных Шекспиром. Внезапно вспыхнувшая страсть делает Анджело лицемером. Шекспир создает не одно­сторонний тип лицемера, наподобие Тартюфа, а многосторонний образ человека, которого страсть побуждает отказаться от своих принципов и стать лицемерным. Сохраняя видимость нравствен­ного человека, Анджело прикрывает ею свое нарушение долга и принципов морали. Как отмечал Пушкин, «у Шекспира лицемер произносит судебный приговор с тщеславной строгостью, но справедливо; он оправдывает свою жестокость глубокомысленным суждением государственного человека; он обольщает невинность сильными, увлекательными софизмами, не смешною смесью на­божности и волокитства. Анджело лицемер — потому что его гласные действия противуречат тайным страстям! А какая глу­бина в этом характере!» '

Осуждая лицемерие, Шекспир отнюдь не проповедует амора­лизм. Нравственная распущенность, безудержный эпикуреизм, представленный в образе Люцио, осуждаются Шекспиром с не меньшей силой. Обоим крайностям Шекспир противопоставляет гуманистическую мораль, в особенности альтруизм и самопо­жертвование,— качества, носителями которых являются героиня пьесы Изабелла и добрый герцог. Хотя гуманность и одерживает

А. С. Пушкин, Собр. соч., т. VII, стр. 516.

475

–в драме победу, но чувствуется, что благополучная концовка наступает не столько по логике событий, сколько по воле автора. Существенное место занимает в «Мере за меру» проблема справедливости и законности. Как показывает Шекспир, суще­ствующие в обществе законы суровы и бесчеловечны, но и мно­гие люди настолько далеки от подлинной нравственности, что трудно найти мерило справедливости.

* * *

Второй период творчества Шекспира — период высшего рас­цвета реалистического мастерства великого драматурга. Произве­дения этих лет отражают глубочайшие противоречия всей обще­ственной жизни, когда феодальный строй сменялся новым, бур­жуазным строем.

Величие Шекспира проявилось в том, что на заре капитали­стического развития он в глубоко реалистической форме показал в своих произведениях бесчеловечность этих новых отношений, разрушительное действие, оказываемое ими на развитие челове­ческой личности.

И все же при всей трагичности жизни, которую изображал Шекспир, он не терял веры в человека. Вот почему трагизм Шекспира никогда не доходил до пессимизма. Даже тогда, когда он видит человека заблуждающимся, оказавшимся во власти ро­ковых жизненных обстоятельств, он не может не восхищаться огромной мощью, титаническим величием разума, энергии, стра­стей своих героев. Драмы Шекспира рисуют трагедию челове­чества, высвободившегося из-под оков феодального средневеко­вого гнета, только успевшего распрямиться и стать во весь свой гигантский рост, но тут же надломленного, исковерканного ми­ром корысти, властолюбия и новых форм социального неравен­ства. Но это не убило в Шекспире мечты о свободном, полно­ценном, всесторонне развитом человеке — мечты, воплощавшей лучшие чаяния народа. И эта широта гуманизма Шекспира, вы­ходившего за пределы буржуазной ограниченности, обусловила глубокую народность всего его творчества. Поэтому произведе­ния его являются жизнеутверждающими даже тогда, когда они рисуют трагические судьбы его героев.

Важнейшей особенностью реализма Шекспира было отрица­ние «рока» как основы трагизма жизни. Зло у него всегда имеет своих конкретных, человеческих носителей, которые могут быть устранены и побеждены при благоприятных условиях. Отрицание фатализма, вера в то, что все зависит от самих лю­дей, заставляли Шекспира страстно искать возможности иных решений жизненных противоречий.

476