logo search
Койнаш Т

Античная керамика

Характеризуется только ей присущей техникой исполнения росписи. Черепок цветной пористый, но тонкий. Цвет черепка различен для разных областей: желтоватый, сероватый, оливковый, красный, коричневый и т.д. В результате высокого технического уровня выделки, с одной стороны, и художественного такта, с другой стороны, это единство находит свое выражение в целесообразности формы изделий и способа их декорировки.

Изделия предназначались для самых разнообразных целей – существовали изделия репрезентативные, вотивные и бытовые, - и назначение влияло на качество.

Выполнялась греческая керамика из хорошо отмученной глины, кроясь по наружной поверхности весьма тонким ангобом. Украшения писались люстром – глиноземной краской, которая во время обжига приобретала блестящий черный цвет.

По стилю росписи античная керамика делится на ряд периодов:

Почвой, на которой зиждились греческие племена после своего поселения в Греции, были две крупные цивилизации 2 тысячелетия до н. э., островная – Крита и континентальная – Микен.

12 – 10 вв. до н.э. – простые геометрические мотивы.

9 – 8 вв. до н.э. – расцвет геометрического стиля. Господствовала расписная керамика и только в конце периода появляется применение черного лака на керамике (коричневого оттенка). Роспись красками или лаками обычно исполнялась непосредственно по черепку, реже по ангобу.

Середина 8 – начало 6 вв. до н.э. – так называемый «восточный стиль» с многокрасочной ковровой росписью.

6 в. до н.э. – чернофигурный стиль – роспись в виде черного силуэта на красноватом фоне глины.

5-4 вв. до н.э. – краснофигурный стиль – фон рисунка сплошь покрывался черным лаком, а фигуры сохраняли естественный цвет глиняного черепка.

3-1 вв. до н.э.- рельефная, сплошь покрытая лаком керамика (так называемые «мегарские чаши»).

Черный лак, в зависимости от периодов и областей производства, отличался на изделиях не только большим или меньшим блеском, а также цветностью – от коричневого или темно-коричневого с зеленоватым блеском до глубоко черного тона с зеленоватым, коричневатым или синеватым блеском.

С 1 в. до н.э. в римской керамике появляется красный лак.

Помимо лака античные мастера широко применяли различные минеральные краски, отличающиеся степенью прочности: белую, пурпуровую различных оттенков. Роспись этими красками производилась непосредственно по лаку. Золочение применялось редко.

Виды украшений и декоративных покрытий: роспись красками; чернолаковая, чернофигурная или краснофигурная; ангобированная; рельефная; глазурованная.