logo search
МОКУЛЬСКИЙ

Третий период творчества шекспира (1609-1613)

Именно это стремление и составило идейную основу творче­ства Шекспира в третий период. Нельзя сказать, что в произве­дениях этих лет Шекспир отказался от изображения противо­речий действительности. Как сюжеты пьес, так и речи действую­щих лиц содержат достаточное количество указаний на то, что Шекспир попрежнему видит различные формы проявления со­циальной несправедливости и столь же непримирим по отноше­нию к ним. Поэтому неверна концепция буржуазных критиков, которые утверждают, будто третий период характеризуется при­мирением Шекспира с современной ему действительностью.

Однако если Шекспир и не стал на эту позицию, то все же несомненно, что теперь его внимание привлекает не столько за­дача социальной критики, сколько поиски положительного разре­шения противоречий жизни. В этом смысле небезинтересен тот факт, что Шекспир как бы возвращается к темам и сюжетным мотивам, уже получившим у него драматическую разработку, но теперь разрешаемым иначе.

Особенно наглядный пример этого дает история Постума и Имоджены в «Цимбелине», по-новому трактующая центральную тему «Отелло». Иоахимо посредством обмана убеждает Постума в неверности его жены Имоджены. Постум приказывает убить Имоджену, но слуга, верящий в невиновность Имоджены, дает ей возможность спастись. В конце концов обнаруживается, что Иоахимо оклеветал Имоджену, и муж с женой счастливо соеди­няются вновь.

История Постума и Имоджены, повторяющая темы ревности и обманутого доверия, развивается параллельно со сложной интригой, происходящей при дворе короля древней Британии Цимбелина. Вторая жена Цимбелина одержима властолюбием, подобно леди Макбет. Борьба британцев против вторгшихся в страну римских легионов вводит в пьесу тему патриотизма. Борь­ба добрых и злых сил завершается победой первых, все конфлик­ты разрешаются наисправедливейшим образом, злодеи несут заслуженную кару.

Манера, в какой написан «Цимбелин», характерна и для остальных пьес этого периода. Действие в них развивается сна­чала в сторону нарастания напряженных драматических мотивов, граничащих с трагизмом, но затем происходит неожиданный поворот судьбы, приводящий благородных героев к счастли­вой развязке. Происходит это не в силу логики событий, не как результат закономерного развития их, а вследствие слу­чайности.

477

–То же самое наблюдается и в «Зимней сказке». Воспылав без действительных оснований ревностью, Леонт, король Сици­лии, предает свою жену Гермиону суду. Мы узнаем затем, что Гермиона умерла, и видим Леонта, раскаивающегося в своей не­обоснованной ревности. Между тем дочь Леонта и Гермионы, выброшенная по приказу отца из дому, была подобрана и вос­питана пастухами в Богемии, где в нее влюбился наследный принц. Вторая часть пьесы, действие которой происходит через шестнадцать лет после ее начала, изображает постепенное распу­тывание драматических узлов и завершается появлением Гер­мионы, которая, оказывается, не умерла, ее примирением с Леонтом, свадьбой их дочери и богемского принца.

Большой интерес представляют в этой пьесе сцены, изобра­жающие жизнь юной героини среди богемских пастухов. Де­мократизм Шекспира проявляется в любовном изображении про­стых людей. Чувство богемского принца оказывается сильнее сословных предрассудков, и он готов жениться на девушке про­стого звания, и лишь впоследствии выясняется, что она равна ему по положению.

Наиболее значительное произведение третьего периода — «Буря». Подобно комедии «Сон в летнюю ночь», в этой пьесе также очень сильны элементы фантастики, наряду с реальными людьми в ней действуют духи, совершается колдовство и т. п. Сочетание реальности и фантастики придает всему произведению символический характер. При этом следует вспомнить справедли­вое замечание Белинского, отмечавшего, что фантастика у Ше­кспира «не улетучивается в какую-то форму без содержания или в какое-то содержание без формы, а является в резко очерчен­ных, в строго определенных формах и образах»1.

В критике давно уже установилось мнение, что «Буря» яв­ляется как бы поэтическим завещанием Шекспира, подведшего в этом произведении итог своим наблюдениям над жизнью.

Миланский герцог Просперо, человек гуманный и ученый, был свергнут своим честолюбивым и коварным братом Антонио, захватившим престол. Изгнанный Просперо с дочерью Миран­дой был посажен своим братом в лодку, которую прибило вол­нами к некоему острову, населенному фантастическими существа­ми. Он столкнулся здесь со злым духом Калибаном и добрым духом Ариэлем. При помощи тайн магии, которыми владел Просперо, он подчинил себе духов. Много лет спустя посред­ством магии Просперо узнает, что его брат со своими прибли­женными находится в море. Волшебник Просперо вызывает

1 В. Г. Белинский, Поли. собр. соч., под ред. С. А. Венгерова. т. V, стр. 277.

478

–бурю, судно Антонио разбивается у берегов острова, на кото­ром и находят убежище спасшиеся от кораблекрушения. Попав на остров, эти люди ведут себя, как обычно. Между ними устраиваются заговоры, они борются друг с другом, и только юный сын неаполитанского короля Фердинанд стоит в стороне от интриг. Встретив дочь Просперо, Миранду, он влюбляется в нее, завоевывает ее взаимность и благосклонность Просперо. При помощи магии Просперо разрушает все заговоры, застав­ляет брата вернуть ему престол. Как благородные герои, так и раскаявшиеся злодеи собираются затем покинуть остров и вер­нуться в Италию.

Философская идея пьесы заключается в том, что волшебник Просперо, олицетворяющий разум и науку, подчиняет Калиба­на — символ грубого животного начала, и освобождает Ариэ­ля— символ духовного начала. Просперо, побеждающий зло и силой своей магии устраивающий судьбы всех окружающих лю­дей, обращает злых в добрых, уничтожает вражду и злобу, утверждает любовь, дружбу и согласие между людвми.

Подводя итоги третьего периода драматургической деятельно­сти Шекспира, следует отметить, что произведения этих лет ме­нее реалистичны, чем большинство драм двух предыдущих пе­риодов. Недаром в критике пьесы последних лет творчества Шекспира часто называют «романтическими драмами». Желая утвердить свои положительные идеалы и не находя для этого почвы в современной ему действительности, Шекспир в конце своего творчества стал склоняться от реализма к романтике. В сущности, все его пьесы последнего периода характеризуются своеобразным ушдизмем, особенно сильно сказавшимся в «Буре». В критике было справедливо отмечено, что в произведениях по­следнего периода отчетливо выражена надежда Шекспира на то, что молодое поколение будет жить иначе, чем старшее поколение. Недаром в пьесах этих лет вопрос о судьбах детей играет такую значительную роль (Марина — в «Перикле», Пердита — в «Зим­ней сказке», сыновья Цимбелина, Фердинанд и Миранда в «Буре»).

Произведения третьего периода — заключительный аккорд могучей симфонии шекспировского творчества.

* * *

В трагедиях, комедиях, хрониках и драмах Шекспира перед зрителем и читателем предстает все богатство и многообразие действительности, величайшие подъемы и глубокие падения человеческой личности, благородные чувства и низменные вожде­ления, героизм и жестокость. И, как ни мрачны подчас картины

479

–нарисованные могучим пером Шекспира, на всем его творчестве лежит печать подлинной жизненности и человечности. Гуманизм был для Шекспира не абстрактной системой теоретических взгля­дов, а животворной идеей, одушевлявшей художника. Он радо­вался красоте человека и жизни, страдал и терзался муками при виде зла и несправедливости. Искусство Шекспира было объек­тивным, но не пассивно-созерцательным. Оно вторгалось в жизнь, будя мысль, воспитывая чувства, утверждая благороднейшие идеалы. В брызгах веселья и всплесках смеха комедий, в грозо­вой атмосфере и бурях трагических страстей, в грандиозных бит­вах его исторических драм перед нами предстает мир, находя­щийся в вечном брожении, борьбе и развитии, мир людей-тита­нов, могучих и прекрасных своей человечностью.

Искусство Шекспира было и осталось одним из величайших образцов всеобъемлющей широты, необыкновенной глубины по­стижения жизни и человека. Оно является образцом художест­венной правды, высокой поэтической одушевленности и все­побеждающей творческой смелости. Это — искусство богатое и прекрасное, как сама жизнь.