logo search
Койнаш Т

Иконография ангелов

Еще в конце 1 в. в христианской науке сложилось учение об ангельских чинах. Чином называют степень, звание, распорядок. Всего их 9. Ближе всего к богу серафимы, херувимы и пристолы. Эти небесные стражи появляются в иконописи, когда изображают рай или престол Божий. Серафимов изображали в виде юношей с красными крыльями (в переводе с древнеевр. «пламенный»). Херувимы («мудрость» в виде лика, окруженного шестью крыльями, чаще всего синего или зеленого цвета. Херувимы способны принимать высшую мудрость и сообщать ее другим). Престолами называли ангелов в виде крылатых колес с множеством глаз. Они всегда рядом с троном Бога и несут его как огненная колесница.

Ближе всех к людям стоят архангелы - ангелоначальники. Их семь. Самые известные – Гавриил – сила Божия, светлый вестник; Михаил – архистратиг – верховный военачальник, глава небесного воинства.

Иконы-минеи – в которых образы святых и праздники были расположены по порядку следования дней и месяцев года. Иконы минеи могли быть годовыми или месячными. Если изображали святых для всех 12 месяцев, икону называли «Минея Всех святых».

Житийная икона – иконы, запечатлевшие жизнь одного или нескольких святых. В центре – образ святого (средник). Средник окружен небольшими, одинаковыми по размеру изображениями – клеймами, в которых представлены главные события из жизни святого.

Образы мучеников – тех, кто пожертвовал своей жизнью, отстаивая учение Христа. В иконописи их обязательно изображали с крестом в руке, символом их несломленной веры -, и как правило в красных одеждах.