logo search
Койнаш Т

Печатные краски

Печатные краски являются смесью красящих веществ с вязкими жидкостями, главным образом, олифами. Кроме того, в них вводятся и наполнители, замедляющие сушку красок и предотвращающие затвердение олиф, а также дополнительные элементы, способствующие лучшей отдаче красок на бумагу.

Красящие вещества (природные и искусственные) могут быть неорганические – сажа, хромы (желтые), милори, шелковая зелень, органические и красочные лаки.

Лучшим связующим веществом является натуральная олифа, изготовляемая из льняного масла.

Процесс изготовления печатных красок заключается в тщательном растирании красителей со связующим веществом. При этом, в зависимости от способов печати – типографская, литографская меняются соотношения красителей, связующих веществ и др. специальных добавок.

Водяные печатные краски наиболее употребимы в восточных гравюрах.

Литографский карандаш представляет собой вставленную в рейсфедер палочку, состоящую из сажи, мыла, сала и воска. Он имеет различную твердость в зависимости от цели применения. Для тонких штрихов на малозернистом камне служит твердый карандаш, для сильных штрихов на крупнозернистом камне – мягкий.

Внешние отличительные признаки трех видов печати и их разновидностей

В общих чертах, виды печати отличаются друг от друга по ряду признаков.

Так гравюра на дереве отличается от гравюры на металле тем, что на бумаге первой не бывают никаких вдавленных бортов от доски, в то время как на металлографский гравюре они имеются. Старые гравюры на дереве имеют вид рисунка пером, без сложной штриховки. Особенно ясно выступает различие между гравюрой на дереве и офортом, отличающимся большой свободой линий, их некоторой шероховатостью в результате травления, а также тем, что очень часто краски в офортной технике выступают на бумаге несколько рельефно.

Гравюра меццо-тинто представляется тушеванной, тогда как гравюра на дереве состоит из штрихов.

Гравюра на дереве и литография схожи тем, что ни та, ни другая не имеют вдавлений от доски каймы на бумаге, но при внимательном рассмотрении изображения литография будет отличаться от гравюры на дереве так же, как гравюра на дереве от меццо-тинто и офорта. Почти всегда литография на бумаге имеет следы специфической зернистой поверхности камня.

Резцовая гравюра от офорта отличается тем, что на ней концы линии получаются заостренными, а у офорта нет. Расположение всех линий в резцовой гравюре параллельно, на офорте же оно отличается свободой линий и штрихов.