logo search
Койнаш Т

Пастель

1. Красочный материал в виде цветных карандашей, 2. техника живописи, основанная на применении пастельных карандашей, 3. произведения, исполненные указанной техникой.

Пастельные карандаши не имеют деревянной оправы и прессуются из стертых в тонкий порошок красящих веществ (пигментов) с добавлением камедей (гуммиарабик, трагант), декстрина, молока, сахара, отвара солода. Часто пастельные карандаши готовятся без специального связующего, если для разбела из употребляют такие вещества как белая трубчатая глина, мел, гипс, фарфоровая глина, магнезия, тальк.

Чаще всего рисуют на шероховатой бумаге, замше, пергаменте, картоне (реже загрунтованном холсте) непосредственно карандашами, в случае необходимости растирая штрихи пальцами или растушкой (короткая палочка с конусообразными концами, приготовляемая из бумаги или замши и служащая для растирки в пятно порошкообразного материала или нанесенного штриха. Наиболее употребительна в технике соуса).

Иногда красящее вещество наносится с помощью кисти, подобно мокрому соусу.

Произведения, исполненные техникой пастели, отличаются чистотой и звучностью цвета и матовой бархатистостью поверхности.

Недостаток пастели – слабое сцепление поверхностных частиц краски, может осыпаться.

Акварель.

Красящее вещество, техника живописи акварельными красками, произведение, исполненное этой техникой.

Как красящее вещество – водяные краски, где связующим является преимущественно клей растительного происхождения: гуммиарабик, трагант, декстрин, вишневый клей. Для придачи красками твердости, мягкости и др. качеств в состав акварельных красок входят также мел, воск и некоторые смолы.

Бывают твердые, мягкие, медовый.

Живопись чистой акварелью отличатся прозрачностью, легкостью и в то же время яркостью красок. Белила, будучи краской непрозрачной, корпусной, в чистой акварели не употребляются. Роль их выполняет сама бумага.

Гуашь

Красящее вещество, техника живописи акварельными красками, произведение, исполненное этой техникой.

Разновидность акварели – жидкие краски, хранящиеся в стеклянных баночках. В качестве связующего здесь применяют клей как растительный, так и животного происхождения. Живопись гуашью отличается большей плотностью, чем живопись чистой акварелью, так как краски в гуаши смешиваются с белилами и наносятся более плотным слоем.

Под именем гравюры или эстампа подразумевают оттиск картинного изображения, полученный при помощи печатных пластинок. Для получения гравюры необходима доска из дерева или металла, камня или стекла, содержащая гравированное изображение для получения с нее оттиска. Для получения такого типа оттиска существуют три способа: при первом – рисунок нарезается или травится на поверхности пластинки (надрезная или углубленная резьба или травление); при втором – изображение делается возвышенным, рельефным, в то время как фон, окружающий рисунок, углубляется (рельефная печать), наконец, третий – плоская печать – состоит в том, что оттиск получается с плоского клише, благодаря химическим свойствам того материала, из которого последнее изготовлено.

Первые начатки искусства гравирования возникли, очевидно в Восточной Азии. Китайцы с 593 г. умели получать на бумаге письмо и рисунки с помощью деревянных штемпелей. Арабы научились у китайцев способу изготовления бумаги из волокнистой растительной клетчатки, а затем и тряпичной массы, и привезли эти навыки в Европу вместе с искусством гравирования.

В конце средних веков искусство гравирования стало распространяться по Европе, причем, прежде других стала развиваться резьба на дереве. На деревянных досках вырезались небольшие выпуклые изображения с надписями и с их помощью получались отдельные оттиски на бумаге, которые потом от руки раскрашивались. Иногда целый ряд таких гравюр переплетался в книгу. Они были предназначены главным образом для широких слоев населения, которым были недоступны большие рукописные книги. Такие книги – иллюстрации – библия для бедных, апокалипсис, зерцало человеческого спасения и т.д.

Хронологические данные, проливающие свет на раннюю историю развития искусства резьбы на дереве, весьма скудны. Первые достоверные сведения относятся к началу 15 века – первая датируемая гравюра – 1423 г. изображает св. Хритофора.

В 15 веке резьба на дереве находилась в руках ремесленников и лишь в конце его обращает на себя внимание выдающихся художников, которые возвышают ее до степени искусства, дающие им возможность распространять свои произведения в широких слоях публики.

Первыми пионерами нового искусства были немецкие художники центров книгоиздания Нюрнберга и Аугсбурга. Среди них – Альбрехт Дюрер (1471-1528), настоящий творец гравюры, резанной по дереву. Он сумел дать этому искусству размах, выделить его в широкие, хота и несколько грубоватые формы. Дюрер вносит в свои гравюры художественный элемент: он умеет уже оттенять свои рисунки и придавать им таким образом и пластичность и перспективу. По его эскизам резали на дереве Иероним Андреа, Ганс Франк, Вольфганг Решь и др. Созданные Дюрером гравюры – серии иллюстраций под названием «Апокалипсис», «Страсти Господни», «Жизнь Богоматери» указывают на то, что в эпоху Дюрера искусство резьбы по дереву достигло поры расцвета.

Особенного развития достигло в Аугсбурге искусство печатания раскрашенных гравюр: для чего кроме обыкновенной ксилографической доски, печатающей черной краской, стали прибегать к дополнительной, в которой все световые места были вырезаны, а теневые накатаны серо-желтой или серо-зеленой краской, кроме того, часто применялась и третья доска, печатавшая в полутонах, чтобы создать естественный переход от света к тени..

Из этой же Аугсбургской школы вышел второй великий германский художник Ганс Гольбейн Мл. (1497-1543), который долгое время жил в Базеле, а позже в Англии. Он сделал множество эскизов для резьбы на дереве в для Базельских книгопечатников. Из работ Гольбейна особенными достоинствами отличаются иллюстрации к «Пляске мертвых», изданной в 1538 г. в Лионе.

Кроме германских художников с неменьшим успехом работали итальянцы, которые создали в 15 – 16 вв. множество иллюстраций и отдельных гравюр. В Нидерландах и Франции искусство резьбы на дереве достигло расцвета в 16 в. В 17 – 18 в. это искусство постепенно приходит в упадок, вытесняемое гравюрой на меди и травлением.

В печатной технике гравюры в зависимости от техники обработки досок различают гравюру выпуклую или высокую, гравюру углубленную или глубокую и плоскую (офсет).

Гравюра выпуклая (высокая)

Краска на выступающих элементах печатной формы.

К этому виду гравюры относят гравюру на дереве (ксилография), гравюру на линолеуме (род клеенчатой настилки из прочной джутовой ткани и особой пропитки) - линогравюра и очень редко гравюру на металле.

До второй половины XVIII века гравюра на дереве изготовлялась на досках продольного распила. Это так называемая обрезная гравюра. Для этой цели служили породы дерева со сравнительно мягкой и однородной древесиной (доски из груши, яблони, сливы, бука – служат для тонких рисунков; липа и хороший гладкий линолеум – для грубых рисунков и цветной печати). Возникла в VII - VIII вв. в Китае, 770 г. – в Японии, 1400 г. в Европе. Со второй половины XVIII в. получает применение так называемая торцевая гравюра на досках поперечного распила из твердых пород дерева (самшит, пальма).

У досок, полученных продольным распиливанием, волокна параллельны плоскости распила. У досок, полученных поперечным распиливанием, волокна перпендикулярны к плоскости. Приготовление доски заключается в том, что ей придается гладкий вид. Доски предварительно шлифуют. При покрытии цапоновым лаком поверхность досок становится более твердой. Для четкости рисунка иногда всю доску покрывают мелом, а затем тушью или карандашом наносят рисунок. После этого резчик с помощью ножей, стамесок, резцов, долот различной формы режет по обеим сторонам линий рисунка или со всех сторон точки, пятна и т.д., чтобы отделить рисунок от частей деревянной поверхности, не занятых рисунком. В результате рисунок получается выпуклым, рельефным. На этом заканчивается приготовление доски для печати. Рассматривая старинные гравюры можно увидеть, что выбирание желобков производилось не одной непрерывной линией, а отдельными, короткими участками, вследствие чего контуры рисунка получались в виде неровных ломаных линий.

Кроме этого способа, в ранний период практиковался еще другой прием для получения рельефной гравюры. Известен он под названием «решетчатой манеры». Производился на металле, медных досках. На нее наносился узор или рисунок, затем все, не относящееся к последнему насекалось с помощью особого долота или штампов, если поверхность фона была велика, и таким образом углублялось. Штампом или пунсоном называется металлическая палочка с заостренным концом. Этим концом она ставится перпендикулярно к поверхности доски и затем вдавливается в нее при помощи ударов молотка и таким образом насекается фон. В зависимости от того насколько густо или редко насажены насечки, получится при тиснении и фон – то ли более светлый, то ли более темный.

После продолжительного упадка искусство гравирования возрождается к жизни в 19 веке. Решающее значение для этого процесса возрождения имело введение нового метода гравирования. На смену резьбы на дереве появляется непосредственно «гравирование». Вместо ножичков для изготовления гравюры используют грабштихель или бюрень. Новый метод гравирования ограничивается выбиранием излишнего слоя дерева между двумя линиями рисунка. Для чего достаточно провести между ними при помощи грабштихеля небольшой бороздки. Этот способ гораздо проще, вернее прежнего и вместе с тем дает известный простор фантазии художника, так как допускает постепенный переход от света к тени, с одной стороны, а с другой – не требует прямолинейных контуров рисунка. Чем больше борозд или желобков выбирает художник, чем глубже и шире они будут, - тем больше светлых мест получится в оттиске, тем воздушнее он будет казаться.

Для произведения оттиска с готовой доски рельефно выступающую поверхность доски с помощью валика покрывают краской и кладут сырую бумагу, которая должна принять на себя рисунок. Печатается выпуклая гравюра ручным и типографским способом.

При многокрасочном печатании для каждой краски требуется отдельная гравировальная доска.

Гравюра углубленная (глубокая печать)

(краска в углублениях печатной формы).

Мысль о гравировании на медных досках обратного изображения рисунка могла возникнуть не раньше первой половины 15 в., в эпоху развития резьбы на дереве, и печатного искусства. Изобретение искусства гравирования на меди приписывалось флорентийскому золотых дел мастеру Мазо ди Финигверра.

Надо различать два главных способа гравирования на меди: 1) собственно гравирование – рисунок вырезается (гравируется) на медной доске с помощью грабштихеля или бюреня и подобных ему инструментов. Этот способ считается самым древним. 2) второй способ состоит в том, что углубленный рисунок воспроизводится на медной доске путем травления ее кислотами. Полученная по этому способу гравюра носит название офорта. К этим двум главным приемам гравирования присоединяются многие второстепенные.

От резьбы на дереве гравюра на металле отличается способом получения рисунка.

Гравюра на металле. Печатные пластины из меди, латуни, стали или пластмассы могут быть толщиной до 3 мм. Они должны быть ровными, полированными и со скошенными краями, чтобы при печатании не повреждать сукно. Металлическую пластину обезжиривают суспензией мела и спирта. Оригинальный рисунок либо рисуют непосредственно на пластине, либо вначале мягким карандашом на кальке делают копию оригинала и затем переносят на пластину (для этого на пластину пальцем наносят тонкий слой лака, переносят рисунок с кальки путем проглаживания). Полученный рисунок прорезается резцом и образует углубления, а не выпуклости. В зависимости от глубины и тонкости линий применяются различные резцы. Каждая вырезанная линия на краях своих имеет шероховатость, которая называется бородкой. Ее убирают скребком (шабером), чтобы при печатании не образовались пятна.

Таким образом, линия за линией, штрих за штрихом весь рисунок гравируется на доске. Чем сильнее гравер вдавливает в медь свой резец, тем глубже и шире получается соответственный желоб, чем легче – тем нежнее и поверхностнее выходят штрихи. Тени изображаются рядом параллельных линий. Для получения более густой тени гравируют скрещивающиеся штрихи, при чем важным является их направление: необходимо, чтобы перекрещивание происходило не под прямым углом, а под острыми углами. Промежутки меди при этом получают тогда форму ромба, а это необходимо для того, чтобы получить от такой тени приятное зрительное впечатление.

В то время как путем утолщения и углубления линий, путем перекрещивания их в разных направлениях создаются светотеневые эффекты, направление, изгиб и движение их необходимо сообразовывать с формой изображаемого объекта. Так, например, для передачи объема плеча, щеки, разнообразные складки одежды, необходимо дать ряд параллельных штрихов, которые своим направлением и кривизной повторяли бы контуры плеча, щеки или складки одежды. Т.о., искусство гравирования в том и состоит, чтобы передать все особенности оригинала путем гармоничного и стройного сгуппирования и расположения легких, грациозных, по возможности длинных линий.

Когда рисунок на доске готов, краска тампоном набивается в углубления. Затем доска осторожно чистится, краска остается только в вырезанных линиях. После этого доска, на которую кладут сырую печатную бумагу, покрытую пропускной бумагой и куском шерстяной материи, прокатывается между валами металлографского станка. Оттиск с доски, изготовленной резцом, называют резцовой гравюрой.

Технические приемы гравирования на металле разнообразны. Помимо резцовой гравюры, есть гравюра «холодной» или «сухой» иглой (XV в.), когда художник гравер для нанесения рисунка на доску употребляет не резец, а остро отшлифованную иглу. Рисунок, выполненный таким способом, отличается исключительной тонкостью и нежностью, и напоминает рисунок пером. К этому способу художники прибегали, когда необходимо было изобразить тонкие и светлые линии.

Особенно часто комбинируют этот способ с офортом (главным образом Рембрандт) для того, чтобы предать воздушность перспективе и выделить некоторые тонкие детали заднего плана. Сухой иглой – производят корректуру гравюры: оттеняют детали, сгущают тени прибавлением добавочных штрихов. Гравирование сухой иглой производится посредством очень твердой и острой стальной иглы. Так как эта игла производит на меди тонкие и резкие штрихи, то пользуются ею обыкновенно для отделки особенно нежных, хорошо освещенных деталей, воздушного заднего плана в пейзажах и проч. Иначе говоря, гравирование сухой иглой уместно там, где вместо теплых сочных линий, исполненных по способу травления, желательно воспроизвести холодный и сероватый тон.

Гравирование пунктиром или крапинками. Суть этого метода заключалась в том, что гравюра получалась на медной доске путем вдавления на нее точечных углублений. Для этой цели использовали заостренные пунсоны. Пунктирные гравюры изготовлялись еще в 16 в.. А в 17 веке голландец Янус Лутма довел пунктирное гравирование до совершенства. В 1760 г. эта техника была описана голландцем Яковом Билертом. Настоящего расцвета это искусство достигает в Англии в конце 18 века. Особенностью этой манеры является то, что пунктирный метод передает светотеневые эффекты не штрихами, а плоскостями, интенсивность окраски которых допускает массу переходов, вследствие чего достигается постепенность в передаче светотени.

Гравюра, исполненная черной манерой (меццо-тинто)

Черная манера очень своеобразна и отличается от всех других.

Специальным инструментом – гранильником или качалкой (дугообразный край которого имеет ряд зубцов или насечек) шерхуют поверхность медной пластины, пока она не примет однообразно шероховатый вид, как будто зернистый вид. Когда медная пластина подготовлена таким образом, тогда художник-гравер с помощью планира и шабера сглаживает шероховатости в тех местах медной доски, которые должны дать на эстампе полный свет и несколько уменьшить их там, где он хочет передать полутон и полусвет. и покрывают печатной краской. После этого рисунок переводится на шероховатую поверхность доски и по мере надобности шероховатость выравнивается скребком в определенном месте. Чем больше доска сглажена в определенном месте, тем она становится ровнее, а тон оттиска светлее. Места же не тронутые скребком, остаются по-прежнему черными. При накатывании типографской краски на доску, выгравированную вышеуказанным способом, наибольшее количество ее пристает к наиболее шероховатым участками доски, несколько меньше – к менее шероховатым участкам, в то время как на сглаженных местах краска вовсе не удерживается. Такие места на оттиске дают полный свет.

Эстампы, выполненные черной манерой, слишком мягко и неопределенно передают контуры рисунка. Поэтому этот способ гравирования нередко комбинируют с гравированием с помощью резца или стальной иглы.

Черная манера, изобретенная в 1642 г. Людвиг фон Зигером (1609-1676) гессенским дворянином, получила свое наибольшее развитие в Англии по преимуществу в портрете и поэтому нередко называлась также английской манерой.

Офорт (травление) (1513 г.)

В различных видах гравюры на металле для углубления поверхности доски применяют травление кислотой.

Техника офорта заключается в том, что доска покрывается кислотоупорным лаком. Чтобы лак ложился ровным слоем, доску подогревают. По охлаждении доски и остывании лака (прозрачного коричневого цвета), последний окрашивается мелом в белый цвет и копотью в черный. Затем, на приготовленную таким способом доску наносится контур рисунка гравировальной иглой, прорезая лак до меди, но по возможности не углубляясь в последнюю. Волнистые, длинные линии гравюры на меди в этом случае уступают место коротким, прямым или слегка искривленным параллельным, а также перекрещивающимся штрихам: гравер работает совершенно как бы пером, сгущая штрихи для передачи тени, короткими линиями и точками выделяя детали рисунка.

Когда рисунок готов, приступают к вытравливанию. Для этого пластину окружают невысоким восковым бортиком, превратив ее таким образом в невысокий ящик, наливают в него едкую кислоту (азотную) и подвергают на некоторое время действию ее медь, не покрытую лаком.

В местах, обнаженных при гравировании холодной иглой, металл раскрыт (обнажен), кислота, попадая на металл, вступает с ним в химическую реакцию, разъедая его, вследствие чего образуются борозды, углубления. Через некоторое время кислоту сливают и пластину промывают водой. После этого покрывают при помощи кисточки ретушным лаком те места гравюры, которые достаточно глубоко вытравлены и оставляют непокрытыми те, которые должны подвергнуться дальнейшему травлению.

Так как одни части рисунка должны быть вытравлены сильнее, а другие слабее, то травление производится нужное количество раз (до 20 раз). Для этого после каждого травления кислота удаляется, доска смывается водой, части рисунка, не подлежащие более травлению, покрываются лаком. Так повторяется до тех пор, пока вся доска не окончена. Далее поступают как с обычной углубленной гравюрой: набивается краска и т.д. (Гравирование может быть факсимильным или оригинальным).

Иногда использовали метод травления по мягкому грунту или лаку. Медная доска покрывалась грунтом из обыкновенной олифы, смешанной с бараньим салом, благодаря чему грунт оставался мягким и не высыхал. Рисунок наносится на такой грунт другим способом: доска покрывалась листом тонкой просвечивающейся бумаги и на нее слегка надавливая, делали рисунок мягким карандащом или заостренной палочкой. Если снять бумагу, то она потянет за собой мягкий лак или грунт, приставший к ней в местах прикосновения, обнажив таким образом медь. Дальше проходило травление.. Эффект от такой гравюры иной – все линии ее чрезвычайно мягки и художественны, что и отличает ее от обыкновенного офорта.

Техника офорта, заимствованная из методов оружейного дела, была известна еще в начале XVI в., широко использовалась в Италии, в XVIII в. получает свой высший расцвет в Голландии эпохи Рембрандта. Собственно Рембрандта (1607-1669) считают и творцом художественной гравюры, исполненной травлением на меди (офорта). Он сумел использовать все преимущества этого способа гравирования, который по богатству тонов и светотеневых контрастов вполне отвечал характеру его художественного дарования. Во Франции. Веселые и кокетливые мотивы Ватто, Буше, Ланкре и др. переносятся на медь целой плеядой искусных и талантливых граверов.

Другим видом гравюры, выполненной травлением является карандашная манера (1740) На металлическую пластину наносится противокислотный слой. Рисунок переносят с кальки специальной зубчатой накаткой-рулеткой. Затем пластину травят, промывают и покрывают краской. Полученный оттиск имеет вид карандашного рисунка.

Одной из разновидностей гравюры в технике травления является аквантинта (1768 г.). На подготовленную пластину наносят кислотоупорный слой и по нему иглой и скребком гравируют рисунок. Его травят, промывают, обезжиривают и тонко, равномерно припудривают асфальтовым порошком или канифолью с помощью кисточки. Над огнем порошок медленно расплавляется, образуется корешковый растр. Светлые участки перед травлением выкрывают лаком. Благодаря выкрыванию лаком и травлению хорошо воспроизводятся тона и изображения. Такая гравюра дает композицию не штрихами, а разной густотой основного своего тона. Высочайшим мастером акватинты является испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828).

Лавис – техника углубленной гравюры, в которой изображение наносится на медную доску кистью, смоченной кислотой. Вытравленные таким образом углубления заполняются черной или коричневой тушью и дают на бумаге удивительно выразительный оттиск. Благодаря технике лавис возможен постепенный переход тонов от светло-бежевого до темно-коричневого и от светло-серого к черному в зависимости от выбранного цвета туши. Еще эффективней смотрится лавис на разноцветной бумаге. В технике лавис работал художник римской школы Клодт Лоррен (1600-1682 гг.).

Травление медных форм с мягкой грунтовкой (ок 1600 г.).

На обезжиренную нагретую пластину кожаным валиком наносят мягкий асфальтовый слой, на него накладывают копию рисунка. После получения копии вместе с бумагой снимаются и зарисованные участки грунта. Затем пластину травят, промывают, наносят краску и получают отпечаток, идентичный с рисунком.

Монотипия – видоизмененная гравюра на меди. Рисунок при этом способе гравирования наносится на посеребренную медную доску при помощи кисти или тампона. Для этого берут медленно высыхающую типографскую краску, применяемую обычно для печатания эстампов. Затем рисунок обрабатывают гравировальной иглой и сейчасже делают с него оттиск. Рисование, гравирование и печатание такой гравюры должны быть закончены в течение немногих часов, потому что краска начинает быстро сохнуть. Так как описанная манипуляция должна повторяться для каждого оттиска, то о печатании гравюр, в собственном смысле слова, речь не идет. Монотипические эстампы очень нежные. Для того, чтобы сделать монотипическую пластину пригодной для изготовления множества оттисков еще не подсохшую краску посыпают с помощью распылителя тонким металлическим порошком, благодаря чему слой краски делается проводником электричества. По высыхании краски получают гальванический слепок гравюры с углубленным рисунком, которым и пользуются в качестве печатной формы.

Литография – рисунок на камне (была разработана в 1797 г. Алоисом Зенефельдером в Мюнхене, который обратил внимание на свойство золенгофенского известныка жадно впитывать в себя жиры, а после тщательной очистки кислотами – и воду.)

Представляет собой вид плоской печати со специального литографского камня, являющегося разновидностью плотного известняка толщиной 5 – 12 см, тонкозернистой структуры и обладающего способностью воспринимать жирную краску.

На отшлифованную поверхность камня рисунок наносится химической тушью или химическим мелом в зеркальном изображении, либо предварительно копируют оригинал с помощью специальной бумаги. Рисунок выполняют пером и кисточкой жирной тушью в черно-белом варианте в виде штрихового рисунка с заливками. Полутона воспроизводятся штриховкой тушью или ее распылением. Рисунок остается на самой поверхности камня, так как он не выпуклый, как в гравюре на дереве, и не углубленный, как в гравюре на металле. Перед печатанием камень вытравляется, вследствие чего участки, не занятые рисунком, становятся способными удерживать влагу. Печатная форма (с ее мельчайшими порами) при нанесении рисунка удерживает карандаш, тушь или краску, а протравленные смесью гуммиарабика, воды и азотной кислоты участки впитывают только воду. Так как жир и вода взаимно отталкиваются, то печатные формы необходимо увлажнять водой всякий раз перед нанесением краски. Создание на поверхности камня жирных и увлажненных участков дает возможность в процессе печатания наносить краску только на жирные части изображения.

На бумагу краска передается с помощью литографской машины.

Открытие Зенефельдера по достоинству оценили в Германии, прочили ему большое будущее, особенно применительно к воспроизведению художественных шедевров старых мастеров. Главные картины всех известных картинных галерей и коллекций усердно гравируются на камне и печатаются.

Делакруа литографирует серию иллюстраций к «Фаусту» Гете и к произведениям Шекспира.

Знаменитым мастером литографии был французский художник Оноре Домье (1810-1866). Он издал более 5000 рисунков и карикатур, которые поражают сходством с теми лицами, которых пародируют.

С 80-х годов 19 в. интерес к литографии возрастает. Художники стали пользоваться ею для воспроизведения своих оригинальных работ с целью распространения их в публике. Литография начинает развиваться как самостоятельная отрасль искусства. Во Франции и Германии возникают общества художников-литографов..

Техника литографии обогащается новыми приемами. Воздушность и мягкость литографии, нежность ее тонов, в связи с богатством светотеневых переходов, как нельзя больше отвечали импрессионистской манере письма.. Особенного подъема достигает литография в области художественных афиш и плакатов

Многоцветные литографии печатаются с нескольких камней, но иногда и с одного камня, как и многоцветные гравюры с досок.