Образы Богоматери
В апокрифах, отдельных книгах вспоминали свидетельства о Богоматери: «Рост ЕЕ был средним, волосы цвета зрелой пшеницы. Лицо светлое, очи ясные, рот алый. Одежду носила простую, говорила мало и была приветлива. Всякое слово Ее дышало благодатию». На Руси Ее считали покровительницею русской земли, а Русь – домом Богородицы.
Канон в изображении Богоматери не так строг, как в изображении Христа. Иконы стали называть по тому месту, где они появились или прославились. Как правило, это были образы с младенцем Христом, лишь немного отличались позы и символические детали. На каждой иконе сверху писали греческие буквы Мр 9v, что оначало «Матерь Божия»
Самый древний образ – поясной образ Богоматери, называемый «Одигитрия» - в переводе с греч. «Путеводительница». Поддерживая младенца на левой руке, Дева Мария указывает на него свободной рукой, призывая поклоняться ему, обращаться к нему как к Спасителю. Показывая людям путь, Богоматерь становилась их наставницей и хранительницей. Ей молились во время военных походов и путешествий. В облике Христа нет ничего детского, он серьезен и величав, он благословляет людей. На фоне золотых одежд ярко белеет сжатый в руке свиток – учение Христа. Этот торжественный образ был главным в Византии.
На Руси особенно почитаем был тип иконы «Умиление»
«Богоматерь Владимирская» - иконографическая схема, подразумевающая поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к щеке, с течением времени стал называться «Умиление». Подробное описание этой схемы: «Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнскою скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая неизречимая мудрость». Почитание «Богоматери Владимирской» привело к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. На северо-востоке Руси распространение получил тип «Умиление», к которому принадлежала прославленная «Богоматерь Донская», приписываемая Феофану Греку.
«Оранта» - изображение Богоматери в полный рост с молитвенно поднятыми руками. Оранта в переводе с лат. «Молящаяся». Изображена на мозаике в Софийском соборе в Киеве, считалась защитницей города и киевляне называли ее «Нерушимой стеной» - символ неустанной заботы о человечестве.
Ярославская «Оранта» (хранилась в Спасском монастыре Ярославля). В Византии такие изображения называли «Великая Панагия», т.е. «Всесвятая». Она сияет бесконечной святостью, открывая на груди, в круге славы, благословляющего младенца Христа. Это символ вочеловечевания Бога. Родившись от земной женщины, Христос получил тело человека. Только так вечный и всемогущий Бог мог принести себя в жертву и умереть, чтобы воскреснуть. В этом облике Христос, раскинув руки, принимал и благословлял мир.
«Знамение» - «чудо, пророческий знак» - поясной образ Богоматери Оранты с младенцем на груди.
Курская коренная икона Божией Матери – образ «Знамения»
Смоленская икона Божией матери – образ Одигитрии
Казанская икона Божией Матери – умиление – младенец слева, но не обнимает рукой шею Марии.
Образы Иоанна Предтечи – пророк, предшественник, говорил людям о скором появлении в мире Бога-Спасителя и готовил всех к этой встрече
На византийских иконах этого святого изображали с длинными волосами и бородой, с суровым, смуглым лицом, изможденным от непрерывных трудов – поста и молитвы. Образы Иоанна Предтечи появились в искусстве первых христиан – представляют Иоанна вдохновенным пророком.
Глаза на его худом, истаявшем лице поражают духовной силой и глубоким страданием. Живя в пустыне, он забыл о земном. И небо всегда с ним – в ликах Христа и Богоматери, изображенных в верхних углах иконы, благословляющая десница (правая рука Бога), осеняющая жизнь Иоанна.
«Иоанн Предтеча в пустыне» - пророк склоняется перед явлении Божественной воли – ростовое изображение в грубой одежде из верблюжьего волоса. Смысл этой суровой и одинокой жизни заключался в проповеди – обращении к людям с горячей, убеждающей речью, призывающий людей покаяться в связи с приближением Царства Небесного. Если дерево не приносит добрых плодов, его срубают и топоры уже лежат у корней. Икона повторяет слова Иоанна символами: горки поднимаются к небу как образ возвышенных мыслей, свиток в руке пророка открывается тем же обращением – «Покайтесь». У ствола дерева за спиной Иоанна виден топор.
«Усекновение Главы Иоанна Предтечи» (рубеж 16 – 17 вв.)
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Тема 1. Культурні цінності та проблеми їх визначення в нормативно-правових актах України та міжнародних конвенціях – 2 години.
- Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта
- 14 Мая 1954 года
- Тема 2.1 Образотворче мистецтво. Види і жанри образотворчого мистецтва – 2 години.
- Изобразительное искусство
- Тема 2.2 Стилі в мистецтві - 2 години
- Стиль древнего мира
- Тема 3. 1 Живопис на полотні. Відмінні ознаки олійного живопису – 2 години.
- Приемы старинной живописи
- Средние века и Ренессанс
- Смешанный способ живописи
- Итальянская манера масляной живописи
- Тема 3.2 Украинская живопись. Методы анализа произведений живописи.
- Материал – основа Холст с 16 в.
- Картон, бумага
- Тема 4 Живопис на дерев’яній основі. Іконопис. Характерні ознаки ікони. Іконостас – 2 години.
- Прошлое и будущее в иконе
- Образы Богоматери
- Иконография ангелов
- Георгий Победоносец
- Изучение особенностей экспертизы икон
- Тема 5. Графіка: види, технологія виробництва. Атрибуція графічних творів – 2 години.
- Сангина
- Пастель
- Печатные краски
- Морфология гравюры Отпечаток
- Тема 6. Старовинні книги. Рукописи. Документи. Їх класифікація, види та відмітні ознаки – .
- 2. Особливості форми і структури книги.
- Заставка – невелика орнаментальна, чи зображувальна (іноді сюжетна) композиція (вздовж набірної полоси), яка відокремлювала та прикрашала початок книги, чи окремого розділу книги.
- 3. Особливості експертизи книги
- 4. Категорії цінностей книг
- Додаток № 2 список
- Тема 7. Декоративно-прикладне мистецтво. Види та класифікація – 2 години.
- Художественное стекло
- Характеристика и состав стекла
- Технология производства
- Цветное прозрачное стекло
- Непрозрачное (глушенное или опаковое) стекло
- Декорирование изделий из стекла
- Междуслойное декорирование стекла
- Декорирование изделий после их изготовления.
- Техника галле
- Производство стеклянных изделий. Исторический обзор.
- Немецкое и богемское поташное стекло
- Лаковая миниатюра
- Тема 8. Кераміка як вид декоративно-прикладного мистецтва. Відмітні ознаки – 2 години.
- Декорировка керамических изделий
- Виды глазурей
- Приемы нанесения надглазурной росписи на фарфоровые и фаянсовые изделия (твердый фаянс)
- Изделия с пористым черепком
- Изделия со сплошным черепком
- Гончарные изделия
- Античная керамика
- Терракота
- Майолика
- Изразцы
- Фаянс Термин фаянс произошел от названия итальянского города Фаенцы, где он вырабатывался в 15 – 16 вв., еще в то время, когда в Италии была широко распространена майолика.
- Тема 9. Художні вироби з металу. Їх класифікація та відмітні ознаки – 2 години
- Класифікація творів з металу
- Приемы художественной обработки металлов
- Волочение
- Чеканка
- Гравировка
- Інкрустація
- Золочение
- Штамповка
- Тиснение
- Травление
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Свинець
- Сторінки історії
- Тема 10. Ткацтво. Види тканих виробів. Їх характерні ознаки – 2 години.
- Тема 11. Музичні інструменти (смичкові інструменти). Атрибуція смичкових інструментів – 2 години
- Тема 12. Почтовые марки. Отличительные признаки.
- Тема 13. Ордена, медалі, нагрудні знаки та грошові знаки.
- 3. У разі незаконного вивезення за межі України державних нагород з дорогоцінних металів та/або дорогоцінного каміння, вони підлягають вилученню у порядку, передбаченому законодавством.
- 1. По принадлежности денежной системе: