logo search
Койнаш Т

Чеканка

Давні майстри знали багато способів карбування і обробки карбованого рельєфу. Выпуклое изображение на листовом металле формують за допомогою спеціальних інструментів — чеканів. Робоча частина чекана має найрізноманітніші форми, і при ударі молотком по стрижню вона залишає на металі углубления и оттиски. Щоб отримати бажану глибину рельєфу, під пластину підкладають свинець, повсть, гуму або зміцнюють її насмолюванням. Глибоку вибивку виконують на піску.

БАСМА

Так називаються техніка і вироби, зроблені методом оттиска на тонкому листовому металі. Це слово запозичене з тюркських мов і означає "тиснення". Техніка басми дає можливість без застосування складного обладнання тиражувати рельєфні накладки, пряжки, бляшки, оклады ікон та ін. Для цього на виготовлену з бронзи матрицю кладуть метал і накривають свинцевою пластиною. Легкими ударами спеціальних молоточків і надставок свинець осаджують, м'який метал разом з пластиною заповнює всі заглибини, создавая рельєфне зображення.

Нерідко для лучшей проработки декору и фактуры изделия дополнительно чеканится, тогда их трудно отличить от выполненных вручную.

Басма – ручное тиснение изображений и узоров на тонких листах золота или серебра. Тисненые узоры передают пластические формы, но отличаются от чеканки некоторой расплывчатостью рельефа, сходного своей мягкостью с деревянной резьбой. Тиснение производится на медной литой матрице с рельефным орнаментом, реже – на каменной матрице, с высеченными узорами или изображениями. Тонкий лист золота или серебра накладывается на матрицу, на него кладется свинцовая подушка, по которой бьют деревянным молотком. Лист вгоняется в мельчайшие углубления рельефного орнамента матрицы, отпечатывающегося более четким с оборотной стороны, чем с лицевой. Благодаря тонкости листа басма легко мнется и, вероятно, поэтому так часто встречаются целые мозаики, когда на одном произведении в результате многочисленных чинок и восполнений присутствуют несколько видов басмы разного времени и происхождения. (Следует учитывать, что древние чеканные оклады, выполненные в отличие от чеканных окладов XVI-XVIIвв. из более тонкого серебряного листа, составителями церковных описей как правило назывались "басменными" [87]. В документах XVII века упоминается также «басма канфаренная», когда весь рисунок с лицевой стороны пройден «канфарником». С XVв. басменные оклады часто стали украшаться чеканными венцами и цатами, иногда украшенные просечным узором.

То обстоятельство, что басменный оклад не мог соперничать с полноценным серебряным, способствовало оттачиванию высокого мастерства русских ювелиров-серебряников, а именно: заставляло совершенствовать способы повышения рельефа, одним из которых является двойной бортик по внешнему полю иконы, требующий особой тщательности исполнения и собственного декорирования; кроме того, необходимо было постоянно развивать орнаментальные мотивы, чтобы избежать штампов.

Ажурная работа – декоративная златодельная техника, которая состоит в прорезывании или пропиливании декора напильником с оставлением пустых мест. Как правило так выполнялись прорезные ажурные венцы и украшающие их коруны.

Чеканка – один из самых трудоемких приемов украшения золотых и серебряных изделий. В древности техника, включающая несколько видов холодной рельефной обработки металл ( ковку, тиснение, чеканку, выколотку, гравировку, пуансировку) была известна под названием «торевтика». Серебро разгоняется в тонкий лист, который в нагретом состоянии кладется на специальную упругую подушку из вара с толченым кирпичом, налитого в котелок с круглым дном, помещенный в кожаный круг, на котором он свободно вращается. Предмет крепко «присмаливается» к подушке, канфарником на него переносят рисунок. Держа в левой руке чекан мастер правой рукой наносит по нему удары молотком и выбивает рельефные узоры или изображения; заготовку периодически отжигают; наиболее высокие части рельефа выбиваются с оборотной стороны изделия. Декор выбивают на свинцовой подушке или смоле (в завмсимости от желаемого результата) с лицевой стороны с помощью молоточков, чеканов и пуансонов–прутиков с рабочими частями разной величины и формы.

Ассортимент инструментов чеканщика отличается разнообразием. У профессионала чеканов несколько сотен, причем часто мастера изготовляли их сами, соответственно со своими излюбленными орнаментами. Чеканы изготавливались для разных целей из различных материалов: дерева мягких или твердых пород, кости, рога, стали.

Чекан с концом в виде острого шила называется канфарником. Канфарником наносят на поверхность металла рисунок, им же «канфарят» (встречается в описаниях также термин "пунцируют" [4, с.46]) фон орнамента, изображения или надписи, то есть делают поверхность матовой, зернистой. На канфаренном фоне четко выделяются чеканные блестящие узоры. Если хотят получить гладкий орнаментальный декор, то канфарению подвергается фон изделия.

Для достижения в фигурном декоре значительного эффекта материала и отдельных деталей используют разнообразные молоточки, чеканы или пуансоны. Молотки необходимы при выколотке и дифовке серебра; разнообразный детальный рельеф достигался обработкой чеканами нескольких десятков видов. Для отделки фона, передачи фактур применяют так называемые фактурные (фоновые, матовые ) чеканы, на рабочую часть которых нанесен фактурный узор. Пуансон - инструмент из стального прутка с рабочим концом в виде элементов орнамента - кружков, треугольников и других (т.н. маточники) или в виде буквенных и цифровых негативных обозначений; они же применялись и для клеймения изделий.

При общности технических приемов, особенности их применения в церковном среброделии отличались в разные периоды, особенно это касается приемов проработки и отделки поверхности.

Качество чеканки зависит от множества факторов, основные из которых приведены в работе Игошева В.В. "Исследование техники, технологии и стиля произведений ярославских серебряников XVII- XVIIIвв.": "характер пластики чеканного рельефа зависит не только от индивидуальной манеры исполнителя, но и от других факторов, связанных с технологией изготовления предметов: 1) толщины серебряного листа; 2) его пластичности, которая в свою очередь зависит от пробы серебра и степени его нагартованности (жесткости); 3) пластичности смоляной мастики; 4) твердости материала, из которого изготовлен инструмент, необходимый при чеканке изделия" [29, с. 124]. В упомянутой работе представлены результаты исследований и реконструкции многочисленных серебряных предметов ярославских серебряников. с детальным обзором изменений их технологических приемов на протяжении XVII-XVIIIвв.

"Например, в чеканке XVII-XVIII и в XIХвв. технико-технологические приемы существенно отличались. Это было связано не только со сменой мировоззрения мастеров-серебряников, но и существенной переориентацией ручного производства уникальных священных предметов церковной утвари на поточное, промышленное производства изделий… Так в 18-19вв. серебряный лист уже не выковывается вручную молотом, а прокатывается в механических вальцах; … мастера используют специальные чеканы, с помощью которых одним ударом достигается впечатление отпечатка сразу нескольких мельчайших зернышек." [33, с 213].

Мастера-чеканщики для своих работ с равным успехом могли использовать как драгоценные металлы,так и медь.

Помимо традиционной ручной чек. применялись чеканка по твердой модели: золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели, а потом снимался с нее. Такая чеканка часто использовалась для выделки фигур.

С древних времен известна чеканка в твердых формах и прессование листа между двумя формами из камня, бронзы или железа – штамповка (один штамп несет на себе рельеф-образец, а другой – его выемку). Родственна чеканке техника тиснения, при которой образец выдавливается во всех деталях на одной стороне металлического массива. Однако в повсеместное употребление машинная штамповка и чеканка вошли у златокузнецов лишь на исходе XVIII века. Выкованное или отлитое изделие всегда нуждается в доработке, для чего существует множество различных пиемов, характерных для определенного времени и местности.

Гравировка. Эта техника была широко распространена уже в XIII-XIV веках, а потом в XVII-XVIII вв. В конце XVIII века, когда для гравировки стали использовать машины, возникла новая разновидность гравировки – гильоширование, при котором вся поверхность предмета равномерно покрывалась правильными геометрическими узорами (круги, дуги, волны), в начале XIX века она вытеснила ручное гравирование.

Серебряные изделия часто золотили, поскольку серебро на воздухе окисляется, покрываясь темно-коричневой или черной глянцевой патиной (сернистое серебро). Поэтому путем золочения серебра (особенно до XVIIIв.) достигалось соединение привлекательных свойств обоих благородных металлов – легкости и сравнительно небольшой стоимости серебра со стойкостью и прекрасным, теплым цветом золота, а при частичном золочении изделия достигался декоративный эффект. Древнейший способ золочения, известный еще до нашей эры и во времена императорского Рима, заключается в обивании серебряной или бронзовой основы золотым листом (холодное золочение). С 1743 года этим cпocoбом также серебрили, после того как в Шеффилдом было установлено, что медная основа поддается серебрению и без припаивания, то есть посредством одной только прижимной накатки серебряного листа.. Наиболее распространенный до XIXв. вид золочения - золочение на огне, также известно уже с античных времен. Золото смешивают с ртутью, наносят на предмет в виде тонкого слоя паста и подвергают обжигу, при этом ртуть испаряется, а золото соединяется с металлической основой. Но так как испаряющаяся ртуть вредна для здоровья, отыскивали другие способы. Сегодня используют открытый в 1805 году Бруньятелли способ гальванического золочения, который совершается в гальванической ванне посредством пропускания электрического тока.

Манера мастера всегда индивидуальна и ее изучение с учетом знаний о техниках изготовления и технологических особенностях представляет широкие возможности для атрибуции.