logo search
МОКУЛЬСКИЙ

Периоды творчества шекспира

На протяжении четверти века мировоззрение и творчество Шекспира развивались. Неизменной была вера Шекспира в че­ловека, любовь к жизни, но в человеке и в жизни Шекспир в разные периоды творчества подчеркивал разные черты. Менялась

1 Г. Э. Лессинг, Гамбургская драматургия, «Academia», M.—Л., 1936, стр. 45.

2 Т ам же, стр. 47.

3 Т а м же, стр. 48.

* Эккерман, Разговоры с Гёте, «Academia», M.—Л., 1934, стр. 706.

438

–сама действительность, менялся и угол зрения поэта. А отсюда его творчество в определенные периоды приобретало своеобраз­ный колорит, характеризовалось преобладанием того или иного мироощущения, тех или иных художественных форм.

В драматургическом творчестве Шекспира четко различаются три периода. В первый период (1590—1600) преобладает жизне­радостный, оптимистический взгляд, вера в разрешимость жиз­ненных и общественных противоречий наилучшим для человека образом. Над всеми произведениями этого периода веет атмосфе­ра гуманистического оптимизма, они проникнуты стремлением к гармоническому разрешению противоречий и верой в достижи­мость этой гармонии.

Шекспир не утрачивает своих гуманистических идеалов и в следующий период творчества ( 1601—1608). Но его миро­восприятие становится другим. Именно с точки зрения своих идеалов Шекспир приходит к сознанию того, что общественные противоречия оказываются глубже, острее, антагонистичнее, чем он полагал. Теперь изображение антагонистических противоре­чий получает преобладание в его драмах. Острота этих противо­речий не допускает гармонического примирения их, она требует борьбы до конца, борьбы, в ходе которой обнажается вся сила зла в жизни. Трагическое мироощущение преобладает в творчестве Шекспира этого периода, но оно никогда не доходит до пессимизма. Шекспир страстно искал выхода из трагических противоречий жизни. Даже в этот период наиболее мрачного восприятия жизни он сохранял веру в человека, в конечное тор­жество лучших начал жизни.

Именно это позволило Шекспиру в следующий, третий пе­риод (1609:—1613) вернуться к поискам оптимистического реше­ния жизненных конфликтов. Но так как в современной Шекспи­ру действительности не было непосредственных предпосылок для победы добра и справедливости, то это решение могло в то вре­мя быть только утопическим. Отсюда проистекает то, что в этот период трезвый и беспощадный реализм нередко уступает у Шекспира место идеализации жизненных явлений.

Эволюция мировоззрения Шекспира, очерченная здесь в са­мом общем виде, обусловливалась общественной обстановкой. В первый период творчества Шекспир живет настроениями, ко­торые определились национальным подъемом, временным един­ством основных общественных сил, отстаивавших независимость страны; победа Англии над Испанией воспринималась им, как и другими гуманистами, как победа нового жизненного уклада над старым, как свидетельство неизбежного торжества прогрессивных начал общественной жизни. Но уже очень скоро становится за­метной внутренняя противоречивость складывающихся общест-

439

–венных отношений, обнаруживается столько зла, что прежняя оптимистическая точка зрения требует пересмотра. Феодально-монархическая реакция, устанавливающаяся с воцарением Стюар­тов, ощущается во всех сферах жизни. Зло неумершего старого мира переплетается со злом нарождающегося нового, буржуаз­ного уклада жизни, создавая все предпосылки для трагического восприятия жизни, проявившегося в произведениях второго пе­риода творчества Шекспира.

Но в обществе зрели силы, стремившиеся ниспровергнуть зло, в каких бы формах оно ни проявлялось. Народное недоволь­ство, дававшее знать о себе в крестьянских восстаниях и бунтах, оппозиция буржуазии, идейные искания передовых людей эпо­хи — всего этого Шекспир не мог не ощущать. Чуткость ге­ния помогала ему улавливать подводные, еще неясные для мно­гих течения, предвещавшие неизбежность каких-то общественных перемен. До английской буржуазной революции было еще далеко. Должно было пройти целое тридцатилетие, прежде чем накапли­вавшиеся силы привели к взрыву в обществе. Но это накопление революционных сил и получило первое, еще смутное отражение в творчестве Шекспира, как в трагических конфликтах драм вто­рого периода, так и в оптимизме пьес третьего периода, отра­жавших веру писателя в конечное торжество лучших начал жизни. Следует при этом отметить, что сам Шекспир отнюдь не выдвигал задач революционного взрыва существовавшей струк­туры общества; наоборот, он исходил из возможности мирного установления социальной гармонии. Но самая идея необходи­мости найти решение общественных противоречий была глубоко прогрессивной. Шекспир верил в поступательное движение чело­вечества, верил в то, что через страдания и борьбу оно придет к уничтожению зла.