Декорирование изделий из стекла
Декорирование художественного стекла осуществляется двумя путями: декорирование изделий в процессе производства и декорирование изделий после их изготовления.
Декорирование изделий в процессе производства
Стекло, отформованное и отделанное непосредственно на самом заводе – называют гутное стекло. В средине 1 в. до н.э. была использована стеклодувная трубка и гутное стекло стали формовать и декорировать разнообразными способами гутной техники – метода формовки с помощью специфических ручных способов обработки горячего стекла: выдувания (в форме и без формы), лепки, сплавления различных деталей, горячей обработки края, рифления, кракле, накладных цветных слоев. Своей высшей ступени оно достигает в римском античном стеклоделии. И в наше время служит наиболее доступным выражением стеклодельного искусства.
Декорирование поверхности происходит также с помощью трубки благодаря тому, что на еще горячее стекло наплавляется в виде разных плоских или пластинчатых фигур та же самая или иначе окрашенная стеклянная масса.
Характерным видом гутной отделки является стеклянная пряжа – наматываемые на стеклянную «баночку» в виде толстой спирали нити того же самого или иначе окрашенного стекла. Наплавление на мантию сосуда «капель», «Горошинок» и «Слезок» - основные методы декорирования, присущие гутному стеклу. Самое крупное достижение декорирования гутного стекла является – стеклянная вить, или филигрань и миллефиори («тысяча цветов»). Впервые подобные стеклянные изделия изготавливались в Римской империи, в начале 16 столетия стали отличительной особенностью муранского – венецианского стекла. В России выделывались в 19 в. на Бахметьевском заводе.
При выработке стекляной вити тонкие белые нити из опалового стекла составляются в определенном геометрическом порядке, образуя пустотелый цилиндр. Нутро его заполняется раскаленной «баночкой – начальный набор необходимого количества стекломассы на конце стеклодувной трубки. Пустая стеклянная кулька, используемая как предварительная заготовка изделия». К наружной поверхности такой баночки нити приплавляются. Все наполнение цилиндра стеклодел вытягивает затем в длину, причем, в зависимости от способа, каким он закручивает эту стеклянную массу при вытягивании, он достигает разных вариантов украшения. Кроме того, нити могли раскладывать на мраморной плите, по которой затем прокатывали полое стеклянное тело, так, чтобы нити пристали к нему.
Подобным способом изготавливали сосуды, декорированные накладом прочесанных нитей. На выдутый стеклянный пузырь навивается спирально белая нить, и прочесыванием ее образуются узоры, похожие на птичьи перья или на листья папоротника. Этот метод использовался в египетских бальзамариях, был распространен в Испании.
Похожим способом выполняется сетчатое, или ретичелльское стекло. Заплавленные внутрь стеклянной массы белые нити перекрещиваются. Для этого используются два стеклянных пузыря с нитями, накрученными в противоположные стороны. В 17 в. изобретена в Венеции.
Миллифьори (или миллефиори) – многоцветное стекло, получаемое способом смешения в процессе производства различно окрашенных стекол. Может быть получено двумя способами:
- путем соединения цветных стекол, размягченных до расплава в жгуты, которые разрезаются на пластинки и используются при формовании или выдувании изделий. В это случает на поверхности изделий получается красивый волнообразный, муаровый узор из многоцветного стекла. Этот способ был открыт римлянами в античное время и впоследствии широко использовался венецианскими мастерами.
- путем добавления в расплавленное неокрашенное стекло разноцветной крошки готового стекла. Этот метод применяется чешскими стеклодувами. Изделия, получаемые этим способом не имеют определенного рисунка, а отличаются лишь многоцветностью, неопределенностью узора.
Авантюриновое (авентурин) стекло – непрозрачное цветное стекло с мелким включением блестящих золотистых кристаллов, имитирует природный камень. В массе стекла с помощью окислов меди и хрома получаются блестки, разбросанные по всей поверхности в виде кристаллов Его используют в ювелирном деле. Эта техника открыта в 17 ст. в Венеции и Богемии. В последнем для украшения ножек бокалов и рукоятей на крышках В наше время изготавливают два вида стекла: хромовый (темно-зеленый) и медный (розово-красный) авантюрин.
Агатовое стекло – цветное непрозрачное стекло, похожее на природный агат. Получается соединением разноцветных стекломасс. Было известно уже в Египте в эллинистический период (336-30 гг. до н.э.). Его изготавливали в Римской империи. Забытое в средние века, оно получает популярность в конце 15 ст. в Венеции. В 19 в. под названием литиаминового производится в Чехии и Англии. Из агатового стекла изготавливали дорогие репрезентативные вещи, даже столешницы, а в 19 в., кроме этого, разнообразные мелкие предметы, даже бижутерию.
При выработке изделий целый ряд естественных видов повреждений стекла используется как художественный декор. К этим видам декорировок относятся мошка, кракле, иризация.
Мошка – равномерное распределение мелких пузырей по всей массе стекла.
Иризация, и люстрирование – имитирует археологические стекла, покрытые радужной цветной оболочкой. Иризация осуществляется непосредственно на стеклоплавильном заводе при работе с расплавленным стеклом, тогда как люстрирование производят на холодном стекле. Иризами служат жидкие смеси хлористого олова с нитратами бария, сообщающие стеклу перламутровый блеск. В зависимости от состава они либо бесцветны, либо золотисто-желты, либо розово-красны, имитируя золотой рубин.
Люстры – представляют собой смолистые мыла тяжелых металллов. На стекло их наносят кистью, прижигая в муфельной печи, как эмалевые краски. На поверхность прозрачного бесцветного или цветного готового стекла наносится тонкая пленка, окрашенная или неокрашенная, состоящая из окисей титана или кремния. После обжига изделий при температуре не более 2000 на поверхности стекла образуется пленка, переливающаяся всеми цветами радуги, в зависимости от введенных красителей.
Кракле (фран. - трещать). Образование цека на поверхности стекла. Прием изготовления стекол кракле заключается в том, что после обжига стекло немедленно опускается в холодную воду, мутнеет, растрескивается, покрывается сетью беспорядочных трещин (кракелюр), а затем подвергается вновь обжигу, необходимому для упрочнения стекла и устранения острого края у трещин.
При резком охлаждении стекла указанным способом образуются самые разнообразные узоры из трещинок. Иногда они напоминают морозные узоры на окнах. В этом случае подобный вид декорирования носит название «мороз».
«Мороз» или льдистое стекло (льдяно-цветочное) вырабатывается техникой, известной с 16 в. и применявшейся в первую очередь в Венеции.
К другим разновидностям декорирования гутного стекла относится техника многослойного или внутринакладного стекла. Она получается за счет того, что дутое стекло окунают в одну или несколько стеклянных масс, а иногда слой цветного стекла наносят и на внутреннюю поверхность сосуда. Эти слой затем прощлифовываются, протравливаются или делаются ажурным, благодаря чему создается интересный цветовой узор. Стекло с надцветом отличается от предыдущего тем, что второй слой стекла накладывается не на всю поверхность изделия, а лишь в виде определенного узора. Эти техники были знакомы еще древним римлянам, широко применялась в европейском и китайском стеклоделии 19 в.
Схожа с ней техника глазурования стеклом, при которой наружная поверхность стекла кроется прозрачным нацветом. Эту технику применяли средневековые стеклоделы. Это окрашивание поверхности стекла металлами, прижигаемыми в муфельной печи. Для приготовления глазурей годны только два металла: серебро, производящее желтую глазурь, и медь, дающая черную и красную глазурь. Глазури похожи на транспарантную эмаль, но являются составной частью стекла, не выступая в виде рельефа и не обнаруживая мазка кисти. Глазурь затем еще травят, режут или процарапывают алмазом, или росписывают. Глазурь для полого стекла вел живописец по стеклу Фридрих Эгерман.
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Для студентів факультету маркетингу, торгівлі та митної справи всіх форм навчання
- Тема 1. Культурні цінності та проблеми їх визначення в нормативно-правових актах України та міжнародних конвенціях – 2 години.
- Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта
- 14 Мая 1954 года
- Тема 2.1 Образотворче мистецтво. Види і жанри образотворчого мистецтва – 2 години.
- Изобразительное искусство
- Тема 2.2 Стилі в мистецтві - 2 години
- Стиль древнего мира
- Тема 3. 1 Живопис на полотні. Відмінні ознаки олійного живопису – 2 години.
- Приемы старинной живописи
- Средние века и Ренессанс
- Смешанный способ живописи
- Итальянская манера масляной живописи
- Тема 3.2 Украинская живопись. Методы анализа произведений живописи.
- Материал – основа Холст с 16 в.
- Картон, бумага
- Тема 4 Живопис на дерев’яній основі. Іконопис. Характерні ознаки ікони. Іконостас – 2 години.
- Прошлое и будущее в иконе
- Образы Богоматери
- Иконография ангелов
- Георгий Победоносец
- Изучение особенностей экспертизы икон
- Тема 5. Графіка: види, технологія виробництва. Атрибуція графічних творів – 2 години.
- Сангина
- Пастель
- Печатные краски
- Морфология гравюры Отпечаток
- Тема 6. Старовинні книги. Рукописи. Документи. Їх класифікація, види та відмітні ознаки – .
- 2. Особливості форми і структури книги.
- Заставка – невелика орнаментальна, чи зображувальна (іноді сюжетна) композиція (вздовж набірної полоси), яка відокремлювала та прикрашала початок книги, чи окремого розділу книги.
- 3. Особливості експертизи книги
- 4. Категорії цінностей книг
- Додаток № 2 список
- Тема 7. Декоративно-прикладне мистецтво. Види та класифікація – 2 години.
- Художественное стекло
- Характеристика и состав стекла
- Технология производства
- Цветное прозрачное стекло
- Непрозрачное (глушенное или опаковое) стекло
- Декорирование изделий из стекла
- Междуслойное декорирование стекла
- Декорирование изделий после их изготовления.
- Техника галле
- Производство стеклянных изделий. Исторический обзор.
- Немецкое и богемское поташное стекло
- Лаковая миниатюра
- Тема 8. Кераміка як вид декоративно-прикладного мистецтва. Відмітні ознаки – 2 години.
- Декорировка керамических изделий
- Виды глазурей
- Приемы нанесения надглазурной росписи на фарфоровые и фаянсовые изделия (твердый фаянс)
- Изделия с пористым черепком
- Изделия со сплошным черепком
- Гончарные изделия
- Античная керамика
- Терракота
- Майолика
- Изразцы
- Фаянс Термин фаянс произошел от названия итальянского города Фаенцы, где он вырабатывался в 15 – 16 вв., еще в то время, когда в Италии была широко распространена майолика.
- Тема 9. Художні вироби з металу. Їх класифікація та відмітні ознаки – 2 години
- Класифікація творів з металу
- Приемы художественной обработки металлов
- Волочение
- Чеканка
- Гравировка
- Інкрустація
- Золочение
- Штамповка
- Тиснение
- Травление
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Сторінки історії
- Свинець
- Сторінки історії
- Тема 10. Ткацтво. Види тканих виробів. Їх характерні ознаки – 2 години.
- Тема 11. Музичні інструменти (смичкові інструменти). Атрибуція смичкових інструментів – 2 години
- Тема 12. Почтовые марки. Отличительные признаки.
- Тема 13. Ордена, медалі, нагрудні знаки та грошові знаки.
- 3. У разі незаконного вивезення за межі України державних нагород з дорогоцінних металів та/або дорогоцінного каміння, вони підлягають вилученню у порядку, передбаченому законодавством.
- 1. По принадлежности денежной системе: