logo search
Койнаш Т

Лаковая миниатюра

Лаки художественные – изделия из дерева, папье-маше, металла, декорированные росписью темперными красками (чаще по черному фону) и сверху покрытые слоем прозрачного лака. Основная художественная особенность лаков – зеркальный блеск полированной поверхности, контрасты цветов фона, мягкая светотеневая игра росписи. Лаки художественные были известны со 2-о тис. До н.э. в Китае, где в качестве материала для покрытий сипользовали сок лакового дерева; были распространены также в Японии, Корее, Индии. В Европе появились в 15 в., но производство их началось только в 17-18 вв. В 1730 г. братья Мартен (Франция) получили королевский патент на изготовление всех лаковых изделий по образцам японских и китайских. Сохранился документ с описанием использованной при этом технологии. Куски бумаги или полотна склеивали до тех пор, пока они не получат нужной толщины. Потом из них делают основу запланированного изделия, придают им определенную форму – чашки, рюмки, табакерки и т.д. После просушивания в печи предмет становится твердым, как дерево. Затем его выравнивают напильником, покрывают лаком и расписывают. Среди работ Мартенов характерны портшезы с лаковым декором на золотистом фоне и комоды, расписанные восточным мотивом по красному или черному фону. В германии в это время работала фабрика Штобвассера, производившая табакерки и сундучки, украшенные миниатюрами. С середины 18 в. производство лаковых изделий из дерева, папье-маше, металла с росписью масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России. На Украине лаки художественные производятся в с. Петриковка Днепропетровской области.

Мстёрские промыслы:

- миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и пр.). Возникла в 1923 г. на основе иконописного промысла. (артель «Древнерусская народная живопись», с 1931 г. – «Пролетарское искусство», с 1960 - фабрика). Для нее характерны теплота и колоритная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажные фоны. Жанры – современные, бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты

филигрань – старинный российский народный промысел украшения филигранью художественных металлических ювелирных изделий, характерный для пгт. Мстёра Вязниковского района Владимирской области. Начало развития этого промысла приходится на 17 – 18 ст., когда ее стали использовать для изготовления окладов для икон. В начале 20 в. В.С.Крестьянинов основал в Мстере меднопрокатный завод, который в 1925 г. был преобразован в металообрабатывающую артель «Мстерский ювелир». С 1937 г. мастерами этой артели была освоена техника филиграни. При обработке филигранных изделий используется золочение, серебрение в отдельных изделиях ажурное филигранное обрамление соединяется с вкладками из цветного стекла Гусь Хрустального.

Палехская миниатюра – вид русского народного миниатюрной подлаковой росписи, главным образом, на изделиях из папье-маше. Возникла в с. Палех (Ивановская область России), бывшем центре иконописи, известном с 17 в. Иконопись Палеха отличается декоративностью, тесна связана с народным творчеством. Среди его мастеров – Ф.Болотов, С.Филатов, Л.Сазонов и др. палехские художники выполняли и настенные художественные росписи. В жанре миниатюры палехские мастера начали работать с 1923 г., когда здесь была основана артель старинной живописи, реорганизованная в 1953 г. в художественно-производственную мастерскую Художественного фонда СССР. Палехские миниатюры на темы современности, литературных произведений, сказок, былин, песен – выполняются яркими красками, преимущественно по черному лаковому фону. Палехской росписи свойственны большое число золотой штриховки, четкий силуэт фигур. Декоративные формы пейзажей и архитектуры, а также вытянутые пропорции людских фигур пришли из иконописных традиций. Палехской миниатюрой украшают мебель, мелкие бытовые предметы (шкатулки, броши), книги, используют в настенной росписи.

Холуйская миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932 г. в пос. Холуй Ивановской области на основе иконописного промысла. Представляла собой сюжетные композиции на фоне пейзажа.

Хохломская роспись – русский народный художественный промысел возник в 17 в. Названа так по ст. Хохлома Горьковской области. Представляет собой декоративную роспись на дереве (посуда, мебель). Отличается тонким растительным орнаментом, выполненным красным и черным (реже зелеными) тонами по золотистому фону.

Жостовская роспись – русский народный художественный промысел, возник в начале 19 в. в деревне Жостов (Мытищенский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветном фоне. В 1928 г. основана артель, затем фабрика.