logo search
Койнаш Т

Тема 8. Кераміка як вид декоративно-прикладного мистецтва. Відмітні ознаки – 2 години.

Загальні відомості про кераміку. Дещо з історії розвитку виробництва кераміки.

Гончарна кераміка, теракота. Прийоми виготовлення та способи декорування. Типологія форм.

Майоліка. Визначення. Майоліка та меццо-майоліка. Прикменті ознаки, технологія виготовлення та декорування. Майоліка країн Західної Європи (Іспанія, Італія, Франція) XVII – XIX ст. Майоліка Росії та України. Осередки, Визначальні ознаки.

Фаянс. Голландський фаянс XVII – XVIII ст. Англійський фаянс XVIII ст. Фаянс Російської імперії та України. Києво-Межігірська фабрика. Марки.

Фарфор м'який, твердий, кістяний. Бісквіт. Прийоми виготовлення та способи декорування. Відливання шлікером у форму, гончарний круг. Способи нанесення розпису на фарфорі: ручний розпис, спосіб механічного друку, декалькоманія, золочення, сріблення, платинування. Ангобування. Надглазурована і підглазурована техніка живопису (розпису). Дефекти, які можуть виникнути у глазурі та виявитися після глазурованого випалу. Види глазурі, які використовуються в художніх роботах.

Фарфор країн Сходу (Китай, Японія). Європейський та російський фарфор. Український фарфор XVIII –XX ст. (Корець, Баранівка, Городниця, Волокитне, Коростень). Агитаційний фарфор. Стильові ознаки та їх відбиття у формах та фарфоровій пластиці. Маркування фарфорових виробів.

Методи візуальної оцінки та експертизи керамічних виробів.

Рекомендована література:

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. – Прага. Артия, 1982

  2. Бубнов Е.А. Старый русский фаянс. – М.: Искусства, 1973

  3. Салтоков А.Б. Русская керамика. – М.: Искусство, 1983

Керамика – это изделия из обожженной глины. Слово греческого происхождения: «керамон» - рог для питья или «керамос» - глина, которая является основным компонентом керамических изделий.

Глиной называют осадочные породы, представляющие обычно продукт разложения полевых шпатов и других минералов. В ее состав входит элемент алюминия в виде некоторых соединений (алюмосиликаты). В керамическом производстве используется основное свойство глин создавать с водой пластическое тело, сохраняющее свою форму после обжига.

В зависимости от состава, дисперсности частиц, огнеупорности и пластичности глины делятся на каолины, жирные и тощие глины.

Каолин – белая фарфоровая глина. Он малопластичен (по сравнению с жирными глинами), но после обжига дает белый твердый пористый черепок. Точка плавления каолина высока – 1700 – 17850. Каолин – главная составная часть фарфора, его добавляют в твердый фаянс, опак и тонкую каменную массу для улучшения их качества.

Жирные глины обладают большей пластичностью, высокой огнеупорностью. Они очень разнообразны по цвету (от черного до белого), причем изделия из жирной глины после обжига приобретают почти белый цвет. Это связано с тем, что они имеют мало примесей. Недостаток этих глин – большая усадка изделий после обжига.

Жирные глины употребляются для изготовления гончарных изделий, терракоты, простой каменной массы, фаянса и добавляются в фарфоровую массу к каолину для придания ему большей пластичности.

Тощие глины мало пластичны и более легкоплавки. При обжиге изделия из нее почти не дают усадки и меньше растрескиваются. Тощие глины содержат много различных примесей, от которых зависит цвет обожженной глины. Они применяются в качестве добавок к жирным глинам.

Перед формованием глины отмучиваются, очищаются от примесей, проходят процесс вылеживания для приобретения большей пластичности.

В зависимости от изготовляемой массы, в глину добавляют различные примеси. Введение примесей необходимо для того, чтобы придать изделиям большую стойкость при сушке и обжиге, снизить температуру плавления массы, увеличить крепость изделий и т.д.

Основными плавнями служат кварц и полевой шпат. Первый добавляется для упрочения изделий, полевой же шпат позволяет сохранить чистый белый цвет каолина. Кроме этого, в зависимости от изготовляемой массы, в нее добавляют известь, магнезию, соду, фарфоровый бой, шамот, жженую кость и др.

Известь увеличивает блеск глазури, и с ее помощью достигается большая связь глазури с черепком изделия.

Введение щелочей (соды) делает массу более текучей и позволяет при отливке передать все детали формы.

Добавление фарфорового боя и шамота препятствует чрезмерной усадке изделий.

В зависимости от характера изделия, пористости, механической прочности и других качеств и составляется та или иная масса, обжигаемая при различных температурах. Большую роль играет температура обжига. Так, например, компоненты, входящие в образование терракоты и простого каменного товара, одни и те же, но последняя обжигается при очень высокой температуре, а это приводи к образованию качественно нового материала.