logo search
МОКУЛЬСКИЙ

Комедии

К произведениям первого периода относятся также ко­медии, являющиеся наиболее полным выражением шекспиров­ского оптимизма и жизнерадостности. Все в них озарено ярким солнечным светом. Недаром Шекспир так часто переносит дей­ствие их в южные страны. Однако, как справедливо отмечал Энгельс, «где бы ни происходило в его пьесах действие — в Ита­лии, Франции или в Наварре,— по существу перед нами всегда merry England, родина его чудацких простолюдинов, его умни­чающих школьных учителей, его милых, странных женщин; на всем видишь, что действие может происходить только под англий­ским небом. Только в некоторых комедиях,— как, например, «Сон в летнюю ночь»,— в характерах действующих лиц чув­ствуется влияние юга с его климатом так же сильно, как в «Ромео и Джульетте» '.

В комедиях Шекспира царит любовь, одерживающая победы над всеми препятствиями; они проникнуты духом реабилитации земной жизни, ее радостей и наслаждений. Героями этих комедий являются смелые, прямодушные юноши, способные на большие, глубокие чувства, девушки, сочетающие нежную женственность с мужественной силой воли, со способностью на подвиги во имя своей любви. Жизнерадостные, веселые, остроумные герои и ге­роини комедий сталкиваются с враждебными обстоятельствами, с злыми и испорченными людьми, но любовь и дружба, верность и ум в этих комедиях всегда побеждают зло.

Рядом с героями действуют собственно комические персона­жи, шутки и остроумие которых полны народного юмора, чуда­ки, которые смешат своими забавными странностями и нелепо­стями, хотя они смотрят на себя серьезно, не подозревая того, что они смешны. Сознательное шутовство и неосознанный сами­ми персонажами комизм их действий одинаково содействуют созданию общего комического эффекта этих произведений.

'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. II, стр. 60. 448

–В шекспировских комедиях отсутствуют плутовские мотивы, столь обычные в буржуазной ли ературе того времени. Целью комедийного обмана у Шекспира является не достижение эгои­стических материальных интересов, а победа в любви или шутка ради шутки, ради веселья. Встречаются в комедиях и сатирические образы (например, Мальволио в «Двенадцатой ночи»), но сати­рическое обличение не занимает в них доминирующего положе­ния. Главное в комедиях — жизнеутверждающее начало.

В комедиях Шекспира изображаются новые отношения в люб­ви и в браке, основанные на принципах гуманистической морали.

До самого конца средних веков заключение брака оставалось делом, которое решалось без участия непосредственно заинтере­сованных сторон. Положение изменилось в эпоху Возрождения. Энгельс пишет, что «развивающаяся буржуазия, в особенности протестантских стран, где больше всего был поколеблен сущест­вующий порядок, все более и более признавала свободу при заключении договора также и в области брака... Брак оставался классовым браком, но в пределах класса за сторонами была при­знана известная степень свободы выбора. И на бумаге, в нравст­венной теории и в поэтических описаниях, ничто не признавалось столь незыблемо прочным, как безнравственность всякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви и действительном согласии супругов. Одним словом, брак по любви был провоз­глашен правом человека и притом не только droit de l'homme (правом мужчины) в данном случае, но также и droit de la femme (правом женщины)» '.

Право свободного выбора спутника жизни, равенство полов, красота любви, сочетающей физическое влечение с родством ду­ховных интересов,— таковы некоторые из важнейших тем коме­дий Шекспира. В «Комедии ошибок» показана борьба жены за равное с мужем положение в браке. В «Укрощении строптивой» «строптивая» Катарина, по существу, борется за признание своего человеческого достоинства. Однако в обеих этих ранних комедиях «право женщины» еще не одерживает полной победы. Зато во всех остальных комедиях первого периода новые отно­шения в любви и браке торжествуют. Так обстоит дело и в «Двух веронцах», и в «Бесплодных усилиях любви», и в «Сне в летнюю ночь», и в «Много шума из ничего», и в «Как вам это по­нравится», и в «Двенадцатой ночи», и в «Виндзорских кумушках».

Во всех этих комедиях женщина выступает как существо, равное мужчине, утверждающее свое право на свободу выбора в любви и добивающееся осуществления этого права. Недаром так значительны героини шекспировских комедий, эти «милые,

'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 62.

449

–странные женщины», как называл их Энгельс. Виола, Джулия, Розалинда, Оливия, Гермия, Елена, Беатриче и другие героини комедий не только наделены высокими чувствами, но и большой волей, энергией, которую они проявляют, отстаивая свое право на счастье. Показательно, что в большинстве комедий Шекспира, если не во всех, именно женщины являются особенно активны­ми в борьбе за утверждение новых принципов морали.

Шекспир борется в своих комедиях против ханжески пуритан­ского отношения к жизни. Воплощением такого ханжества является Мальволио в «Двенадцатой ночи». «Ты думаешь, что если ты добродетелен, то на свете не должно быть ни пирогов, ни вина», — говорят ему жизнерадостные герои комедии, и в этих словах звучит веселая насмешка над ханжеской моралью пуританской буржуазии.

«Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой» имеют, в сущ­ности, фарсовую основу, но Шекспир поднимается над уровнем фарса, вводя ряд ярких реалистических черт и сложных психоло­гических мотивов. В «Комедии ошибок» Шекспир заимствовал сюжет из «Менехмов» Плавта, усложнив комическую путаницу, происходящую из-за сходства близнецов, Антифола Эфесского и Антифола Сиракузского, введением второй пары близнецов, являющихся их слугами. Будучи в основе своей комедией положе­ний, это произведение содержит яркую картину нравов эпохи Возрождения.

«Укрощение строптивой» — комедия характеров. Действие по­строено на столкновении двух сильных характеров: строптивой Катарины и ее «укротителя» — мужественного Петруччо. В них воплощены типично ренессансные черты: энергия, воля, стрем­ление к независимости, острый ум, жизнелюбие. Они как бы со­ревнуются, стремясь добиться превосходства друг над другом. Показывая друг перед другом свою силу, свои преимущества, они обнаруживают незаурядность своей натуры. За кажущейся внешней враждебностью скрывается их любование друг другом. И хотя Катарина по видимости оказывается «укрощенной», на са­мом деле она не терпит поражения в этом поединке: чтобы заставить Петруччо уважать ее, она отныне будет пользоваться своей слабостью как самой большой силой, которой она обла­дает. После всех перебранок и взаимных испытаний они выходят с сознанием большой и глубокой любви, соединяющей их на всю дальнейшую жизнь.

В «Двух веронцах» Шекспир создал первый образец так на­зываемой «романтической» комедии. Основное действие комедии, посвященной теме верности в любви и дружбе, сочетается с ко­мической линией слуг Лаунса и Спида, разработанной с боль­шим юмором. Недаром Энгельс считал, что «один только Лаунс

450

–со своей собакой Крабом больше стоит, чем все немецкие коме­дии вместе взятые»'. Сцены в лесу, образы разбойников связы­вают эту комедию с мотивами народных баллад о Робин Гуде.

В комедии «Бесплодные усилия любви» король Наваррский и его приближенные решают вести затворнический образ жизни, занимаясь отвлеченными науками. Но не успели молодые люди принять решение отказаться от общества женщин, как появ­ляется французская принцесса со своими придворными дамами, и любовь оказывается сильнее аскетической морали. Шекспир ратует здесь за полноценную жизнь, отвергает аскетический отказ от любви и показывает, что неправомерно отрывать ду­ховные интересы человека от его реального земного бытия. В этой комедии он борется и против ложной аффектации чувств, созда­вая пародию на эвфуистический стиль.

Многообразие комедийного дарования Шекспира ярко про­явилось в «Сне в летнюю ночь». Здесь сочетаются высокая ро­мантическая комедия, фарс и фантастика. История любовных от­ношений юных героев комедии — Гермии, Елены, Деметрия и Лизандра — переплетается с происшествиями в волшебном цар­стве эльфов Оберона и Титании; наряду с этим разыгрываются комические сцены репетиций театра ремесленников, готовящих постановку «Прежалостной комедии и весьма жестокой кончины Пирама и Фисбы». Не случайно действие «Сна в летнюю ночь» происходит по преимуществу в лесу. Романическим чувствам, сме­лой фантазии автора вольнее на лоне природы.

В лес уходят и герои комедии «Как вам это понравится». Здесь живут изгнанный своим коварным братом герцог со сви­той, Орландо и Розалинда, пастухи и пастушки, философ-меланхо­лик Жак и шут Оселок. Арденский лес оглашается меланхоличе­скими стенаниями Жака, скорбящего о бренности мира, и шутками Оселка, любовными сетованиями пастуха Сильвио и мадригалами Орландо. Здесь, на лоне природы, разрешаются все жизненные трудности героев, восстанавливается право на трон изгнанного герцога, устраивается брак Орландо и Розалинды; все действующие лица комедии находят благополучное решение своей судьбы, кроме меланхолика Жака, который не верит ни в счастье, ни в удачу, ни в дружбу, ни в любовь. Но все действие пьесы опровергает мрачный взгляд Жака на жизнь. Воцаряются мир и справедливость, согласие и любовь.

В «Много шума из ничего» также следует отметить разно­образие драматических мотивов. История Клавдио и Геро грани­чит с трагедией; Бенедикт и Беатриче — персонажи высокой ко­медии, а сцены с ночными стражами Клюквой и Киселем вносят

'К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 429—430. 29* 451

–в пьесу элементы фарса. Любовь в этой комедии побеждает и ко­варство Дон Жуана, оклеветавшего Геро, и упрямство Бенедикта и Беатриче, не желающих сознаться в своем чувстве друг к другу. Как и в «Укрощении строптивой», поединок между Бене­диктом и Беатриче имеет глубокий смысл, выражая стремление каждого из них утвердить свою личность. Но их состязание в остроумии отходит на второй план, когда они видят несправед­ливость, совершенную по отношению к Геро. Они объединяют­ся для того, чтобы бороться за восстановление чести несправед­ливо оклеветанной Геро. Любовь и дружба одерживают и в этой комедии победу над силами зла.

«Двенадцатая ночь, или Что угодно» гармонически сочетает сложную основную романтическую линию сюжета (Орсино, Виола, Оливия, Себастьян) с фарсовыми ситуациями и острой са­тирой на пуританство (образ Мальволио). Образ сэра Тоби Бэлча сродни Фальстафу, подобно которому он проводит жизнь в попойках и веселых «розыгрышах», добывая деньги не всегда честным путем.

Осуждая в лице Мальволио пуританское ханжество и лице­мерие, Шекспир утверждает в этой комедии высокий гуманисти­ческий идеал любви, носителем которого выступает юная Виола. Ее духовная красота и самоотверженность обнаруживаются в той самозабвенности, с какой она борется за то, чтобы Оливия ответила взаимностью Орсино, в которого сама Виола так горячо влюблена. И здесь, как и в других комедиях Шекспира, верность и постоянство героини оказываются вознагражденными.

Комедии Шекспира представляют собой синтез разнородных элементов. Высокая гуманистическая идейность сочетается в них с элементами фарсовой игры, реалистическая правдивость в изображении чувств и характеров со смелой фантастикой. В них звучат галантные изречения в придворном духе и грубые пло­щадные шутки. Философские и моральные истины облекаются подчас в буффонную форму, а тривиальности приукрашиваются изысканными эвфуистическими красотами.

Но при всем этом многообразии ясно ощущается народно-гуманистическая основа комедий Шекспира. Английская природа и фольклор наложили неизгладимую печать на эти комедии, в которых мы встречаем народные песни, поговорки, прибаутки, сказки и легенды о лесных духах, о справедливом разбойнике Робин Гуде.

Наряду с замечательными образами героев и героинь, вопло­щающих гуманистический идеал, особого внимания заслуживает целая галлерея шекспировских шутов, появляющихся перед нами в комедиях. Это близнецы Дромио Эфесский и Дромио Сиракуз-ский («Комедия ошибок»), Лаунс и Спид («Два веронца»),

452

–Оселок («Как вам это понравится»), Фест («Двенадцатая ночь»). Шуты в ранних комедиях имели чисто комическую функ­цию; в зрелых же комедиях они все больше становятся выразите­лями определенного взгляда на жизнь, отражая не только народный юмор, но и народную мудрость.

Реалистическое мастерство Шекспира возрастало от комедии к комедии. Начав с произведений, в которых преобладал внеш­ний комизм ситуаций, Шекспир постепенно пришел к более глу­бокому раскрытию характеров своих героев. Это сказалось как в изображении отрицательных персонажей (от Протея в «Двух веронцах» до Мальволио в «Двенадцатой ночи»), так и в обри­совке героев. Вершинами реалистического комедийного творче­ства Шекспира были «Много шума из ничего», «Как вам это понравится» и «Двенадцатая ночь».

Если хроники первого периода выражали победу^ гуманисти­ческих принципов в государственной и общественной жизни, то комедии выражают победу этих же начал в жизни частной, лич­ной. Таким образом, в обоих жанрах раннего творчества Шекспи­ра последовательно проводилось утверждение гуманистического отношения к жизни.