logo
slovar-sovremennyh-citat

Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930), поэт

210

И бог заплачет над моею книжкой! / (...)

и побежит по небу с моими стихами подмышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

«А все-таки» (1914)

211

Я сразу смазал карту будня.

«А вы могли бы?» (1913)

212

А вы / ноктюрн сыграть

могли бы / на флейте водосточных труб?

Там же

213

Американцы удивляются.

Загл. стихотворения (1929)

214

Вашу / быстроногую / знаменитую Америку

мы / и догоним / и перегоним.

Там же

=> «Догнать и перегнать!» (Л-149).

215

Главначпупс.

«Баня» (1930)

«Главный начальник по управлению согласованием» – должность персонажа комедии, Победоносикова.

216

Стили бывают разных Луёв.

Там же, II

217

Сделайте нам красиво!

Там же, III

218

Впе– / ред, / вре– / мя! / Вре– / мя, / вперед!

Там же, VI («Марш времени»)

«Время, вперед!» – заглавие романа Вал. Катаева (1932).

219

Театр / не отображающее зеркало,

а – / увеличивающее стекло.

Там же, лозунги для спект. «Баня»

220

Белый / ест / ананас спелый, / черный – / гнилью моченый.

Белую работу / делает белый, / черную работу – / черный.

«Блек энд уайт» (1925)

221

Налево посмотришь – / мамочка мать!

Направо – / мать моя мамочка!

«Бродвей» (1925)

222

У советских / собственная гордость:

на буржуев / смотрим свысока.

Там же

223

Бывало – / сезон, / наш бог – Ван Гог, / другой сезон – / Сезан.

«Верлен и Сезан» (1925)

224

Ленин / и теперь / живее всех живых,

наше знанье – / сила и / оружие.

«Владимир Ильич Ленин» (1924)

225

Я / себя / под Лениным чищу,

чтобы плыть / в революцию дальше.

Там же

226

По мандату долга.

Там же

«Голосует сердце – / я писать обязан / по мандату долга».

227

Землю / всю / охватывая разом,

видел / то, / что временем закрыто.

Там же

Эта и три следующие цитаты – о Ленине.

228

Он, как вы / и я, / совсем такой же.

Там же

229

Шахматы ему – / они вождям / полезней.

Там же

230

Самый человечный человек.

Там же

231

Я / всю свою / звонкую силу поэта

тебе отдаю, / атакующий класс.

Там же

232

Слова / у нас / до важного самого

в привычку входят, / ветшают, как платье.

Хочу / сиять заставить заново

величественнейшее слово / «ПАРТИЯ».

Там же

233

А если / в партию / сгрудились малые —

сдайся, враг, / замри / и ляг!

Партия – / рука миллионнопалая,

сжатая / в один / громящий кулак.

Там же

234

Единица – вздор, / единица – ноль.

Там же

235

Партия – / это / миллионов плечи,

друг к другу / прижатые туго. / (...)

Мозг класса, / дело класса, / сила класса,

слава класса – / вот что такое партия.

Партия и Ленин – / близнецы-братья —

кто более / матери-истории ценен?

Мы говорим Ленин, / подразумеваем – партия.

Мы говорим / партия, / подразумеваем – / Ленин.

Там же

236

Когда я / итожу / то, что прожил.

Там же

237

Если бы / выставить в музее / плачущего большевика,

весь день бы / в музее / торчали ротозеи.

Еще бы – / такое / не увидишь и в века!

Там же

Прозвище «плачущий большевик» получил Н. И. Рыжков после своего выступления 14 марта 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР. («Мне становится все более и более грустно. (...) Вы знаете, я волнуюсь, честно говоря. (...) И вот сегодня выпускают товарища Собчака».)

М. Жванецкий писал: «Кто видел на трибуне плачущего большевика?.. Достали... Собчаками затравили...» («Осторожно, люди!», 1990). «Плачущий большевик Николай Иванович, Егор Лигачев и другие» – название одной из глав книги А. Собчака «Хождение во власть» (1991).

238

Здесь / каждый камень / Ленина знает.

Там же

239

Я счастлив, / что я / этой силы частица,

что общие / даже слезы из глаз.

Сильнее / и чище / нельзя причаститься

великому чувству / по имени – / класс!

Там же

240

Кроя эрудицией / вопросов рой.

«Во весь голос» (1929—1930)

241

Певец кипяченой / и ярый враг воды сырой.

Там же

242

Профессор, / снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу / о времени / и о себе.

Я, ассенизатор / и водовоз,

революцией / мобилизованный и призванный.

Там же

243

Кудреватые Митрейки, / мудреватые Кудрейки —

кто их к черту разберет!

Там же

244

Но я / себя / смирял, / становясь / на горло / собственной песне.

Слушайте, / товарищи потомки, / агитатора, / горлана-главаря.

Там же

245

Как живой / с живыми говоря.

Там же

246

Я к вам приду / в коммунистическое далеко.

Там же

247

Мой стих дойдет, / но он дойдет не так, – / (...)

не как доходит / к нумизмату стершийся пятак

и не как свет умерших звезд доходит.

Мой стих / трудом / громаду лет прорвет

и явится / весомо, / грубо, / зримо,

как в наши дни / вошел водопровод,

сработанный / еще рабами Рима.

Там же

248

Железки строк случайно обнаруживая,

вы / с уважением / ощупывайте их,

как старое, / но грозное оружие.

Там же

249

Оружия / любимейшего / род.

Там же

О «кавалерии острот».

250

Мы открывали / Маркса / каждый том,

как в доме / собственном / мы открываем ставни.

Там же

251

Мы / диалектику / учили не по Гегелю.

Там же

252

Мне наплевать / на бронзы многопудье,

мне наплевать / на мраморную слизь.

Сочтемся славою – / ведь мы свои же люди, —

пускай нам / общим памятником будет

построенный / в боях / социализм.

Там же

253

Поэт / вылизывал / чахоткины плевки

шершавым языком плаката.

Там же

254

Мне / и рубля / не накопили строчки.

Там же

255

Я подыму, / как большевистский партбилет,

все сто томов / моих / партийных книжек.

Там же

256

Из меня / слепым Вием / время орет:

«Подымите, / подымите мне / веки веков!»

«Война и мир», IV (1915—1916)

В повести Гоголя «Вий» (1835): «Подымите мне веки: не вижу!»

257

...И, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

«Всем», предсмертное письмо 12 апр. 1930 г.

258

Товарищ правительство.

Там же

259

Как говорят – / «инцидент исперчен»,

Любовная лодка / разбилась о быт.

Там же

Согласно Вал. Катаеву («Трава забвенья», 1967), выражение «инцидент исперчен» принадлежит поэту-сатирику Арго (А. М. Гольденберг, 1897—1968).

260

Надо бы доругаться.

Там же

261

Капитал – / его препохабие.

«Вызов» (1925)

262

Но кому я, к черту, попутчик! / Ни души / не шагает / рядом.

«Город» (1925)

=> «Литературные попутчики революции» (Т-140).

263

И песня, / и стих / – это бомба и знамя. / (...)

И тот, / кто сегодня / поет не с нами, / тот – / против нас.

«Господин “народный артист”» (1927) В стихотворении речь шла о Ф. Шаляпине.

264

«Даешь изячную жизнь!»

Загл. стихотворения (1927)

265

Тот, кто постоянно ясен, – / тот, / по-моему, / просто глуп.

«Домой!» (1925)

266

...Я ж / с небес поэзии / бросаюсь в коммунизм,

потому что / нет мне / без него любви.

Там же

267

Я себя / советским чувствую / заводом,

вырабатывающим счастье.

Там же

268

Я хочу, / чтоб к штыку / приравняли перо.

Там же

269

Я хочу / быть понят моей страной,

А не буду понят, – / что ж.

По родной стране / пройду стороной,

Как проходит / косой дождь.

Там же, заключительные строки, позже исключенные автором

270

Ешь ананасы, рябчиков жуй.

День твой последний приходит, буржуй!

Двустишие (осень 1917);вошло в поэму «Владимир Ильич Ленин» (1924)

271

Как делать стихи?

Загл. статьи (1926)

272

Кем быть?

Загл. стихотворения (1928)

273

У меня растут года, / будет и семнадцать.

Где работать мне тогда, / чем заниматься?

Там же

274

Нужные работники – / столяры и плотники!

Там же

275

Как живете, / как животик?

Там же

276

Я бы в летчики пошел, / пусть меня научат.

Там же

277

Все работы хороши, / выбирай / на вкус!

Там же

278

Бюстгальтеры на меху, бюстгальтеры на меху!

«Клоп» (1929), карт. I

279

Съезжалися к загсу трамваи.

Там же, III

280

Смерть – / не сметь!

Эпиграф к стихотворению «Комсомольская» (1924)

281

Ленин – / жил, / Ленин – / жив, / Ленин – / будет жить.

Там же

282

Я сошью себе черные штаны / из бархата голоса моего.

«Кофта фата» (1914)

283

Разворачивайтесь в марше! / Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы! / Ваше / слово, / товарищ маузер.

Довольно жить законом, / данным Адамом и Евой.

Клячу историю загоним. / Левой! / Левой! / Левой!

«Левый марш» (1918)

Строка «Клячу историю загоним» чаще цитируется в форме: «Клячу истории загоним».

284

Кто там шагает правой? / Левой! / Левой! / Левой!

Там же

285

Стрекозел.

«Любовь» (1926)

«Долой мещанство / и предрассудок! / С цветка на цветок / молодым стрекозлом / порхает, летает / и мечется. / Одно ему / в мире кажется злом – / это / алиментщица».

286

Ах, закройте, / закройте глаза газет!

«Мама и убитый немцами вечер» (1914)

287

От ударных бригад / к ударным цехам,

от цехов / к ударным заводам.

«Марш ударных бригад» (1930)

288

Мелкая философия на глубоких местах.

Загл. стихотворения (1925)

289

Кто над морем не философствовал? / Вода.

Там же

290

Вот и жизнь пройдет, / как прошли Азорские / острова.

Там же

291

Мистерия-буфф.

Загл. пьесы в стихах (1918)

292

Одному – бублик, другому – дырка от бублика.

Это и есть демократическая республика.

Там же, II, 14

Отсюда поговорка: «Кому бублик, а кому дырка от бублика».

293

Американцы бывают разные, которые пролетарские, а которые буржуазные.

«Мое открытие Америки», гл. «Америка» (1926)

Согласно Маяковскому, это «слова одного из первых революционных плакатов».

294

Вечно будет ленинское сердце

клокотать / у революции в груди.

«Мы не верим!» (1923)

295

...Я – бесценных слов мот и транжир.

«Нате!» (1913)

296

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Там же

297

Дней бык пег. / Медленна лет арба.

Наш бог бег. / Сердце наш барабан.

«Наш марш» (1917)

298

Наше оружие – наши песни. / Наше золото – звенящие голоса.

Там же

299

Да будь я / и негром преклонных годов,

и то, / без унынья и лени,

я русский бы выучил / только за то,

что им / разговаривал Ленин.

«Нашему юношеству» (1927)

300

Если тебе – / комсомолец имя, / имя крепи / делами своими.

«Не увлекайтесь нами» (1929)

301

Я стремился / за 7000 верст вперед, / а приехал / на 7 лет назад.

«Небоскреб в разрезе» (1925)

О Соединенных Штатах Америки.

302

В сто сорок солнц закат пылал.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920)

303

Светить всегда, / светить везде, / до дней последних донца,

светить – / и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой – / и солнца!

Там же

304

Мурло мещанина.

«О дряни» (1920—1921)

«И вылезло / из-за спины РСФСР / мурло / мещанина».

305

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее / головы канарейкам сверните —

чтоб коммунизм / канарейками не был побит!

Там же

306

Своего «апогея» никому не отдадим,

а чужих «апогеев» / нам не надо.

«О “фиасках”, “апогеях” и других неведомых вещах» (1923)

=> «Чужой земли мы не хотим ни пяди...» (Л-9).

307

Облако в штанах.

Загл. поэмы (1915)

Из вступления к поэме: «Хотите – / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а – облако в штанах!»

308

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

иду – красивый, / двадцатидвухлетний.

Там же, вступление

309

Мама! / Ваш сын прекрасно болен!

Там же, 1

310

Прежде чем начнет петься,

долго ходят, размозолев от брожения,

и тихо барахтается в тине сердца

глупая вобла воображения.

Там же, 2

311

Улица корчится безъязыкая —

ей нечем кричать и разговаривать.

Там же

312

Гвоздь у меня в сапоге / кошмарней, чем фантазия у Гете!

Там же

313

Наших душ золотые россыпи.

Там же

314

Где глаз людей обрывается куцый, / (...)

в терновом венце революций / грядет шестнадцатый год.

Там же

Строка: «Грядет шестнадцатый год» – появилась при публикации отрывков из поэмы в марте 1917 г. («Новый сатирикон», № 11). В первоначальной редакции было: «Грядет который-то год».

315

Хорошо, когда в желтую кофту / душа от осмотров укутана!

Там же, 3

Также в более раннем стихотворении «Кофта фата» (1914): «Я сошью себе (...) / желтую кофту из трех аршин заката».

Еще раньше, в 1913 г., «Свободный театр» А. Таирова поставил пьесу-сказку Г. Бернимо и Дж. К. Хазлтона «Желтая кофта».

316

Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!

Там же

317

Любовница, / которую вылюбил Ротшильд.

Там же

318

Тринадцатый апостол.

Там же

«Я, воспевающий машину и Англию, / может быть, просто, / в самом обыкновенном евангелии / тринадцатый апостол». «Тринадцатый апостол» – первоначальное название поэмы «Облако в штанах», запрещенное цензурой.

Выражение встречалось уже у Иоанна Златоуста в 403 г.: «Вчера вечером она [византийская императрица Евдоксия] называла меня тринадцатым апостолом, а сегодня назвала меня Иудою» («Беседа при отправлении в ссылку», 2).

319

Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду! / Глухо.

Вселенная спит, / положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо.

Там же, 4 (заключительные строки поэмы)

320

Тебе обывательское / – о, будь ты проклята трижды! —

и мое, / поэтово / – о, четырежды славься, благословенная!

«Ода революции» (1918)

321

Работаешь – / сидя, / отдыхая – / стой! / (...)

Работаешь – / стоя, / отдыхай – / сидя!

«Отдыхай» (1928)

Это – правило физиолога И. М. Сеченова (1829—1905).

322

В Париже это давно и лучше.

«Париж (Записки Людогуся)» (1922)

323

Очень / трудно / в Париже / женщине,

если / женщина / не продается, / а служит.

«Парижанка» (1929)

324

Шел я верхом, / шел я низом, / строил / мост в социализм,

не достроил / и устал / и уселся / у моста.

«Письмо к любимой Молчанова, брошенной им...» (1927)

325

Любить – / это с простынь, / бессонницей рваных,

срываться, / ревнуя к Копернику,

его, / а не мужа Марьи Иванны,

считая / своим / соперником.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928)

326

Чтоб больше поэтов / хороших / и разных.

«Послание пролетарским поэтам» (1926)

327

Все, что я сделал, / все это ваше —

рифмы, / темы, / дикция, / бас!

Там же

328

Послушайте! / Ведь, если звезды зажигают —

значит – это кому-нибудь нужно?

«Послушайте!» (1914)

329

Товарищи, / дайте новое искусство, —

такое, чтобы выволочь республику из грязи?.

«Приказ № 2 армии искусств» (1921)

330

Есть еще хорошие буквы: / Эр, / Ша, / Ща.

«Приказ по армии искусства» (1918)

331

Улицы – наши кисти. / Площади – наши палитры.

Там же

332

Про это.

Загл. поэмы (1923)

333

* Имя этой теме: / любовь!

Там же, пролог («Про что – про это?»)

В авторском тексте вместо слова «любовь» – шеститочие.

334

Мастерская человечьих воскрешений.

Там же. «Прошение на имя......»

335

Из себя / и то готов достать печенку.

Мне не жалко, дорогая, / ешь!

Там же

336

Воскреси – / свое дожить хочу!

Там же

337

Прозаседавшиеся.

Загл. стихотворения (1922)

338

О, хотя бы / еще / одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Там же

339

Простое как мычание.

Загл. книги стихов (1916)

Также в трагедии «Владимир Маяковский» (1913): «Я вам открою / словами / простыми, как мычанье, / наши новые души».

340

Начинается земля, / как известно, от Кремля.

«Прочти и катай в Париж и в Китай», 1 (1927)

341

Я хотел бы / жить / и умереть в Париже,

если б не было / такой земли – / Москва.

«Прощанье» (1925)

Фраза: «Хотели бы вы жить и умереть в Париже?» – содержалась в «Новейшем самоучителе французского языка» для русских эмигрантов (1920).

342

Время / пулям / по стенке музеев тенькать.

«Радоваться рано» (1918)

343

А почему / не атакован Пушкин?

Там же

344

Грудой дел, / суматохой явлений

день отошел, / постепенно стемнев.

Двое в комнате. / Я / и Ленин —

фотографией / на белой стене.

«Разговор с товарищем Лениным» (1929)

345

Товарищ Ленин, / работа адовая

будет / сделана / и делается уже.

Там же

346

Вашим, / товарищ, / сердцем / и именем

думаем / дышим, / боремся / и живем!..

Там же, о Ленине

347

О месте / поэта / в рабочем строю.

«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926)

348

Поэту / в копеечку влетают слова.

Там же

349

Поэзия / – вся! – / езда в незнаемое.

Поэзия – / та же добыча радия.

В грамм добыча, / в год труды.

Изводишь / единого слова ради

тысячи тонн / словесной руды.

Там же

350

Тянет, / как фокусник, / строчку изо рта / и у себя / и у других.

Там же

351

Приходит / страшнейшая из амортизаций —

амортизация / сердца и души.

Там же

352

...Рифма поэта – / ласка / и лозунг, / и штык, / и кнут.

Там же

353

Через четыре / года / здесь / будет / город-сад!

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (1929)

Термин «город-сад» появился в книге английского архитектора Э. Хауарда «Завтра» (1898).

354

Я знаю – / город / будет, / я знаю – / саду / цвесть,

когда / такие люди / в стране / в советской / есть!

Там же

355

Нигде кроме / как в Моссельпроме.

Реклама Моссельпрома (1923)

356

Лучших сосок / не было и нет – / готов сосать до старости лет.

Реклама Резинотреста (1923)

357

Себе, любимому.

Загл. стихотворения: «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» (1916)

358

Вы ушли, / как говорится, / в мир иной.

Пустота... / Летите, в звезды врезываясь.

Ни тебе аванса, / Ни пивной. / Трезвость.

«Сергею Есенину» (1926)

359

Вы ж / такое / загибать умели, / что другой / на свете не умел.

Там же

360

Ну, а класс-то / жажду заливает квасом?

Класс – он тоже / выпить не дурак.

Там же

361

У народа, / у языкотворца,

умер / звонкий / забулдыга подмастерье.

Там же

362

Посвящений / и воспоминаний дрянь.

Там же

363

Где, / когда, / какой великий выбирал

путь, / чтобы протоптанней / и легше?

Там же

364

Для веселия / планета наша / мало оборудована.

Надо / вырвать / радость / у грядущих дней.

В этой жизни / помереть / не трудно.

Сделать жизнь / значительно трудней.

Там же

=> «В этой жизни умирать не ново...» (Е-76).

365

Ясно даже и ежу – / Этот Петя был буржуй.

«Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», 1 (1925)

Вероятно, отсюда: «Это и ежу ясно».

366

Быть коммунистом – / значит дерзать, / думать, / хотеть, / сметь.

«Служака» (1928)

367

Время / зажечь / над республикой мира / Труд, / Мир, / Май!

«Солнечный флаг» (1928)

С 1953 г. «Труд, Мир, Май!» – плакатный первомайский лозунг; с 1961 г. – в форме «Мир, труд, май!»

368

Я волком бы / выгрыз / бюрократизм.

«Стихи о советском паспорте» (1929)

369

...Глядят, / как в афишу коза.

Там же

370

...Что это за / географические новости?

Там же

371

И не повернув / головы кочан (...).

Там же

Часто цитируется: «Не поворотив головы кочан...»

372

И разных / прочих / шведов.

Там же

373

Краснокожая паспортина.

Там же

374

Молоткастый, / серпастый / советский паспорт.

Там же

375

Я / достаю / из широких штанин / дубликатом / бесценного груза.

Читайте, / завидуйте, / я – / гражданин / Советского Союза.

Там же

376

Стар – убивать. / На пепельницы черепа!

«150 000 000» (1919—1920)

377

Мы всех зовем, / чтобы в лоб, / а не пятясь,

критика / дрянь / косила.

И это / лучшее из доказательств

нашей / чистоты и силы.

«Столп» (1928)

378

Товарищу Нетте пароходу и человеку.

Загл. стихотворения (1926)

379

...Чтобы в мире / без Россий, / без Латвий,

жить единым / человечьим общежитьем.

Там же

380

Мы идем / сквозь револьверный лай, /

чтобы, / умирая, / воплотиться

в пароходы, / в строчки / и в другие долгие дела.

Там же

381

* Точка пули в конце.

«Флейта-позвоночник». Пролог (1915)

«Не поставить ли лучше / точку пули в своем конце».

382

* Поэт для производителей.

«В. В. Хлебников» (1922)

«Хлебников – не поэт для потребителей. (...) Хлебников – поэт для производителя».

Это, по-видимому, перефразировка ранее возникшего выражения «поэт для поэтов».

383

Хорошее отношение к лошадям.

Загл. стихотворения (1918)

384

Все мы немножко лошади, / каждый из нас по-своему лошадь.

Там же

385

Воспаленной губой / припади

и попей / из реки / по имени – «Факт».

«Хорошо!», 1 (1927)

386

Это было / с бойцами, / или страной,

или / в сердце / было / в моем.

Там же

387

Которые тут временные? / Слазь! / Кончилось ваше время.

Там же, 6

388

Мы не уйдем, / хотя / уйти / имеем / все права.

В наши вагоны, / на нашем пути, / наши / грузим / дрова.

Там же, 8

389

Социализм: / свободный труд / свободно / собравшихся людей.

Там же

390

Мы – / голодные, / мы – нищие,

с Лениным в башке / и с наганом в руке.

Там же, 10

391

Мы только мошки, / мы ждем кормежки.

Там же, 15

392

Где каплей / льешься с массами.

Там же

393

Я с теми, / кто вышел / строить / и месть

в сплошной / лихорадке / буден.

Отечество / славлю, / которое есть,

но трижды – / которое будет.

Я / планов наших / люблю громадьё,

размаха / шаги саженьи.

радуюсь / маршу, / которым идем

в работу / и в сраженья.

Там же, 17

394

И я, / как весну человечества, / рожденную / в трудах и в бою,

пою / мое отечество, / республику мою!

Там же

Выражение «весна человечества» появилось после 1917 г.; так, например, была озаглавлена передовица «Правды» от 1 мая 1919 г.

395

Юноше, / обдумывающему / житье,

решающему – / сделать бы жизнь с кого,

скажу / не задумываясь – / «Делай ее

с товарища / Дзержинского».

Там же, 18

396

Я / земной шар / чуть не весь / обошел, —

и жизнь / хороша, / и жить / хорошо.

Там же, 19

397

Улица – / моя. / Дома – / мои.

Там же

398

В окнах / продукты: / вина, / фрукты. / (...)

Стала / оперяться / моя / кооперация.

Бьем / грошом. / Очень хорошо.

Там же

399

Радуюсь я – / это / мой труд

вливается / в труд / моей республики.

Там же

400

Сидите, / не совейте / в моем / Моссовете.

Там же

401

Моя / милиция / меня / бережет.

Там же

402

Сидят / папаши. / Каждый / хитр.

Землю попашет, / попишет / стихи.

Там же

403

...А моя / страна – / подросток, – / твори, / выдумывай, / пробуй!

Там же

404

Жизнь прекрасна / и / удивительна.

Лет до ста / расти / нам / без старости.

Год от года / расти / нашей бодрости.

Славьте, / молот / и стих, / землю молодости.

Там же

405

Я б Америку закрыл, / слегка почистил,

а потом / опять открыл – / вторично.

«Христофор Коломб», 6 (1925)

406

А горло бредит бритвою.

«Человек». «Вознесение Маяковского» (1916—1917)

407

Прелестная бездна. / Бездна – восторг!

Там же. «Маяковский в небе»

408

Мы любовь на дни не делим, / не меняем любимых имен.

Там же

409

Крошка сын / к отцу пришел, / и спросила кроха:

Что такое / хорошо / и что такое / плохо ?

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925)

410

Вырастет / из сына / свин, / если сын – / свиненок.

Там же

411

У меня, / да и у вас, / в запасе вечность.

«Юбилейное» (1924)

Стихотворение обращено к Пушкину.

412

Но поэзия – / пресволочнейшая штуковина:

существует – / и ни в зуб ногой.

Там же

413

После смерти / нам / стоять почти что рядом:

вы на Пе, / а я / на эМ.

Там же

414

Ну Есенин, / мужиковствующих свора.

Там же

«Мужиковствующие» – наименование группы «крестьянских» поэтов в книге Л. Троцкого «Литература и революция» (1923).

Выражение «мужиковствовать» встречалось у М. Салтыкова-Щедрина («Пошехонские рассказы», 5) (1883).

415

Я люблю вас, / но живого, / а не мумию.

Навели / хрестоматийный глянец.

Там же

416

Мы б его спросили: / – А ваши кто родители?

Чем вы занимались / до 17-го года?

Только этого Дантеса бы и видели.

Там же

417

Мне бы / памятник при жизни / полагается по чину.

Заложил бы / динамиту / – ну-ка, / дрызнь!

Ненавижу / всяческую мертвечину!

Обожаю / всяческую жизнь!

Там же

418

Я люблю смотреть, как умирают дети.

«Я», 4 («Несколько слов обо мне самом») (1913)

419

Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека!..

Там же

420

Я знаю силу слов, я знаю слов набат.

Они не те, которым рукоплещут ложи.

От слов таких срываются гроба

шагать четверкою своих дубовых ножек.

«Я знаю силу слов...» (из неоконченного) (1929—1930)

В рукописи – без знаков препинания.

421

...И подползают поезда / лизать поэзии мозолистые руки.

Там же

422

Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу.

«Я сам» (1922, 1928)

423

Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (...) не было. Моя революция.

Там же

424

** Вы любите молнию в небе, а я – в электрическом утюге.

В беседе с Борисом Пастернаком (1920-е гг.). Пастернак привел эти слова в автобиографическом очерке «Люди и положения» (1957), гл. «Перед первою мировою войною», разд. 12.

425

** Зайдите через тысячу лет, там поговорим!

В ответ на записку из зала: «Бессмертие – не ваш удел» – на вечере поэзии в московском Политехническом музее (1920-е гг.). Фраза приводится в воспоминаниях Л. Кассиля «На капитанском мостике» (1934).

426

** Я не червонец, чтобы всем нравиться.

Так, выступая перед публикой, Маяковский отвечал на заявление: «Ваши стихи мне не нравятся». Это выражение восходит к началу XIX в. Согласно П. Вяземскому («Допотопная, или допожарная Москва», 1865), граф Федор Иванович Кисилев говорил: «А почему же всем любить меня? Разве я червонец?»

427

** Лобачевский поэзии.

О Велимире Хлебникове. По воспоминаниям Н. Асеева («Зачем и кому нужна поэзия», 1961), «Маяковский видел в Хлебникове (...) своего рода Лобачевского слова».