logo
slovar-sovremennyh-citat

БлокАлександр Александрович (1880—1921), поэт

138

Чтобы от истины ходячей / Всем стало больно и светло!

«Балаган» (1906)

139

Истекаю клюквенным соком!

Реплика Паяца в драме «Балаганчик» (1906)

Также в стихотворении «Балаганчик» (1905): «Истекаю я клюквенным соком!»

140

Я послал тебе черную розу в бокале / Золотого, как небо, Аи.

«В ресторане» (1910)

141

Жизнь – без начала и конца. / Нас всех подстерегает случай.

«Возмездие». «Пролог» (написан в 1911 г.)

142

Но ты, художник, твердо веруй / В начала и концы.

Там же

143

Сотри случайные черты – / И ты увидишь: мир прекрасен.

Там же

144

Век девятнадцатый, железный.

Там же, 1-я гл. (опубл. в 1917 г.)

145

Неслыханные перемены, / Невиданные мятежи...

Там же

146

Победоносцев над Россией / Простер совиные крыла.

Там же, 2-я гл., I (опубл. в 1918 г.)

147

Все это было, было, было, / Свершился дней круговорот.

«Все это было, было, было...» (1909)

148

Из невозвратного далёка / Печальный ангел просквозит...

«Где отдается в длинных залах...» (1910)

149

Голос из хора.

Назв. стихотворения (1914)

Затем – заглавие книги А. Синявского (1973), написанной в лагере.

150

О, если б знали, дети, вы, / Холод и мрак грядущих дней!

Там же

151

Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне.

«Грешить бесстыдно, непробудно...» (1914)

152

Черный вечер. / Белый снег.

Ветер, ветер! / (...) / На всем Божьем свете!

«Двенадцать», 1 (янв. 1918)

153

Что нынче невеселый, / Товарищ поп?

Там же

154

Черная злоба, святая злоба... / Товарищ, гляди в оба!

Там же

155

Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста!

Там же, 2

156

Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!

Там же

157

Пальнем-ка пулей в Святую Русь (...)!

Там же

158

Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!

Там же, 3

Образ «мирового пожара» восходит к античным стоикам; обозначением мировой революции стал в публицистике времен Первой мировой войны.

Ср. также у Ф. Ницше: «Павел (...) догадался, как, опершись на (...) сектантское движение христиан, (...) разжечь «мировой пожар», как (...) сложить в колоссальное воинство (...) все тайно бунтующее – все наследие анархических беспорядков в Римской империи» («Антихристианин», 58) (написано в 1888 г.).

159

Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!

Там же, 7

160

Стоит буржуй, как пес голодный, / (...)

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Там же, 9

161

Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга?, ой, вьюга?!

Не видать совсем друг друга / За четыре за шага!

Там же, 10

162

...И идут без имени святого.

Там же, 11

163

Так идут державным шагом.

Там же, 12

164

В белом венчике из роз – / Впереди – Исус Христос.

Там же

165

Девушка пела в церковном хоре.

Первая строка стихотворения (1905)

166

* Есть еще океан!

«Дневник», запись 5 апр. 1912 г.

«Гибель «Titanica», вчера обрадовавшая меня несказанно (есть еще океан)».

167

Чтобы музыка согласилась помириться с миром.

«Дневник», запись 4 марта 1918 г.

«Требуется действительно похоронить отечество, честь, нравственность, право, патриотизм и прочих покойников, чтобы музыка согласилась помириться с миром».

168

Печальная доля – так сложно,

Так трудно и празднично жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить...

«Друзьям» (1908)

169

Молчите, проклятые книги! / Я вас не писал никогда!

Там же

170

Сегодня я – гений.

Записная книжка, запись 29 янв. 1918 г., после завершения (вчерне) поэмы «Двенадцать»

171

Уюта – нет. Покоя – нет.

«Земное сердце стынет вновь...» (1911—1914)

172

Интеллигенция и революция.

Загл. статьи («Знамя труда», 19 янв. 1918)

Так же называлась статья П. Б. Струве в сб. «Вехи» (1909).

173

Слушайте Революцию!

Там же

«...Дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

Платон рассказывает о сне, который часто снился Сократу и в котором он слышал слова: «Сократ, твори и трудись на поприще муз» («Федон», 60 e; пер. С. П. Маркиша). В версии Ф. Ницше: «Сократ, займись музыкой!» («Рождение трагедии из духа музыки», 14; пер. Г. А. Рачинского.)

174

И была роковая отрада / В попираньи заветных святынь.

«К Музе» (1912)

175

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельный пожар!

«Как тяжело ходить среди людей...» (1910)

176

Ведь я – сочинитель, / Человек, называющий все по имени,

Отнимающий аромат у живого цветка.

«Когда вы стоите на моем пути...» (1908)

177

...Только влюбленный / Имеет право на звание человека.

Там же

178

Спляши, цыганка, жизнь мою.

«Когда-то, гордый и надменный...» (1910)

179

И жизнь проходит предо мной

Безумной, сонной и прекрасной / И отвратительной мечтой...

Там же

180

Опять – любить Ее на небе / И изменить ей на земле.

«Кольцо существованья тесно...» (1909)

181

Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?

«Коршун» (1916)

182

Крушение гуманизма.

Загл. статьи-доклада, прочитанного 16 нояб. 1919 г. в Вольной философской ассоциации (Петроград)

183

Вагоны шли привычной линией, / Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие; / В зеленых плакали и пели.

«На железной дороге» (1910)

184

Не подходите к ней с вопросами.

Там же

185

О Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

«На поле Куликовом», 1 (1908)

186

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

Там же

187

Закат в крови!

Там же

188

Авось, и распарит кручину / Хлебнувшая чаю душа!

«На улице – дождик и слякоть...» (1915)

189

Не спят, не помнят, не торгуют.

Первая строка стихотворения (1909)

190

По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух.

«Незнакомка» (1906)

191

Среди канав гуляют с дамами / Испытанные остряки.

Там же

192

И пьяницы с глазами кроликов / «In vino veritas!» кричат.

Там же

193

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Там же

194

И вижу берег очарованный / И очарованную даль.

Там же

195

Ты право, пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине.

Там же

196

Нечаянная радость.

Загл. книги стихов (1907), по названию одного из православных иконописных сюжетов

197

Ночь, улица, фонарь, аптека.

Первая строка стихотворения (1912)

198

И повторится все, как встарь.

Там же

199

О, весна без конца и без краю – / Без конца и без краю мечта!

«О, весна без конца и без краю...» (1907)

200

За мученья, за гибель – я знаю – / Все равно: принимаю тебя!

Там же

201

О доблестях, о подвигах, о славе.

Первая строка стихотворения (1908)

202

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Там же

203

О назначении поэта.

Загл. статьи (речь в петроградском Доме литераторов

в годовщину смерти А. Пушкина) (1921)

204

Веселое имя: Пушкин.

Там же

205

Пушкина (...) убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха.

Там же

206

Все сущее – увековечить, / Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

«О, я хочу безумно жить...» (1914)

207

Простим угрюмство – разве это / Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света, / Он весь – свободы торжество!

Там же

208

* Вот и слопала гугнивая матушка Русь своего поросенка.

Письмо К. Чуковскому от 26 мая 1921 г.

Точная цитата: «Слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка».

209

...Чтобы распутица ночная / От родины не увела.

«Под шум и звон однообразный...» (1909)

210

Там жили поэты, – и каждый встречал

Другого надменной улыбкой.

«Поэты» (1908)

211

Так жили поэты.

Там же

212

Ты будешь доволен собой и женой,

Своей конституцией куцой,

А вот у поэта – всемирный запой,

И мало ему конституций!

Там же

Вторая строка восходит к эпиграмме Д. Минаева (1880): «Вы дайте конституцию, / На первый раз хоть куцую!»

213

Имя Пушкинского Дома / В Академии Наук!

Звук понятный и знакомый, / Не пустой для сердца звук!

«Пушкинскому Дому» (1921)

214

Пушкин! Тайную свободу / Пели мы вослед тебе!

Там же

У Пушкина: «Любовь и тайная свобода / Внушали сердцу гимн простой» («К Н. Я. Плюсковой», 1819).

215

Тень Данта с профилем орлиным / О Новой Жизни мне поет.

«Равенна» (1909)

216

Рожденные в года глухие / Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России – / Забыть не в силах ничего.

«Рожденные в года глухие...» (1914)

217

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Там же

«Дни свободы» – обычное наименование первых недель после издания Манифеста 17 октября 1905 г.

218

И невозможное возможно, / Дорога долгая легка...

«Россия» (1908)

219

Зачинайся, русский бред...

«Русский бред» (1918—1919)

220

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

«Русь моя, жизнь моя...» (1910)

221

Чудь начудила, да Меря намерила.

Там же

222

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, Скифы – мы! Да, азиаты – мы, —

С раскосыми и жадными очами!

«Скифы» (янв. 1918)

223

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас —

Монголов и Европы!

Там же

224

Россия – Сфинкс.

Там же

У Ф. Тютчева было: «Природа – Сфинкс» (начало стихотворения, 1869). О «неразгаданном сфинксе русской жизни» писал А. Герцен в «Былом и думах» (гл. 30); о «всероссийском сфинксе» – И. Тургенев (стихотворение в прозе «Сфинкс», 1878).

225

Мы любим всё – и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё – и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Там же

226

Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?

Там же

227

Пока не поздно – старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем – братья!

Там же

228

...Мы обернемся к вам / Своею азиатской рожей!

Там же

229

Идите все, идите на Урал!

Мы очищаем место бою

Стальных машин, где дышит интеграл,

С монгольской дикою ордою!

Там же

230

...На светлый братский пир / Сзывает варварская лира!

Там же

231

Стихи о Прекрасной Даме.

Загл. цикла стихов (1903), предложенное В. Брюсовым, а также первого сборника стихов Блока (1904)

232

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран —

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман!

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной...» (1911—1914)

233

Так вонзай же, мой ангел вчерашний,

В сердце – острый французский каблук!

«Унижение» (1911)

234

Страшный мир! Он для сердца тесен!

«Черный ворон в сумраке снежном...» (1910)

235

Шаги командора.

Загл. стихотворения (1912)

236

Венец трудов – превыше всех наград.

«Я их хранил в приделе Иоанна» (1902)

237

Невозможное было возможно,

Но возможное – было мечтой.

«Я неверную встретил у входа...» (1907)

238

Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне всё – равно.

«Я пригвожден к трактирной стойке...» (1908)

239

** Мы не тенора.

Осенью 1913 г. Блок участвовал в вечере для студенток Бестужевских курсов. Ахматова должна была выступать после Блока. «Я взмолилась: “Александр Александрович, я не могу читать после вас”. Он – с упреком – в ответ: “Анна Андреевна, мы не тенора”». (А. Ахматова, «Воспоминания об Александре Блоке», 1965).

240

** Мне мешает писать Лев Толстой.

В беседе с Анной Ахматовой (дек. 1913) – в ответ на пересказанное ею замечание Бенедикта Лившица, что «Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи» (А. Ахматова, «Воспоминания об Александре Блоке», 1965).

БЛЭКИ Арт

(Blakey, Art, 1919—1990), американский музыкант-ударник

241

Биг бит.

«Big Beat» («Сильный удар») – название пластинки, записанной Блэки вместе с группой «Jazz Messengers» ок. 1957 г.; затем – наименование направления в рок-музыке.

БОВУАР Симона де

(Beauvoir, Simone de, 1908—1986), французская писательница

242

Второй пол.

Загл. книги о женской эмансипации («Le deuxieme sexe», 1949)

243

Женщиной не рождаются, ею становятся.

Там же, кн. 2, ч. 1, гл. 1

Изречение: «Мужчинами не рождаются. Ими становятся» – приписывается Эразму Роттердамскому (см.: Boissier D Dictionnaire des anecdotes litt?raires. Monaco, 1995, p.109).

БОГДАНОВ Александр Александрович (1873—1928),

деятель социал-демократического движения, врач, философ, экономист, писатель

244

Пролетарская культура.

«Современное положение и задачи партии» (1909)

«Пролетарская культура» («Пролеткульт») – название культурно-просветительской и литературно-художественной организации (1917—1932).

245

Военный коммунизм.

«Ленин и Троцкий, – писал Богданов в письме к А. В. Луначарскому от 19 нояб. 1917 г., – (...) сознательно рвут с логикой социализма для логики военного коммунизма».

«Военный коммунизм и государственный социализм» – раздел книги Богданова «Вопросы социализма» (закончена в нояб. 1917, опубл. в фев. 1918 г.). Под «военным коммунизмом» здесь понималось «постепенное распространение потребительного коммунизма с армии на остальное общество». Известность этот термин получил после того, как его использовал Ленин в брошюре «О продовольственном налоге» (опубл. в мае 1921 г.).

БОДИСЕН Вольф фон

(Baudissin, Wolf von, 1907—1993), граф, государственный деятель ФРГ

246

Граждане в военной форме. // Staatsb?rger in Uniform.

О военнослужащих, в докладе для «ведомства Бланка», предшественника министерства обороны ФРГ (1951)

БОЛГАРИН Игорь Яковлевич (р. 1929), сценарист;

СЕВЕРСКИЙ Георгий Леонидович (р. 1909),

офицер пограничной службы, литератор

247

Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют!

Т/фильм «Адъютант его превосходительства» (1971),

сцен. Болгарина и Северского, реж. Е. Ташков

БОЛОТИНА С.

248

Моя лилипуточка, / Приди ко мне.

Побудем минуточку / Наедине.

Песенка лилипута из к/ф «Новый Гулливер» (1935), слова Болотиной, муз. Л. Шварца

БОЛТ Роберт

(Bolt, Robert, 1924—1995), английский драматург

249

Человек на все времена.

Назв. пьесы о Томасе Море («A Man for All Seasons», 1960) и фильма по пьесе (1966), сцен. Болта, реж. Ф. Циннеман

Источник – высказывание Роберта Уиттингтона (R. Whittington) о Томасе Море («Vulgaria», 1521).

БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 1924), писатель

250

Горячий снег.

Загл. романа (1969)

251

* Что скажет товарищ Жуков?

К/ф «Освобождение», фильм 1-й: «Огненная дуга» (1969), сцен. Бондарева, Оскара Курганова, Юрия Озерова, реж. Озеров

БОНДИ Алексей Михайлович (1892—1952), драматург

252

Я для вас не слишком интеллигентен?

Фраза конферансье из «Необыкновенного концерта» – спектакля Центрального театра кукол (1946); сценарий и композиция С. В. Образцова, текст конферанса Бонди, текст отдельных номеров З. Е. Гердта. До 1949 г. спектакль назывался «Обыкновенный концерт».

253

Такова селяви.

Там же

Повторено в фильме «Бриллиантовая рука» (1969): «Такова селяви, как говорят у них».

«C’est la vie» – «Такова жизнь» (франц.).

254

Шехерезада Степанна? – Я готова!

Там же