logo
slovar-sovremennyh-citat

Станиславский Константин Сергеевич (1863—1938), режиссер

279

Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

Обычная фраза, напр. в статье «Боритесь за крепкий дружный коллектив» (1936).

280

Зерно роли.

«Искусство актера и режиссера» (1928; опубл. на англ. яз. в 1929, на рус. яз. в 1957 г.)

«Работа актера начинается с искания художественного зерна драмы. (...) Упавши в душу актера, зерно должно перебродить, прорасти...» и т. д.

Это понятие, как и другие понятия «системы Станиславского», появилось намного раньше 1928 г. В работе «История одной постановки» (писалась в начале 1920-х гг., опубл. в 1957 г.) Станиславский ссылается на Вл. И. Немировича-Данченко: «Надо забросить в душу артиста зерно произведения драматурга. (...) Зерно пустит корни, от которых вырастает в природе новое растение, а в искусстве – новое его создание».

281

Публичное одиночество.

Там же, о состоянии актера на сцене

Также в кн. «Работа актера над собой» (опубл. в 1938 г.), гл. V.

282

Моя жизнь в искусстве.

Загл. книги (1926)

«Жизнь в искусстве» – название книжной серии издательства «Искусство».

283

Когда играешь злого, – ищи, где он добрый.

Там же, назв. главы

284

Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры.

Там же, гл. «Знаменательные встречи»

Это один из принципов, содержавшихся в «протоколе» об основании Художественного театра, составленном Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко в 1897 г. Далее в «протоколе» следовало: «Сегодня – Гамлет, завтра – статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом».

Ср. также у В. Г. Белинского: «Многие, может быть, удивятся, если мы скажем, что такой артист, как Щепкин, с особенным жаром говорит о маленькой роли садовника в “Ричарде II”; но, если б он являлся в ней, тогда бы поняли, что у Шекспира нет незначительных ролей» («Александринский театр», 1845).

285

Предлагаемые обстоятельства.

Пушкин говорил о «правдоподобии чувствований в предполагаемых обстоятельствах» (заметки о народной драме, 1830). Станиславский пояснял: «Обстоятельства, которые для писателя являются предполагаемыми, для нас, артистов, будут уже готовыми – предлагаемыми» («Работа актера над собой», III).

286

Сверхзадача.

Термин разъясняется в книге «Работа актера над собой», гл. XV.

287

Красота и красивость.

«Ремесло» (1912—1914; опубл. в 1921 г.)

288

* Театр начинается с вешалки.

Вероятный источник – письмо Станиславского к цеху гардеробщиков МХАТа от 23 янв. 1933 г.: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей».

Изречение приписывалось также В. И. Немировичу-Данченко (в кн.: П. А. Марков. О театре. М., 1974, т. 2, с.35).

289

** Не верю!

Обычная фраза на репетициях Художественного театра.