Примечания
1 Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. 2-е изд., доп., М., 1983. С. 158.
2 Леонтьев А. Спектакль? Нет, телефильм // Лит. газ. 1960. 17 сен тября.
Борецкий Р., Григорян А., Дмитриев Л. Телевидение - это искусство // 1957. 15 июня. Советская культура.
3 Литературная газета. 1956. 2 июня.
4 Беляев И.К. Спектакль без актера. М., 1982. С. 9.
5 Кузаков К. Взгляд в будущее // Советская культура. 1960. 23 февраля.
6 Леонтьев А., Донатов А. Спектакль? Нет, фильм. // Лит. газ. 1960, 17 сентября.
7 Багиров Э., Кацев И. Телевидение. XX век. М., 1968. С. 239.
8 Советское радио и тел. 1966. № 4. С. 11.
9 Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журна листики. М., 1966. С. 106-107.
10 Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение. XX век. С. 139.
11 Колосов С. Документальность легенды. М., 1977. С. 180.
12 Багиров Э., Кацев И. На языке телевидения // Советская культу ра. 1964. 29 октября.
Нечай О. Д. Фильм у нас дома. Минск, 1974. С. 28.
13 Копылова Р.Д. Телевидение плюс-минус кино // В зеркале крити ки. М., 1985. С. 149.
14 Советская культура. 1957. 15 июня.
15 Клер Р. Размышления о киноискусстве. М., 1958. С. 183.
16 Литературная газета. 1960. 17 сентября.
17 Искусство кино. 1966. № 8. С. 86.
18 Межов К. А существует ли телефильм? // Искусство кино. 1966. № 12. С. 39.
19 БлейманМ. Прежде всего -искусство! //Советское радио и тел. 1965. № 10. С. 20.
20 РТ. 1967. №7. С. 2.
21 Телефильм. М., 1967. Вып. 2. С. 94.
22 Там же. С. 96.
23 Безклубенко С. Д. Телевизионное кино: Очерк теории. Киев. 1975. С. 271.
24 Там же. С. 15.
25 Безклубенко С. А. Телевизионное кино. С. 81.
26 Фурцева С. Кино и ТВ: эффект присутствия // Музы XX века. М., 1978. С. 144.
350
27 Андроников И. Рассказ на экране // Лит. газ. 1959. 7 мая.
28 Музы XX века. С. 140, 143.
29 ЯмпольскийМ. Лицом к объективу // Искусство кино. 1984. № 7. С. 95-96.
30 См.: Саппак В. Телевидение, 60 // Новый мир. 1960. № 10. С.177-203.
31 Саппак В. Телевидение и мы. М., 1963. С. 89-90.
32 Искусство кино. 1965. № 4. С. 73-74.
33 Свободин А.П. О книге Владимира Саппака // Проблемы теле видения и радио. М., 1967. Вып. I. С. 216.
34 Искусство кино. 1965. № 4. С. 74.
35 Багиров Э., Кацев И. В поисках // Искусство кино. 1966. № 7. С.112-113.
36 Кладо Н. Путешествие в будни // Советская культура. 1965. 4 де кабря.
37 Музы XX века. М., 1978. С. 32.
38 Борецкий Р.А. Перспективы ТВ. Опыт социально-исторической оценки // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1984. Вып. 4. С. 185.
39 Беляев И.К. Спектакль без актера. С. 13.
40 Кузнецов Г.В. Журналист на экране. М., 1985. С. 53, 43.
41 См.: Телефильм. М., 1966. Вып. I. 137 с; Телефильм. М., 1967. Вып. 2. 107с; Телефильм. М., 1970. Вып. 3. 150 с.
42 Советское радио и тел. 1962. № 1.
43 Ильин Р.И. Телевизионное изображение. М., 1964. С. 150.
44 Образцов С. Вы — первооткрыватели // Сов. радио и тел. 1961. №3. С. 12.
45 Андроников И. Окно в мир // Огонек. 1962. № 9. С. 27, 29.
46 Ильин Р. Как снимать телефильм // Сов. радио и тел. 1967. № 4. С. 20.
47 Советское радио и тел. 1962. №9. С. 19.
48 Ромм М. 30 умирающих лебедей // Коме, правда. 1959. 1 мар та; см. также его статью «Поглядим на дорогу» // Искусство кино. 1959. № 11.
49 Советское радио и тел. 1966. № 3. С. 4—6.
50 Беляев И. Безусловный фильм // Искусство кино. 1965. № 11. С.71.
51 Колосов С.Н. Телевидение и телефильм // Искусство голубого экрана. М., 1968. С. 49.
52 Беляев И. Папа, мама и я // Советская культура. 1964. 4 июня.
53 Искусство кино. 1965. № 3. С. 54.
54 См.: Беляев И.К. Быть или не быть? // Советская культура. 1965. 18 ноября.
351
55 Искусство кино. 1965. № 11. С. 70.
56 Зеликин С. Документальный телефильм и эффект присутствия // Искусство кино. 1966. № 10. С. 72.
57 Искусство кино. 1965. № 3. С. 55.
58 Там же.
59 Юровский А.Я. Телевидение — поиски и решения. С. 136.
60 РТ. 1967. №2. С. 12.
61 РТ. 1967. №4. С. 6.
62 ГлуховскаяЛ.Д. Поиски закономерностей // Телерепортаж. М., 1968. С. 42.
63 Рассказывает Игорь Беляев // Советское радио и тел. 1966. №11. С. 24.
64 Советская культура. 1965. 4 декабря.
65 Багиров Э., Кацев И. Телефильм-65 // Советское радио и тел. 1966. №4. С. 9.
66 Искусство кино. 1966. № 7. С. 110.
67 Золотаревский Л. Репортаж в кино и кинорепортаж в телевиде нии // Советское радио и тел. 1964. № 10. С. 27.
68 Телефильм. Вып. 2. 1967. С. 73.
69 Искусство кино. 1965. № 4. С. 71.
70 Жанры телевидения. М., 1967. С. 77.
71 См.: Безклубенко С.Д. Телевизионное кино. С. 143—147.
72 «Еще нет фундаментальных исследований в области телефиль ма», - справедливо констатировал В. Деревицкий в предисловии к сбор нику, выпущенному в 1966 г. для участников I Всесоюзного фестиваля. Буквально то же утверждалось и через год в предисловии составителя ко второму сборнику В. Дьяченко: «Как и следовало ожидать, за это время не появилось фундаментальных исследований, теоретически обобщающих практику телефильма. Телефильм, как и телевидение в целом — весь в дви жении». «Собственно черты документального телефильма в телевидении пока еще теоретически точно не определены», - написано семь лет спустя в книге О. Нечай «Фильм у нас дома». «Фундаментальные работы по про блемам телевизионного кинематографа еще отсутствуют», — соглашается С. Безклубенко в 1975 г., напоминая при этом о множестве публикаций, которым, «несмотря на весь их максимализм, недостает обстоятельности и глубины». (Две последние работы должны были, казалось бы, восполнить дефицит обобщений, но, судя по дальнейшим дискуссиям критиков, этого не произошло.)
73 Глущенко В., Деревицкий В., Тетерин В. Диалоги о телевидении. М., 1974. С. 154.
иКопыловаР. Д. Контакт. М., 1974. С. 107. 75 Телевидение и радио. 1977. № 5. С. VI.
352
76 Советское радио и тел. 1972. № 8. С. 40-41.
77Розов А. Заглянуть в прошлое... // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1985. Вып. 5. С. 30-31.
78 Телевидение и радио. 1977. № 5. С. VII, VI.
79 Юровский А.Я. Телевидение — поиски и решения. С. 84.
80 Советская культура. 1965. 1 апреля.
81 Ильин Р.Н. Телевизионное изображение. С. 31, 52.
82 Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журнали стики. С. 99.
83 Соболев Р. Документ или искусство // Советское радио и тел. 1966. №4. С. 13.
84 См.: Пристли Джон. А мое мнение... // РТ. 1966. № 24. С. 6.
85 Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: Со циологические наблюдения. Л., 1977. С. 18.
86 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. С. 31. 87Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 16-17.
88 Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой ин формации и пропаганды. М., 1976. С. 108.
89 Вартанов А.С. СМК и система видов искусства // Контуры буду щего. М., 1984. С. 12.
90 Ромм М. Поглядим на дорогу // Искусство кино. 1959. № 11. С. 120.
91 Ильин Р.Н. Телевизионное изображение. С. 6, 23.
92 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 25, 28.
93Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. С. 87, 102.
94 Толмачева Ю., Борецкий Р. Завтрашний день телепублицисти ки // Телефильм. Вып. 3. С. 70.
95 Литературная газета. 1956. 12 мая.
96 Литературная газета. 1956. 17 июля.
97 Советская культура. 1965. 6 марта.
98 Советская культура. 1965. 26 ноября.
99 Муратов С. Искусство в мерцающих колбах // Искусство кино. 1964. № 12. С. 51.
юоМуратов С. Кино как разновидность телевидения // РТ. 1967. №25. С. 15.
101 Арсеньев А. Ремесло или искусство? // Советское радио и тел. 1964. №7. С. 24.
102 См.: Левидов М.Ю. Человек и кино. М., 1927. С. 38.
103См.: Арватов Б.К. Киноплатформа // Новый «ЛЕФ». 1928. № 3. С. 34-37.
104 Василенко Н.Н. Телевидение ждет своих исследователей // Проблемы телевидения и радио. М., 1967. Вып. 1. С. 11, 13.
353
105 Там же. С. 7.
106 Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч.: В 20 т. М., 1964. Т. 15. С. 85.
107 ВильчекВ.М. Под знаком ТВ. М., 1987. С. 32, 33.
108 Шкловский В. Великое и грозное // Советское радио и тел. 1966. №8. С. 13.
109 Цит по: Гурович П. Победа образа над пространством // РТ. 1966. № 19. С. 2.
110 Хлебникове. Творения. М., 1987. С. 638-639.
111 Человек в мире художественной культуры. М., 1982. С. 213.
112 Вильчек В.М. Под знаком ТВ. С. 23.
113 ВильчекВ.М. Контуры. Ташкент, 1967. С. 38.
114 Копылова Р. Д. Контакт. С. 75.
115 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. С. 42.
116 Вильчек В.М. Под знаком ТВ. С. 36.
117 См. об этом, в частности: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. 517 с; Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1984. 360 с.
118 Вильчек В.М. Под знаком ТВ. С. 46.
119 Копылова Р. Д. Контакт. С. 50.
120 Копылова Р.Л. Контакт. С. 54.
121 Прохоров Е. Искусство публицистики: Размышления и разгово ры. М., 1984. С. 111.
122 Аронов А. Хроника прощания // Московский комсомолец. 1988. 24 января.
123 Вильчек В.М. Под знаком ТВ. С. 38.
124 Нечай О.Ф. Фильм у нас дома. С. 171.
125 Юренев Р. Кино и телевидение - одно искусство // Искусство кино. 1983. № 11. С. 109-110.
126 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 89—90.
127 Рассадин СВ. Испытание зрелищем: Поэзия и телевидение. М., 1984. С. 36, 38.
128 Леонтьев А.А. Телевизионное искусство глазами психолога // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1984. Вып. 4. С. 61, 60.
129 Телерепортаж. С. 128.
130 Советское радио и тел. 1968. № 5. С. 18.
131 Свободин А. Человек в телефильме // Коме, правда. 1969. 24 июня.
132 Правда в кино и «киноправда». М., Искусство. 1967. С. 305.
133 Там же. С. 309.
134 Вильчек В. Самарий Зеликин, документалист // Телевидение и радио. 1977. № 9. С. 37.
354
135 Рошаль Л. Секреты одного телефильма // Телефильм. Вып. 3. С. 35.
136 Рошаль Л. Секреты одного телефильма. С. 35, 36.
137 Советское радио и телевидение. 1968. № 4. С. 8.
138 Телевидение и радио. 1977. № 9. С. 37.
139 Совет, радио и тел. 1968. № 4. С. 8.
140 Кокашинский В. Нестандартный Шинов // Журналист. 1968. № 2. С. 46-47.
141 РуденкоА.А. Пределы видимости. М., 1973. С. 123-125.
142 Глушенко В., Деревицкий В., Тетерин В. Диалоги о телевиде нии. М., 1974. С. 112.
143 Головня В. Некоторые итоги и перспективы // Современный до кументальный фильм. М., 1970. С. 21.
144 Зименкова Н. Внимание: говорит человек... // Современный документальный фильм. С. 177.
145 Франк Г.В. Карта Птолемея. М., 1975. С. 217.
146 Там же. С. 218.
147 Левер И. От хроники к документальной драме // Современный документальный фильм. 1970. С. 168.
148 Там же. С. 161.
149 «Журналист». 1968. № 2. С. 46.
150 Деревицкий В. Теоремы и прописи // Журналист. 1968. № 3. С. 33.
151 Деревицкий В. Приоритет таланта // Журналист. 1972. № 1. С. 73-74.
152 Шпикалов А. Проблема — за экраном // Журналист. 1969. № 4. С. 37.
153 Караваев А. Облик времени // Правда. 1972. 23 августа.
154 Руденко А.А. Пределы видимости. С. 74—75.
155 Нечай О.Ф. Фильм у нас дома. С. 172.
156 Глущенко В., Деревицкий В., Тетерин В. Диалоги о телевиде нии. С. 137.
157 Яковлев А. Достижение качественно нового состояния советско го общества и общественные науки // Коммунист. 1987. № 8. С. 21—22.
158 Наука и жизнь. 1984. № 8. С. 16.
159 Честертон Г.К. Писатель в газете. М., 1984. С. 26.
160 Подробнее см. об этом: Муратов С.А. Выносится на обсужде ние. М., 1985.
161 Ученова В.В. Публицистика и политика. М., 1979. С. 60.
162 Цит. по: Наука и жизнь. 1975. № 9. С. 66
163 Лисичкин Г. Тринадцатый председатель // Литературная газе та. 1981. 14 октября.
355
164 Зеликин С. Частные хроники наших дней // Советская культура. 1981. 15 декабря.
165 Лиходеев Л.И. Десять минут возмездия // Искусство кино.
1983. № 11. С. 39.
166 См.: Кузнецов Г. Публицистика на всех одна // Телевидение и радио. 1984. №2. С. 31.
167 Будинас Е. Профессию не меняю // Литературная газета. 1984. 8 февраля.
168 Лиходеев Л. Сопротивление материала // Известия. 1987. 1 ян варя.
169 Стреляный А. Всему свое // Литературная газета. 1990. 3 янва ря. С. 11.
170 Кино и зритель. М., 1983. С. 11.
171 Беляев И.К. Спектакль без актера. С. 93.
172 Луньков Д.А. Наедине с современником. С. 166.
173 Хлоплянкина Т. В ожидании бенефиса // Литературная газета.
1984. 29 августа.
174 Габрилович А. Телефильтр // Комсомольская правда. 1988. 1 марта.
175 Копылова Р. Телевидение плюс-минус кино // В зеркале крити ки: Из истории изучения художественных возможностей массовой комму никации. М., 1985. С. 149.
176 Рохлин A.M., Шастин В.В. Телевидение как искусство. С. 79.
177 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 172.
178 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 16.
179 «Художественность обратно пропорциональна временной безу словности», - примерно таким было общее заключение Ю. Богомолова в его монографии «Проблемы времени в художественном телевидении» (М., 1977).
180 Богомолов Ю. Судьба концепции прямого ТВ // В зеркале кри тики. С. 120.
181 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 41.
182 ШубЭ. Жизнь моя -кинематограф. М., 1972. С. 288.
183 Там же. С. 263.
184 Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966. С. 69.
185 Там же. С. 96.
186 Цит. по: Рошаль Л.М. Дзига Вертов. М., 1982. С. 53.
187 Рошаль Л.М. Дзига Вертов. С. 53.
188 Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Письма. С. 123.
189 Там же. С. 224.
190 См.: Литература факта (первый сборник материалов работников ЛЕФА).-М., 1929.-271 с.
356
191 Шкловский В.Б. За 60 лет. М., 1985. С. 78-79.
192 Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Письма. С. 86—87.
193 Там же. С. 168.
194 Рошаль Л.М. Дзига Вертов. С. 160.
195 Там же. С. 163.
196 Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. С. 137.
197 Там же. С. 83.
198 Там же. С. 143, 135.
199 Шуб Э.И. Жизнь моя — кинематограф. С. 228.
200 Там же. С. 265.
201 Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. С. 120, 154.
202 Цит. по: Рошаль Л. М. Дзига Вертов. С. 1 57.
203 Цит. по: Рошаль Л. М. Дзига Вертов. С. 124.
204 Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. С. 178.
205 Абрамов Н.И. Дзига Вертов. М., 1962. С. 41.
206 Селезнева Т.Ф. Киномысль 1920-х годов. Л., 1972. С. 31.
207 Блейман М. История одной мечты // Дзига Вертов в воспомина ниях современников. М., 1976. С. 51.
208 Юткевич С. Первопроходец // Дзига Вертов в воспоминаниях современников. С. 273.
209 Саппак В. Телевидение и мы. С. 56, 66.
210 Вартанов А. Жизнь, фабула, сюжет // Советское радио и тел. 1968. №9. С. 19.
211 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 67.
212 РТ. 1967. №8. С. 15.
213 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 173.
214 Богомолов Ю. Судьба концепции прямого ТВ. С. 117.
215 Там же. С. 119.
216 Ханютин А. Театр-кино-телевидение: эволюция концепции мас сового зрителя // В зеркале критики. С. 61.
217 Богомолов Ю. Судьба концепции прямого ТВ // В зеркале кри тики. С.122.
218 Вартанов А. Проблема взаимоотношения документа и образа в советской телевизионной теории // В зеркале критики. С. 85.
219 Беляев И.К. Спектакль без актера. С. 13.
220 Вартанов А. Проблема взаимоотношения документа и образа... С. 87.
221 Беляев И. Безусловный фильм. Искусство кино. 1965. № 11. С. 73.
222 Цит. по: Глушенко В., Деревицкий В., Тертерин В. Диалоги о телевидении. С. 146.
223 Беляев И.К. Спектакль без актера. С. 132.
357
224 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 111.
225 Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973. С. 219.
226 Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973. С. 291.
227 Цит. по: Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М., 1959. С. 18.
228 Достоевский Ф.М. Об искусстве. С. 291.
229 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 133.
230 Там же. С. 66.
231 Андроникова М. О телевизионном портрете // Телевидение и радио. 1972. № 5. С. 18.
232 Эйзенштейн СМ. Избр. статьи. М., 1956. С. 41-42.
233 Копылова Р. Телевидение плюс-минус кино // В зеркале крити ки. С. 155.
234 Митта А. Многосерийный репортаж // Телестадион. М., 1972. С. 81.
235 Митта А. Футбол. Фантазия. Феерия // РТ. 1967. № 17. С. 3.
236 Ворошилов В. Как мимолетное видение // Советская культура. 1983. 7 апреля.
237 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 162.
238 См.: Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М.-Л., 1958. 186 с.
239 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 162.
240 Андроникова М. И. От прототипа к образу. М., 1974. С. 4—5.
241 Гегель Г. Лекции по эстетике. Соч. Т. XIV. М., 1958. С. 74.
242 Из записных книжек Вл. Саппака // РТ. 1967. № 8. С. 15.
243 См.: Андроникова М. О телевизионном портрете // Телевиде ние и радио. 1972. № 5. С. 17-19.
244 Меркель М.М. Вечное движение. М., 1971. С. 100-101.
245 Луньков Д.А. Наедине с современником. С. 128.
246 Рошаль Л. Эффект скрытого изображения // Искусство кино. 1976. №8. С. 86.
247 Луньков Д.А. Наедине с современником. С. 115-116.
248 Там же. С. 31, 128.
249 Рассказывает Игорь Беляев // Советское радио и тел. 1966. № 11. С. 128.
250 Беляев И., Лисакович В. Мы - исследователи // Журналист. 1967. №8. С. 17.
251 Голдовская М.Е. Человек крупным планом: Заметки документа листа. М., 1981. С. 85.
252 Рошаль Л.М. За кадрами правды: Поэзия факта и авторская точ ка зрения. М., 1966. С. 79.
253 См.: Зеликин С. Частные хроники наших дней // Советская культура. 1981. 15 декабря.
358
254 Демин В. Потерянная и обретенная условность // В зеркале критики. С. 143.
255 Саппак B.C. Телевидение и мы. С. 175.
256 Луньков Д.А. Наедине с современником. С. 142.
257 РуссоЖан-Жак. Исповедь. Избр. соч.: ВЗт. М., 1961. С. 321.
258 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 170.
259 Там же. С. 120.
260 Моруа Андре. Три Дюма: Литературные портреты. Кишинев, 1974. С.418-419.
261 Цит. по: Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974. С. 228.
262 Хайновский В., Шайман Г. 10 лиц современного легионера // Журналист. 1968. № 6. С. 54.
263 Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т. I. М., 1950. С. 243-244.
264 Эльманович Т.В. Образ факта. М., 1975. С. 72.
265 БуданцевЮ.П. В контексте жизни. М., 1979. С. 90-92.
266 Богомолов Ю. Телегости и телехозяева // Лит. газ. 1982. 10 но ября.
267 Буданцев Ю.П. В контесте жизни. С. 92.
268 Богомолов Ю. Телегости и телехозяева // Лит. газ. 1982. 10 но ября.
269 Беляев И.К. Спектакль без актера. С. 147.
270 Там же. С. 136, 139.
271 Беляев И. К. Спектакль без актера. С. 137.
272 Там же. С. 138.
273 Цит. по: Вопросы философии. 1971. № 11. С. 118.
274 Художественный вымысел и документ — соединимы ли они? // Искусство кино. 1977. № 10. С. 158, 163.
275 Ромм М. Наш достойный соперник // Телефильм. 1966. С. 37-38.
276 Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. С. 237.
277 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 160.
278 Луньков Д.А. Наедине с современником. С. 11.
279 Саппак В. С. Телевидение и мы. С. 174.
280 Цит. по: Егоров А. Портрет однолюба // Телевидение и радио. 1986. № 1.С. 34.
281 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 363.
282 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 324.
283 Луньков Д.А. Наедине с современником. С. 76.
359
284 Луньков Д.А. Наедине с современником. С. 108.
285 Там же. С. 76
286 Allis J. С. The documentary idea: A critical history of English-language documentary film and video. New Jersey, 1989. P. 226.
287 Allis J. C. The documentary idea. 225 p.
288 Голдовская М.Е. Человек крупным планом. — С. 140.
289 Там же. С. 195.
290 См.: Шагинян М. «Разговоры с Гете» И.-П. Эккермана // Новый мир.1972. № 9. С. 254-270.
291 Цветаева М. Флорентийские ночи // Новый мир. 1985. № 8. С. 158.
292 Франк Г.В. Опыт голого человека. Искусство кино. 2004. № 3. С. 134.
293 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 28. Книга первая: Письма. Л., 1985. С. 63.
294 Франк Г.В. Опыт голого человека. Искусство кино. 2004. № 3. С. 134.
295 Павлючик Л. Два часа и эпоха // Правда. 1988. 17 мая.
296 Искусство кино. 1990. № 8. С. 89-90.
297 Голдовская М.Е. Женщина с киноаппаратом. М.: «Материк», 2002.-С. 110.
298 Известия. 2008. 23 августа.
299 Токарева М. Консультант по провокациям // Общая газета. - 1998. №5.
300 Ролан. 2007, апрель. С. 29, 28.
301 Искусство кино. 1998. № 5. С. 110-111.
302 Сагалаева Ю. Возвращение в Кучугуры. Москва. 1999. С. 78.
303 Топаз М. История в диагонали экрана // Новая газета. 2000. № 13.
304 Трояновский В. «Быть «островом» опасно для жизни» // Искус ство кино. 2005. С.120-121.
305 Фомин В. Острова культуры // Искусство кино. 2002. № 3. С. 91,92.
306 Минздрав предупреждает: телесериалы опасны для вашего здо ровья // Информационный бюллетень HAT. 2008.
307 Сагалаева Ю. Возвращение в Кучугуры. С. 121-122.
308 Подглавка написана совместно с Мариной Топаз.
309 Информационное общество. 2003. вып. 3. С. 32.
310 Ролан. 2007, апрель. С. 28.
311 Феллини Ф. Во всем виновато телевидение? // Лит. газ. 1986. 14 мая.
360
Содержание
Время аксиом или время теорем
Происхождение термина 3
А существует ли телефильм? 7
Телевидение — это кино 11
Телевидение - это антикино 15
Беляев и Зеликин - оппоненты или союзники? Полемика 23
Телефорумы-антиподы 26
Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма 31
Специфика телефильма
Апология симультанности (прямая трансляция) 36
Сиюминутность восприятия 42
ТВ как экранная периодика 56
Парадоксы многосерийности 61
ТВ как экранная периодика (продолжение) 67
Возвращаясь к пресловутой специфике 73
Поиски самоопределения 78
«Привычная» или «забытая» камера 83
Возвращение к героям 90
Проблемно-публицистический телефильм
Без легенд 97
Борьба за существование в период «общественной немоты»
(70-е годы) 110
Противоречие как предмет экранного анализа 122
Публицистика «деловая» и «нравственная» 132
Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы) 147
Телефильм без зрителя 1 50
Природа экранного образа в документальном кино
Жизнь как она есть. К постановке проблемы 160
Киноки и их оппоненты 166
Владимир Саппак - эстетика непреображенной реальности . . 179
От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть» 191
361
Эстетика портретного телефильма
Рождение жанра 200
Человек в ситуации хроникальной съемки 211
Драматургические принципы фильма-портрета:
монологическое решение 222
Драматургические принципы фильма-портрета: групповое
повествование 227
Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза 234
Театр социальной маски 244
Эти неподдающиеся характеры 250
Двойной человеческий документ 255
Неподведенные итоги 262
Слово о будущем 270
Смена эпох
Взрыв документалистики 274
Удушение в прокате 282
Свобода без культуры 286
Не наш формат 294
Мелкое крошево из всего на свете 303
Секрет выживаемости в эфире 307
Этюды о гениях и злодеях 313
«Жизнь в телевизоре» или конец специфики 319
Лицо лица 327
Земноводные выходят на сушу 337
Муратов Сергей Александрович
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ НЕЗАКОНЧЕННАЯ БИОГРАФИЯ
Верстка В.В. Гридчиной
Корректор Л.Л. Шульская
Дизайн обложки И.Ю. Борисова
Отпечатано в ЗАО «Издательство ИКАР». Москва, ул. Академика Волгина, д. 6. Тел.: 936-83-28. Тел./факс: 330-89-77.
Формат 60x84/16. Гарнитура «JournalSansC» Бумага офсетная. Печать офсетная.
Подписано в печать 24.04.2009. Объем 21,2 усл. печ. л. Тираж 500 экз. Заказ № 15.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания