Лицо лица308
А между тем незаурядные документальные фильмы снимаются каждый год. Широкому зрителю имена их создателей почти незнакомы. Телевидение с такими режиссерами не имеет дел (они -«неформатны»). Не удивительно, что те и сами предпочитают не иметь дел со своим собственным телевидением. Зато их охотно субсидируют зарубежные организации, приглашая участвовать в международных проектах. Александр Сокуров, Сергей Дворце-вой, Александр Иванкин, Виктор Косаковский, Сергей Мирошниченко, Сергей Лозница, Павел Костомаров — имена, куда лучше знакомые европейской и американской аудиториям, чем российским зрителям.
Время от времени работы таких режиссеров-частников попадают в отечественный эфир. Их фильмы не сопровождают анонсы на телеэкране или в текущей прессе, они проходят, как правило, незамеченными в общем потоке и не становятся общественными событиями. Зато лица героев таких картин навсегда остаются в памяти телезрителей. Напомним о некоторых из этих фильмов, снятых в течение одного года.
«Аскольдов. Судьба комиссара» (Реж. В. Балаян. 2005).
«Более драматичной судьбы я не знаю», — говорит Юрий Норштейн.
«У него отняли то, что он восхитительно сделал», - подтверждает Алексей Герман.
«Нас всех били, но так жестоко не били никого — его убивали», — заключает Ролан Быков.
А до этих признаний - кинопролог: стремительная смена нескольких фотографий. Вот мальчик в коротких штанишках на помочах и с бантиком на беленькой рубашке. Он сидит верхом —
327
как на игрушечной лошадке - на настоящей шашке. И глядит ангельскими глазками из-под большой офицерской папахи. А затем крупный план: мужское лицо, закрытое и смятое ладонями — жест горя. Это главный герой - режиссер Аскольдов. И следом сразу же - кадр из его знаменитого «Комиссара»: раненный человек с завязанными глазами посреди песков в отчаянии кричит «Помогите!»
Это фильм о драме вечно чужого среди своих. О трагическом характере. И об одаренности человека, которая не спасает его, а только усугубляет драму, приводит на грань трагедии.
Он — талантлив, он красавец, у него смолоду задалась карьера. Правда, несколько странная, стыдноватая, престижная, завидная и лакейская - чиновник-коммунист, референт при министре культуры. Его посылали проверяющим в театры — разобраться, можно ли позволить спектакль или его следует закрыть. Молодой Алексей Герман, который тогда работал в театре Товстоногова, не мог понять - что за персонаж. Обычно присылаемые сверху партийные начальники были «низенькие, толстые, похожи на свиноматку». А этот был молод и прекрасен («Я запомнил его огромную фигуру гладиатора. Не человек, а статуя, такую бы укреплять на носу парусного корабля»).
Он не был своим в партийной среде, и, видимо, это чувствовали и с той, и с другой стороны баррикад. Последний коммунист-романтик. Герман назвал его «верующий коммунист». А в распадающейся империи, наверное, не было больших циников, чем в партийной среде с их пайками, спецбольницами и антисоветскими анекдотами в привилегированных банях. И верующие коммунисты не были нужны.
Он ушел из этой среды, прервав круто начавшуюся карьеру. Снял фильм «Комиссар», который должен был стать принципиальным посланием в мировом кинематографе, а вместо этого 40 лет пролежал «на полке». Автора исключили из партии и запретили снимать кино.
В Аскольдове все было с переизбытком, все слишком. И фильм он снял слишком талантливый. Опередивший время.
Фильм - по рассказу В. Гроссмана, о женщине-комиссаре, которой в гражданскую случилось разродиться дитём, между боями, в случайном, бедном доме, в многодетной еврейской семье.
328
А потом она ушла дальше воевать, оставив своего младенца. Потому что она была «верующий коммунист».
Когда Аскольдов был совсем маленьким, таким как на фотографии с шашкой и бантиком, арестовали его отца. Потом ночью увели маму. Он остался один в разворошенной квартире. Мальчик почувствовал, что надо уйти из дома, первый раз в жизни сам завязал шнурки башмачков, сам, встав на табурет, справился с английским замком и пошел по улице весеннего Киева по единственному знакомому маршруту - помнил, что ходил в этот дом с мамой и папой. Там жила большая еврейская семья. Они сразу все поняли, приняли, спрятали...
Он все это запомнил - и все вошло потом в фильм «Комиссар» - и романтика революции, и именная шашка, и многодетная еврейская семья, давшая приют ребенку.
Партийные чиновники убивали его как бывшего своего, как предателя. Ему не могли простить таланта. Но фильм не был принят и киношной средой. Ну а когда началась перестройка и «полка» опустела, новые, демократичные секретари-кинематографисты предложили только Аскольдову — единственному среди «полочников» — заняться переделками в его фильме.
Затем ли лежал «Комиссар» столько лет, чтобы терзаемый, гонимый прежней властью автор согласился изуродовать свое единственное детище!
Своим он не был нигде.
«Под открытым небом» (Реж. А. Ерицян. 2005).
Начало следующего фильма — семейный портрет в интерьере. Интерьер отделен от пространства заснеженного пустыря полиэтиленовой пленкой. На земле лежат старые одеяла, картонные подстилки. На них расположились два бомжа — мужчина и женщина. Герои приветливы, благодушны. Охотно показывают свои приготовления к новогоднему пиру. Он напевает Первый концерт Чайковского, она разговаривает с собакой - для бомжей - членом семьи. Бьет полночь. «Ребята, с Новым годом!» — приветствует киногруппу мужчина. «Год новый, проблемы старые», — усмехается женщина.
В героях удивляет не только словарный запас и темы разговора, но и особенная, интеллигентская деликатность интона-
329
ций. «Я люблю Хемингуэя, Булгакова. А он - Стругацких». «Не люблю эту жёлтую прессу, я лучше Ремарка почитаю, Скотта Фицжеральда, Эдгара По». Их зовут Наташа и Александр. Им по 45 лет.
В прошлой жизни он был музыкантом, она - журналист. Толстые журналы, выброшенные кем-то книги, это все лежит в их конуре. «Я надеюсь только на себя. У Воланда есть хорошая фраза, — говорит она, - никогда ничего не просите у тех, кто сильнее вас». Они и не просят. Счастливы тем, что нашли друг друга.
Рассказывая о своих детях, Наташа, видимо, и сама верит, что они ее зовут жить вместе: «Мой сын сестре сказал — привези маму. Но я не хочу им проблемы делать. У меня хорошие дети. Я внесла бы хаос в их жизнь». Вот это последнее - чистая правда.
Они уже давно перебрались из России в Армению. «Я здесь 10 лет, — говорит Саша. — Здесь менты — и те как ангелы. Обалденно хорошие ребята. В России намного хуже. Малолетки забивают бомжей насмерть ради развлечения. Я в армянскую церковь хожу. Григорианцы, православные — какая разница — мы христиане, они христиане — дело не в этом. Бог в нас — и во мне, и в вас».
Авторы фильма отвели их помыться в душ. Договорились с каким-то клубом, где стоит пианино, что приведут ненадолго туда своих героев. «Сашенька, сыграй что-нибудь, родной!» «Я попробую, Наташенька». Трогает клавиши, берет аккорд: «Мизинцы не слушаются. О, Господи!» Ему трудно не только играть - даже просто ходить — боится упасть, ноги ничего не чувствуют.
Однако первой умерла Наташа.
Все события фильма произошли за две недели. Век бомжа недолог. «Год за три, - говорила Наташа. - Воробей у нас был в коробке, птенец — не смогли выкормить, умер. Столько людей потеряли в эту зиму — человек 70 умерло».
Когда снова пришли с камерой, Саша с собакой сидел на одеяле у костра и плакал: «Мне без нее очень плохо. Я, ребята, с женой 10 лет прожил, но никогда у меня не было такой как Наташка. Я без неё не могу. Я хочу умереть».
Его желание исполнилось очень быстро. Когда авторы подошли в следующий раз к знакомому месту, они увидели казенную машину, куда заносили его тело.
330
Их обоих похоронили на кладбище для бездомных, без памятников и имен, только с номерами. На месте захоронения своих героев, авторы поставили таблички с их фамилиями.
Спустя неделю они снова навестили опустевшее гнездо. Полиэтилен кто-то уже унес. На знакомом одеяле сидела тоскующая собака.
«Наверное, нельзя написать рецензию на этот фильм, правильную по жанру рецензию, сколько бы ты ни говорила о выразительных средствах экрана, о монтаже и о звуке, о кадрах и о свете, все равно ты не сможешь избавиться от эмоций, которые переполняют твою душу... - пишет в своем отзыве одна из зрительниц после студенческого просмотра. - Главное ведь после фильма — то, что напишется от души, а в этот момент не думаешь о каком-то кадре, о работе режиссера, а думаешь о судьбе людей, которые ворвались в твою жизнь на некоторое время и исчезли навсегда. Что режиссер хотел сказать этим фильмом, главный вопрос ведь звучит именно так — о чем? А вот и не знаю, о чем, может, о том, что жизнь несправедлива, что она кратка и страшна?..»
«Это фильм о Ромео и Джульетте нашего века», - заметил кто-то из зрителей.
«Я смотрела и одновременно не верила своим собственным глазам, — читаем мы в другом отзыве. — Не может быть в жизни того, что я увидела на экране. Потому что в мире, где (как уверяют нас все средства массовой информации) человек человеку — волк, две человеческие особи не могут так чувствовать, так любить. Так жить друг для друга».
«Некоторые шутят: «Я не верю в Бога, зато Бог верит в меня». Да, Господь верит, что даже в самых невыносимых ситуациях, которые Он нам посылает, люди способны оставаться людьми, не потеряв человеческий облик. Божий лик в человеке. Что же остается человеку в освобожденной от быта жизни? Любить. Нести свой крест и верить. А когда человек любит, ему ничего не страшно. Потому что с ним Бог».
«В душе моей после просмотра фильма, совершенно очищенной (на короткое время) от бытовой шелухи, родилась спокойная уверенность — все будет хорошо. Даже если я вдруг стану бомжем... Пути Господни неисповедимы...»
331
«О любви» (Реж. Т. Шахвердиев. 2005).
Женьке восемь. На приеме у врача он попросил: «Вы внимательно посмотрите, у меня там одно сердце или несколько. Как будто несколько. Я такой любвеобильный...»
Тофик Шахвердиев снимал детей-инвалидов. А назвал работу «О любви». Понятное дело, не только о той любви, о которой с ним откровенничали детишки («Я из школы уходил, она крикнула — "Жень, я люблю тебя!" - я не понял в каком смысле - дружески или как?») О любви тех, кто подвижнически, изо дня в день, терпеливо, с любовью, гордостью, надеждой, непреходящей тревогой следит за их развитием. За взрослением, которое принесет этим детям новые испытания.
Они сидят в классе - человек десять. Мальчик Женька с парализованными ногами и девочка, тоже Женька, родившаяся совсем без рук. Девочка эта не может усидеть на одном месте — часто выбегает из-за своего стола и носится по классу, припрыгивая — грациозная, улыбающаяся, рукава свитера болтаются, отлетают, как сложенные крылышки. Побегает, снова сядет, легко поднимет длинную ножку, зажмет пальцами шариковую ручку и пишет упражнение, как ни в чем не бывало. Над ней наклоняется учительница, в общем-то, тоже скорее похожая на девочку в голубых джинсах. Она берет из пальчиков ступни ручку, что-то говорит, похваливает, поправляет в тетрадке, спрашивает «Где ударение?»
Дети в классе обсуждают Спарту, где убивали всех больных и слабых, растили настоящих воинов, но, в конце концов, были разгромлены и уничтожены. «Если убивать слабых, - говорит один мальчик, — то когда они победят слабых, то станут драться между собой и на земле останутся одни злые. И все станут зверями».
Двух Женек - мальчика и девочку - снимают и дома. У мальчика молодые мама и папа с глазами, в которых усталость и безнадежность, мама что-то говорит о врачах, но, кажется, сама уже ни во что не верит. Женька же весел, болтлив, обожает быть в центре внимания. Стоя на коленях, лихо поет перед камерой, пританцовывает всем телом, как может («Оторвемся по полной!»), но теряет равновесие, падает очень неловко навзничь, затылком — ушибается. Мама кидается к нему в испуге.
От Женьки-девочки, родившейся без рук, родители отказались еще в роддоме, живет она с бабушкой. Про эту бабушку -сильную, надежную, неистощимую на добро и любовь, можно
332
снимать отдельный фильм: «Врач сказал, что надо отказываться, а я твердила, что не брошу её. Я так сама для себя решила. И не зря решила. Вон, какая девка выросла! Она, может быть, на компьютере будет работать, может, переводчиком станет или художником. Она все умеет, все делает сама. Мы такого слова не знаем - инвалид. Подумаешь — рук нет! Есть люди, у кого мозгов нет. С руками-ногами тунеядцы бывают, пьяницы, наркоманы! Она не несчастная, она нормальная девочка».
Тофик - истинный документалист, для фильма готов на провокацию, от которой волосы дыбом: «Женечка, скажи, пожалуйста, ты чем-то отличаешься от других девочек?» Женечка не хочет отвечать ни да, ни нет, думает. Говорит тихонько, как бы про себя: «Я думаю, что отличаюсь от них глазами. У кого синие глаза, у кого серые, зеленые». Умница, умница. Не плюнула дяде с камерой в его циничную рожу, всем показала, что такое настоящее достоинство. В конце фильма Женя с бабушкой строят планы: «Скоро лето, что будем делать?» - спрашивает бабушка. И вдруг слышит: «У меня вырастут ручки. Я буду красивая». «Ручки?» — растерянно спрашивает бабушка. А Женя шепотом: «Я тебя люблю, ты очень добрая». «Я тоже тебя люблю, зайка», - отвечает мужественная бабушка. И не плачет. В отличие от большинства зрителей.
«Смотришь и удивляешься, какие эти дети сильные. Когда я смотрел на Женьку, у меня не возникало ощущения, что он инвалид. Я просто забыл об этом... При виде их мы привыкли отводить глаза, как бы виновато... А если смотрим на них, то редко когда в глаза. В своем же взгляде нам трудно при этом скрыть жалость... То, чего они меньше всего хотели бы видеть от нас, о кружа ющих».
Вспоминается эстонский телефильм «Танец в инвалидной коляске» - инвалидность как душевное состояние присуща не тому, кто передвигается на коляске, а скорее тому, кто готов, посочувствовав, отвернуться и не шагнуть навстречу.
Увидев фильм «О любви», тележурналист Дмитрий Крылов захотел двух Женек, девочку с бабушкой и мальчика с родителями взять в какую-нибудь замечательную поездку и сделать героями своей программы «Непутевые заметки». Он долго пробивал этот
333
проект, уговаривал спонсоров, договаривался с Первым каналом и сам заплатил часть денег. Наконец все сложилось. В течение пяти передач он и зрители путешествовали по Израилю в компании совершенно счастливых детишек.
«Блокада» (Реж. С. Лозница. 2005).
В следующем фильме нет кадров с лицом героя. Героем здесь выступает весь город в один из самых роковых моментов своей биографии. Даниил Гранин писал о том, как они создавали с Алесем Адамовичем «Блокадную книгу». Для того чтобы ее проиллюстрировать, обратились к фотоархивам и были совершенно поражены, когда обнаружили, что среди сотен, тысяч фотографий Ленинграда военных лет нет ни одной, рассказывающей о страшных бедствиях. Ни голодных очередей у булочных, ни разбитых снарядами цехов заводов, ни людей, которые привязывали себя к станкам, чтобы не упасть.
Документалистов можно понять: время было тяжелое, они выполняли свою задачу (как понимали ее) — не травмировать современников, а поддерживать веру в победу. На всех фотографиях уверенные лица людей - улыбающиеся и неулыбающиеся, но с выражением непреклонной решимости и готовности выстоять. Они выстояли, но о том, какой ценой, фотографии уже никогда не расскажут.
Но не только из признаний Гранина мы уверились, что никаких блокадных кинодокументов не осталось о страшной бытовой стороне этого слишком долгого и трагичного времени. Такого долгого, что и пережить-то его многим не удалось. Из фильмов, посвященных блокаде, вырезали объявления на стене «Продам гроб» - цензорам они казалось слишком кощунственными. Потому таким неожиданным и поразительным оказался фильм Сергея Лозницы. Режиссер отыскал кусочки, срезки, почти случайные кадры, видимо, на периферии каких-то других уличных съемочных эпизодов. Только уличных. Ничего не было снято в домах, в квартирах. Но и эти короткие сцены на улицах — страшная память, единственные и уникальные документы.
Сперва все терпимо, погода теплая, на экране солнечный день, и нам еще не страшно, а любопытно. Война и город сосуществуют рядом, перемешаны — идет трамвай, ведут дирижабль на
334
веревках, как домашнее животное. Офицер-артиллерист, взобравшись на пьедестал, глядит в бинокль, наверное, на близко расположенные позиции. А вот совсем интересно: ведут пленных немцев. Толпа в целом не раскаленная, не враждебная. Люди рады, что стольких взяли в плен, глазеют мирно, только одна-единственная женщина что-то зло кричит и плюет.
А вот воздушная тревога. Это бомбежка, это страшно. Люди побежали, но как-то без паники. Стоит посреди улицы пустой трамвай с открытыми дверьми. На окна опускают затемнения. Уже знают, куда бежать, как действовать во время налета — не в первый раз и не в последний... Впрочем, для кого-то — в последний...
Пожар. Еще пожар... Огромный, страшный. Самолеты отбомбили и улетели. Пожарники пытаются загасить пламя. Несут раненых и убитых. Единственный страшный кадр, снятый откровенно, «прямой наводкой», крупно,— на лестнице навзничь лежит убитая маленькая девочка, замотанная платком поверх пальтишка. Все остальное - вроде и не про то: не про ужас и не про смерть. На руинах что-то ищут погорельцы. Дети носят и складывают книги — разбомбили библиотеку. Еще все двигаются не замедленно, еще не пришел самый страшный голод, главные испытания впереди.
Постепенно примет войны становится больше, чем примет обычной городской жизни. Ежи противотанковые, колючая проволока, плакат «Сбивай пламя сверху вниз».
Дикторский текст в картине отсутствует вообще. К немым кадрам хроники автор добавил только свою «озвучку» - скрипы, трески, шуршание. Эмоциональность происходящего не педалируется, все очень экономно. Только один раз где-то на заднем плане, сквозь треск пожара детский крик «мама».
Холодно. Молчаливая очередь мерзнет. Оператор нарочно показал, что это очередь за газетами, но нам из сегодня понятно — главные, страшные очереди за хлебом. Их не снимали.
Автобусы и трамваи брошены посреди улицы уже не из-за воздушной тревоги - замерзшие, заметенные снегом. Провода в инее. Теперь у ленинградцев главный транспорт — детские саночки. Саночки с ведрами, с гробами, а чаще — с трупами, просто замотанными и перевязанными веревкой.
Потом трупы будут лежать на улице. На снегу. На них не оборачиваются — экономят силы, каждое движение дается с трудом.
335
Сил уже нет, но надо принести воду в кастрюле и в чайнике. Люди ковыляют, перебираясь через сугробы. Вот и вода. Где-то под мостовой прорвало трубу, и «родник» пробился сквозь асфальт, образовал ледяные торосы. Добраться к воде трудно. Кто-то набирает ее в ведро половником, лежа на льду.
Уже не живут, а ежеминутно спасаются. От голода, от холода. На стадионе разбирают деревянные скамейки, чтобы сжечь их в буржуйке. Над стадионом на стенде огромный портрет Сталина.
Санитарная служба собирает трупы по улицам. А кто-то приносит сам — своих. Две женщины, плача, протягивают завернутого в тряпочку ребенка. Трупы бросают в общую яму, по-деловому, как при массовых казнях. Мертвые лежат в грязи, друг на друге. Называется «братская могила». Но это не жестокость, а необходимость.
И вот завершающие кадры — блокада прорвана. Салют. Толпа. На ликование нет сил. Никто не машет руками, не прыгает от радости, а только чуть улыбаются. Но это - счастье. И удивительно: в толпе много женщин в шляпках. К таким раньше, в 30-х, прикрепляли небольшие вуальки. Вот они и пережили эту жуткую зиму, ленинградки в довоенных шляпках.
Фильм заканчивается сценой казни. Это уже 46-й год. Виселица, приговоренные. Полная площадь зрителей. Толпу снимают общим планом, и лиц не видно. Приговоренных тоже издали не рассмотреть.
Может быть, кто-то из них шел в колоне пленных в начале фильма?
336
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания