logo
Муратов Сергей

Фильм как частный случай экранной культуры

Кинофильм, телефильм, видеофильм... Пределы между ними по­рой расплывчаты, новые образования находятся как бы во взвешен­ном состоянии. И все же каждый из этих трех возможных контактов со зрителем имеет свои преимущества и свои границы. На наших глазах происходит диффузия жанров и смена приоритетов.

Представление о хронике, связанное в начале прошлого века с именами братьев Патэ, а в памяти советских зрителей с выпуска­ми «Союзкиножурнала», преобразованного впоследствии в ежене­дельные выпуски «Новостей дня», претерпели радикальные изме­нения. Уверение сторонников этого вида кино, что документалисты стремятся тем самым сохранить для будущих поколений образ эпо­хи, не выдерживало критики. Канонические сюжеты о рекордных удоях и юбилейных плавках никакого отношения не имели к подлин­ной жизни людей. На протяжении нескольких десятилетий «Новости дня» (главный хроникальный киновыпуск страны фактически был но­востями недели) регулярно показывался в субботней телепрограм­ме, хотя уже давно существовали на том же экране ежевечернее «Время» и каждодневные выпуски теленовостей. Только в 1984 году производство киножурнала, давно утратившего смысл, наконец, прекратилось. Нынешним историкам (тогдашнему «будущему по­колению») и в голову не приходит судить о прошлой жизни страны по кадрам официальной и обезличенной хроники.

На пространстве домашних экранов бесконечная карусель — неустанной чередой сменяют друг друга информационные сюжеты,

344

выпуски новостей, интервью, дебаты, пресс-конференции, дискус­сии, телефильмы. Все они находятся в постоянном взаимодействии, уточняют собственные границы, порождают неведомые прежде об­разования, заимствуют компьютерные моменты (курсор и графи­ческая разбивка изображения в исторических циклах Парфенова). Эстетика игровых программ влияет на программы документальные, а стилистика документальных - на игровые.

Но как трансформируются в этом бесконечном круговороте кинофильмы документальные, когда-то породившие сам процесс? Явно уступившие в своем развитии игровым собратьям и вступившие в соревнование с двойниками на телевидении, они одну за другой утрачивали функции, которые вовсе не оказывались им присущими, как казалось прежде. Какова судьба документального кинофиль­ма, послужившего началом Большого Кинематографа и Всемирной Экранной Культуры, но оставшемуся верным киноэкрану! Кино­залы документальных и научно-популярных фильмов, открытые в больших городах, ушли в далекое прошлое. В воспоминаниях оста­лись удлиненные сеансы в кинотеатрах и даже выпуски кинохроники перед игровыми картинами. Существует ли качество, которое в со­стоянии, несмотря ни на какие потери, сохранить документальный кинофильм как самостоятельный род произведения и опереться на него как на свое решающее достоинство?

Это качество - художественность.