Театр социальной маски
Первым художественным завоеванием портретной драматургии стало открытие «типа». «Этот час наедине с улыбающимся чудовищем оставляет неизгладимое впечатление, — оценивал М. Ромм появление «Смеющегося человека» (1963) В. Хайновского и Г. Шой-мана, называя его «картиной века». - Это чистое телевидение, абсолютное телевидение... Это новая эстетика, если можно приложить такое благородное слово к столь низменному объекту, как Мюллер»275.
Сидя в кресле с бокалом спиртного и дымящейся сигаретой, с улыбкой, не сходящей с лица, вчерашний нацист в форме майора парашютно-десантных войск рассказывает об африканских ка-
244
рательных экспедициях. Он говорит о них словно об увлекательных путешествиях («Если быть честным и откровенным, я вообще против убийств...») Но самая разительная улика — не документальные свидетельства кадров хроники, обнаруживающие реальную стоимость его фраз, не то, что он пытается скрыть, чтобы выглядеть добродетельным, а то, чего он скрывать не пытается. Самая разительная улика — он сам. Его благодушие. И его улыбка.
В дискуссии об экранном приоритете слова или изображения ее участники на протяжении многих лет не уступали друг другу ни в решительности оценок, ни в категоричности интонации. «Только за словом, — утверждали одни, — сохраняется преимущество прямого, непосредственного выражения мысли». «Наше ухо воспринимает для себя лишь то и лишь так, как ему подсказывает глаз», -возражали другие. Синхронный фильм обнаружил бесплодность подобных споров. Чем сильнее воздействует на нас собеседник в кадре - своим голосом или своим лицом? Если для многих режиссеров этот таинственный акт причастия начинается в момент, когда слово и видимое состояние человека сливаются воедино, то для В. Хайновского и Г. Шоймана, напротив, — в момент их высшего диссонанса. Улыбка майора наемных войск, опьяневшего от ощущения собственного величия и от привычно срывающихся глаголов «уложить», «расстрелять», «ухлопать», «прикончить», на наших глазах становится главным свидетелем обвинения.
Кто скажет, что слово тут важнее изображения? Вне изображения оно предстает в своей голой буквальности, в своей однозначности. Сама эта очная ставка лица и слов, само вопиющее несоответствие между тем, что мы слышим, и тем, что видим, производит ошеломляющее воздействие.
Нет никакого преимущества изображения перед звуком, никакого превосходства показа перед рассказом, никакого главенства глаза над ухом. Бесполезен спор о приоритете там, где речь должна идти о взаимодействии, как раз и таящим секрет экранного образа. Художественная выразительность может быть достигнута не только за счет органики слова и поведения, но и их поражающей дисгармонии.
Собственно, экранные примеры и наблюдения, позволяющие прийти к этим выводам, можно обнаружить и у В. Саппака («Так неужели же человек на экране, сам того не подозревая, попадает
245
как бы под «рентгеновские лучи?»), и даже в дневниковых записях Вертова, снимать «по-киноглазовски» для которого означало показывать не только синхронность, но и асинхронность, не только совпадение, но и несовпадение слов и мыслей, наблюдаемых в повседневности. «Радость от правды, а не от правдоподобия. Радость от глубогого видения сквозь грим, сквозь игру, сквозь роль, сквозь маску. Увидеть сквозь смех — плач, сквозь важность — ничтожество, сквозь храбрость - трусость, сквозь вежливость - ненависть... Радость от уничтожения «видимости», от чтения мыслей, а не слов»276.
Но чтобы заметить сквозь важность — ничтожество, а сквозь храбрость - трусость, необходимо уметь показать эту важность и эту храбрость именно как «игру», как маску, как «видимость». «Игра» выступает здесь как изобличающая характеристика экранного персонажа. Личина становится предметом изображения.
Документальный театр социальной маски - следовало назвать политические хроники В. Хайновского и Г. Шоймана. Наемный легионер, начальник концлагеря, глава военной хунты, гадалка из Бонна... Отлично понимая, что их герои не слишком расположены к откровенности, да еще перед кинокамерой, документалисты дают им возможность предстать на экране такими, какими сами они хотели бы выглядеть, сыграть те роли, в которых они сами хотели бы выступать. Нет, авторы хроник не провоцируют персонажей на откровенность, как считают иные критики, полагая, что подобного рода военная хитрость вполне правомерна в экранном поединке с противником. Если и можно говорить тут о провокации, то не душевных излияний, а лицедейства. Перед нами откровенность не мысли, но маски. Собеседнику предоставляют свободу лукавить, хитрить, притворствовать. И чем успешнее он осуществляет свое намерение, тем разоблачительнее последующий эффект.
Улыбающиеся каратели. Благородные диктаторы. Сентиментальные палачи. Размаскированный маскарад.
Разумеется, знакомство с подобного рода образом-типом мало что говорит о характере, а тем более о личности изображаемого героя. Анализ такого экранного образа возвращает нас, с одной стороны, к эстетике хроникальности с ее концепцией ролевого поведения, с другой - к литературному «типу» как собирательному понятию, репрезентирующему черты социальной, трудовой,
246
характерологической, национальной общности («передовые люди дворянской России», «русский рабочий революционной эпохи»). Именно с подобного рода социальными знаками или «представителями» (представитель села, представитель науки) имели, как мы видели, дело и хроникеры, творившие «государственный эпос», в масштабе которого частные проявления и внутренний мир отдельной личности представляются исчезающе малой величиной.
Собственно, продуктом отечественной классической хроники выступали даже не столько типы, сколько образцы - человек-пример («Не хочу быть примером!» — реакция участника съемки, точно диагностирующая ситуацию), демонстрировавшие себя в самом широком спектре возможностей - от ритуального участия в протокольной съемке до персонифицированного имиджа - автопортрета героя, создаваемого им при помощи документалиста.
Ситуация, однако, в последнем случае меняется радикально, как только автор, нарушив традиционные для хроники отношения со своим героем, начинает показывать его действия и слова не как характеристику личности, но исключительно как самохарактеристику персонажа, выдаваемую за истину, или, выражаясь опять-таки словами П. Флоренского, - как личину. Если в официальных и «ролевых» портретах точка зрения на себя изображаемого героя совпадает с точкой зрения окружающих, в том числе и автора, то здесь они решительно разнополюсны. В результате такой перемены фокуса позитив превращается в негатив, а человек-пример - в нечто вроде антипримера. Рассматривая проблему типа как формы взаимоотношения героя и автора, М. Бахтин подчеркивает, что поскольку последний внутренне непричастен к изображаемому им миру, то его герой выступает не как субъект, а, прежде всего, как объект познания. Вот почему, считает М. Бахтин, менее всего возможно типизировать самого себя (по отношению к собственной личности это было бы оскорбительно), но зато столь органична эта форма объективации для сатирического задания277.
В экранной документалистике образ-тип представляет собой эстетический перевертыш имиджа. Позиция автора в этих случаях внеположна позиции самого героя, а публичная дистанция общения, характерная для хроники, становится сознательным художественным приемом. Благодаря такой намеренно-типизирующей авторской установке (герой абстрагируется путем вычленения из
247
его индивидуальности - и с его же участием - отдельных признаков или черт) произведение обретает сатирическую, памфлетную или публицистическую тональность.
Первое появление образа-типа в отечественной документалистике связано с творчеством С. Зеликина. Речь идет о директоре троллейбусного депо, воплотившего в себе выразительность ординарности. Неслучайно подобного рода «образы» ответчиков мы встречаем и в последующих картинах режиссера. Руководство школы в «Гармаеве и других», («Администрация доводит до вашего сведения...»), собирательный образ антагониста в картине о Чкалове с его традиционной системой аргументации: «Если все летчики начнут так летать...» («В небе и на земле»). Настоящей экранной удачей можно считать и образ генерального директора уральского комбината («Перед выбором», «Экран», 1989).
Долгие годы пребывания на ответственных постах выработали у директора имидж этакого простака, не хватающего звезд с неба, но зато земного надежного мужика, которому чужды колебания нытиков. Много лет этот образ прекрасно срабатывал во всех — сценических и жизненных — ситуациях и, видимо, стал уже второй натурой героя. «Какую позицию вы занимали в застойные годы, - поднимается кто-то в зале, - были ли вы не согласны с линией партии?» - «Я всегда был согласен с линией партии», — чеканит директор, всем видом давая понять, что ни на какие провокации не поддастся. У него на все есть ответ. И только один вопрос поставил его в тупик. Не на собрании, а в его же директорском кабинете, где шел разговор с режиссером фильма. «Скажите, — спросил С. Зеликин, — а есть у вас слабые стороны как у кандидата?» — «Слабые стороны?» — удивился тот и надолго задумался. «Не сильные, а слабые?» - уточнил он еще раз и затем признался с подкупающим простодушием: «Что-то я даже растерялся, не думал даже, какие же слабые-то».
«Я никогда не убиваю своих героев, — отвечал однажды С. Зеликин на вопрос, как он добивается комического эффекта в своих картинах. - Они сами кончают самоубийством».
Объективируя поведение различного рода чиновников, которым дается возможность выступить перед камерой в роли самих себя, документалисты демонстрируют механику административного абсурдизма в ее обнаженном виде. Добровольные носители «масок» (в картинах Ю. Хащеватского, А. Рудермана, А. Канев-
248
ского) выглядят как непредвиденные метафоры, сочиненные самой жизнью. Авторы как бы подыгрывают героям, не подозревающим, что своими оценками и тирадами они свидетельствуют против себя — «самотипизирующиеся» образы.
Приемом нарочитого отстранения добивается комического эффекта и режиссер Г. Негашев, снимая «Новые времена» (Свердловское телевидение, 1988). В стилистике его телефильма, жанр которого не поддается однозначному определению, есть немало общего с театром народных масок и площадного фарса, где спародированная окружающая действительность теряет свою угнетающую серьезность. Ключом к решению для режиссера стал выбор главного персонажа - слесаря-сантехника Бориса Смирнова. Бывший студент института культуры, тот артистично справляется с собственной ролью — неунывающего балагура, авантюриста и умника, поведение которого напоминает проделки героев плутовского романа. Без колебаний согласившись стать тайным интервьюером, с микрофоном, замаскированном в разводном ключе, он моментально входит в доверие кружка пожилых сталинистов («Кто является для вас духовным ориентиром?» — «Андреева Нина Александровна. Она - знамя нашего сталинского движения»), участвует в уличных митингах, разъезжает по Невскому, лавируя на велосипеде и остроумно парируя реплики пешеходов. Вступая в единоборство с окружающими химерами, он не негодует, не возмущается, не сникает, но, окарикатуривая и доводя до предела, уничтожает их походя, почти не отдавая себе в этом отчета. Зато отчет отдает, разумеется, режиссер.
Слово «образ» по отношению к экранным фигурам такой типизирующей эстетики встречается едва ли не в каждой рецензии («Перед нами законченный сатирический образ», «Поведение, внешность, речь — все работает здесь на образ»). Рецензенты прибегают к понятию «образ», как если бы речь шла об игровой картине, а предметом анализа служило художественное явление, обобщенный тип. В подобного рода «героях» зрители узнают, конечно же, не себя, но, например, того собирательного чиновника, с двойниками которого встречаются повседневно. Хотя в отличие от «образа» в его классическом понимании как продукта преображающей воли художника за каждой такой фигурой в документальной картине стоит конкретная индивидуальность.
249
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания