Эти неподдающиеся характеры
В отличие от подобного рода сатирических объективации, где позиция автора внеположна, если не противоположна, позиции изображаемого лица, художественное постижение характера как категории экранного образа предполагает принципиально иной тип отношений с героем.
В характере герой выступает не пленником ролевой концепции и не сырым материалом, который следует довести до образа, но как некая духовная суверенность - нечто целое, не расщепленное и не разделенное на составные признаки. Это исключает, прибегая к терминологии М. Бахтина, позицию абсолютной вненаходи-мости кругозора автора по отношению к кругозору героя, создавая между ними достаточно напряженные отношения. В синхронном фильме герой предстает на экране не таким, каким его хочет видеть автор, но еще и «самим собой». «Я бы сказал так: на экран человек приходит в нужном нам измерении плюс весь целиком... -замечает Д. Луньков. - И почему мы так редко берем в расчет это обстоятельство, чреватое множеством парадоксов?»278 Признание суверенности за героем предполагает отказ от номенклатурного принципа отбора, согласно которому люди делились на «достойных» и «не достойных» предстать перед кинокамерой. К тому же и в достойных героях документалисты нередко обнаруживали недостойные стороны их характеров, оказываясь опять-таки перед выбором - либо сменить героя, либо устранить в экранном образе эти стороны. Чтобы перешагнуть через такое альтернативное восприятие, необходима была решимость порвать с нормативными установками.
Именно эта авторская решимость и отделяет картину о Шино-ве от идиллической зарисовки о бывшем военном летчике («Живет человек на окраине») — сопоставление тем более уместное, что оба фильма, снятые с интервалом в год, принадлежат одному режиссеру. И если в первом случае свойства характера, снижавшие образ героя, остались за кадром, то во втором они и становятся предметом экранного разбирательства.
Решимость, однако, была половинчатой.
Анализ конфликтного противостояния «человек в проблеме» всегда заключает в себе искушение пожертвовать человеком во
250
имя проблемы, ибо чистота аргументации здесь предпочтительней цельности личности. Такое стремление показать героя в нужном автору измерении («минус весь целиком») как раз и предоставляет возможность сатирического решения, предполагающего известную степень схематизации. Нечто подобное и случилось с «Шиновым».
Действующие лица в картине поляризуются на героев и антигероев, а выразительность главного антагониста достигается за счет его «самотипизации». Но если директор и впрямь удачно вписался в образ чинуши, то Шинов в роли праведного новатора выглядел далеко не столь убедительно. Фатоватые усики, уличные повадки («Если кого из вас в машине увижу — тот чудак всю сознательную жизнь будет только на аптекоуправление работать»). Виктор и сам признавался, что в детстве был хулиганом («рос среди такой сяво-ты, что бог ты мой»). «Недостойные» черты водителя (зазнайство, заносчивость) комментатор фильма объясняет наветами недоброжелателей и в первую очередь самодура-директора, своего героя он отстаивает безоговорочно, но подводит его... экран. «Ты снял человека, стремясь показать, какой он хороший и исключительный. А тот, раскрываясь, обнажает и другие черты характера», — признавался автор впоследствии с некоторым даже недоумением.
Синхронный образ оказался богаче авторского представления, а Зеликин-режиссер — наблюдательней Зеликина-комментатора, остававшегося в плену у привычной схемы, где положительные герои сплошь и рядом подменялись героями идеальными, иными словами, не существующими в реальности. Ибо одно дело - нести в себе идеал, а другое — быть им.
К встрече с таким неидеальным характером документалисты готовы не были. Создатели кинопортрета о Б. Коваленко отказывались, напомним, поверить, что противоположные свойства натуры могут принадлежать одному лицу. Но как раз то, что обескураживало куйбышевских кинематографистов, для Г. Франка стало ключом к разгадке живой натуры. Добавив к «свидетельствам» четырех участников ленты хроникальный сюжет из старого киножурнала, где Борис с удовольствием позирует под березой, режиссер привнес еще один штрих в портрет: его герою, артисту по натуре, нравилось нравиться.
В осмыслении изображаемого характера Г. Франк пошел несомненно дальше С. Зеликина, настолько захваченного конфлик-
251
том, что за стремлением обелить своего героя перед всеми потенциальными оппонентами сама собой отступила на задний план задача художественного исследования личности. Да, впрочем, она и не ставилась.
«Разгадать каждого человека, который попал в орбиту внимания передающих камер, в каждом увидеть личность, увидеть событие»279. Можно усомниться в универсальности этой рекомендации В. Саппака, но по отношению к портретному фильму она представляется безусловной. Живая натура не сводима к экранному тезису.
Между тем наиболее редким на телеэкране оставался как раз характер, изображаемый как событие, характер в своих исходных полярностях. К числу немногих исключений можно отнести героя телефильма М. Пыльдре «Навеки ваш» (Эстонское телевидение, 1977). Фигура эстонского композитора встает в коллективных воспоминаниях близко знавших его людей как натура неординарная - поэт и романтик, человек крайних поступков, в котором странным образом уживались легкомыслие и лиризм, честолюбие и готовность к самоуничижению, беспечность и верность чувств.
Но, пожалуй, наиболее глубокую после Г. Франка попытку разобраться в противоречиях, присущих натуре героя, предпринял Д. Луньков в своей картине «Из жизни молодого директора» (Саратовское телевидение, 1983). Вернемся еще раз к ее герою.
Энергичный. Напористый. Незаурядный руководитель. Прирожденный экономист. Но он же — резкий, самолюбивый, не считающийся с мнением окружающих, когда оно расходится с его собственным. Молодому директору нравится быть директором. Увлекают масштабы собственной роли. «Не все могут понять такого человека и не все могут оценить», — говорит он, имея в виду самого себя. Подобная фраза у многих авторов, несомненно, бы вызвала искушение убрать ее при монтаже. Но Д. Луньков снижения образа не боится. Для него картина - не результат размышлений, но само размышление.
Впрочем, не один только автор замечает в своем герое настораживающие качества. Для односельчан они еще очевиднее. «Ведь в целом-то работает не один он, - говорит одна из участниц фильма. — Он внедряет, а впоследствии... что убивает самолюбие —
252
делали-то все, а он говорит - сделал-то я...» И, упрекнув героя, тут же спохватывается, что это «одна черта такая отрицательная в нашем Ульянкине. А остальное все в нем положительное. Роман можно писать. Хороший товарищ».
Будь он героем романа, перевоспитал бы его автор к последним страницам, замечает Д. Луньков. Документальная повесть такой возможности не дает. Попытки понять своего героя автор предпринимает на протяжении всей картины, вовлекая и нас в разрешение этой задачи. Разговор идет не просто о выявлении индивидуальных особенностей натуры, то есть о сфере сугубо личной. Особенности эти прямо сказываются на взаимоотношениях молодого директора со всеми, кто рядом, переводя анализ из плоскости характерологической в социальную.
Деловые качества директор безоговорочно предпочитает всяким душевным тонкостям. Человеческий фактор для него не более чем функция в хозяйственном механизме. «Сельское хозяйство, -повторяет он на летучках, - это не медицина, и совхозными делами править — не больного лечить». Но когда руководитель ценит не людей, а только работников, то и они начинают ценить в нем не человека, а только руководителя. Однако чувство горечи, сквозящее в упреках Ульянкину, свидетельствует, что его подчиненные не хотят видеть в директоре только директора и что они не согласны с этим мириться. Как не согласны и зрители — всякий раз после общественного просмотра картины в зале вспыхивали дискуссии.
Конечно, убери режиссер «мешающие» детали в характере своего героя — дискуссии бы не возникало. Но не было бы и загадки Ульянкина, в противоречиях натуры которого отразились противоречия времени. «Я знаю, что появление Ульянкина - это крик самой жизни, - говорил Луньков в одном из своих интервью. - Она такого «экстремиста» должна была породить... А вместе с тем не должна же утрачиваться и человечность, душевность контакта... Тут опаснее всего было подчиниться журналистской схеме»280.
«Синхронная действительность», привнесшая в эстетику до-кументализма принцип многоголосия и полифонии, обусловила появление портретного фильма. Вместе с тем к началу 80-х, как ни странно, все чаще приходилось слышать о «кризисе жанра», о том, что портрет на экране исчерпал себя, доработался до своих границ — технологических, художественных, этических.
253
Это ощущение «последней черты» родилось не на голом месте. Моральные коллизии, связанные с обращением к новым методам съемки (скрытая камера, длительное кинонаблюдение и т.д.), воспринимались все острее и болезненнее. Никакое глубокое кинонаблюдение без применения этих методов неосуществимо, но, всецело полагаясь на них, документалисты рисковали создать лишь иллюзию постижения жизни. Однако повинна в сложившейся ситуации была не только реальная телепрактика, но и инерция теоретической мысли - неумение (подчас нежелание) осознать, насколько радикально открытия, совершаемые документалистами, меняют взгляды на природу экранного образа.
Конечно, такие предметно-наглядные и доступные для внешнего наблюдения формы человеческих проявлений, как роли и маски (или даже характеры, понятые чисто типологически), раскрываются легче, чем глубинные сферы личности. Но это лишь наружные оболочки «я», способные к сообщению, а не к общению. (Неслучайно в литературе характерологические портреты в духе Теофраста и Лабрюйера, «физиологических очерков» и «натуральной школы» предшествовали расцвету психологической прозы.) «Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным»281.
Это глубоко справедливое наблюдение М. Бахтина непосредственно приложимо к экранной практике, с трудом уходившей от привычного овеществления человека. В многочисленных фильмах суверенность героя приносилась в жертву общественному стереотипу (эффект ореола) или первому впечатлению, производственному им на автора. Изображаемое лицо становилось то жертвой самопроекции или образа «самого себя», то, напротив, — образа «его самого», каким он, этот образ, рисовался в сознании художника-автора. Но принцип вещного познания, примененный к познанию личности, мстил документалисту тем, что личность легко ускользала, в лучшем случае оставляя следы-догадки вроде таинственных отпечатков каких-то неведомых нам существ на срезе древнего угольного пласта.
Неудачи, все чаще подстерегавшие создателей фильмов-портретов, объяснялись не кризисом жанра, а скорее кризисом
254
монологической установки, все очевиднее входящей в противоречие с задачей экранного постижения личности, что непосредственно связывало проблему тождества героя и прототипа с характером отношений между прототипом и автором.
Можно сказать, что при создании документального синхронного образа мы имеем дело с законом уподобления или равенства действия и противодействия. Так если ролевое амплуа в хроникальной съемке предполагает личностное самоустранение как объекта, так и субъекта (по сути, обе стороны здесь выступают объектами), а характер на экране возникает как результат взаимодействия двух характеров (прототипа и автора), то контакт на уровне личности означает еще более напряженные, интимные и конфликтные отношения равноправных сознаний. Такое поле общения предполагает как бы разность потенциалов — не только единство в согласии, но и противостояние в несогласии, не только взаимопонимание, но и известное взаимонепонимание. Образ личности свободен и незавершен. Именно это, по мнению М. Бахтина, и составляет ее качественное отличие от характера. «Личность не поддается (сопротивляется) объектному познанию и раскрывается только свободно диалогически (как ты для я)»282.
Такое же понимание мы встречаем и у П. Флоренского в его размышлениях о лике как носителе духовного первородства и «возвещении внутренней самобытности». Исповедь как высшая форма самораскрытия человека изнутри рождается в ответ на самоотдачу автора, подразумевая встречу на высшем уровне или «в последней инстанции». Подобного рода встреча требует предельных усилий, прилагаемых с обеих сторон.
Но чтобы снять такое общение, необходимо прежде его создать.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания