Телефорумы-антиподы
Если до середины 60-х телефильму, появляющемуся на домашнем экране, приходилось доказывать свое право считаться, несмотря на фиксированность изображения, произведением телевизионным, а не просто кинокартиной, транслируемой в эфире или даже слегка приспособленной для телепоказа, то с введением видеозаписи ситуация радикально менялась. Экспансия фиксированного телеизображения (является ли его носителем лента целлулоидная или магнитная — в данном случае несущественно) куда в большей степени уравнивала возможности режиссеров, снимающих фильмы и передачи. «Снимать (записывать) передачу» - еще недавно само это выражение звучало абсурдно. Отныне же создатели телефильмов
* Поскольку термин «сиюминутность» употреблялся критиками в обоих смыслах — и как физическая одномоментность (прямая трансляция), и как психологический момент восприятия — необходимо было эти два значения развести. Такую попытку в своих «Очерках теории телевидения» (1978) предпринял Э. Багиров, назвав первую функцию «симультанностью».
26
отстаивали не столько право снимать и записывать, сколько так снимать и так монтировать, чтобы полученное произведение отличалось от передачи.
Иначе говоря, на смену прежней дилемме «живая трансляция или запись на пленку» явилась новая - «телефильм или передача». «В своем исходном пункте проблема соотношения телефильма и телевидения — это, по существу, проблема соотношения «живой» и предварительно зафиксированной на пленке передачи», - отмечает А. Юровский59. Отныне едва ли не каждый заметный экранный эксперимент подвергался критике с двух сторон. «Какой же это телефильм? Обыкновенная передача», — упрекали очередную ленту сторонники киноцентризма. «Какой это телефильм? Обыкновенная кинокартина», - не уступали в категоричности их противники иной раз по поводу той же самой ленты. Общим знаменателем выступало недоумение — какой это телефильм? При такой ситуации телефильму и впрямь было трудно завоевать всеобщее признание. «Телефильм тем совершеннее по форме, чем ближе он к живому телезрелищу», — постулировал И. Беляев. «Чтобы стать телевизионным, телефильм должен стать прежде кинематографическим», — возражал Е. Межов. (Оставалось, правда, неясным, зачем фильму, ставшему кинематографическим, опускаться до уровня телевизионного?)
В тот год, когда эта полемика подошла к своей кульминационной фазе, произошли два события, непосредственно относящиеся к предмету спора. В Киеве торжественно открылся I Всесоюзный фестиваль телефильмов, а в Таллине - Всесоюзный семинар по телевизионному репортажу (СЕМПОРЕ-66). Не дожидаясь, пока дискутирующие стороны отыщут теоретическое обоснование тому, что уже существует, организаторы фестиваля решили стимулировать развитие телефильма самой формой всесоюзного смотра-конкурса. Примерно теми же целями руководствовались и учредители СЕМПОРЕ по отношению к телевизионному репортажу.
Роль СЕМПОРЕ в отечественной телепублицистике бесценна. В Таллине ежегодно собирались десятки самых заметных, самых одаренных ведущих и репортеров. На протяжении десяти дней они вместе смотрели и обсуждали свои программы, передачи зарубежных компаний, принимали участие в семинарах и журналистских экспериментах, которые шли в прямом эфире и завершались прямой полемикой на учебных занятиях в телестудии. Дискуссии иногда затягива-
27
лись на всю ночь. Это называлось «запустить ежа под череп» и было великолепной школой и питательной средой для публицистов экрана.
Само проведение — одновременно (1966) и независимо друг от друга - этих двух телефорумов-антиподов как бы подчеркивало эстетическую автономию и несовместимость обоих видов экранного творчества. Однако очень скоро обнаружилось, что организационное разделение — не гарантия жанровой чистоты. Так в число наград, присужденным фильмам, жюри фестиваля включило призы «за лучший телерепортаж» («Дорога легла за экватор») и даже «за прямой телерепортаж, снятый на пленку» («Симфония»).
Киевский фестиваль продемонстрировал преимущество документальных картин перед игровыми. Это обстоятельство отмечали даже члены жюри по разделу художественных фильмов: «Должна признаться, — говорила Людмила Шагалова, — мне больше понравились работы документальные... Видимо, на сегодняшний день «жизненная линия» телевидения пролегает в области репортажных съемок»60.
Наиболее дискуссионной оказалась картина В. Ротенберга «Нурулла Базетов» — портрет уральского сталевара, решенный как интервью режиссера с героем в студии. «Фильм силен, пожалуй, даже не тем, что в нем сделано, а тем, что не сделано, - читаем мы в одном из первых отзывов. — Не сделано ни одной попытки украсить героя гарниром из красивых слов или кадров»61. Однако то, что выглядело достоинством для сторонников ленты, представлялось просчетом ее противникам, и если первые зачислили «Наруллу» в категорию подлинных телефильмов, то их оппоненты поспешили объявить его «передачей, отснятой на кинопленку».
Более спокойная атмосфера обсуждений складывалась на СЕМПОРЕ. Хотя трансляция прямых телерепортажей перемежалась и здесь демонстрацией телефильмов, последние явно проигрывали в соревновании. Основными фаворитами смотра оказались эстонские публицисты (не случайно местом проведения семинара был избран Таллин). Прямой телерепортаж, исследующий проблему, единодушно отмечали участники семинара, — наиболее активная форма социально-эстетического освоения жизни, а структурная особенность этого вида экранного творчества, которая обеспечивает успех, - журналист, открыто входящий в кадр как организатор и истолкователь происходящего.
28
Таким образом, если фестиваль телефильмов показал, что игровое телекино заметно уступает документальному, то для участников таллинской встречи было не менее очевидно, что документальное телекино уступает проблемной живой телепублицистике.
Но уже на следующий год эти взгляды пришлось пересматривать.
Самое сильное впечатление на участников СЕМПОРЕ-67 произвел показанный в день открытия телефильм С. Зеликина «Шинов и другие». Эта проблемная лента стала событием не менее значительным, чем злободневная телепублицистика, и явилась «своеобразным эталоном, по которому оценивались учебные передачи, подготовленные в рамках программы»62. Мало того, картина Зеликина целиком и полностью отвечала критериям, год назад объявленным специфическим преимуществом прямого проблемного репортажа. Нарушив им же провозглашенные заповеди о невмешательстве в происходящее перед камерой, режиссер не только предпринял самостоятельное кинорасследование, но и выступил на экране в роли ведущего. (Речь шла об инциденте в харьковском троллейбусном депо, откуда вынужден был уволиться по собственному желанию водитель Шинов.) В картину даже вошел отснятый фрагмент живой передачи — в студию пригласили бывших пассажиров шинов-ского троллейбуса, которые с благодарностью вспоминают водителя. Таким образом, телекачества, порицаемые киноцентристами, еще раз выступили как формообразующий принцип фильма. Успех «Шинова» был столь несомненный, что участие репортажных телефильмов на таллинских встречах узаконили уставом СЕМПОРЕ.
Наибольший интерес участников проходившего в том же году II Всесоюзного фестиваля телефильмов (Москва, 1967), помимо «Шинова», удостоенного сразу двух наград — приза за лучший проблемный телефильм и приза Союза кинематографистов СССР, вызвали многосерийная «Летопись полувека» (особенно «Год 1946-й» И. Беляева) и «Альфа и Омега» А. Габриловича.
Казалось бы, экранная практика раз за разом расшатывала ту стену, которую киноцентристы настойчиво воздвигали между фильмом и передачей. Но чтобы оценить плодотворность таких усилий, необходимо было преодолеть эстетическую территориальную нетерпимость ко всякому поиску в пограничной сфере и перешагнуть
29
через свои вчерашние представления. Назвать телефильм телефильмом мог лишь критик, обладающий мужеством непредвзятости. К сожалению, куда чаще обращение к этому термину носило оттенок извинительной интонации, словно бы речь шла о некотором полуфабрикате, так сказать, «недофильме». Причем относилось это не только к отчетно-парадным лентам (они и впрямь представляли собою искусственно растянутые сюжеты хроники), но и к работам, несущим ярко выраженное авторское начало. Пожалуй, именно эти-то фильмы и вызывали наибольшие разногласия.
«Город рассказывает о себе» редакторы встретили с удивлением. «Многим не было понятно, что же мы сняли, — вспоминал И. Беляев, - если весь фильм состоит из ряда интервью, разбитых несколькими адресными планами, при почти полном отсутствии дикторского текста. Где же динамика? Где киноспецифика?»63. Все это сбивало с толку, вызывало недоумение (если не возмущение), требовало новых критериев. Сложность заключалась не в их отсутствии, а скорее в их изобилии. У каждого участника тех дискуссий имелось свое представление о специфике телефильма.
«Сейчас его телефильм — это кинофильм», — заключал свою рецензию о «Путешествии в будни» И. Беляева критик Н. Кладо, упрекая картину за то, что в ней не хватает Беляева-осмыслителя, ибо автор «во имя умозрительных построений лишает себя роли комментатора» и в итоге оказывается «сам у себя под стражей, под стражей своих деклараций»64. Но назвать «Путешествие в будни» телефильмом не решились также Э. Багиров и И. Кацов, хотя и по совершенно другим мотивам. Если с точки зрения Н. Кладо, режиссер не сумел оторваться от традиционной кинопоэтики, то, по их мнению, он не сумел подняться над эмпиризмом живой передачи, выдавая за телефильм «зафиксированную на пленке серию репортажей и интервью»65. К тому же И. Беляев, с их точки зрения, нарушил и другое обязательное условие — обращение к зрителю или взгляд на камеру (особенность, на которую впервые обратил внимание М. Ромм). От телевизионного фильма «мы требуем, - развивают свою позицию критики в следующей статье, — такой интерпретации фактов, человеческого поведения, которая способна дать нам их документальный образ, не ущемленный жесткими условиями прямой передачи»66. Отношение к обретениям прямой тележурналистики как к своего рода ограничителям авторского начала вступало,
30
однако, в противоречие не только с экранной практикой, но и провозглашенным ими же принципом «обращения к зрителю». Ведь к такому обращению аудиторию приучило как раз живое вещание. Подобного рода противопоставление новой эстетической данности процессам жанрообразования в сфере прямого эфира исключало их творческое взаимодействие и ассимиляцию. В этом случае за пределами документального кино оказывались и «Нурулла Базе-тов», и «Шинов» (не говоря уже о появившихся вслед за ними «саратовских хрониках» Д. Лунькова).
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания