Возвращение к героям
В 1977 году ленинградцы Светлана Волошина и Игорь Шадхан решили сделать несколько передач о маленьких обитателях детского сада. Критерием выбора места действия стала близость от телестудии, чтобы ходить на съемку можно было как на работу. Воспитатели против съемок не возражали, как не возражали и родители, социальный состав которых оказался на редкость типическим - инженер, кладовщица, преподаватель, монтер, физиолог, электрик...
Хорошо ли мы знаем своих детей (и знаем ли вообще), а дети — нас? По ходу перекрестных экспериментов (беседы с родителями вела Волошина, с малышами - Шадхан) дети неизменно оказывались и проницательнее, и великодушнее взрослых.
В последней передаче начального цикла вчерашние воспитанники детского сада предстали в новой для себя роли — первоклассников. Их снимали, когда они шли на первый в своей жизни урок. Это был многозначительный эпизод - маленькие герои расставались с дошкольным прошлым, а авторы — с ними. Показав в эфире с десяток таких передач, авторы собирались на этом поставить точку. Но тут произошел непредвиденный поворот - зрители засыпали студию письмами с просьбой о продолжении. А поскольку школа (как и детский сад) находилась рядом со студией, авторы то и дело встречали
90
на улицах недавних участников съемок («Как у тебя дела, Алеша?», «Как мама, Юля?») и ловили в их глазах вопросительное «А дальше-то как?»
И тогда они принялись снимать продолжение, которое длилось... 17 лет. Дети менялись на глазах. Они росли вместе со взрослой аудиторией. Но, во-первых, дети растут быстрее, а, во-вторых, собственного роста мы, как правило, сами не замечаем.
Второй цикл «Контрольной», рассчитанный еще на год, поражал не менее предыдущего. Творческие возможности и сообразительность малышей опрокидывали все привычные представления. Стихотворение из «Детства Никиты», которое герой повести посвящает девочке Лиде и которое, по мнению взрослых, говорит о природе («Ах ты лес, ты мой лес... полный птиц и зверей. Я люблю тебя, лес. Так люблю тебя, лес»), семилетки воспринимали как интимное и зашифрованное признание. Они чувствовали, что между Никитой и Лилей отношения не только дружбы, но и... «Любви?» -догадывается Шадхан. - «Ну да...» - облегченно вздыхал его собеседник. «А почему ты так и не скажешь?» — «Ну потому, что нам не полагается говорить о любви, — объяснял тот. — Многие думают, что нам это непонятно. Что это только в шестом-седьмом классе можно говорить».
Талант общения режиссер открыл в себе, как только с детьми начал разговаривать как со взрослыми, то есть с равными (мысль, редко приходящая родителям в голову). Передачи словно подсказывали: чтобы понять детей, надо чаще ставить себя на их место. (Очень забавно было наблюдать, как родители вечером занимали места за теми же партами, за которыми утром сидели их дети.)
«Мудрость состоит в пристальном наблюдении за тем, как растут люди», - считал Конфуций. Ленинградские документалисты вынесли этот процесс наблюдения на экран, сделав нас всех его соучастниками. Из передачи в передачу, следя за маленькими героями, мы не могли удержаться от изумления: какие взрослые - эти дети!
Третье возвращение к ребятам произошло, когда им было по одиннадцать лет (все учились в 4-м классе). На этот раз это была не серия передач, а цикл телефильмов, состоящий из индивидуальных портретов. Такое решение позволило не только ближе вглядеться в каждого, но и убедиться, насколько же они разные. Если предыдущие передачи заставляли задуматься о том взрыве творчества,
91
каким является наше детство, то эти фильмы побуждали к размышлению о том, как формируются (или деформируются) индивидуальности и характеры.
Еще одно возвращение к «Контрольной» произошло перед перестройкой - весной 85-го. Результат был ошеломителен.
Подростки предстали на экране удивительно вялыми, благопристойными, одетыми в приличные костюмчики, похожими на юных чиновников, разговор с которыми - сплошная тягомотина. В свои пятнадцать лет они были готовы для жизни в тоталитарном обществе, полагая, что не столько подчиняются ему, сколько игнорируют, и не замечая, что цена их свободы — утрата индивидуальности и характера. Одним словом, новый цикл оставлял самое гнетущее впечатление.
Куда девалась былая энергия и неиссякаемая фантазия? Они выглядели одинаковыми и обтекаемыми, как бильярдные шары. Казалось, больше всего они боялись выделиться из окружения («Я не считаю, что должна быть отличницей. Я хочу, как все»).
Из-за дефицита пленки программы стирали сразу же после демонстрации на экране. Некоторые из них авторы тайком унесли со студии, чтобы перегнать на собственные кассеты, приобретение которых стоило половины денег, полученных за сценарии. Квартира Волошиной превратилась в видеотеку. Со всех полок глядели кассетные этикетки: «Олег», «Маша», «Юля». Монтаж происходил круглосуточно - если не на экране, то в голове.
«Семейная хроника старых знакомых» - так назывался очередной цикл о тех же героях. Но если в предыдущей серии каждому отводилась одна «новелла», то на этот раз — целый фильм, да еще иногда в двух сериях. Десять героев - двадцать сорокаминутных лент. Телесериал вобрал в себя многие моменты из прошлых съемок — счастливое (без кавычек) детство, первоклассники-вундеркинды, пятнадцатилетние конформисты. И вот, наконец, сегодняшние - двадцатилетние.
Конечно, Илья знал и раньше о темных моментах в биографии своей бабушки — как ее, купеческую дочку, изгоняли из пионеров, а затем и из комсомола, однако обстоятельство это не то что бы скрывалось сознательно, но и упоминать о таких эпизодах было как-то не принято. Как и о том, что, скажем, Павел - еврей, а Олег - потомок немецкого барона.
92
По мере того как запретные темы утрачивали запретность, все колоритнее проявлялись родители. Если раньше заботливость пап и мам заключалась в стремлении не повредить ни себе, ни детям, то теперь они охотно договаривали на экране все то, что оставалось тогда за кадром. Обнаружилось, что судьба многих из них драматична и что очень часто они выглядят сегодня живее и ярче своих детей.
Пожалуй, основная черта молодых героев «Семейной хроники» - социальный инфантилизм. Своего рода реакция на лицемерие государства. «Слишком сложно быть раскрепощенным в закрепощенном обществе», — поясняет эту мысль один из них. Почти все они говорят о необходимости оставаться в этой жизни самими собой, о непростительности любой попытки вторгаться в чужие судьбы и влиять на решение даже самых близких тебе людей. На вопрос, что отличает их поколение, Илья отвечает: мы видим жизнь, какой она есть.
Полагая, что их родители (да и вообще все взрослые) - продукты системы, молодые герои «Семейной хроники» не подозревают, что являются и сами ее продуктами. Социальные недотроги, воздвигнувшие стену между собой и обществом, они оказываются пленниками пространства, которое сами же и отмерили. Индивидуальность есть у каждого, но личностью не назовешь никого. Если понимать под личностью то, что человек делает из себя сам — независимо от обстоятельств или же вопреки им. «Если я изменился, то не в лучшую сторону. Появился некий цинизм, может быть, даже жестокость».
«Семь лет — это много или мало?» — спрашивал когда-то Шад-хан у воспитанника детского сада. - «Мне кажется, много, - отвечал малыш. - За семь лет мы так много узнали».
«Двадцать лет — много или мало?» — вопрос, прозвучавший тринадцать лет спустя.
«Я лично ощущаю, что это мало... Потому что если сравнить с ровесниками - американцами, голландцами, англичанами... мы еще находимся в инфантильном состоянии».
В заключительной серии режиссер навещает 24-летнего Павла, теперь уже живущего в своей собственной квартире в американском городе Медисон, где он с трудом устроился санитаром в больнице для хронических душевнобольных. К 30—32 годам он соби-
93
рается стать профессиональным врачом. «Не жалко ли таким, как вы, уезжать из России?» — спрашивает Шадхан у Павла, сидящего за рулем своей машины. — «А, может быть, России на нас глубоко наплевать, - отвечает его герой. - Поэтому мы и уезжаем».
Документальный кинематограф ответил на вызов гласности взрывом публицистических лент: фильмы-откровения, фильмы-митинги... На этом фоне семейные хроники Волошиной и Шадхана с их неторопливостью и дотошностью выглядели вызывающе неуместными. Герои и авторы ведут нескончаемо долгие диалоги. Порою складывается впечатление, что они толкут воду в ступе. О чем говорят? О том, что беженцы были и раньше — из деревень в города. О том, что живем мы плохо, но только сейчас стали понимать, насколько плохо. Но разве не о том же можно было услышать в любой кухне — тем более в коммунальной квартире, где живет большинство участников сериала.
И все-таки эти хроники рассказывали о времени не менее достоверно и убедительно, чем политическая публицистика. Из фильмов, в которых «ничего не происходит», мы узнавали куда больше, чем из картин, где что-то непременно обязано происходить.
Принято думать, что зрителей привлекают фигуры незаурядные, исключительные события с исключительными героями. Но разве меньше нас занимает то, что случается (или не случается) с нами самими? Не так уж часто мы вспоминаем своих сокурсников. Еще реже - своих одноклассников. Но помнить, с кем ты был в одной группе в детском саду... В сериале Волошиной и Шадхана мы узнавали себя и свои проблемы. В заботах героев угадывали собственные заботы. Каждый цикл «Контрольной» становился телевизионным бестселлером, вызывая лавину писем. Многие из них - исповеди о собственной жизни. Многие с изумлением признавались, как много общего находят между героями и собой. «Мне кажется, что с Алешей, с его семьей я уже давно знакома». «Девушка Катя — мой внутренний двойник». «Теперь я знаю, что не одинок... что есть человек, который думает, чувствует окружающий мир, как я».
Этот постоянно возобновляемый круг общения и 190 часов видеозаписей в доме Волошиной означали абсолютное равноправие всех перед съемочной камерой. Здесь не могло быть деления на «главных» или «неглавных». В одном случае главными оказываются дети, в другом — родители, в третьем — отношения между ними.
94
А поскольку отдельные фильмы как бы дополняли и взаимовысвечивали друг друга, сериал как целое представлялся чем-то гораздо большим, чем сумма его частей.
Последний цикл фильмов вышел в эфир в 1994 году.
Так на наших глазах возникало новое направление в документальном кино, а точнее, в документальном телекино, в основе которого — принцип возвращения авторов к своим документальным героям. Протяженность сериала и неослабевающий (скорее, даже возрастающий) интерес аудитории к персонажам были, разумеется, всецело обязаны его телевизионной специфике. И хотя материальное положение неигровых документалистов резко пошло на убыль, они еще дважды в этом десятилетии обращались к этому принципу.
Между тем эволюция документального телекино, которому, казалось бы, предстоял этап всестороннего и поражающего масштабами освоения - эстетического, драматургического и режиссерского - окружающей жизни, надежды не оправдала. Атмосфера все более утверждавшегося застоя (70-е и начало 80-х) побуждала к подозрительному отношению ко всякого рода выходящим за рамки новациям. Между фильмопроизводящими телеобъединениями и эфирными редакциями возникла стена, преодолеть которую с каждым годом становилось труднее. Самоизолировавшись от поля живого вещания, создатели телефильмов («Контрольная для взрослых» снималась по заказу эфирных редакций) оказались всецело под воздействием киномышления, оперируя отнюдь не телевизионными категориями программности («фильма-передачи», обращенного к сиюминутной аудитории), но привычными единицами самозамкнутых кинопроизведений. Документалисты «Экрана» слепо копировали - от тематических планов до съемочных нормативов - традиционное кинопроизводство.
Заданной традиции («Летопись полувека») следовал и историко-летописный жанр. Календарный принцип изложения лег в основу шестидесятисерийной «Нашей биографии» (1977) (создатели ее ввели, однако, немаловажную фигуру ведущего и предоставили слово живым очевидцам прошлых событий). Однако сказать, что телевидение в этом жанре осознало свою социальную функцию историографа, было бы явным преувеличением. Летописные циклы готовились исключительно к событийным датам («Наша биография»,
95
«Стратегия победы»), и в такой же спешке, как прежде, не дававшей возможности сколько-нибудь серьезно и конструктивно осмыслить предыдущую практику и извлечь уроки из прошлых ошибок.
Никакой поддержки не получило репортажно-событийное направление. Призы «За лучший телерепортаж» или «За прямой телерепортаж, снятый на пленку» уже после первого фестиваля вышли из обихода жюри, и не случайно в последующие годы наша страна неизменно отказывалась участвовать в международных смотрах подобного рода фильмов.
В сравнительно благоприятном положении оказался портретный телекинематограф (до трети всех лент, представляемых на всесоюзные фестивали), а также политический фильм-комментарий о событиях в мире, всецело остававшийся, впрочем, привилегией «Экрана», ибо требовал международных обозревателей высокого класса (такие фильмы составляли примерно десятую часть объема документальной студии).
Особенно драматично, однако, сложилась судьба телефильмов проблемно-публицистических.
96
ПРОБЛЕМНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕФИЛЬМ
Без легенд
Ни одна документальная картина, снятая телевизионными кинематографистами, не вызвала столько споров. Ее обсуждали на практических семинарах и теоретических конференциях, разбирали в десятках рецензий, анализировали в учебных пособиях. Авторы монографий обращались к ней многие годы спустя. Не участвовали в этих дискуссиях только зрители - картину они не видели. Тем важнее вернуться сегодня к произведению, породившему столь бурную полемику среди критиков, — едва ли не самому «читаемому» и малодоступному из фильмов в истории телекино.
Удачные фильмы не всегда бывают принципиальными. Их создатели, как правило, не открывают Америки, но искуснее выполняют задачи, которые впервые поставили их предшественники. Такие фильмы радуют рецензентов, приносят награды на фестивалях. С другой стороны, картина принципиальная может оказаться и неудачной. Авторы заявили неведомый прежде жанр, решились показать не известный зрителю срез реальности и... не справились. Больше того, их попытка иной раз убеждает, что само направление поиска - бесперспективно.
И все же развитие кинематографа определяется движением не от фильмов удачных к еще более удачным, но от принципиальных — к принципиальным. Картина принципиальная - своего рода разведка боем. Удачная - закрепление разведанной территории. К тому же в ней нередко уже содержатся зерна будущей тривиальности.
«Шинов и другие» — картина не просто принципиальная, но — программная. Ее появление стало тройным событием - обще-
97
ственным (небывалый по тем временам резонанс в печати), эстетическим (открытие нового направления), наконец, историческим (с годами мы все полнее осознаем ту роль, которую этот фильм сыграл в эволюции телекино). «С «Шинова» в нашем телевизионном кинематографе начался жанр социально-проблемного фильма-расследования», — через десять лет после фестивальной премьеры писал В. Вильчек в биографическом очерке о творчестве режиссера С. Зеликина134.
Собственно, фильм начинал другой режиссер. Это была десятиминутная репортажная кинозарисовка о водителе харьковского троллейбуса (камеру спрятали у него в кабине). По ходу маршрута он с увлечением рассказывал о достопримечательностях родного города, сопровождая свой рассказ шутливыми комментариями. У троллейбуса № 555 было немало поклонников, готовых пропустить несколько машин, лишь бы сесть в «свою». Так что сам троллейбус мало-помалу превратился в своего рода городскую достопримечательность. Мажорной интонации репортажа, снятого как бы глазами восторженных пассажиров, соответствовал и заголовок «Будем солнечными».
Отснятая лента ожидала премьеры, когда обнаружилось, что водитель уволился из депо «по собственному желанию». Студия оказалась в двусмысленной ситуации: можно ли показывать на экране лучшего работника коллектива, если сам он в этом коллективе уже не числится? В поисках выхода руководство студии и обратилось к С. Зеликину с просьбой спасти картину - если нужно, что-то доснять и прокомментировать ленту заново.
Прежде всего предстояло выяснить, что скрывалось за эластичной формулировкой «уволился по собственному желанию». Счастливое решение возникло у режиссера сразу - почему бы само это выяснение и не сделать содержанием ленты? Так появились помимо Шинова «и другие» — директор депо, его заместитель, водители - коллеги героя. Деликатность ситуации состояла в том, что, зная о камере, а значит, и о том, что признания их услышит начальство, многие предпочли бы излагать точку зрения администрации. Пришлось прибегнуть к скрытому кинонаблюдению. Так вместо идиллического киноочерка о «славном парне» появилась на свет - в 1967 году - картина, тут же расколовшая аудиторию.
98
Давно ли лирические кинозарисовки о «хороших» людях воспринимались как вызов официозной хронике, герои которой выступали сугубо функционально, лишенные всяких примет индивидуальности. Такие ленты слегка приоткрывали человеческие черты героев, подкупали «утепляющими» деталями, но оставляли за кадром особенности характера или поступки, расходящиеся с общепринятым представлением о том, как следует вести себя на экране.
«Шинов» бросал вызов и этой концепции. Кинокамера вторглась в сферу, до сих пор считавшуюся неприкасаемой. Подобно монаху со средневековой гравюры, отважившемуся просунуть голову через небосвод, дабы взглянуть, что находится «по ту сторону», телезритель впервые увидел недоступную до сих пор для экрана действительность с той, правда, разницей, что в этой действительности как раз обитал он сам.
В том же году с подобной коллизией столкнулись и кинематографисты - авторы фильма-портрета об известном экскаваторщике Борисе Коваленко - куйбышевские документалисты А. Бренч и А. Сажин. Личность незаурядного человека, трагически погибшего в авиакатастрофе, воссоздавалась на экране в воспоминаниях хорошо знавших его людей. Но разноречия в оценках участников ленты были столь разительными, что работа над фильмом зашла в тупик. В самом деле, рабочий, способный выстоять одиннадцать суток на сорокаградусном морозе, питаясь лишь пирожками и выводя строительство из прорыва, и бахвал, который с трибуны мог рассказать о себе фронтовую историю, выдуманную с начала и до конца, - ради впечатления, которое она произведет на аудиторию. Бригадир, полагающий зазорным здороваться с подчиненными («Что я должен со всяким, понимаешь ли ты, расшаркиваться»), и романтик, который в день перекрытия Волги купил ящик земляничного мыла и, как младенца, выкупал свой экскаватор. Неужели все эти черты совмещает один характер? Кинематографисты спасовали перед сложностью материала.
Картину завершал рижский документалист Г. Франк.
Вообще говоря, завершить картину означало переосмыслить не только отснятый уже материал, но и сам принцип подхода к документальным героям, исповедуемый тогдашней нормативной эстетикой. Своим фильмом Г. Франк бросил вызов привычным стремлениям свести духовный мир изображаемого лица к идеализированной
99
схеме - своего рода кинолегенде. (Отсюда и само название фильма — «Без легенд».) Фантазер. Необузданная артистическая фигура. Талантливый и неуправляемый. Таким предстает на экране герой картины. Но именно благодаря тому, что портрет возникал во всей противоречивости и «взаимоисключающих» свойствах характера, экранный образ обрел необыкновенную достоверность.
Одним словом, чтобы спасти картину, потребовалось вмешательство «режиссера со стороны». Но иной раз перешагивать через себя прежде всего приходилось самому руководству студии.
В 1964 г. в горах Киргизии на высоте 3400 метров над уровнем моря кинодокументалисты снимали ленту о четырех молодых гляциологах, работавших в снегомерной партии. Один из героев картины, Володя Пересыпкин, недавно определившийся в экспедицию, возмущался безобразными бытовыми условиями на станции, с которыми так легко мирились его товарищи. Они в свою очередь уверяли, что жертвы необходимы - это чуть ли не условия их профессии. «Да кому нужны эти жертвы?» - срывался Володя, сравнивая своих коллег с солдатами из романов Ремарка, которым, когда объявили последний день войны, сделалось невыносимо грустно расставаться с окопами, уже ставшими для них нормой жизни. Спор, свидетелями которого стали документалисты, не был частным делом героев ленты. Спустя полгода молодежная пресса уже пестрела рубриками типа «Что мы вкладываем в понятие «героизм»?», «Правы ли те, кто говорит, что прошло время жертв?», «Практицизм - хорошо это или плохо?»
Руководство студии картину не приняло. Спор — в кино? Да еще без вывода, кто же прав? А не говорит ли отсутствие подобного вывода об отсутствии позиции у авторов ленты? Администрация реагировала привычно - фильм положили на полку. Через год угроза срыва плана заставила студию вновь вернуться к отвергнутой ленте. Воспользовавшись невольной производственной паузой, авторы — сценарист В.Горохов, режиссеры И. Герштейн и Б. Галантер - отыскали участников прошлого спора, показали отснятый материал и спросили, что они думают о тогдашнем своем конфликте. Их высказывания, в свою очередь, вошли в фильм. (На экране он появился в 1966 г. под названием «Там, за горами, горизонт».)
По сути, эти три картины и обозначили решительный поворот в экранной документалистике. В основе всех трех лежали кон-
100
фликты (два локальных - в троллейбусном депо и на высокогорной станции). Все три фильма были целиком построены на синхронах. Наконец, анализ конфликта (или характера) решался в открытом столкновении противоборствующих позиций и точек зрения. Это были фильмы-дискуссии, фильмы-споры.
Что же отличало от них картину С. Зеликина?
Если драматургия собственно шиновской истории возникала из конфликтных перипетий, разыгравшихся в депо, то «драматургия фильма - из размышлений комментатора, анализирующего эти перипетии», — отмечал Л. Рошаль135. К тому же появление на экране автора-режиссера в роли комментатора вполне отвечало складывающимся в те годы представлениям об идеальном телепублицисте-универсале.
Совершенно иначе оценили эту особенность «Шинова» сторонники традиционной киноэстетики. Они категорически отказывались признать, что телекачества, считающиеся преимуществом прямого проблемного репортажа, могут выступать и как формообразующий принцип фильма. «Может быть... мы имеем дело не с телефильмом, а с обычной (только снятой на пленку) телевизионной передачей, в которой комментатор сопровождает свои слова иллюстрацией? - анализировал эти доводы Л. Рошаль. - Думаю, что это и то, и другое... Чисто кинематографический монтаж и особое построение картины, где ведущая роль принадлежит телекомментатору, при органичном соединении как раз и создают новый жанр -проблемный документальный телефильм»136.
Упреки режиссеру в том, что он пытается выдать передачу за телефильм, усугублялись еще и тем обстоятельством, что в содержание ленты вошла киносъемка самой телестудии. В один из вечеров харьковское телевидение показало фрагмент «репортажа из троллейбуса», и диктор обратилась к аудитории: «Дорогие товарищи, просьба ко всем, кто узнает себя или просто помнит свои поездки в троллейбусе № 555, зайдите к нам в студию послезавтра в семь часов вечера». По сути, режиссер предложил пассажирам самим принять участие в «киноследствии», выступая свидетелями защиты.
Студия оказалась заполненной до отказа.
Апелляция к зрителю - вторая особенность проблемного телефильма, подчеркивающая его диалогическую природу. Наибо-
101
лее замечателен в этом отношении был финал - вслед за традиционным титром «конец» на экране вдруг возникал вопросительный знак. Это не было просто сценарным «ходом». Автор нащупывал новый принцип драматургии, рассчитанный на активное зрительское сотворчество. Стоит ли удивляться, что после каждого из просмотров тотчас вспыхивала дискуссия? И не только вокруг инцидента в депо, но и — обстоятельство доселе в документальном кинематографе небывалое - об интерпретации этого инцидента комментатором фильма.
В уходе водителя из депо С. Зеликин, по мнению многих критиков, увидел знакомую ситуацию — конфликт передовика с коллективом. Вывод комментатора, правда, был неортодоксален. «Передовик оторвался от коллектива. Да ведь это же хорошо. Это означает, что коллективу предстоит теперь догонять передовика». Однако хотел этого автор или же не хотел, действия Шинова в контексте бытовавших стереотипов приобретали невольный характер почина, подлежащего массовому распространению. «Хорошо это или плохо, когда водитель, вместо того, чтобы просто объявлять остановки, читает пассажирам лекции о городе?» — с недоумением писали телекритики137. «А ну-ка если каждый начнет подражать Шинову?» - подхватывал ту же мысль другой рецензент. «Представим себе, что все водители городского транспорта поведут репортаж об архитектурных достопримечательностях, новинках кино и т.д. и т.п. Фантасмагорическая картина, не правда ли?» - развивал эту тему третий.
В самом деле, обязательно ли водителю помимо вежливости обладать еще и ораторскими талантами? Драма Шинова, по мнению последнего критика, не в том, что тот уволился из депо, а скорее в том, что он согласился туда пойти работать. «Творчество Шинова, его забота о пассажирах - культура навыворот, наизнанку, - еще более резко выразится уже через десять лет после появления фильма В. Вильчек. — Массовик-затейник в троллейбусе, предлагающий пассажирам улыбнуться друг другу, - это нечто примитивное. И в споре с Шиновым прав был все-таки директор»138.
Начав с сомнений в необходимости массового распространения шиновского «почина» — а именно так восприняли идею картины многие рецензенты (сам комментатор ничего подобного не высказывал), - критики пришли к уничтожающей оценке «творчества» Шинова и в масштабах его собственного троллейбуса. Доводов
102
защиты при этом словно бы не существовало - ни пассажиров, собравшихся в телестудии, чтобы отстоять «своего» водителя, ни даже «репортажа из троллейбуса», с которого начиналась картина.
Самое примечательное, что несогласие с позицией автора фильма ничуть не снижало интереса к самой картине, о принципиальной новизне которой писали едва ли не все рецензенты. Правда, лишь немногие связывали эту принципиальность с драматургией произведения, где подобные различия в оценках уже как бы предполагаются наперед, а комментатор отнюдь не выдает себя за властителя высшей истины. Для документального фильма тех лет это было явлением необычным. Стремление объяснить запечатленную на пленке действительность закадровым текстом считалось тогда условием едва ли не обязательным. Такой текст разрушал самоценность изображения и уж во всяком случае исключал какое бы то ни было расхождение между ним и авторским толкованием.
Привыкнув поверять происходящее на экране закадровым словом, иные зрители упускали подчас основное достоинство синхронного фильма — его демократизм и многомерность, его принципиальную несводимость к текстовому сопровождению. Именно такое затмение нашло и на многих, в том числе профессиональных (если не в первую очередь профессиональных) критиков «Шинова». Объясняя успех картины «телевизионностью формы», «изобразительностью» проблемы, наглядностью исследования, главные просчеты автора они усматривали в области журналистики: «По остроте и глубине проблемы фильм не выдерживает сравнения с аналогичными материалами в печати»139.
Совершенно обратного мнения был, однако, выступающий «от печати» очеркист В. Кокашинский. «Телевизионный сюжет... может оказаться так многослоен, рождать столько вопросов, сколько не рождает ни одна тщательно выстроенная статья». Кинокамера обладает способностью показывать саму жизнь, не очищенную и не рассортированную (как в газетной корреспонденции) на главное и второстепенное. И часто «именно из-за второстепенного, из-за того, что не вычеркнешь редакторским карандашом, просто потому хотя бы, что на телеэкране нельзя отделить произносимые слова от говорящего их человека, вырастает истинный, глубокий смысл конфликта»140. В газетном очерке свойства натуры героя, которые журналист не сумел осмыслить или решил по каким-то сообщени-
103
ям утаить от читателя, остаются «за кадром». На телевидении же документалист в состоянии показать нам намного больше того, что содержится в словесном сопровождении.
Синхронное изображение может оказаться богаче авторских комментариев, а режиссер - проницательней сценариста (даже если обе эти функции в себе совмещает одно лицо). Не странно ли, что газетчик сразу же угадал таящиеся в синхроне выразительные возможности, которые проглядели многие профессиональные телекритики?
В чем же заключается истинный смысл «заурядной самой по себе ситуации», так и не постигнутой комментатором С. Зеликиным в «созданном им же самим великолепном полотне жизни?» Не постигнутом из-за тенденциозно понятой задачи - во что бы то ни стало по всем статьям оправдать Виктора и добиться «торжества справедливости». Суть конфликта, на взгляд В. Кокашинского, объясняется в фильме. Но суть явления - в ином.
Нестандартный человек в столкновении со стандартными.
Директор депо — не хам и не самодур. Он предупредительно вежлив и даже замечания подчиненным делает в благодушно-отеческом тоне. Виктор поминутно требует от него нестандартных решений. Почему бы не устроить в салоне машины «передвижную» выставку из открыток с видами старого Харькова (их охотно пожертвуют пассажиры)? Почему не перекрасить троллейбус в белый цвет с бордовой полоской вдоль борта («Это вообще была бы чудо-машина»)? Но директор знает, что существуют лишь три утвержденных цвета. Сегодня один захочет в белый перекрасить, завтра другой — в синий... Это как раз и есть взгляд, которому начисто недоступна исключительность решений. У Виктора - талант, призвание и даже, на беду его, много талантов - и отличный водитель, и изобретательный гид, и незаурядный конферансье-разговорник. И если уж говорить о «распространении опыта», то речь идет не о том, чтобы все старались подхватить «новаторские приемы» Шино-ва, а лишь в единственном и, может быть, высшем смысле - в возможности любому (не только водителю) «расширить границы своей профессии до степени своих способностей». Поле деятельности тут безгранично.
В. Кокашинский наиболее близко подошел к социально-нравственной сути изображаемого конфликта — невозможности
104
общественного самопроявления творческой личности в атмосфере, где глохнет всякое творчество.
Собственно, эту коллизию мы встречаем во всех трех фильмах. В самом деле, все три героя - Пересыпкин, Шинов и Коваленко - натуры деятельные и неординарные. Они не могут не поступать вопреки инструкциям и сложившимся нормативам, не могут не жить «против шерсти» и уже в силу этого в глазах окружающих становятся личностями конфликтными.
Нет, речь идет не о том, чтобы все водители были такими, как Шинов, а экскаваторщики, как Коваленко. Нелепо требовать, чтобы каждый музыкант походил на Моцарта. Другой вопрос, все ли делает общество, чтобы дать возможность Шинову оставаться Шиновым. Иными словами, быть и оставаться самим собой. Ибо и Шинов, и Пересыпкин, и Коваленко (равно как и Моцарт) — случай единственный в своем роде.
Так надо ли Шинову подаваться в экскурсоводы, если его устраивает собственная профессия, «развернутая до степени своих способностей»? Тем более, что именно в этой роли он «устраивает» и пассажиров? Да и будь он незаурядным экскурсоводом, где гарантия, что и там на него не нашлись бы свои укротители? А они бы нашлись - надвигалось время, когда антиподом творческой личности все отчетливей выступало мышление инструктивное, циркулярное, оперирующее усредненными величинами и не терпящее никакой многовариантности.
Режиссеру безусловно «повезло» с директором депо Г.Н. Жи-бером. Поступки водителя тот меряет собственной логикой. В характере Шинова все директору представляется личным вызовом — и ему, и сложившемуся укладу. «Есть у нас зеленый троллейбус, есть голубой, - терпеливо, почти ласково объясняет он причину конфликта с непокорным водителем. — И не надо специально красить в какой-то цвет, чтобы было видно, кто на этом троллейбусе едет... Ни к чему. Это, по-моему, выпячивание... Нехорошо воспринималось бы в коллективе. Я ему на это указывал, пытался предостеречь». Три пятерки в номере троллейбуса, и даже то, что, вернувшись из поездки в Болгарию, Виктор отрастил себе бороду («как какая-нибудь макака») - все ставилось Шинову лыком в строку.
«Когда кондуктор ищет новых путей, то трамвай сходит с рельсов» — афоризм, прозвучавший (правда, по другому поводу) в
105
комментарии к фильму, прекрасно характеризует позицию директора и его отношение к водителю-выскочке. О том, что для новых путей необходимо прокладывать новые рельсы — подобное, похоже, вообще никогда не приходило директору в голову.
Собственно, на экране столкнулись два типа мышления - две позиции, взаимоисключающие друг друга. А в этом столкновении отразилась и та социальная ситуация в стране, общественный смысл которой станет очевиден лишь несколько лет спустя. Разногласия между директором и водителем достигают такого градуса, что конфликт становится неизбежным. А поскольку один из его участников облечен административной властью, то и результат заранее предрешен. «Новое всегда спотыкается о старое», - с горечью констатирует Шинов.
И здесь мы подходим к третьей особенности картины.
По существу, на документальном экране впервые появилась фигура «ответчика».
В рамке кадра директор со всей его характерностью - рыбьим темпераментом, поразительным соответствием слов и мыслей и даже «удачной» фамилией — словно бы оформился в настоящий образ «чиновника». Это была, так сказать, выразительность ординарности.
В ближайшие годы этой фигуре суждено было стать типической. Наступала эпоха жиберов.
Присутствие ответчика нетрудно заметить и в последующих картинах С. Зеликина. Его герои (биолог Гармаев, «народный академик» Мальцев, авиатор Чкалов) занимают различное социальное положение, но антипод у них один. «Какбычегоневышлист» — по диагнозу Евтушенко. Человек с циркулярным мышлением.
Конечно, появление ответчика в кадре - не обязательно. Порою он присутствует как внутренняя ориентация «от обратного». В телефильме о Валерии Чкалове («В небе и на земле») режиссер создает собирательный образ антагониста, с которым знаменитому летчику приходилось сражаться всю жизнь. Автор строит фильм как экранное следствие — диалог с закадровым оппонентом и его традиционной системой аргументации: «Если все летчики начнут так летать...» Знакомая интонация. Если все водители троллейбусов начнут задумываться об удобстве пассажиров, а не о выполнении плана...
106
Но «если бы я был таким, как все, то не летал бы так, как летаю», — записывал Чкалов в своем дневнике.
Однако вернемся к Шинову.
Схваченный кинокамерой жизненный материал может оказаться многозначней его трактовки. Это обстоятельство открывало возможность совершенно новой структуры произведения, а значит, и иного характера восприятия. Драматургическая «незавершенность» в расчете на сотворчество зрителя предполагает свою эстетику. Эту особенность уловили критики. Называя работу Зеликина «фильмом-версией», А. Руденко предлагал рассматривать подобного рода произведения как толчок к коллективному поиску истины - стимулятор, который, будоража наше сознание, заставляет зрителей «быть аналитиками, самостоятельно проникать в глубины исследуемого предмета»141.
Годом позже об аналогичном принципе зрительского сотворчества выскажется (в сборнике «Диалоги о телевидении») М. Хуциев, предлагая предоставить возможность участвовать в обсуждении фильма не только собеседникам, приглашенным в павильон, но и телезрителям у экрана — они могли бы позвонить на студию в момент передачи. «Я уверен, что если час идет фильм в программе, потом лучше следующий час заполнить такого рода обсуждением, эффект будет гораздо выше... Я бы сам с удовольствием участвовал в подобной передаче»142.
По сути дела, такие дискуссии и представляли собою развернутую на практике изобразительную метафору шиновского финала — вопросительный знак вслед за титром «конец».
Зеликинский фильм задавал основные исходные принципы жанра. Экранный анализ ситуации или характера, решаемый в прямом столкновении мнений, и драматургия с открытым финалом, рассчитанная на зрительское сотворчество (нетрудно понять, что последняя фаза наиболее органична для телевидения с его возможностями непосредственного взаимодействия с публикой). Таким образом, речь шла о предмете, драматургических средствах и адресате.
Можно сказать, что документальное телекино отныне обрело для его будущих историков новую точку отсчета — кино «дошинов-ского» и «послешиновского» периода.
Далеко не у всех новый жанр вызывал воодушевление. Неоднозначность ситуаций и характеров, многовариантность трактовок
107
синхронной реальности шокировали ортодоксальных киноцентристов, входя в противоречие с хроникально-обзорными установками. На свет была извлечена пугающая доктрина «потока жизни». Встревоженные оппоненты уверяли, что «говорящие головы» будут с порога отвергнуты взыскательным зрителем. Раскованная речь героев с живыми интонациями и незаданной лексикой разрушала эстетику хорошо поставленных дикторских голосов. «Бывает, что слова можно даже разобрать, - писал осуждающе В. Головня о картинах, снятых в «новой манере», где «герои много говорят», - но мысли, выраженные в них, весьма случайные, путанные, а порой и просто неправильные»143. «Примитивность героев, — подхватывала в том же сборнике Н. Зименкова, - выдается за жизненную умудренность, а немудреные на самом деле сентенции методом синхронной съемки преподносятся зрителю как любопытнейшие откровения». К тому же критик упрекала авторов в неспособности «подать материал в более увлекательном плане», в забвении того, что документальный фильм - это зрелище144.
«Да, люди сидят, отвечают на вопросы, полемизируют, — оспаривал подобные доводы Г. Франк. — Но от этого экран нисколько не теряет в зрелищности»145. По мнению режиссера, ритм в синхронном фильме определяется большей частью «не продолжительностью кадров, шумами, музыкой, а напором мысли рассказчика, его характером, жестом, столкновением точек зрения»146.
Именно это столкновение точек зрения и угрожающая «неправильность» мыслей, а вовсе не разговорность экранной речи, беспокоили оппонентов. Живое слово, зазвучавшее на экране, застало их врасплох не само по себе, а направлением содержащихся в нем идей. Но там, где одни предпочли ничего не услышать, кроме «немудреных сентенций», отмечая лишь скуку и растянутость, другие увидели «драмы, сыгранные жизнью и объективом». «Это — драма безо всяких оговорок. И по существу, и по форме развития»147, - писал И. Левер о картине Зеликина. Документалисты рискнули «дать бой игровому кино на его собственной территории, обратившись к тому, что до сих пор считалось доступным только актерскому фильму»148.
С этим наблюдением совпадает и оценка, данная Кокашин-ским директору Жиберу. «Газетчику, чтобы доказательно дезавуировать такого директора как человека и руководителя вообще,
108
потребовались бы страницы и страницы. И то оставалось бы сомнение — а не нагородил ли отсебятины и субъективизма? Здесь же все ясно с двух-трех кадров. Перед нами законченный сатирический образ...»149.
Режиссер и сам не ожидал, что самотипизировавшийся в рамке кадра директор со всей его характерностью оформится в настоящий образ чиновника, противостоящего всему, что не предусмотрено параграфами инструкций.
Но еще более поразительным было то, что случилось дальше.
Ситуация, перенесенная на экран из реальной жизни, — столкновение таланта с посредственностью, действующего лица с бездействующей или противодействующей средой, творящей личности с угнетающим окружением — повторилась, как бы возвращаясь с экрана в жизнь. Но теперь всю силу чиновничьей косности испытали на себе сами создатели лент.
Пролежав год на полке, кинофильм «Там, за горами, горизонт» был выпущен на экран столь крохотным тиражом, что практически остался зрителю неизвестным. «Без легенд» ждал кинопремьеры два года, а телевизионные зрители увидели его лишь с наступлением перестройки. Еще драматичнее была экранная участь «Шинова».
Лишь благодаря настойчивому вмешательству Союза кинематографистов картину включили в конкурсную программу Всесоюзного фестиваля телефильмов в Москве, где она завоевала сразу две престижные награды — за лучший проблемный телефильм и приз Союза кинематографистов. И все же, несмотря ни на это двойное признание, ни на рекордное число публикаций и обсуждений, оценивших картину как крупнейшее художественно-общественное событие в телекино, по Центральному телевидению она показана не была.
Так одновременно с рождением жанра родилось отношение к жанру.
Отношение, сыгравшее роковую роль в истории экранной журналистики. Перед телевизионной кинопублицистикой опустился шлагбаум, задерживая ее развитие на десятилетия.
109
Борьба за существование
в период «общественной немоты»
(70-е годы)
Появление «Шинова и других» не только обозначило новый жанр, но и подчеркнуло его общественную необходимость. Об этом можно судить хотя бы по отзывам в периодике на регулярно проводившиеся в стране Всесоюзные фестивали телефильмов. «Гигантское белое пятно - жанр телефильмов - социальных исследований», -писал В. Деревицкий. Сетуя на неповоротливость фильмопроизво-дящих объединений, критик предлагал изменить порядок планирования — исходить не из тематики лент, как делалось до сих пор, но из тех проблем, которые предстояло разрабатывать телевидению в очередном году. Упрекая создателей телефильмов в социальной пассивности, в нежелании рассказать «о том, что в стране осуществляется экономическая реформа», он высказывал «грустное предположение: а не появятся ли эти фильмы только тогда, когда все образуется, вполне прояснится и теледокументалистам останется отыскивать не свою точку зрения, а лишь выигрышный, эффектный ракурс»150.
Четыре года спустя, рецензируя работы IV фестиваля, В. Деревицкий подчеркнет, что ситуация не только не изменилась к лучшему, но скорее усугубилась, объясняя это теми же причинами, что и прежде — все углубляющимся отрывом объединений, снимающих телефильмы, от редакций, занятых ежедневным вещанием. В результате «отгородившись от актуального вещания, телефильмы, естественно, все дальше уходят от актуальности»151. Опасения критика не просто сбывались — действительность обгоняла худшие из предположений. Телефильмы, рассказывающие о претворении в жизнь экономической реформы, не только не появились - торпедирована была, по сути дела, сама реформа. В известном смысле телевизионное руководство оказалось дальновиднее требовательных критиков и нетерпеливых публицистов. Оно предчувствовало, а своей политикой и прямо способствовало наступлению периода, который со временем назовут «расцветом застоя». Социальный подъем, породивший надежды шестидесятников, захватил домашний экран на исходе движения. Эти несколько лет опоздания, поставившие телевидение в обозе духовно-политических сдвигов,
110
обеспечили ему авангардное положение в период реставрации административно-командной системы.
Средства массовой коммуникации вступали в эпоху «общественной немоты», где телевидению была уготована роль своего рода застрельщика. «Куда девались многочисленные «круглые столы», «дискуссионные клубы» и «пресс-центры»? Вырастая как грибы в начале каждого сезона, они не выдерживают даже времени грибного сезона», - констатировал в 1969 г. обозреватель «Журналиста», отмечая, что за последние два года из программ Центрального телевидения исчезло не менее двух десятков публицистических передач152. Любое новшество на экране вызывало отныне все более явную реакцию отторжения, а критическое, пусть даже невинное, замечание в адрес какой-либо рубрики на страницах газеты грозило немедленными оргвыводами для автора. С возрастающим недоумением студенты факультета журналистики МГУ листали «Жанры телевидения» (1967) под редакцией Э. Багирова, где в главе «Телевизионная публицистика» их знакомили с таким сатирическим оружием, как телеплакаты, шаржи-карикатуры и фотообвинения, а также анализировали особенности различных видов телевизионного фельетона. Едва успев родиться, эти жанры уже воспринимались в прошедшем времени.
В начале 70-х со сменой руководства Гостелерадио вещание вернулось к торжественной благочинности, в какой оно пребывало когда-то - до середины 60-х. Недавние новации подвергались планомерной ревизии. Живое общение приносилось в жертву концертному номеру. Интервью и дискуссии вытеснялись имитациями «под интервью» или «под дискуссию», пока совсем не сошли на нет. На смену импровизации пришла заорганизованность. Волевым решением телевизионного руководства были сняты с эфира популярные у зрителей «Рассказы о героизме» Сергея Смирнова, «Эстафета новостей» Юрия Фокина, распрощались со зрителями участники «КВН». Из «Кинопанорамы» вынужден был уйти ее лучший ведущий Алексей Каплер. Не случайно эти акции совпали с завершением перехода вещания на видеозапись — отныне все передачи подвергались предварительной консервации, а прямое телевидение некоторыми критиками было поспешно объявлено атавистическим пережитком. Отдел научного программирования распустили, переводы и реферирование зарубежной прессы о телевидении объявили ненужными
111
и даже вредными. Работники ЦТ поговаривали о новом ледниковом периоде, расходясь лишь в прогнозах его длительности.
Но если живое вещание, по общему мнению критиков, все явственней отставало от центральных газет, пытавшихся удержать традиции отечественной публицистики (А. Аграновский, Ю. Чер-ниченко, В. Песков, Г. Радов), то телефильм в свою очередь уступал живому вещанию. «Почему, скажем, открывая газету, мы видим жизнь в ее разнообразии и полноте, а над нашими документальными фильмами стоит одна рубрика «О людях хороших»?.. Где фильмы-размышления, фильмы-исследования, фильмы-споры?»153.
Отсутствие проблемных картин становилось постоянной темой общественной критики. Этой ситуации не меняли немногие экранные исключения. Тем важнее не обойти их анализом в историческом очерке о становлении документального телефильма.
Публицистика эстонского телевидения, побудившая в свое время организаторов СЕМПОРЕ проводить всесоюзные встречи в Таллине, не могла не проявить себя и в сфере телекино. В 1969 г. появляется фильм известного репортера-интервьюера Р. Каремяэ «Мое я» (реж. В. Коппель). «Мы снимали этот фильм на небольшом эстонском острове, но все, что там произошло, происходит часто и со всеми нами». Комментарий к картине состоял всего лишь из нескольких фраз — остальные тридцать минут представляли собой ответы участников ленты на вопросы ведущего. Ситуация, подвергнутая анализу публицистом, и сегодня кажется злободневной, если даже не более злободневной, чем тогда. Речь идет не о каком-то исключительном случае на далеком острове, но, напротив, о случае заурядном и вполне «узнаваемом».
Рыбаки колхоза, считавшие, что давно пора уже снять с работы их старого председателя, не справлявшегося с делами, на выборах проголосовали за то, чтобы он остался. К тому же рыболовецкое хозяйство на этом собрании решено было разделить пополам - в одном колхозе теперь ловили рыбу, в другом - пахали землю. Для чего нужен был такой раздел, никто толком не понял — собравшихся в детали не посвятили. Рыбаки поворчали и разошлись: что сделано, то сделано.
- Тебе приходилось когда-нибудь поступать против совести? -спрашивал интервьюер одного из участников съемки.
112
- Нет, не приходилось, - простодушно отвечал его собе седник.
-
Где же решали, что разделяться нужно?
-
А черт его знает. Начальство съехалось... Один говорит: «Ребята, обсудим!» Но он говорит «обсудим», а делает по-своему.
Во время голосования кто-то промолчал, другие послушно подняли руку «за», а один из рыбаков в решающий момент вообще «вышел покурить».
-
Так зачем же руку-то поднимать, коль не за дело? - недоу мевает интервьюер.
-
Вот и я говорю, зачем руку-то поднимать? — обескураженно переспрашивает себя участник того собрания.
По ходу общения с репортером, которое продолжалось в течение нескольких дней, герои картины словно бы впервые обнаруживают противоречие между своими намерениями и поступками. До сих пор поступки рыбака измерялись его поведением в открытом море, а не на собраниях - «говорильне», где главные мастера -начальники. На вопросы о запущенности хозяйства ответ один: «От нас не зависит». От кого же? «От колхозного начальства зависит... Дай нам только хорошее руководство, сразу процветать будем». Убежденность в том, что положение дел зависит исключительно от «хорошего руководства», а выбирать это руководство опять же дело начальников, — крепко засела в сознании рыбаков.
-
Ну, а власть на самом деле в чьих руках?
-
Если мы соберемся все вместе, мы все сможем, - уверен но отвечает собеседник, то ли удивленный непонятливостью интер вьюера, то ли отвечающий, как «следует» отвечать.
Каремяэ не осуждает и не оправдывает своих героев, он как бы с ними (а значит, и с нами) вместе размышляет о том, что произошло. Но сама последовательность синхронов и все большая откровенность высказываний заставляют задумываться о гражданском инфантилизме мужественных людей, готовых спорить с любыми штормами в открытом море и малодушно спасовавших на выборах. История, рассказанная в картине, перекликалась со знаменитой миниатюрой, исполняемой в те годы в студенческой студии Марка Розовского. На сцену выходил актер и, разводя руками, растерянно обращался к публике: «А что я мог сделать один?» Вслед за ним выходил другой и, как бы не замечая первого, повторял ту же фразу.
113
Затем появлялся третий, четвертый... Толпа исполнителей кружила по сцене с единственной репликой: «А что я мог сделать один?»
Годом позже Р. Каремяэ снимает еще один фильм-интервью о жизненных ценностях и психологии рыбаков, на этот раз в колхозе-миллионере.
Рецензенты не сомневались в «телевизионности» этих лент. Никто не отождествлял его фильмы с передачами уже потому, что подобная работа требовала «длительного наблюдения, постепенной фиксации, постепенного постижения. Поиск истины здесь не менее важен, чем смысловой итог»154.
Поиск истины — не только формальный признак, но предмет и даже пафос картины, которой дебютировал на Харьковской телестудии А. Каневский. «2x2 = X» рассказывал об эксперименте в харьковской 17-й средней школе, где «науке учат, как плаванью, — сразу на глубине». Ученики младших классов оперируют отрицательными величинами и осваивают фонемную модель слова. Успехи эксперимента весомы и доказательны. Но самое удивительное даже не эти необходимые результаты, а сам учебный процесс, формирующий самостоятельно мыслящего человека. На наших глазах дети учатся думать, приходят к собственным выводам. «Ты сказал, математика не главная наука. А какая главная?» - звучит за кадром вопрос, обращенный к третьекласснику. — «Главная наука — это язык, умение общаться. Если бы люди не понимали друг друга, то что бы это были за люди?»
Премьера этого фильма, показанного в «Кинопанораме» с предисловием А. Каплера, вызвала бурную реакцию общественности. Короткая лента о новых методах обучения стала предметом обсуждения на сессии двух академий — педагогических и медицинских наук.
Появление подобных циклов и фильмов* не позволяло критикам забывать о возможностях экранной публицистики. «На наш
* Касаясь экранных поисков конца 60-х - начала 70-х годов, необходимо упомянуть и о цикле А. Земновой и О. Корвякова «От Белого до Черного моря». Особенность этого более чем трехлетнего телепутешествия состояла в том, что киногруппа отыскивала на карте совершенно обычную, ничем не примечательную деревню, отправлялась в самый далекий колхоз - неважно, передовой или отстающий. Героями цикла были колхозные пастухи, продавщица сельмага, агрономы, учителя. Авторы пытались понять, почему молодежь убегает в город, отчего запущена клубная работа, как соотносится провинция с духовной культурой.
114
взгляд, проблемный телефильм является высшей формой телефильма, — писала О. Нечай в 1974 г. — О нем можно сказать словами Н.Г. Чернышевского, что это «теин в чаю», букет в благородном вине, это двигатель двигателей, соль соли земли»155. Надо думать, зрители с готовностью разделили бы эту оценку, будь у них возможность регулярно знакомиться с такого рода работами на экране. К сожалению, разрыв между желаемым и реальным становился все более осязаемым. Критики в основном опирались на телевизионную практику прошлых лет - все те же «Шинов и другие», «Мое я», «2x2 = X», из которых по Центральному телевидению зритель мог увидеть только фильм А. Каневского. Проблемные ленты Р. Ка-ремяэ показывались лишь в пределах республики и никогда не включались в конкурсную программу всесоюзных фестивалей.
В тот год, когда была напечатана книга О. Нечай, телевизионные кинематографисты предприняли еще две попытки в сфере публицистического телекино. Первая принадлежала И. Беляеву, вторая - эстонскому режиссеру М. Соосаару.
В зале судебного заседания шел процесс над группой подростков, совершивших кражу в квартире своей одноклассницы. Материалов уголовного дела было достаточно, чтобы снять обычный проблемный репортаж. Но Беляев решил провести свое - параллельное — кинорасследование. Понимая, какие непростые нравственные коллизии лежат за поступком ребят из вполне обеспеченных семей, режиссер завершил картину прямым вопросом к аудитории: «Ваше мнение по делу?» (Этот вопрос и был вынесен в название фильма.)
Открытый прием, продиктованный остротою темы, определил и поэтику ленты М. Соосаара. Работа задумывалась поначалу как художественно-этнографическое эссе о мужественной профессии — о морских охотниках за тюленями. Но вскоре съемки пришлось прервать. Картина, представшая глазам документалиста — добыча тюленей во всеоружии современной истребительной техники, - свидетельствовала не столько о романтическом промысле, сколько о жестокости и безответственности людей, это была беспощадная война на уничтожение. Одолжив в знакомой рыбацкой семье на несколько дней живого тюлененка, режиссер вылетел в Таллин, где в тот же вечер выступил по телевидению. «Перед вами - единственный тюлененок, — объяснил он, обращаясь к зрителям, — который
115
может быть уверен, что в этом году его не убьют». Выступление послужило началом целой серии передач-дискуссий о судьбе тюленей в Балтийском море. Экологи предостерегали: добыча самок и детенышей грозит полным исчезновением популяции. Фрагменты высказываний участников стали частью картины, радикально изменив ее замысел и структуру. (Телевизионные дискуссии и фильм не прошли бесследно. Студия ходатайствовала о внесении тюленей в «Красную книгу». Год спустя охота на этих животных на Балтике была запрещена.)
Картину «Ваше мнение по делу», снимавшуюся в расчете на общественный резонанс и последующее экранное продолжение, показали по ЦТ лишь однажды, в 16.00 - в полосу предельного зрительского отлива. В предваряющем ее выступлении прокурора были сглажены все углы, способные пробудить ответные размышления у аудитории. (Несмотря на эти предосторожности, фильм вызвал небывало большое количество писем.)
«Тюлени» всесоюзному зрителю не были показаны вообще.
Если на первых фестивалях авторы художественных картин откровенно завидовали документалистам, чьи работы отличались свежим взглядом на жизнь и смелой разведкой возможностей телеэкрана, то с годами преимущество это сошло на нет. Особенно заметным это стало в Тбилиси, где одной из главных наград IV Всесоюзного фестиваля была удостоена монументальная эпопея «Главная улица России», десять серий которой рисовали «картины вдохновенного труда советских людей на преобразованных и вечно новых волжских берегах». Документалистам, создающим произведения, в которых торжествующая заданность результата исключала всякую степень риска, обеспечивали зеленую улицу в эфире не в пример их коллегам, снимавшим жизнь «как она есть». Легко понять, как свободно в такой атмосфере зрели планы поворота сибирских рек.
Упрекая создателей этих фильмов в отсутствии активной позиции по отношению к изображаемой ими реальности, критики словно бы не замечали гнетущей социально-нравственной атмосферы, складывавшейся в стране и определявшей собою вещательную политику Гостелерадио, политику, отражавшую объективную социальную практику - тот характер иерархических отношений и формализованного общения, которым наилучшим образом отвечала официозная хроника с ее каноническими дикторскими текстами.
116
Именно такая политика определяла и судьбу уже снятых картин, обрекая на бездействие документалистов, еще не утративших вкуса к незарегламентированной реальности. Нетрудно было угадать, что в подобной атмосфере возникнут теории, позволявшие сублимировать нерастраченную творческую энергию по каналам, не связанным с очевидным риском.
И, действительно, по мере того, как анализ социальных противоречий становился занятием все более небезопасным, документалисты то и дело обращались к иносказаниям, пытаясь выразить свои мысли «языком образов». Так, снимая «чертово колесо» в маленьком провинциальном городке, где живут в основном ткачихи - заходящее солнце сквозь металлические конструкции освещает фигурки девушек, сидящих по двое в кабинках, - режиссер стремился пластически передать ощущение социального одиночества в обездушенном механическом мире. «Как музыка формирует человека? Она ведь формирует его без слов, правда? - размышлял И. Беляев, - Я считаю, что и документальное кино может формировать внутренний мир человека также почти без слов... Но почему-то даже такого понятия «подтекст» не существует в целом ряде документальных картин»156. Примечательно в этих доводах само сближение понятий «подтекста» и «образа», при котором уход от анализа равнозначен поискам художественной выразительности, а фигуре публициста противостоит фигура художника.
«От фиксации жизни к ее эстетическому переосмыслению» -такой представлялась для многих практиков и теоретиков эволюция телетворчества. Момент социального осмысления в этой формуле опускался как несущественный. Подобную тенденцию легко проследить и в монографии столь наблюдательного и тонкого автора, как Т. Эльманович («Образ факта»), посвятившей свое исследование практике эстонского телевидения. (Характерен уже сам подзаголовок книги - «от публицистики к фильму».)
Анализируя «Мое я», Т. Эльманович особо подчеркивает эстетические достоинства ленты, обязанные, на ее взгляд, операторской зоркости, преодолевающей прямолинейные интервью и поверхностную репортажность. «Оператор» оказывается противопоставленным «репортеру», среда - фигуре ведущего, а художественный результат — журналистскому замыслу.
117
Поскольку этап социального исследования жизни в ее конфликтах так и не успел себя утвердить в повседневной эфирной практике, а следовательно, и не был осмыслен теорией, то с позиций чистой эстетики процесс экранного освоения действительности распадался на две взаимоисключающие возможности - хроника и искусство. Никакого пространства между этими полюсами словно бы не существовало. При таком дихотомическом подходе телевизионная публицистика попадала в пределы хроники уже на том основании, что она - не искусство. А период раннего телевидения, имевшего дело с самой реальностью, олицетворяли фигуры диктора, репортера и комментатора. (Обосновывая свою концепцию, автор книги даже не заметил исторической несуразности, помещая диктора и комментатора в одном временном ряду.) В соответствии с этой логикой образность понимается как нечто привносимое извне в изображаемую действительность, самоценность которой исповедуют лишь хроникеры и репортеры, не способные оплодотворить своей духовностью бытовую материю.
Путь от публицистики к искусству предстает в этих рассуждениях как путь от простого к сложному. Документалист, пожертвовавший социальным анализом жизни ради ее художественного воплощения (в необходимости подобного рода жертвы сторонники таких концепций не сомневались), выглядит здесь неким выразителем высшей воли. В сопоставлении с экранным «образом» — явлением объемным и многомерным - публицистическое решение темы представляется заведомо линеарным и плоскостным, а развитие документалистики рисуется как процесс все того же неумолимого вытеснения фигуры публициста фигурой художника.
Стремление противопоставить искусство публицистике, которую следовало «преодолеть», вряд ли могло способствовать интересу к исследованию жизни как таковой. Критики, требующие от документалистов «мыслить экраном», меньше всего имели в виду фигуру мыслящих публицистов. Потеря телевизионной публицистикой завоеванных ею позиций происходила не без помощи подобного рода концепций. По сути дела, они представляли собой критику публицистики «с тыла».
Между тем экранная практика подтверждала, что наиболее обещающие находки рождаются как раз в зоне «взаимоисключающих» полюсов — в пространстве между традиционными сферами
118
хроники и искусства. К тому же тенденция к совмещению нескольких творческих функций в одном лице (сценариста, режиссера, ведущего, оператора) приводила к слиянию на документальном экране художественных и публицистических методов постижения мира. В таких работах авторская мысль выражает себя не впрямую, она словно проникает «вовнутрь» картины, превращается в кровеносную систему произведения. Образно-ассоциативное освоение жизни одновременно с публицистически-философским ее осмыслением придают особую емкость всему, что мы видим в кадре, и предполагают особую установку зрительского восприятия. Постичь произведение в этих случаях мы оказываемся в состоянии не иначе, как вступая с создателем фильма в своего рода в творческий диалог.
Примером такого «охудожествления» остропублицистического произведения стала лента С. Зеликина «Гармаев и другие» (из цикла «Ребячьи комиссары»).
Приступая к картине, режиссер не ставил перед собой задачу создать экранный портрет героя. Молодой учитель-биолог выступает в фильме как виновник конфликта, произошедшего в школе, откуда он был уволен уже по ходу работы над лентой. Иначе и быть не могло, если вспомнить атмосферу, царившую в эти годы в советских школах, и характер биолога, живущего, подобно многим другим героям Зеликина, «против шерсти». «Он, наверное, необычен в том, что сумел с нами сойтись так близко. Никто другой не смог этого сделать, а он смог, - размышляют члены организованного им КЮБИЗа — Клуба юных ботаников и зоологов. — Нас выгоняли из школы, мы выходили на улицу и там продолжали спорить». За четыре года со своими ребятами он побывал в экспедициях на Мологе, Байкале, на Кольском полуострове (где снималась часть эпизодов фильма), проводил занятия по психологии и философии, отдавая им все свои воскресенья и отпуска.
Подобное поведение у школьного руководства не могло не вызвать реакцию отторжения - учитель потерял работу, а живой уголок, созданный ребятами, был безжалостно ликвидирован.
«Как будет вести себя живое существо в замкнутом пространстве, где, куда не двинешься, натыкаешься на препятствие?» Эта сценка - опыт с цыплятами, который проводят кюбизовцы перед камерой — не только открывает фильм, но и становится его
119
эпиграфом. Помимо кружковцев участниками ленты-дискуссии оказываются их родители, а также администрация школы. Последняя — как некое собирательное понятие. На прямое приглашение к разговору директор школы ответила категорическим отказом, после чего создателям фильма ничего другого не оставалось, как включить в число действующих лиц официальное письмо, адресованное от имени школы научному руководителю молодого ученого: «Администрация доводит до вашего сведения...». Воинственная нетерпимость школьного руководства свидетельствует здесь против самой себя.
Картина рассказывает не о хорошем руководителе биологического кружка и плохих администраторах одного учебного коллектива, а о том, что такое быть учителем и воспитателем (и можно ли быть учителем, не будучи воспитателем?). Но по мере вовлечения в суть дискуссии мы начинаем лучше понимать самого героя — не только чем является он для школы, но и чем она является для него. Ни одного упрека в адрес своих коллег не позволяет себе молодой биолог (хотя любая обида была бы тут понятной и даже оправданной). Причину конфликта он ищет только в своих просчетах. И эта предельная самовзыскательность говорит о характере, пожалуй, не меньше, чем все аргументы, высказанные в пользу Гармаева участниками экранной дискуссии.
Характерно, что ни в одном из публицистических телефильмов 60-70-х годов, относимых критиками к «проблемным», их создатели не ставили задачей анализ проблемы как таковой. С необходимостью подобного рода анализа они, как правило, сталкивались уже в процессе съемки. Сценаристов привлекала либо неординарная личность героя, либо нетривиальность самой ситуации - неожиданный результат перевыборов в рыболовецком колхозе («Мое я»), поражающий социально-педагогический эксперимент в харьковской школе («Дважды два — икс»), судебный процесс над учащимися, обворовавшими одноклассницу («Ваше мнение по делу»). Событийным поводом для режиссера А. Каневского послужил ленинградский дом-новостройка, где два верхних этажа целиком передали в распоряжение жильцов для их совместного общения и досуга. Что из этого получилось и насколько удачно сумели жильцы воспользоваться предоставленным преимуществом, режиссер рассказал в жанре, близком
120
к документальной комедии («Ключ от вашего дома», 1978, Лен-телефильм).
Конфликт на Уралмаше, где рабочие «прокатили» своего бригадира, лауреата Госпремии, заинтересовал режиссера «Экрана» С. Логинова. Несколько лет назад, когда коллектив, решивший перейти на бригадный подряд, голосовал за своего будущего руководителя, споров не было. Новый лидер сразу оказался в центре внимания. За ним буквально охотились корреспонденты газет, телевидения, кинохроники. Он охотно выступал, рассказывал об успехах бригады («Бригада — одна семья»), встречался с зарубежными делегациями. «На заводе его все чаще не было, — объясняли рабочие перед камерой. - Приедет, недельки две побудет...» Наконец, терпение у бригады лопнуло. На собрании проголосовали единогласно: переизбрать!
Происшествие по тем временам необычное. Тем более, что разжалованный лидер не покинул бригаду, а решил перейти в рядовые рабочие.
Непредугаданные ситуации возникали нередко, о чем уже говорилось, и по ходу работы над фильмом, задуманным как портрет («Шинов и другие») или как художественно-поэтическое повествование («Тюлени»), заставляя режиссеров отказываться от первоначального замысла, меняя структуру и жанр ленты. С неожиданным поворотом событий столкнулись документалисты Центрального телевидения, прилетевшие снимать рекордную сдачу мельничного комплекса за полярным кругом. Заказчики, не поверившие в сроки, обещанные бригадой В. Серикова (огромное сорокаметровое сооружение — через год), не торопились обеспечивать энтузиастов материалами и оборудованием. В результате, когда вынужденная работать круглосуточно бригада завершила строительство, не подготовленные морально заказчики отказались принять объект. Вместо запланированного в сценарии торжества содержанием отснятого материала стал рассказ о «мельничном конфликте». «Почему от строителей требуется это высшее напряжение сил? - досадовал В. Сериков. — Почему вслед за бригадой Потапова из фильма «Премия» мы должны быть героями, чтобы работать нормально?»
«Дело не в премии» - называлась картина (сц. Ю. Миронов, реж. К. Соболева), которую самому герою пришлось смотреть в больничной палате: «скорая помощь» увезла его с сердечным при-
121
ступом прямо с митинга. И хотя это был, скорее, своего рода репортаж с места действия, нежели экранный анализ административно-командного механизма, справедливость восторжествовала не без помощи документалистов.
Во всех перечисленных случаях проблема словно бы сама возникала за единичными инцидентами, вынуждая авторов задуматься над природой явления, поднимаясь в своих размышлениях от уровня следствий к уровню причин. Следующим шагом должно было стать признание социальной проблемы как точки отсчета не менее правомерной, чем решение фильма «от ситуации» или «от героя». При таком подходе наиболее убедительной подчас могла оказаться ситуация не столько неординарная, сколько, напротив, знакомая и типичная.
Для понимания социальной проблемы как самостоятельного предмета анализа необходим был иной характер мышления, что в немалой степени зависело и от кругозора руководителей, осуществлявших политику телекино. К сожалению, отношение их к проблемному фильму оставалось настороженным, если не нетерпимым. Неслучайно ни «Мое я», ни «Тюлени», ни «Ключ от вашего дома» всесоюзному зрителю показаны так и не были. При таких условиях каждая мало-мальски острая лента оказывалась отдельно взятой попыткой утвердить себя в жанре, где авторам приходилось действовать на свой страх и риск.
Новый уровень киномышления мог быть достигнут (как это уже было в 60-х) не иначе как под воздействием изменившейся практики прямого эфира — повседневного опыта прямой телепублицистики.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания