Свобода без культуры
На какие деньги существует телевидение? Чьи интересы оно отражает? На какие типы вещания опирается? Все три преобладающие в мире модели вещания на эти ключевые вопросы отвечают по-разному.
Бурное развитие электронных масс-медиа в США - единственной страны, где государственное телевидение отсутствует, — задало свои направления в мировом эфире. Именно отсюда берут начало «персонализация новостей» (ведущие информационных рубрик -едва ли не первые люди нации), многосерийная теледраматургия, включающая в себя «мыльные оперы», и, наконец, сам принцип конкурирующих сетей, позволяющий раньше других воплощать в реальность наиболее смелые технические идеи. Программы главных национальных сетей каждый зритель США десятилетиями принимал бесплатно — в обмен на согласие круглосуточно подвергаться облучением телерекламой. (Представить американское вещание без рекламы так же дико, как ежа без иголок.) Ежедневные социологические замеры аудитории (рейтинги) позволяли судить - интересна передача «для всех» или только «для меньшинства» (вопрос безусловно решается в пользу первой). Зеленой улицей в эфире пользовались наиболее массовидные виды зрелищ - развлекательные программы и телевизионная «информация к развлечению» (ин-фотейнмент). Что касается культуры, то если она и присутствовала, например, в сериалах, то на уровне далеко не самой высокой интеллектуально-художественной ценности. Знаменитые телесети производили блистательные банальности на потоке.
Противоположный полюс — общественное или государственное ТВ, каким его знает Западная Европа. Программы здесь субсидируют сами зрители путем ежемесячной абонентной платы. Это освобождает эфир от абсолютной власти рекламодателей, ориентированных на вкусы усредненного большинства, и дает возможность учитывать запросы не только сиюминутной публики, но и обще-
286
ства в целом. Подобную модель нередко называют общественно-государственной, публично-правовой...
Советской аудитории (третья модель), как и американским зрителям, телевидение ничего не стоило, ибо финансировалось (по крайней мере, с 1962 года) не за счет абонентской платы и не доходами от рекламы, но целиком из государственного бюджета. Правда, мнение отдельного зрителя или зрительских групп и тут ничего не значило. Да и мнение поголовного большинства не имело веса. Руководство Гостелерадио никогда не останавливалось перед тем, чтобы снять с эфира — по идеологическим, конечно, соображениям - любую программу, какой бы любовью она не пользовалась у публики. Так, в начале 70-х с экрана были удалены знаменитая «Эстафета новостей» Юрия Фокина и чемпион популярности КВН с его сомнительным юмором («Сначала завизируй, потом импровизируй»). Диктатуре рейтинга в этом типе вещания противостояла диктатура идеологии, а принципу конкурирующих каналов - система безусловной централизации. Известное сравнение Останкинской телебашни со шприцом для идеологических инъекций (Андрей Вознесенский) в этом смысле вполне отвечало сути.
Может показаться странным, но подобная ситуация не мешала советскому телевидению оставаться каналом национальной культуры и просветительства — «культура» входила в состав политической пропаганды как не самый существенный, но зато неотъемлемый элемент. В середине 60-х в СССР возникает первый в мире самостоятельный учебно-образовательный телеканал, а затем и московский литературно-просветительный — «для интеллигенции». Телевизионный театр, один из узаконенных и общепризнанных жанров, регулярно включал в себя экранизации произведений классики. Зато развлекательные программы в тематических планах советского телевидения упоминались в последнюю очередь.
Экономический кризис ударил по госбюджетному телевидению в начале 90-х. С каждым кварталом выделяемые субсидии срезались все ощутимее. Обращение к телерекламе в таких условиях многим показалось спасительным и едва ли не единственным способом выживания. К тому же это позволяло, как представлялось, обрести наконец-то свою независимость от идеологии и избавиться от политической пропаганды. Если еще несколько лет назад застенчивому рекламному ролику удавалось с трудом проскользнуть
287
между передачами, то теперь передачи на наших глазах все очевиднее превращались в кратчайшее расстояние между рекламами. В свое время Гостелерадио получало бесплатно от Госкино все игровые и документальные фильмы. С середины 70-х игровые из этого списка были исключены, а с 91-го за киноленту любого жанра уже приходилось платить. (За использование трех минут эпизода знаменитой песни Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» «Мосфильм» предъявил телекомпании счет - более тысячи долларов.) Та же участь постигла и картины документальные.
Коррупция и взятки на телевидении стали нормой. Ты делаешь передачу - заплати оператору, иначе камера будет плохо установлена. Заплати звукорежиссеру, а то фонограмму не разберешь. Заплати видеоинженеру, если хочешь успеть к эфиру. Простейшие расчеты затрат на вещание и доходов, полученных от рекламы, показывали, что «Останкино» становится криминогенной зоной - десятки миллиардов рублей оседали в карманах проворных «посредников». «Государственные телекомпании сегодня являются мафиозными структурами, основанными на сращении государственного и частного капитала. У них уголовный принцип существования», - утверждал директор социологического центра «Останкино» Всеволод Вильчек.
Но едва лишь рейтинги превратились в решающий фактор формирования сеток вещания, как между редакциями развернулись неистовые сражения за эфир. Передачи, не окупаемые за счет рекламы, немедленно попадали в число изгоев. Просветительские программы высокого качества, постановки выдающихся режиссеров, документальные телефильмы, поддерживающие художественную репутацию телевидения, задвигались в самые несмотри-бельные часы или вовсе пропадали с экрана. Именно в это время по всей стране были ликвидированы творческие объединения телефильмов (подобные т/о «Экрану») с их существовавшими десятилетиями нормативами, намного опережавшими расценки на передачи живого эфира. Режиссер В. Герчиков вспоминает, как они с Д. Луньковым были в 1991 году на приеме у заместителя председателя «Останкино», уговаривая его не лишать прайм-тайма наиболее талантливые документальные ленты. «Пять минут программы «Взгляд», - возразил их собеседник, - для экранной публицистики важнее, чем полчаса любого документального фильма, да и всех их, вместе взятых».
288
Программа «Взгляд» просуществовала не так уж долго. А погоня за рейтингом и, стало быть, ориентация на неразвитый вкус приводила к неизбежному «вымыванию» из эфира произведений отечественной культуры. Экраны все активнее заполняла продукция экзотических «мыльных опер» и шоу-бизнеса. Коммерциализация «Останкино» стала фактом, который требовал лишь юридического признания. Этим признанием явился указ президента (ноябрь 1994 года) о преобразовании государственной телерадиокомпании в акционерное общество ОРТ — «Общественное Российское телевидение».
В свое время автор этих строк всерьез полагал, что культурная насыщенность телепрограмм зависит от количества культурных людей, работающих на студии. С этой старомодной иллюзией я вынужден был расстаться в 1992 году, когда оказался в Совете директоров «Останкино» и воочию увидел, как верстается сетка программ на месяц вперед. Это была начальная пора коммерциализации. Не создатели программ определяли культурный уровень вещания — его определяли те, кто заказывал музыку. (Как показывает американская практика - если музыку заказывают коммерсанты, воспитанные на китче, то властители кошельков рано или поздно превращаются во властителей дум.)
Чтобы называться журналистом, отныне совершенно не обязательным было наличие профессиональной культуры. Или даже культуры как таковой. Напротив, как раз ее отсутствие давало гарантию устроиться на работу. «Мы сегодня переживаем период, когда умные и начитанные пытаются от всех это скрыть, чтобы взяли на работу, наняли в гувернеры, - делился своими размышлениями Жванецкий в программе «Дежурный по стране». - Конечно, умные не нужны, они и сами об этом знают, потому что умные... Я сам пишу малограмотно, чтобы было понятно всем... Все, что поется и танцуется —для них. Они не могут смотреть даже разговора со «звездами»...
«Три четверти россиян - за цензуру» - гласил заголовок передовой «Известий», опубликовавшей однажды сенсационные результаты социологического опроса («Известия», 2004, 14 января). «Это что же - три четверти за нежелание знать правду? - возмутились апологеты коммерческого вещания, считавшие себя ниспровергателями устаревшей программной политики, — за реставрацию сталинизма? За возвращение к репрессивному телевидению?» Но рос-
289
сияне понимают цензуру в первую очередь как отчаянную попытку защитить себя и своих детей от насилия, пошлости, порнографии, — отвечали участники обсуждения опроса на страницах той же газеты... Если раньше люди задыхались от сплошных победных реляций, то сейчас они задыхаются от того, что что-то взорвалось, рухнуло... Когда на экране не просто новости, а новости с кладбища. И все это перемежается бодрой попсой.
В то время, как на канале «Культура» шла с успехом «Культурная революция», все остальные каналы, констатировали телекритики, переживают культурную катастрофу. Если политическая цензура была реакцией на опасные мысли, то цензура коммерческая - реакция на само наличие мыслей. Без мыслей массовому сознанию удобней, как второгоднику без учебников, да и без опостылевшей школы. «От документального кино отлетела способность всерьез влиять на общество», - с горечью пишет М. Голдовская297. Обнулением мысли назвал эту тенденцию тот же Жванецкий.
Но у такого обнуленного телевещания существовали свои сторонники. Хватит миссионерства, говорили они, пора перестать окультуривать население! Ни Пушкин, ни Гоголь, ни Белинский с этой задачей не справились, а мы - не Белинские. Давать надо зрителю то, что он хочет. А узнавать, что он хочет — при помощи рейтинга. С точки зрения наиболее последовательных защитников такого взгляда канал «Культура» - резервация духовности (точнее сказать, отстойник), освобождающий от этой повинности все другие каналы. Так год от году утверждалась, а затем и вовсе возобладала теория о том, что телевидение — не что иное, как не имеющий себе равных инструмент развлечения, увеселения и отдохновения всего населения, не говоря уже о воспитании все большего количества любителей острых ощущений.
Антикультурная революция породила обескультуренное поколение юных зрителей, которые все меньше нуждались в культуре, зато все больше в криминальных сериалах типа «Бригады», собиравших баснословное число подражателей и ценителей. (Драматург М. Шатров называл такого рода сериалы «мастер-классами бандитизма».)
Отдавая коммерсантам судьбу вещания, телевидение, как выяснилось, не утратило магии вседоступности и влияния пропаганды. Год от году становилось все более ясным, что психология рекламы и
290
психология пропаганды — явления одной и той же природы. Что объект обоих типов вещания — манипулируемое массовое сознание. Просто в советские времена в качестве рекламы выступала идеология, роль рекламодателя играл ЦК КПСС, а самым крупным рекламным выпуском служила программа «Время». Пропаганда советского образа жизни («Ленинский университет миллионов», «Служу Советскому Союзу», «Больше хороших товаров»...) была ничем иным, как рекламой развитого социализма. Сравнение Останкинской телебашни со шприцом для идеологических инъекций было не метафорой, а диагнозом.
В западном обществе потребления манипулируемая аудитория - нечто вроде глины в руках у скульптора-коммерсанта, для которого зрители — идеальные потребители. «Телевидение формирует граждан, которыми легко управлять», — заметил французский философ. Государственная пропаганда и коммерческая попса в этом смысле - явления опять-таки одного порядка. И то и другое -безотказное средство стандартизации. В одном случае на выходе — люди-винтики, в другом — персонифицированные куклы Барби. Первая унификация устанавливается сверху, вторая - с согласия и желания самих зрителей. «А теперь давайте встанем на четвереньки и посмотрим на проблему с точки зрения телезрителей», — лозунг американских рекламодателей.
Конечно, мы и раньше слышали о всевластии коммерсантов на Западе, но это было у них, а никак не в условиях развитого социализма. Ибо такого, как нам казалось, здесь и быть не могло. Мы не понимали, что в роли коммерсантов — финансовым властителем или содержателем электронных коммуникаций - выступало само бюджетное телевидение. Травмированные советской идеологией, мы даже не заметили, что за последние 10-15 лет попали во власть совершенно другой цензуры — коммерческой.
Коммерческая цензура исключает все, что не является массовым спросом. Раньше, когда наши тележурналисты готовили для эфира фильм или передачу, они были обеспокоены лишь тем, что скажет идеологическое начальство — пропустит или не пропустит. Теперь их заботит - что скажет рейтинг. Поскольку начальство обязательно повторит именно то, что подскажет рейтинг.
К тому же случалось, что через прежний идеологический запрет можно было со временем и перескочить: «Один день с Лео-
291
нидом Леоновым» Ю. Белянкина, где писатель, обращаясь к нашей гражданской совести, говорил о национальной старине, «за последние годы подвергшейся почти сейсмическому опустошению», пролежал на полке 14 лет, пока не пришла перестройка. 20 лет ждал всесоюзной премьеры на телеэкране «Обыкновенный фашизм» Ромма, хотя никто не запрещал его демонстрации (правда, ограниченной) в кинозалах.
Если политическая цензура, повторим еще раз, была реакцией на опасные мысли, то цензура коммерческая — реакция на само наличие мыслей.
Ситуация все отчетливее напоминала собой период «общественной немоты», царившей на телевидении при Сергее Лапине. С современным эфиром вынуждены были расстаться мастера перестроечной телепублицистики — Евгений Киселев, Виктор Шендерович, Савик Шустер, Леонид Парфенов, Светлана Сорокина, Ольга Романова. А возрастающее количество легковесных ток-шоу соревновались друг с другом в бойкости и скандальности.
Полвека назад американские социологи и философы называли наблюдаемый ими эфир коммерческого вещания интеллектуальной пустыней и предрекали, что если так будет продолжаться и дальше, то у грядущих зрителей будут глаза размером с дыню и никаких мозгов. Можно ли было тогда предвидеть, что подобный прогноз окажется справедливым для российского телевидения?
«Мы живем в мире полуобразованных людей», - называлось журнальное интервью с Виталием Вульфом. — Сегодняшние герои отличаются от тех, что были прежде, как небо и земля, размышлял ведущий и театральный критик. Жизнь стала проще, примитивнее. Даже личная жизнь сегодняшних звезд - это «так называемая жизнь так называемых звезд...»
Небо и земля! В 1987 году, когда о коммерциализации вещания еще не было речи, крупнейший наш социолог эфира В. Вильчек писал в своей книге «Под знаком ТВ», что приобщение человека к художественной культуре начинается с телевидения. В наши дни с телевидения начинается отторжение от культуры. «Если кто-то сочтет, что он должен воспитывать страну или народ, - утверждал один из руководителей наших центральных каналов, - то его пора помещать в клинику». Процветай такое убеждение в XIX веке — в клинике находились бы Толстой, Достоевский и Чехов вместе со
292
всей знаменитой русской литературой. Кстати сказать, литературой конвертируемой, переиздаваемой, идущей на экранах и сценических площадках мира.
Но не менее поучительно и следующее признание телевизионного командарма. «Я и моя команда любим умное, тонкое, художественное телевидение. Аудитория, к сожалению, любит телевидение гораздо проще. Люди считают, что телевидение должно им массировать пятки и чесать за ухом...» Так откуда же взялась эта неблаговоспитанная и дремучая аудитория, как не в результате пятнадцатилетних усилий увеселительной пропаганды? «Мы работаем в сфере обслуживания населения и предлагаем ему те пирожки, которые оно любит», - объясняет свою программную политику руководитель канала, обладающий тонким вкусом.
«Свобода без культуры — день открытых дверей в зоопарке». Это известное высказывание слишком откровенно напоминает картину современного отечественного телевидения. Ставка на тотальную развлекательность, подобно тому, как и прежняя ставка на стопроцентную пропаганду, исключают присутствие реального человека в проявлениях его индивидуальности. Если раньше человек иллюстрировал некую функцию или схему, то сегодня все чаще выступает как персонаж кунсткамеры. Зоопарк политический, криминальный, клинический и, наконец, музыкальный с неизменной попсой («пипл хавает») и непременными звездами - начинающими, ушедшими и рождающимися буквально на наших глазах («Фабрика звезд» или, как заметил один из критиков, «птицефабрика звезд»). Стилистика инфотеинмента капитулирует перед агрессивностью ин-фошоктейнмента.
«В каждом веке есть свое средневековье», - заметил однажды Ежи Лец. Российскому телевидению нет и века, но оно уже в самом разгаре средневековья. Во всяком случае, на каналах, транслируемых Москвой, где царит развлекательный жанр с неизвестными нам ранее видами юмора - пещерным или животным. Инфошок-тейнмент, пришедший на смену инфотеинмента (информации к развлечению) напоминает средневековый цирк, приманивающий явлением бородатой дамы и на десерт - изуродованными публике на забаву компрачикосами.
«Мы занимаемся не творчеством, мы занимаемся аудиовизуальным обслуживанием населения и должны это делать на высо-
293
чайшем уровне», — не без гордости заключил довольно ещё молодой и талантливый шеф-редактор НТВ. На смену «Аншлагам» и «Окнам» приходили «Русские сенсации», «Сука-любовь» и «Ты не поверишь!»
«По степени аномалии «Сука-любовь» превзошла даже прежние аналогичные форматы НТВ, — обращалась к руководителю канала газетный интервьюер. - В позднем прайм-тайме в одном из сюжетов показывают, как женщина-инвалид, без рук и ног, меняет себе памперс, как ее моет любовник и прочие интимные подробности» — «Если хотите, это жизнь, из которой вырезано все скучное и повседневное» - «Жизнь без патологии, маньяков и трансвеститов вы считаете скучной?» - «Она не зрелищна, а телевидение - это зрелище». «Глеба и зрелищ» — иронизировали на канале. (Глеб Пьяных — постоянный ведущий «Программы максимум».)
«Такая работа», - понимающе говорят телезрители, оценивая экранные опусы расторопных журналистов. «Такая работа», - соглашаются они сами, переходя на соседний канал, где обещают еще больший гонорар, измеряемый в тысячах долларов. Не удивительно, что в условиях такой эфирной среды документальные фильмы просто вынуждены ей соответствовать, если рассчитывают быть однажды показанными на экране.
Переориентация на американскую модель и ставка на развлечение, то есть совмещение тоталитарного и коммерческого вещаний, коренным образом изменили характер отечественного телевидения. Не успев расстаться с наихудшими сторонами номен-клатурности, оно охотно усваивало не лучшие стороны частного бизнеса.
Документальное телекино вступило в эпоху коммерческого вещания.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания