logo
Муратов Сергей

Я присутствую

Аппетит этого новорожденного чуда технической мысли оказался всепоглощающим. Сначала он набросился на тексты, затем на му­зыкальные звуки, вобрал в свое чрево телевизионный эфир и стал, наконец, переваривать фильмы. Малыш на глазах превращался в Гаргантюа. И одарял этими гастрономическими потребностями сво­его владельца. Нетрудно вообразить, что со временем Интернет-экрану - а значит, и нам - окажется доступным не только все, что когда-либо было на земле напечатано, но и все, что когда-либо было отснято, включая кадры хроники, на поиски которых режиссеры

340

тратили годы и месяцы. Кое-кто из документалистов уже схватился за голову («Это что же — каждый сумеет у себя дома смонтировать документальный фильм!»). Опасения иллюзорны. Разве не каждый из нас может воспользоваться всеми теми словами, которыми на­писаны романы Достоевского или пьесы Шекспира? Ведь все слова безусловно доступны всем. Но много ли в мире Шекспиров и До­стоевских?

«Развитие киберпространства опережает эволюцию наших теоретических представлений о нем, — говорится в меморандуме Фонда исследований и социальных инициатив. — Интернет — это кол­лективный разум, который работает со скоростью мысли, иногда даже быстрее - со скоростью интуиции. Теперь, когда знание су­ществует в едином пространстве, упорядоченном поисковыми си­стемами, рейтингами, каталогами и доменами, мы можем наблю­дать исчезновение границ и становление единого пространства/ времени, в котором вся совокупность доступных обществу знаний и умений, накопленного опыта существует одновременно»309. Эта фраза констатирует возможности Интернета, но не возможности того, кто решил им воспользоваться. «Многознание не научает му­дрости», - считали еще древние греки.

Если телевидение — кратчайшее расстояние от человечества к человеку, то Интернет такое же кратчайшее расстояние от от­дельного человека ко всему человечеству. Открывая личный сайт, ты подключаешь свои энергию и интеллектуальные способности к общему фонду коллективного разума и как бы возвещаешь миру: «Я присутствую».

Поразительно, что овладение компьютерной технологией де­тям дается намного легче, чем взрослым. Родители часто жалуются на то, что их дети часами сидят у компьютера. С медицинской точки зрения, их опасения небезосновательны. Но хотя дети, как и их ро­дители, прописаны в пространстве одной квартиры, в компьютер­ные часы они ускользают в киберпространство. В этой виртуальной жизни, где их родители все еще пещерные существа, они себя чув­ствуют в своем доме. Им присуще всеохватное восприятие реаль­ности. Они - аборигены земного шара. Нельзя сказать, что такое восприятие человечеству незнакомо. Мы угадываем его в стихах Уолта Уитмена и Велемира Хлебникова.

341