logo
Муратов Сергей

Личинка экранной культуры

Возникновение и развитие этого феномена XX-XXI века уместнее сопоставить с эволюцией бабочки. Сначала рождается из яичка ли­чинка, потом личинка становится гусеницей, гусеница — куколкой, а из куколки, собственно, высвобождается бабочка. Но что же обще­го между бабочкой и личинкой? Между бабочкой и куколкой? Лишь то, что все эти особи - одно существо. В возрастной психологии это называется теорией стадиального развития. Новорожденный... малыш... подросток... юноша... профессор, читающий с кафедры лекцию об эволюции бабочки... И все они - тот же самый един­ственный индивидуум. Но если мудрость психолога - наблюдать, как растут люди, то, вероятно, мудрость эстетика — наблюдать, как развиваются эстетические феномены, как они взрослеют, дополня­ют (а то и сменяют) друг друга и... исчезают.

Личинка экранной культуры - документальный фильм. Дата рождения — 28 декабря 1895 года. Место рождения — Париж, Буль-

337

вар Капуцинок, 14. Свидетели - первые 30 зрителей, заплатившие по одному франку за вход.

Из десяти фильмов братьев Люмьер, показанных на первом в мире киносеансе, девять было документальных и один игровой (речь идет о «Политом поливальщике»). Казалось бы, такое соот­ношение — девять к одному — должно было сохраниться и в буду­щем. Но случилось «с точностью до наоборот». Игровые фильмы, заполонившие экраны сотен тысяч кинотеатров и миллионы теле­приемников, породили десятки тысяч ценителей Феллини, Бергма­на, Тарковского и намного их превосходящую армию любителей телесериалов. Имена актеров и режиссеров у всех на слуху. Что же касается документалистов... Соотношение один к девяти выглядело бы здесь излишне комплиментарно.

Примерно треть века миром правил кинематограф. Следую­щую треть занимало противостояние кинематографа и телевиде­ния. Наконец, в последней трети прошлого века появляется видео, а в новом тысячелетии - Интернет и персональные мобильные теле­фоны.