Парадоксы многосерийности
На сегодняшний день Россия - абсолютный чемпион по показу ТВ-сериалов. На 10 основных каналах демонстрируются более 50 этих произведений в сутки. В течение года в стране снимается более 2000 часов сериалов (150 названий).
Не удивительно, что все чаще сериалы называют исчадием ада, выдуманным телевидением. У человека, смотрящего все сериалы, создается иллюзия полноценной жизни, отмечают психологи.
* Подобную догадку в свое время высказывали Э. Багиров и И. Кацев, предлагая рассматривать фильм как один из видов телепередачи (Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение. XX век. С. 301).
61
И если лишить его «наркотика», то у него начнется «ломка» - человек становится раздражительным, появляются признаки депрессии или, наоборот, агрессивности, снижается работоспособность. Сериалы, с точки зрения критиков, - массовая культура, а вернее, ее преисподняя и чистилище, означающие конец высокой драматургии и катастрофу актерского мастерства. Такими определениями полны страницы газет и журналов, и количество их растет по мере роста числа самих сериалов.
Из разговоров с исполнителями наиболее долгоиграющих рейтинговых телеповествований на страницах тех же газет и журналов становится ясно — многие киноактеры чувствуют себя в таких сериалах «своими среди чужих». Взамен за всенародную, а нередко и скандальную популярность они ощущают, что продали душу дьяволу, и теперь им приходится участвовать в жанре второго сорта, предлагая зрителям осетрину вчерашней (в лучшем случае) свежести. Слово «продали» звучит довольно-таки уместно в эпоху коммерческого вещания, где в роли дьявола выступают рекламодатели, высшая цель которых — любыми средствами охватить поголовье зрителей. Что же касается жанров, то их достоинства не определяются, как известно, ни знаком качества, ни обозначением сорта (как при покупке чая). Когда-то считали, что площадной театр - это жанр низкий, а потом из этого низкого жанра возникла «комедия дель арте».
Беда советского телевидения заключалась в том, что о существовании телесерий долгие годы мы в лучшем случае только слышали и были едва ли не последней страной, которая встретилась с ними воочию. А приблизительное представление о предмете гораздо хуже, чем отсутствие всякого представления. В 1962 году у нас впервые было показано пятисерийное произведение ГДР - политико-детективная серия «Совесть пробуждается». И надо сказать, впечатление было шоковым. Одно произведение шло на экране пять вечеров подряд!? Это как если бы пять вечеров в театре длился какой-то один спектакль.
Следующим шоком явилась английская 26-серийная «Сага о Форсайтах», рассчитанная на полугодовой просмотр (26 недель). Однако в силу незнакомства с психологией телевизионного восприятия руководство Центральной студии посчитало невероятным показывать каждую серию лишь раз в неделю (за несколько дней теле-
62
зритель, несомненно, забудет содержание предыдущей!), хотя мировая практика давно уже опиралась на этот принцип. В результате ЦТ демонстрировало серии ежедневно, а то и по два выпуска за вечер. Так что 26 серий прошли в эфире за 18 дней! В результате телезрителям - ценителям высокой литературы, талантливо экранизированной замечательными мастерами ВВС, — пришлось отказаться от всех ежевечерних занятий и развлечений, чтобы 18 дней подряд следить у домашнего экрана за развитием действия.
Первым отечественным художественно-игрововым произведением в этом жанре стал «Вызываем огонь на себя» С. Колосова (1965), своим успехом обязанный не только документальной сценической первооснове, но и характером самого показа. По окончании последней серии на экране состоялась встреча с исполнителями и прототипами. (Нечто подобное когда-то задумывал Эйзенштейн: в день торжественной премьеры «Броненосца «Потемкина» киноэкран по окончании фильма должен был подняться вроде занавеса, открыв сцену с участниками знаменитого исторического события. Но то, что было бы сочтено исключительным эпизодом в истории кинематографа, оказалось вполне естественным и органичным в телевизионной программе, легко стирающей грань между «произведением» и «жизнью»).
В 70-е и 80-е годы творческое объединение «Экран» выпустило множество минисериалов («Сага о Форсайтах» как раз относилась к такому формату). Отечественная аудитория тогда и представления не имела о существовании в западном эфире телевизионных произведений, насчитывавших сотни серий и длившихся десятилетиями — детективов, вестернов, семейных комедий (супружеских, детских, этнических, даже фантастических), мыльных опер (медицинских, школьных, романтических), социальных драм и тому подобных экранных продуктов. Такие пьесы-серии транслировались из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Они бесконечно текли из мерцающих ящиков, как лента у фокусника изо рта. Они выводились на орбиту с расчетом сразу на несколько лет. Электронно-лучевая болезнь захватывала гигантские территории, парализуя страны и города.
Между тем самый продолжительный из отечественных мини-сериалов насчитывал всего лишь 12 фильмов («Семнадцать мгновений весны»).
63
Одновременно с падением советского строя и распадом структуры Гостелерадио прекратили свое существование и творческие объединения телефильмов, производящие минисериалы (причем на достаточно профессиональном уровне). Зато перестройка открыла двери для демонстрации десятков и сотен западных сериалов («Санта-Барбара», «Богатые тоже плачут»...). Это не могло не привести к появлению собственных экономически выгодных, но поверхностно и наскоро изготовленных сериалов, постепенно захватывавших все лучшее время в эфире. Российская вещательная политика все чаще напоминала западную.
Не удивительно, что руководителей соответствующих телеслужб, исходящих при покупке сериалов прежде всего из чисто коммерческих интересов, интересовало отнюдь не качество доходных приобретений. (Хотя среди сериалов существовали и первоклассные произведения). Неразумно было бы говорить и о качестве новоявленных отечественных программ, производители которых впервые столкнулись или принялись заново осваивать малознакомый вид творчества. При этом критерием им служил эстетический уровень по дешевке купленных ситкомов и мыльных опер. Отсюда и оценка этой эфирной продукции критиками (и зрителями, которые превращались в критиков), окрестивших эти бесконечные сериалы исчадием ада, порожденного технологией поточного производства, принятой западными каналами. Уровень сегодняшних сериалов они принимали за врожденное качество жанра как такового. «Мастер-классами бандитизма» назвали криминальные сериалы типа «Улицы разбитых фонарей», «Бригады» и прочих опусов. А это еще более убеждало, что такая многосерийность противопоказана великой драматургии и великой литературе. Что она - несомненный антипод высокой культуры.
Телезрители-ветераны, не забывшие «Сагу о Форсайтах», могли бы и усомниться в подобном выводе. Их память хранила тогдашние впечатления от встречи с талантливой экранизацией классического оригинала.
Но уместнее вспомнить здесь об оригиналах еще более классических — например, об «Иллиаде» и «Одиссее». И об их восприятии без всяких экранизаций.
Современный школьник, может быть, и воображает, что его ровесник, обучавшийся в Древней Греции, время от времени наве-
64
дывался в библиотеку, чтобы перелистать в ней книгу поэм Гомера. Но такая картина способна существовать лишь в школьном воображении. Книги в Древней Греции еще не изобрели, а читать поэму на свитке папируса длиной в полтораста метров могло прийти в голову далеко не каждому. В ту эпоху еще не родились ни массовые читатели, ни писатели. К тому же Гомер был, как известно, слеп и свои произведения декламировал, а точней, исполнял на лире (отсюда и «лирическая поэзия»). Наивно думать, что для исполнения «Иллиа-ды» достаточно было лишь двух часов или даже вечера. Восприятие классических произведений эпохи устной литературы (а другой возможности познакомиться с ними не было) измерялось днями. Классические произведения были многосерийными. Иначе они и не могли бы в то время существовать.
Но это же относилось и к средневековым мистериям — гигантским спектаклям, насчитывавшим до полутысячи исполнителей, когда закрывались городские ворота и все горожане в течение месяца смотрели и обсуждали традиционные постановки, в которых сами же и участвовали. Как правило, это были театрализации Библии. Такие коллективные представления делились не на акты, а на дни, отведенные для карнавальных зрелищ.
(Можно высказать, впрочем, и гипотезы более радикальные. Обратившись к традициям первобытной культуры, мы легко убедимся, что древнейшие охотничьи ритуалы и магические церемонии, например, у папуасов, исполнялись из вечера в вечер на протяжении нескольких недель. А у индейцев Северной Америки такие обрядовые действа длились до нескольких месяцев117. Не дает ли это основание предположить, что в истории художественного творчества принцип серийности если и не предшествовал единичным произведениям, то, по крайней мере, возник с ним одновременно?)
Не обошла этот принцип и великая русская литература XIX века. Первые читатели «Войны и мира» знакомились с героями Льва Толстого не по книге (ее еще не было), а по главам романа, которые печатались в ежемесячном толстом журнале. Это относилось и к другим всемирно известным произведениям — в том числе «Идиоту» Достоевского. Телезрители, негодующие, что десять серий телеэкранизации Г. Бортко они вынуждены были смотреть на протяжении чуть ли не двух недель, вряд ли задумывались над тем, что у первых читателей «Идиота» на знакомство с романом уходил
65
целый год. (Роман печатался в «Русском вестнике» с января по декабрь 1868 года, а дата первого издания книги — 1874). Наконец, говоря о длительных встречах читателей с классическими произведениями на страницах журналов, не следует забывать и недавнюю практику - с возвращением в начале перестройки отсроченных произведений Булгакова, Платонова, Пастернака или Гроссмана именно журналы стали композиционным организующим началом массового чтения*.
Здесь, пожалуй, уместно еще раз вспомнить и рассуждение Ренэ Клера, считавшего, что телефильм ничем не отличается от кинофильма, поскольку любой из них можно без потерь демонстрировать в кинозале. В те годы, когда режиссер-киноклассик высказывал эту догадку, она казалась достаточно убедительной. Но представьте, что недавнему любителю, скажем, «Санта-Барбары», решившим не упускать ни одной «главы» обожаемой серии, будь она задумана для кино, пришлось бы больше тысячи раз ежедневно посещать кинозал!
Дело в том, что кинозрители в зале и телезрители у домашних экранов - аудитории совершенно разные. Посетители в зале - публика, как правило, случайная, собравшаяся на разовый кинопросмотр.
Телевизионная рубрика адресована к завсегдатаям.
Мы свыкаемся с ведущими и героями передач, как с соседями по квартире. Домашний экран настойчиво навязывает нам встречи с одними и теми же рубриками и циклами, пока однажды не выясняется, что мы просто не можем без них обойтись. В свое время читатели, как известно, заставили Конан-Дойля оживить знаменитого во всем мире сыщика и продолжить его приключения. То, что в истории литературы обычно приводится как курьез, на телевидении закономерность. Зритель не позволит уйти с экрана герою, к которому он привязан, безразлично, идет ли речь о реальном или о вымышленном лице.
* Потребность возвращаться к своим героям, жизнь которых не замыкалась рамками единичных произведений (романа, повести, пьесы), в литературе не редкость. Достаточно вспомнить «Человеческую комедию» Бальзака или семейные династии Фолкнера, живущие в созданном воображением автора округе Йокнапатофе (площадь 2400 квадратных миль, население 15611 человек). Так что экранные опыты телевизионной многосерийной драматургии на этом фоне никак не выглядят необычными, а тем более уникальными.
66
«Семейные пьесы», детективные антологии, мелодраматические «истории с продолжением» давно утвердились в телевизионных программах различных стран. Пишут их постоянные авторы, исполняют одни и те же актеры. Такая телевизионная беллетристика составляет до 70% содержания популярных каналов.
Потребность в постоянных героях, сюжетах, рубриках органически свойственна периодике. Свойственна эта потребность и читателям популярных журналов. Ведь Шерлок Холмс стал широко известен не тогда, когда вышли первые две книги о нем («Этюд в багровых тонах» и «Знак четырех»), а когда новеллы о сыщике начали печататься в ежемесячных и еженедельных журналах. Вот тут-то и родилась его слава. И нежелание тысяч поклонников расстаться с любимым героем.
Постоянные зрители — отличительная особенность телеаудитории — предполагают наличие постоянных героев. И если бы многосерийности на телевидении вообще не существовало, ее следовало бы выдумать. Да, собственно, так и произошло.
А отсюда и еще один вывод: пюбой сериал — не только зрелище, но — привычка.
В 1993 году, когда во время сентябрьских событий было приостановлено вещание центральных каналов, тысячи домохозяек вышли на улицы с плакатами «Верните Санта-Барбару!». Для них отмена любимого сериала стала важнее политической катастрофы, которую переживала страна. Многосерийность - не исчадие ада, изобретенное телевидением, и даже не первородное его свойство, в чем уверены исследователи этого рода творчества. Она исторически и изначально присуща литературному и театральному творчеству. И никаким парадоксам тут места нет.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания