Телевидение — это антикино
До того, как формула Клера была развернута в доказательную концепцию «малоэкранного кино» А. Вольфсоном (1961), серьезную попытку эстетически осмыслить самоценность живого вещания (самоценность, предугаданную еще в блистательном пророчестве Эйзенштейна), предпринял В. Саппак в своей известной статье в «Новом мире»30. В то время как А. Вольфсон вслед за Клером рассуждает о поэтике зрелища сочиненного или об экранных художественных произведениях, наибольший интерес у В. Саппака вызывает жизнь «в первоисточнике», несущая в себе, по мнению критика, свои собственные художественные потенции.
Своеобразие публикаций В. Саппака (резко отличающее его от статей оппонентов) — «привязанность» к телевизионной экранной практике. Его осторожные и одновременно дерзкие обобщения и прогнозы - плод трехлетнего «бессменного дежурства» у телевизора, на которое он был обречен болезнью (к несчастью для него и к счастью для телевизионной теории, обязанной ему своим рождением более чем кому-либо). Проницательного зрителя поражали разнообразия проявления «жизни в формах жизни», пробуждающие у нас такую же «радость узнавания», какую вызывали у киноаудитории первые фильмы Люмьеров (сколь ни огорчительно это для С. Фурцевой и М. Ямпольского).
Но телевидение продвинулось дальше Люмьеров. Оно даровало нам «новое качество достоверности». Снова и снова, пытаясь прояснить содержание этого термина, критик перебирает исхо-
15
дные признаки телевизионности - документальность, эффект присутствия, импровизационность (рождение на глазах, «жизнь врасплох»), интимность, сиюминутность. Определения эти — не заслуга В. Саппака. В том или ином сочетании мы встречаем их в лексиконе едва ли не всех участников полемики 60-х годов.
Осужденный на домашнее заточение, он особенно пристально наблюдает на телеэкране живую жизнь в ее непреображенно-сти, в неотобранности ее течения. Надо ли удивляться, что само стремление остановить неостановимое, запечатлеть мимолетность на кинопленку (подобно натуралисту, превращающему бабочку в экспонат коллекции) заключало, на его взгляд, реальную опасность для формирующейся у нас на глазах эстетической данности? Попытка законсервировать живое изображение, не говоря уже о потенциально губительном киномонтаже, воспринималась им как уход от подлинной телевизионности, где «неотобранность материала составляет для нас особую привлекательность, рождая впечатление его полнейшей достоверности»31.
Впрочем, эти сомнения, вызвавшие у его оппонентов (особенно будущих) целую гамму эмоций — от недоумения до открытого раздражения, - нисколько не казались странными читателям публикации в «Новом мире». Слишком живы были еще впечатления от опьяняющих репортажей со Всемирного фестиваля, от прямых трансляций из космоса, от студийных встреч с непредугаданными сюрпризами. Конечно, количество таких откровений было невелико, но ведь и сравнивать их с чем-то подобным не приходилось - подобного просто не было.
У В. Саппака были все основания для реального беспокойства.
В самом деле, что представляли собою кинодокументалистика и телехроника того времени? На экране в изобилии демонстрировались «обзорные» киноочерки местных студий. «Пленка убедительно показывает, что в городе N. есть промышленность, научно-исследовательские и учебные институты, люди не только работают, но и отдыхают (кадры театра, музея, парка культуры), под конец для «утепления» — обаятельные детские мордашки (символизирующие будущее!), — описывал тогда же подобные ленты С. Зели-кин. - Уверенный дикторский голос, прорепетированные интонации. Иногда кажется, что многие из этих фильмов сделаны одним человеком, который ездил из города в город»32. У «бессменного дежурно-
16
го» не было запаса тех наблюдений, которым располагали его будущие критики: телевизионных фильмов, обладающих сколько-нибудь самостоятельной ценностью (за исключением разве что «Загадки НФИ» И. Андроникова, которой тогда еще не существовало).
Изданная в 1963 г. книга В. Саппака «Телевидение и мы» (куда вошли и его предыдущие публикации) стала подлинным катализатором эстетического самосознания новой музы. «С ним можно не соглашаться, но обойтись без его книги в телевизионной критике отныне нельзя», - писал четыре года спустя А. Свободин33. Телекритики и не обходились, многие — уже хотя бы потому, что не соглашались. Особое возмущение сторонников «малоэкранного кино» продолжала вызывать апологетизация жизни в сиюминутности ее бытия. Но именно этот эффект присутствия и питал антикинематографический пафос автора «Телевидения и мы».
В тот год, когда книга В. Саппака (автора уже не было в живых) увидела свет, Центральное телевидение показало премьеру фильма харьковчанина С. Зеликина «По законам нашего завтра». Посвященная Северодонецку — молодому городу химиков, эта лента была, казалось бы, обречена на ту самую обзорность, которую так ехидно описывал режиссер в «Искусстве кино», и на привычный сарказм искушенного зрителя-скептика («Опять эти громкие фразы! Знаем, читали...»). «Когда я писал сценарий, я видел перед собой его ироническую полуулыбку, — вспоминал впоследствии режиссер. -Хотелось спорить каждым кадром, каждой фразой... Так родилась интонация фильма-спора, фильма-доказательства»34.
Отказавшись от диктора, автор сам решил прокомментировать отснятые кадры. Вместо холодного профессионального голоса в фильме впервые зазвучала взволнованность очевидца. «С. Зе-ликин заражает нас своим отношением... В его рассуждениях все время ощущается движение мысли... Вам ничто не мешает думать, размышлять вместе с автором», — писали рецензенты35. (Текст «По законам нашего завтра», напечатанный в журнале «Советское радио и телевидение», был первой опубликованной монтажной записью документального телефильма.)
Годом позже И. Беляев, снимая картину о новосибирском академгородке, предложил его жителям рассказать, что сняли бы они сами на месте кинематографиста? Этим решением, пришедшим к режиссеру по ходу съемок, мы обязаны появлению первого
17
фильма-анкеты («Город рассказывает о себе», 1964). Следующим экспериментом того же года стал его трехсерииныи «Сахалинский характер». «Результат поражал. Серия интервью, привезенная для телеэкрана, оказалась, может быть, более ценной, чем любые другие трофеи отважных путешественников в дальние страны и в глубь веков, чем находки полезных минералов», — отозвался рецензент «Советской культуры»36.
«По законам нашего завтра», «Сахалинский характер», «Путешествие в будни», «Чайки рождаются у моря», «Дорога легла за экватор», «Симфония» — названия репортажных лент, постоянно повторявшиеся в рецензиях середины 60-х годов.
Казалось бы, все доводы противников киносъемки обнаружили свою полную несостоятельность. Но тут последовал непредвиденный поворот. Создатели телефильмов, которые должны были стать наиболее непримиримыми антагонистами автора «Телевидение и мы», выступавшего против всякой кинозаписи, продолжали ссылаться на книгу и черпать в ней новые силы для экранных экспериментов. Снимая картины, они не переставали отстаивать те понятия, которыми оперировал В. Саппак, в том числе сиюминутность, импровизационность и эффект присутствия. Чтобы разобраться в этой парадоксальной коллизии, нам придется снова вернуться к тогдашним дискуссиям.
Эволюция телефильма, формировавшегося в 60-х, трактуется, в чем мы уже убедились, киноцентристами однозначно -период ученичества у кино. Едва избавившись от диктата прямой передачи — неудобства, вытекающего из условий несовершенной техники, документалисты с воодушевлением обратились к возможностям кинотворчества, позволяющего «заранее все отснять, проверить, переделать, убедиться, что все, как надо, и затем выдать в эфир». На первых порах создатели телефильма, по сути дела, дублировали работу своих коллег. «Даже самые доброжелательные исследователи ТВ еще не ставили вопроса о возникновении нового телеискусства»37. Начав с трансляций готовых кинокартин и затем откровенного подражания своему собрату, телевидение, согласно этой широко бытующей периодизации, лишь впоследствии, наконец, пришло к осознанию выразительных средств, дающих возможность говорить о произведениях собственно телевизионного кинематографа.
18
Весьма характерно, что среди авторов этих взглядов почти отсутствуют непосредственные участники тех дискуссий, в атмосфере которых и складывалась поэтика телефильма. Однако совершенно иную картину рисуют воспоминания самих создателей передач и фильмов.
«На заре туманной юности было у ТВ одно — ныне почти забытое — пугающе трудное в реальном применении, но зато прекрасное в своей сути качество, вокруг него велись поиски собственного «я», непохожести, преодоления эпигонства, споры о специфике. С ним связывалось будущее телевидения... Это качество, разумеется, — «прямое» ТВ», — пишет ветеран тележурналистики, ныне профессор МГУ Р. Борецкий38. «Репортаж! Это как откровение. Как побег из душной комнаты на свежий ветер... - вспоминает режиссер И. Беляев. — С глаз спала пелена. Убрали шоры. Захотелось не выдумывать жизнь, а изучать ее. Старые модели отработали»39. И действительно, в то время, когда в документальном кино торжествовали постановочные принципы, а метод «восстановления факта» даже входил в учебники, когда операторы, только что окончившие ВГИК, подходили к построению кадра, как художники к живописному полотну, а режиссеры, пришедшие на телевидение из театра, ставили интервью, как сцены из Шекспира, «журналисты 60-х годов отчаянно боролись... против того, чтобы заставлять выступающих заучивать текст или разыгрывать эпизоды из жизни», — подтверждает сценарист и ведущий Г. Кузнецов40.
Так что же являли собою 60-е - период бури и натиска, эру поисков и восторга или школу смиренного ученичества у более опытного собрата? Чем объяснить полярные представления об одном и том же периоде? Избирательностью восприятия более поздних исследователей, исходящих не столько из собственных наблюдений (их просто не было), сколько из общей эстетической установки, приводившей к аналогичным выводам, что в свою очередь создавало иллюзию правоты? («Ничто так не мешает видеть, как точка зрения», - не без лукавства заметил один афорист.) Или столь же понятная ностальгия непосредственных участников тех дискуссий, которая далеко не всегда оказывается в ладах с реальностью (мемуары подчас куда менее достовернее дневников), но зато сближает людей, предающихся общим воспоминаниям, что опять-таки создает ощущение коллективной причастности к истине?
19
Именно конфронтация киноцентристов и телецентристов, заставлявшая обе стороны поляризовать свои точки зрения, и породила в конечном счете эти две исторические модели становления телефильма. Какая же из них соответствует фактам?
Или существует третья, «доподлинная» история, которую и предстоит реконструировать заново?
Ответить на эти вопросы невозможно, не обратившись к самой полемике того времени, а такая задача ставит перед исследователем проблему первоисточников. Как ни странно покажется на первый взгляд, но наименее надежный из них в нашем случае — книги. Живая полемика разворачивалась в те годы главным образом в периодике. Собственно, первыми книгами, посвященными документальному телефильму, были сборники газетных и журнальных статей41. В 1971 г. публикуется первая подборка телесценариев, в том числе и документальных фильмов («ТВ-публицист»). И лишь в 1973-м - первая монография: А. Руденко «Пределы видимости». (Впрочем, основным содержанием этой книги также послужили рецензии автора, публиковавшиеся на протяжении ряда лет в «Советской культуре».)
Исследовательская мысль 60-х годов, подготавливающая теорию телефильма, менее всего была книжной. Это можно понять. В период, когда каждый себя чувствовал первопроходцем, а развитие техники опережало творческую квалификацию режиссеров, теория развивалась стремительно. Авторы то и дело пересматривали свои воззрения, концепции рождались и лопались, как мыльные пузыри, экранная практика обгоняла устаревшие за год представления. (Реконструировать сегодня становление документального телефильма по книгам и монографиям - все равно что пытаться составить себе представление об отшумевшем дожде по нескольким каплям, осевшим на оконном стекле.) А ведь существовал еще оппонентный круг из устного общения — семинары, конференции, круглые столы на зональных и всесоюзных смотрах, не говоря уже о регулярно издаваемых сборниках с переводами зарубежной телепечати, вызывавших горячее любопытство тогдашних практиков. (С начала 70-х издание этих сборников на Гостелерадио было прекращено.)
К сожалению, вся эта сфера, питавшая коллективную мысль и экранное творчество, почти не известна последующим исследо-
20
вателям. Не удивительно, что отдельные извлечения из статей того времени воспринимаются нынешним читателем как некие завершенные формулы, а не реплики в споре, вне которого они вообще лишены оттенков, а то и смысла, понятного тогдашней аудитории. (В живом контексте такой полемики рождались публикации В. Сап-пака, А. Вольфсона, И. Беляева, С. Зеликина и др.)
Ученичество у кинематографа и стыдливое отношение к прямой передаче? Ничего нет более далекого от истины, чем подобные утверждения. Телевидение не только не испытывало желания «притворяться» кинематографом, но, напротив, старалось стилизовать все снимаемое на пленку под передачу, чтобы не выдать инородное происхождение этих съемок. Киновставки к живым спектаклям и концертные номера подавались так, чтобы сохранить иллюзию непосредственной трансляции. (Этому же принципу следовали и создатели первых телефильмов-спектаклей. Правда, при повторном показе «обман разоблачался».)
«Нет, не малоэкранное кино!» - назвал свой ответ А. Вольф-сону Р. Ильин42. Для работников телевидения существует «только одно незыблемое правило, — писал он еще два года спустя, — беспрерывно искать, дерзать, открывать... накапливать творческий опыт, сталкивать телевидение с другими, более старыми и развитыми искусствами — особенно с театром и кинематографией»43.
Сталкивать или дублировать — понятия не аналогичные.
К тому же тенденция рассматривать телевидение как разновидность кинематографа, предостерегали некоторые участники дискуссий, не так безобидна и умозрительна. Достаточно вспомнить, что в свое время стремление видеть в кино разновидность театра надолго задержало кинематограф на стадии репродукцион-ности.
«Вы еще не профессионалы, а любители. Не бойтесь и не стыдитесь этого, — обращался к работникам телевидения С. Образцов. - Новое открывают любители, потому что у нового нет профессии... Знания - аксиомы, но в атаку идут с гипотезой»44. «Когда-нибудь о нынешних режиссерах, операторах и дикторах телевидения будут писать как о новаторах, первооткрывателях телеискусства», — утверждал И. Андроников, убежденный в том, что «телевидение сказочно по природе своей», что оно есть чудо, и если «искусство не терпит штампа, то чудо — тем более»45. «Мы то и дело в пого-
21
не за «кинематографичностью» лишаем себя «телегеничности», собственной родовой специфики! — настаивал Р. Ильин. — Жаль! Возможно, это пройдет... Скорее бы! Вообще, уже пора кончать играть в кино на телевидении»46.
Воздействие телевизионной стилистики ощущали на себе и кинорежиссеры игровых фильмов. Так, снимая для телевидения «Из Нью-Йорка — в Ясную поляну», Ф. Эмлер стремился учитывать законы прямой телепередачи (в картине участвует диктор Анна Шилова), а также особенности малого экрана и восприятия - обилие крупных планов, особый монтаж и, главное, телекамеру-собеседницу: «Если актер случайно взглянет в объектив, то немедленно последует команда: «Стоп!». Кадр будет считаться бракованным. В телевидении - наоборот!»47. Впервые на это свойство обратил внимание М. Ромм. «Особенность телевидения в том, что у зрителя должно возникать ощущение, что говорящий с экрана обращается непосредственно к нему», - писал он в 1959 г., полагая все еще, что телевидение находится на иждивении у кинематографа48. Семь лет спустя в интервью «Наш достойный соперник» (само название свидетельствовало об изменившемся отношении к возможностям маленького экрана) М. Ромм размышляет о таких принципах теле-визионности, как прямое наблюдение жизни, импровизационность («ближе всего к телевизионному зрелищу будущего стоит сейчас КВН») и сиюминутность рождения мысли49.
В то время, как группа кинооператоров - недавних выпускников ВГИКа, пришедших на ЦСТ, пыталась дотянуться до Большого кинематографа, опыт незабываемых фестивальных трансляций, «КВНа», «Эстафеты новостей» задавал совершенно другой эталон подхода. Учиться исследовать жизнь у документального кинематографа? Куда там! «Правда телерепортажей столкнулась с неправдой киноочерков», — характеризует эту ситуацию И. Беляев в 1965 г.50. «У зрителей постепенно складывался образ реальной, а не кинематографической «очищенной» действительности, - анализировал тот же процесс С. Колосов. - На новом этапе, когда так выросла роль прямого телевидения, телефильм уже не мог оставаться нейтральным к этой главной эстетической доминанте»51.
Нейтральным телефильм и не оставался.
22
Беляев и Зеликин —
оппоненты или союзники? Полемика
Неправда киноочерка, столь резко обнаженная сопоставлением с доподлинным телерепортажем, и была той реальной опасностью, тревожившей в свое время В. Саппака, который связывал киноконсервацию с возможностью отбрасывать «лишнее», то есть наиболее существенное и достоверное. Именно подобные киноочерки и заставляли ощутить самоценность живой трансляции.
Через несколько лет, однако, дилемма «прямое телевидение или пленка» была снята с повестки дня, что называется, явочным порядком — в результате совершенствования телетехники. Советское телевидение вступило в эпоху видеозаписи. Что не означало, что спор между киноцентристами и телецентристами был исчерпан. Напротив, ведь если сама киносъемка осуществляется по законам телевизионного творчества, зрителю и в голову не придет, что он видит пленку.
Не случайно свою первую теоретическую статью еще в середине 60-х И. Беляев строит как диалог между «кинематографистом» и «телевизионником». Категорически не соглашаясь с тем, что телефильм должен говорить со зрителем на языке кино, автор (выступающий, разумеется, от имени «телевизионника») настаивает на языке репортажного телевидения. В то время как киноэкран предлагает нам предельный сгусток, выжимки, концентрат происходившего перед камерой, прямое телевидение позволяет «рассмотреть событие более полно, не исключая даже «второстепенных деталей», поскольку «продолжительность телерепортажа есть продолжительность самого события». Наличие кинокамеры не исключает эффекта присутствия, ибо последний «рождается не из факта сиюминутности показываемого события, а благодаря... сознанию, что к событию никто «не прикасался». Телефильм должен быть для зрителя как бы живой трансляцией с места события. «Мы расходимся с вами, - поясняет «телевизионник» своему коллеге, - в методах консервации. Вы приготовляете чудесный нектар, вроде виноградного сока. Мы хотим донести нетронутую виноградную кисть»52.
Годом позже «Искусство кино» организует круглый стол «те-левизионистов» (характерны сами попытки противопоставить «кинематографисту» или «киношнику» свою сословную терминологию -
23
«телевизионник», «телевизионщик», «телевизионист»). Именно на этой дискуссии впервые прозвучала идея И. Беляева об «активной небрежности». В самом деле, коль скоро в прямой передаче нас привлекает неотобранность происходящего перед камерой, кто нам мешает эту неотобранность создавать искусственно? «Меня радует «неорганизованный» кадр, в котором на первом плане мы, допустим, видим полголовы, меня радует дрожание, переброска камеры, переброска оптики... Я иногда специально создаю этот «брак», чтобы у зрителя возникло впечатление подлинного репортажа!»53. Если сценарист будет писать телесценарий, а не киносценарий, если оператор будет мыслить себя телеоператором, а не кинооператором, то и зритель, по логике Беляева, ощутит себя телезрителем, а не кинозрителем54.
Иначе говоря, обращение к пленке — не помеха эффекту присутствия. Целостность изображаемого события может быть сохранена и посредством кинофиксации. Даже непредугаданные накладки и огрехи можно предусмотреть заранее. Окончательную редакцию этих взглядов режиссер излагает в программной статье «Безусловный фильм», само название которой звучит контртезой «малоэкранному кино» с его условным пространством и временем.
Эффект присутствия — не синоним сиюминутности, - повторяет автор. Видеозапись и кинопленка сами по себе его не уничтожают. С другой стороны, мы не раз наблюдали, как неуклюжие телерепортажи, транслировавшиеся впрямую, не создавали у зрителя никакого ощущения соприсутствия. Психология телезрителя-очевидца, следящего за трансляцией, скажем, футбольного матча, в том, что он наблюдает событие «без посредника или, лучше сказать, одновременно с посредником (оператором, режиссером, комментатором)». Игра на поле - не продукт режиссерского представления. Автор здесь не в силах вмешаться в действие. Вот почему «телефильм тем совершеннее по форме, чем ближе он к живому телезрелищу». А коль скоро непрерывная протяженность происходящего и рождает у зрителя иллюзию, что он «наблюдает жизнь без посредника», отчего бы не создать киносредствами иллюзию этой иллюзии? Подобное устранение «посредника» во имя телевизионной объективности (разумеется, устранение кажущееся и объективность мнимая), по мнению И. Беляева, кинематографу недоступно: «вера в абсолютную достоверность кино сейчас может рассматри-
24
ваться как факт психического заболевания». Вместе с тем, вопреки В. Саппаку, автор «Безусловного фильма» категорически отказывает в художественных потенциях живому документальному телевидению, «в какой бы совершенной форме оно не выступало». Живое телевидение - не искусство, а журналистика XX в., и если способно становиться искусством, то лишь при условии, что «перестает быть собственно телевидением»55.
Вторая обратившая на себя внимание концепция середины 60-х принадлежит С. Зеликину. Признавая, как и его коллега, что киносъемка не исключает эффекта присутствия, Зеликин решительно отказывается трактовать этот феномен как «жизнь без посредника». Существует не один, а два вида сиюминутности - «сиюминутность того, что происходит на экране, и сиюминутность рождения авторской позиции по отношению к тому, что происходит»56.
Вторая сфера занимает режиссера в значительно большей степени. Эффект присутствия в этом случае возникает не как результат одномоментности действия и его восприятия зрителем, и даже не от того, что зритель себя чувствует «очевидцем» события, но в силу того, что он ощущает себя соучастником авторских размышлений. «Сиюминутность достоверности нельзя создать «смазанным затылком», «дрожанием камеры», - полемизирует он с Беляевым57. «Самоустранению» посредника — оператора, режиссера и комментатора (последнего особенно) — противопоставляется активность отношения их к происходящему. Не без посредника, а именно «вместе с посредником». (Любой болельщик тотчас уловит разницу между комментарием, произносимым во время матча, когда обозреватель и сам не представляет исхода игры, и тем текстом, что бывает начитан позже, когда результат известен.) В отличие от безусловной (объективированной) модели мы имеем тут дело с фильмом открыто авторским (субъективным). «В телевизионном документальном фильме должен быть своеобразный лирический герой, который существовал бы за каждым кадром»58.
Легко догадаться, что эта концепция выросла из поэтики «По законам нашего завтра» (как ее теоретическое обоснование) в той же мере, что и концепция «безусловного фильма» из опыта беляевских лент «Город рассказывает о себе» и «Сахалинский характер». (Экранными аргументами Зеликина выступают и кинофильмы — «Удивительное рядом» С. Образцова, а чуть позже
25
«Обыкновенный фашизм» М. Ромма с их свободным закадровым комментарием).
Однако при всем различии двух подходов оба режиссера сходятся на принципе невмешательства (как можно меньше вторгаться в сам ход происходящего) и на целостности изображаемого события как обязательном условии телевизионности. «Кинематограф — фруктовые консервы, телевидение — свежие фрукты», — утверждает Зе-ликин, почти буквально повторяя беляевскую аналогию с виноградным соком и виноградной кистью. Речь идет о непрепарированной действительности, о реальности, не подвергшейся чересчур разрушительному воздействию киномонтажа. И если во время прямой трансляции эта целостность соблюдается, поскольку иначе происходить не может, то при создании телефильма такое отношение к действительности понимается скорее как творческое задание.
Таким образом с появлением телефильмов, сохраняющих в себе черты телевизионности, становилось ясно: эффект присутствия не проходит по линии «трансляция или киносъемка». Наличие пленки (кино или видео) — граница чаще всего непринципиальная*.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания