Публицистика «деловая» и «нравственная»
Осознание того, что, уходя от проблем окружающей жизни, телевизионный кинематограф теряет доверие зрителя, привело к его тематической переориентации. Конечно, само обращение к социальной практике еще не означало разрыва с нормативной эстетикой, сформированной обзорно-хроникальными установками. Хотя эти фильмы нельзя было упрекнуть в отсутствии интереса к живой реальности, узнаваемость и перечислительность оставались их преобладающими чертами. Поначалу документалисты, как правило, шли по следам проблем, уже апробированных в газетных публикациях и прямом эфире. Заколоченные избы, покинутые крестьянами, и однотипные беседы в отделах кадров заводов с рабочими, подавшими заявление об уходе, кочевали из фильма в фильм, не подвергаясь никакому анализу на экране. Так в одной из лент, посвященной жителям Севера, авторы пытались одновременно рассказать об отсутствии пастбищ, о нехватке оленеводов, о забвении местных традиций народного ремесла, об обезображенной бочкотарой тундре, о проблеме шабашников... Традиционный когда-то перечень достижений вытеснялся не менее длинным, но никак не осмысленным перечнем недостатков.
Возникал новый жанр - отчетно-публицистический телефильм.
Аналитичность и обзорность — понятия, противопоказанные друг другу. Фильм скользит по поверхности, когда авторы не пытаются выявить, из какого противоречия вырастает та или иная тревожащая коллизия или какой социальной необходимостью обусловлен заинтересовавший документалистов эксперимент.
132
Другой попыткой ухода от анализа (неважно - сознательно или «по неумению») была установка на уникальность изображаемого эксперимента и одержимость инициаторов. Ощущение исключительности от самих интерьеров - цветочных оранжерей и сверкающих медкабинетов на предприятиях или теплиц на стройках — пронизывало такие картины едва ли не от первого до последнего кадра. Но почему профессионально организованное медицинское обслуживание на заводе зритель должен принять как нечто из ряда вон выходящее? И не лучше ли вместо того, чтобы всячески подчеркивать необычность нормально действующего предприятия, задуматься, как покончить с такой необычностью и что мешает другим предприятиям работать не хуже? «Наш рассказ о человеке, которого без преувеличения можно назвать подвижником» -представляют своего героя авторы фильма «Что вас тревожит?» («Экран»)», объясняя произошедшие на предприятии перемены исключительно особенностями директорского характера, его умением «стены пробивать».
О каких стенах речь? Не о тех ли, что мешают не только герою фильма? И не только на этом заводе?
Авторская тональность подобного рода лент - беспредельное умиление по отношению к смельчакам (одержимым, подвижникам), которым нипочем никакие стены и которые готовы, если верить экранной версии, пробивать их один на один. Но подвижники — натуры исключительные, что не может не наводить на мысль: образцовые предприятия своим благополучием обязаны образцовым директорам. Одним словом, каждому предприятию — своего подвижника.
Этим и исчерпывалась глубина анализа.
Анализируя подобные фильмы, экономист Г. Лисичкин призывал документалистов не покупаться на дешевый прием - показывать своих героев «этакими хозяйственными суперменами, способными в неизменных заданных условиях хозяйствования творить экономические чуда, тогда как все другие сгорают, как бабочки, летящие на огонь»163. Преодоление всех трудностей экономики такие произведения пытаются объяснить лишь субъективными качествами руководителей.
Экономист призывал к исцелению от наивности.
Ни конфликтный характер, ни конфликтная ситуация сами по себе не создают публицистического произведения. Последнее воз-
133
никает, когда документалист стремится проникнуть в подкорку явления, знакомит нас с альтернативными точками зрения и не подменяет готовым псевдорешением существующие противоречия.
Конечно, документалисты вправе были бы возразить: мы такой задачи не ставили. Пускай об инерции хозяйственного мышления размышляют эксперты. Наша цель скромнее — познакомить аудиторию с результатом интересного опыта, поддержать создателей. Но знакомство с результатами опыта было бы намного полезнее в популярной информационной программе, уже потому хотя бы, что о нем узнало бы несравненно большее количество зрителей. Не возникало бы тогда и досадного чувства несоответствия между материалом, дающим повод для серьезного размышления, и непритязательной авторской целью, вполне разрешимой в пределах информационного киносюжета. Авторы писем, приходящих в студию после демонстрации подобных картин-панегириков, требовали выслать им адрес предприятия, которым руководит «герой». Они писали не о том, как переменить порядки на собственном производстве, но как переехать туда, где все уже достигнуто и без их помощи.
Характер экранного разговора задавал и характер почты.
Все это не могло не заставить задуматься заново: так что же такое проблемный фильм?
«Работа над фильмом есть сумма вопросов к себе и к жизни, ответы на которые мы получаем по ходу съемки», - это наблюдение одного из режиссеров-документалистов вполне соотносимо и с публицистикой вообще. Именно характер вопросов позволяет судить об уровне социального мышления журналиста.
Сталкиваясь с неприглядными сторонами жизни, документалисты учились не отворачивать в сторону камеру. («Смотреть эти кадры невыносимо, но постарайтесь не отводить глаза, — услышат зрители в одном из фильмов. — Просим извинить за плохое качество этих кадров, но без них мы не могли обойтись».)
Наиболее конструктивны и показательны в этом отношении были три картины, снятые в 1980 г. в Тбилиси, Саратове и Москве.
В первом случае режиссер О. Гвасалия, рассказывая о плюсах и минусах репетиторства, о падении престижа учительской профессии и последствиях перегруженности школьной программы, обратился к приему киноанкеты («70 вопросов»)»; во втором Д. Лунь-
134
ков, касаясь оскудения духовных потребностей нынешнего села, прибег к монтажной дискуссии — своего рода коллективному разбирательству («Чего не хватает Донгузу?»); в третьем А. Габрилович и С. Зеликин (речь идет о цикле фильмов «Семейный круг») воспользовались самыми различными формами - от экранного диспута до частной хроники-наблюдения.
Все три работы подтвердили, что проблема как таковая способна действительно стать предметом анализа на экране. Причем анализ осуществлялся совместно с участниками картины, непосредственно причастными к исследуемым вопросам, — крестьянами, учителями и школьниками, супругами со стажем и молодоженами. Их мнения и составляли драматургическую ткань коллективного обсуждения.
К тому же экранный анализ во всех трех случаях был рассчитан на активное социальное последействие.
Премьере «70 вопросов» по грузинскому телевидению предшествовала многочасовая дискуссия в студии после предварительного показа, записанная на пленку и продемонстрированная после премьеры. О цепной реакции зрительского сотворчества свидетельствовали и тысячи писем, полученных в ответ на «Семейный круг» - цикл киноисследований, знакомящих со многими сторонами явления: трудности первого года семейной жизни («Паша плюс Ира»), борьба за лидерство между супругами («Кто у вас глава семьи?»), сколько иметь детей («Третий не лишний»), в чем роль современных бабушек («Как живете, бабушки?»). За прозаическими, на первый взгляд, вопросами повседневного быта вставали сложнейшие социально-демографические коллизии. Этот опыт еще раз убедил, что обращение к сериям - наиболее действенный способ вести разговор с экрана, позволяющий зрителю ощутить себя причастным теме и авторским размышлениям.
Телефильм — стратегический вид вещания. Казалось бы, этим и должен быть обусловлен особый характер взаимодействия этой части эфирной продукции с повседневной программой. «Если прибегать к военной терминологии, — писал один из авторов «Семейного круга», — то в пропагандистском наступлении телефильм — артиллерия, а живое ежедневное вещание - пехота. Нелепо, когда проведена артиллерийская подготовка, а после этого пехота не идет в атаку — зачем же потрачены снаряды? Фильмы должны иметь «по-
135
следствие», продолжаться и развиваться в телепередачах, давать повод и материал для дискуссий на экране»164.
К сожалению, пожелания режиссера не возымели воздействия.
Картина «Чего не хватает Донгузу?», представленная на Всесоюзный фестивать телефильмов Саратовской студией, прошла почти незамеченной, получив полуутешительный приз «за воплощение образа сельского труженика на экране», формулировка которого ни в коей мере не отражала жанровой принадлежности ленты. «70 вопросов» не были показаны всесоюзной аудитории вообще, хотя кричащее неблагополучие в школе, чему посвящалась картина, не заключало в себе никакой национальной специфики. «Семейный круг» прошел по ЦТ через 11 месяцев после его завершения, утратив на пути к экрану одну из серий, положенную на полку.
И все же поворот к социальной практике состоялся. В 1981 г. сразу три центральные газеты («Правда», «Советская культура», «Литературная газета») развернули на своих страницах дискуссии о проблемах документального телекино. Годом раньше издательство «Искусство» предприняло регулярный выпуск сборников сценариев документальных телефильмов. В течение ближайших нескольких лет были опубликованы уже упомянутые монографии известных мастеров экранной документалистики — М. Голдовской («Человек крупным планом», 1981), И. Беляева («Спектакль без актера», 1982), Д. Лунькова («Куриловские калачи», 1984), В. Никиткиной («Свет на лицах», 1984).
Проблема как предмет экранного разбирательства все более обретала права гражданства. Начиная с Ереванского фестиваля (1981), каждый пятый-шестой из документальных фильмов, выдвинутых на конкурсную программу, заявлялся как проблемный, т.е. так или иначе затрагивающий острые вопросы социально-экономической жизни (хотя далеко не каждый отвечал условиям жанра, то и дело соскальзывая на привычную тропу обзорности).
В эти годы в прессе вновь возобновляются споры о социальных функциях и методах публицистики. По ходу полемики, как всегда бывает, обостряются и поляризуются позиции оппонентов. Наиболее отчетливо противоборствуют два подхода. Для первого материалом анализа служила та или иная экономическая ситуация, для второго — общественная мораль и нравственность. Читатель или
136
телезритель легко угадывал эту авторскую ориентацию - «на темы экономики» или «на темы морали».
В первом случае действенность выступления измеряется мерами, предпринятыми ответчиками (предприятием или ведомством). Профессионализм документалиста здесь заключается в умении обнаружить этих ответчиков, исследовать взаимоотношения между ними, выявить противоречие в экономике, породившее тревожащую коллизию. «Конечный продукт» такой деловой публицистики - изменение ситуации под воздействием изменившихся обстоятельств (экономических рычагов, материальных стимулов и пр.). Корень зла здесь ищут не в личностях, а в методах хозяйствования. Не отвлекаясь на поиски стрелочника и бюрократа (один из которых ни в чем не виноват, а другой - во всем), документалисты устанавливают, какие именно обстоятельства и условия заставляют людей (в том числе стрелочника и бюрократа) совершать поступки, которые им совершать бы не следовало. При этом идеальная публицистика действует без страха, невзирая на лица, и расширяет круг поиска, не пасуя перед рангом ответчика.
Деловая публицистика ориентирована на объективные факторы.
Сторонников второго подхода интересует не столько дело как таковое, сколько отношение человека к делу. Свою задачу они видят в воздействии на жизненные позиции или, как говорили прежде, на «общественное состояние умов», что ведет к «улучшению нравов».
Принятие мер не «работает» в сфере морали. Да и какие меры можно принять по отношению к эгоизму, равнодушию, бессердечию, ненаказуемым юридически (впрочем, и юридической силой публицистика не располагает). Порок неподсуден, если не иметь в виду, разумеется, суд общественности, суд чести.
Таковы позиции публицистики нравственной (художественной, писательской, очерковой, как ее еще называли, исходя из литературной традиции).
Она ориентирована на факторы субъективные.
Посмотрим, как действует первая из моделей применительно к телепублицистике.
Авторы «Исключения из правил» («Экран», 1984) - журналист и ведущий Ю. Миронов и режиссер С. Логинов — рассказывают, как
137
на одном из мелитопольских заводов конструкторы разработали новую технологию производства дефицитных поршневых колец. Их изделия значительно долговечнее, в десять раз легче и во столько же раз дешевле. Государство получило выигрыш в миллион рублей, а завод... в убытке. Резко упала зарплата. Невыполнение плана в тоннах.
Почему же идеи изобретателей, приносящие стране миллионные прибыли, оказываются невыгодны предприятию? О какие стены разбиваются усилия конструкторов? Откуда эта незаинтересованность в их работах? Чем объяснить волокиту, оборачивающуюся миллионными потерями для страны? Вот «сумма вопросов», ответы на которые авторы ищут по ходу съемок. Противоречия между наукой и производством, между интересами государства и интересами предприятия драматически сказываются как на судьбах конструкторов (чьи же интересы они отстаивают?), так и самого производства. Но если существующие нормативы и правила лишь воспроизводят подобные ситуации, то не пора ли пересмотреть сами правила? Над этим и размышляют участники фильма — инженеры, конструкторы, руководители, представители коллегии Госкомцен.
Конечно, чтобы провести такого рода расследование, автор должен сам разбираться в поставленных им вопросах и быть компетентным в изучаемой сфере. Неслучайно авторами наиболее удачных из этих фильмов становятся профессиональные журналисты-экономисты «со стороны». Мало того, все чаще в картинах они выступали и в роли интервьюеров.
В свое время появление сценариста в качестве комментатора администрация Гостелерадио восприняла как ничем не оправданную саморекламу («выпячивание», по выражению Жибера). Автору было указано впредь ограничивать свои самопроявления лишь закадровым текстом, и при этом как можно реже. Выступления в той же функции Р. Каремяэ («Мое я», «Жизнестойкость») остались экспериментами эпизодическими, поскольку эти фильмы по Центральному телевидению также показаны не были, а на республиканском продолжения не имели. Потребовалось больше десятилетия, прежде чем фигура публициста снова вернулась в кадр.
«Так почему же я все-таки проиграл?» - спрашивает ведущий и сценарист «Извлечения корня» Ю. Черниченко (реж. А. Добровольский, «Экран», 1981) через семь лет после того, как заключил
138
пари на колхозном поле со своей старой приятельницей, свекловодом тетей Машей, уверяя ее, что тяпка раньше уйдет из практики, чем тетя Маша на пенсию. «Глядеть надо в корень, — объясняют документалисту-писателю в Новокубанском райкоме партии, - но прежде тот корень надо иметь. Берите-ка тяпку, делянку и осенью сами расскажете, почему...» Так рождается название ленты (речь идет об извлечении корня свеклы, но не только).
Следуя совету, Ю. Черниченко определяется стажером на свекловичной плантации, встает на котловое довольствие, получает делянку. Нетрудно понять, что такая драматургическая завязка, где автор сам выступает героем и «провокатором», сразу вводит зрителя в суть проблемы и создает интригу, заставляющую следить за действием.
В жанре репортажа-расследования был построен и фильм А. Радова «Цена эксперимента» (реж. С. Васильева, «Экран», 1981), посвященный знаменитому эксперименту на Щекинском комбинате, где новые методы работы столкнулись с прежними принципами управления.
Коллективный и заинтересованный поиск истины. Как далеко ушел он от той авторской установки на уникальность эксперимента или одержимость инициаторов, которой довольствовались создатели прежних фильмов. Телевизионная кинодокументалистика излечивалась от наивности, училась ставить вопросы, привлекая к публичному обсуждению все причастные стороны.
Публицист выступает всегда извлекателем корня, помогая разобраться в сути происходящего, комментируя отснятые кадры и организуя действие перед камерой. Сама его фигура становится несущим элементом драматургического решения фильма. Ю. Черниченко, А. Радов, Г. Лисичкин, А. Иващенко, А. Стреляный пришли на телевидение, уже будучи известными очеркистами и авторитетами «деловой» публицистики о проблемах экономики и села.
Однако читательская репутация в этих случаях не более чем аванс к экранному амплуа, успех которого в огромной степени (иногда решающей) зависит все же от режиссера. Речь идет об умении выявить те черты характера и манеры поведения публициста, которые подчеркнули бы его индивидуальность, позволяя оставаться на экране самим собой.
139
Эта задача нисколько не умаляется и в случаях, когда функции ведущего — на экране или за экраном — берет на себя режиссер. Так Д. Луньков, С. Зеликин, А. Каневский предпочитают, как правило, сами комментировать свои фильмы за кадром («Чего не хватает Донгузу?», «Ребячьи комиссары», «Семейный круг», «Что человеку надо?»), а нередко и непосредственно включаются в разговор с героями. На первый такого рода опыт ведения (после «Шинова» и «Мое я») решился грузинский режиссер Г. Левашов-Туманишвили, рассказав в 1980 году о знаменитом «абашском чуде» («Эксперимент»). В неторопливых беседах с участниками картины — от овощеводов до министров — раскрывалась та атмосфера, которая позволяла человеку в какой-то мере ощутить себя хозяином на земле.
В картине «Разговор с реставратором» (о судьбах национальной древней архитектуры) беседы с героем ведет ее режиссер А. Михайловский. В роли ведущего в «Оптиной пустыне» выступал режиссер Ю. Белянкин. В остропроблемной картине «За белой дверью» об уральском хирурге-новаторе, попасть к которому мечтают тысячи больных пациентов, участником экранного действия становилась съемочная бригада. «Я не врач, я режиссер... Мы снимаем фильм о новаторстве в медицине. Почему никто не спешит воспользоваться вашими достижениями? Почему судьба и даже жизнь больного должна зависеть от того, в какую клинику он попадет?»
Образ автора-ведущего в документальном телекино — тема, ждущая своего анализа. Интересно было бы проследить за индивидуальными особенностями телепублицистов - атакующий, полемический стиль ведения Ю. Черниченко, артистизм А. Радова (знакомство со Щекино он начинает с парикмахерской, где, сидя в кресле клиента, выслушивает местные слухи о знаменитом эксперименте), мягкая, почти застенчивая ирония А. Каневского, импровизационная манера размышлять «на ходу» С. Зеликина.
К роли свидетеля-комментатора тяготел Д. Луньков, соучастником действия нередко выступал Ю. Черниченко. Все чаще фигурируют режиссеры и в качестве инспираторов, прибегая к технике «спровоцированных» ситуаций. Предлагаемые обстоятельства катализируют ход событий. Реакция окружающих лиц моделируется в удобный для журналиста момент. К тому же то, что зритель, посвященный в условия эксперимента, исход которого заранее неизвестен, становится как бы участником «заговора», сообщает про-
140
исходящему особую привлекательность, а порой драматическую напряженность.
Немалые возможности таит в себе взаимодействие между резервами телефильма и практикой живого вещания, позволяющего заранее апробировать в эфире идею будущей ленты. Перед тем как взяться за «Цену эксперимента», А. Радов провел несколько телерепортажей о проблемах экономики, а фильму «Извлечение корня» предшествовали три передачи Ю. Черниченко о проблемах свекловичных хозяйств. Публицистам не пришлось в телекино открывать свой жанр. Опыт репортажей-расследований был ими наработан в прямом эфире.
Еще в 1967 г. участники СЕМПОРЕ с интересом встретили ленинградский фильм «Каким ты станешь, парень?» Фильм оказался итогом двухлетнего цикла с одноименным названием, задуманного в рамках молодежной программы «Горизонт». Ведущий цикла (а впоследствии и фильма) Виталий Вишневский собирал по подъездам отъявленных сорванцов, так называемых трудных подростков, с участием которых организовал самодеятельный летний лагерь в 300 километрах от Ленинграда. Фильм вырос из цикла, вобрав в себя круг постоянных героев и став своеобразным послесловием к передачам о судьбах подростков.
Не менее самоотверженно выступил социолог и режиссер эстонского телевидения Хаги Шейн — ведущий многолетнего цикла «Очешник», посвященного жизни и заботам пенсионеров и инвалидов. Наиболее драматичные судьбы и ситуации режиссер снимал на кинопленку. Так по ходу цикла возникло несколько фильмов, показанных в той же программе. Один из них («Предисловие») после демонстрации по ЦТ вызвал немалый общественный резонанс. Герои картины - люди необыкновенной воли и непреклонности. Оказавшись в трагической ситуации, они не только сражаются в одиночку, но и всячески стремятся объединиться (вопреки запретам чиновников), проявить себя в деле, полезном для окружающих, даже в спорте и танцах (второе название фильма - «Танец в инвалидной коляске»), одним словом, стереть границу между собой и обществом, в лучшем случае готовым им соболезновать. Вряд ли следует сомневаться, что республиканский цикл и фильм, показанные всесоюзной аудитории, ускорили создание добровольного общества инвалидов.
141
Можно ли, однако, считать, что подобного рода акцией измеряется социальное последействие телефильма? Да, если бы задача документалистов сводилась к публичной постановке вопроса перед соответствующим исполнительным органом и общественным контролем над «принятыми мерами», который мог бы осуществлять телецикл. «Счастливым финалом» для фильма «Тюлени» в этом случае можно считать включение этих животных на Балтике в «Красную книгу», а для «Каким ты станешь, парень?» - последовавшую вскоре организацию сети подростковых самодеятельных лагерей и введение при ЖЭКах ставки инструктора по работе с неблагополучными ребятами. И все же главным завоеванием авторы «Горизонта» считали не это. «Для кого были наши передачи? -вспоминал В. Вишневский. - Для тех, кто жил с нами в лагере? Вряд ли... Для таких же бедолаг, как они? Пожалуй, тоже нет. Прежде всего мы обращались к тем людям, которые могли бы прийти на помощь, но не приходят». Бытовавшему в общественном сознании лозунгу «Нужно бороться с трудным подростком» документалисты противопоставили совершенно иной подход: «Бороться нужно за трудных подростков!» А чтобы бороться «за», нужно знать, что же он собою действительно представляет, этот неведомый нам подросток, какой он?
Создатели «Танца в инвалидной коляске» апеллировали не только к причастным учреждениям (в данном случае — Министерству социального обеспечения), но и общественному сознанию. Природа поставила жестокий эксперимент. Но, проникаясь все более возрастающим уважением к героям картины — их стойкости и неповиновению обстоятельствам, мы извлекаем собственные уроки. Инвалидность как душевное состояние присуща не тем, кто передвигается на коляске, а скорее тем, кто готов, посочувствовав, отвернуться и не шагнуть навстречу.
Проблема социального последействия вновь возвращает нас к оппозиции публицистики нравственной и публицистики деловой. Напомним, что конечный продукт последней - изменение ситуации под воздействием объективным факторов: экономических рычагов, материальных стимулов и организационно-производственных обстоятельств. Но никакие изменения обстоятельств, возражают сторонники нравственной публицистики, разрешению проблемы не будут способствовать, если неизменным останется наше сознание.
142
Наш профессиональный долг - утвердить или изменить отношение к исследуемой проблеме. Оглянитесь вокруг — как можно рассчитывать на реальные экономические сдвиги в атмосфере всеобщего стяжательства, эгоизма и практицизма, когда люди становятся все более безучастными и пассивными. Человек не ангел и не злодей, не соглашаются оппоненты. Таким творят его конкретные условия жизни. Экономический микроклимат на предприятии делает нас лучше или хуже, умнее или глупее. Несправедливо упрекать за пассивность там, где активность не поощряется, а инициатива наказуема.
Но позвольте, звучит в ответ, ничего нет легче, чем оправдывать поступок кондуктора (ведь он и впрямь виноват) обстоятельствами, которые его к этому побудили (как и поступок начальника станции или министра путей сообщения). Однако хорошие пассажиры, если они хорошие пассажиры, должны нести такую же ответственность за действия плохого кондуктора, что и сам кондуктор. Держа под прицелом критиков, скажем, работников прачечных или продавцов магазинов, которые обращаются с нами не лучшим образом, мы тем самым выводим из-под этого прицела самих себя, позволяющих с нами не лучшим образом обращаться.
Каждый клиент заслуживает своего сервиса.
Так что вместо гражданского пафоса «какие они» задумаемся лучше — «какие мы». «Разумеется, «их» меньше, чем «нас», — писал Л. Лиходеев. - Разумеется, «мы» - типичны, а они - «нетипичны». Но... до той поры, пока человек не узнает себя, трудно говорить об исправлении нравов. Конечно, узнавать себя неохота. Конечно, обидно. Но несомненно, что почвой для «безобразий» служит сложившаяся в силу ряда причин моя непричастность к ним»165.
«Какие мы» — можно было бы поставить подзаголовком к телефильму «Дети и вещи» (сц. Л. Графова, реж. А. Михайловский, «Экран», 1983). Специалист по детским неврозам рассказывает о пациенте-ребенке, который впадал в необычное состояние - разрезал все наиболее ценные вещи в доме. Но что оказалось? В доме царствовал культ вещей. Ребенку, окруженному дорогостоящей обстановкой, не отказывали ни в чем, кроме внимания и любви.
Отношение к вещи зависит от того, как она досталась, развращает лишь даровая вещь, размышляет на экране Б. Никитин.
143
Эту истину в его собственной знаменитой семье постигали на практике. Жили трудно и все работали — шили фартуки. Даже трехлетней Ольке выдали семейную трудовую книжку воспитательницы детского сада - она опекала годовалого Ивана, чтобы он не мешал другим.
Спасение от вещизма — в труде? Возможно, и все же... не все так просто, комментирует авторы, резонно вспоминая, что у будущих декабристов трудового воспитания не было, а люди выросли неплохие.
Кто-то из присутствующих рассказывает, что они с женой отказались от дополнительных заработков, считая, что общение с детьми дороже денег: когда много вещей, человек начинает любить не те вещи, которые у него есть, а те, которых у него нет.
Перед нами коллизия из той категории вечных проблем, где всегда существуют и вечные доводы. И как далеко не обращаться за историческими свидетельствами, повсюду мы обнаружим все те же противоборствующие стороны. Одни («экономисты») видят выход в том, чтобы производить как можно больше, доступнее и дешевле. А когда все вещи будут доступны всем, мы сами ими переболеем, как гриппом, и избавимся от недуга. «Вы - наивные люди, не знающие человеческой психологии, - возражают умудренные оппоненты. — Чем больше вещей, тем больше пленников этих вещей. Богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться».
Говорят, что если вопрос умирает после ответа, то, как бы ни был хорош ответ, сам вопрос плох. Но именно такие «неумирающие» вопросы век за веком и пытается разрешить человечество, забывая порой о возрасте самого вопроса, на который нельзя ответить «раз и навсегда». Тут каждое время ищет свое решение.
Разумеется, рассчитывать на серьезный успех от передачи или фильма (пусть даже нескольких) не приходится. Желаемый эффект возникает не иначе, как результат долговременных акций. «Одним фильмом проблемы не решить. Да и не в этом смысл нашей деятельности, чтобы сразу, немедленно что-то изменить, — отвечал Ю. Черниченко на вопрос корреспондента: что изменилось после демонстрации «Извлечения корня». - Сама аудитория под воздействием литературы и экрана становится иной»166.
144
Профессионализм обязывает предвидеть заранее, на какой эффект публицист может рассчитывать в первую очередь — организационный («принятие мер») или морально-общественный («улучшение нравов»), какова оптимальная длительность экранного разговора, кто его участники и какие формы приобщения зрителя наиболее действенны. Меняя аудиторию, т.е. человеческое сознание, мы получаем возможность воздействовать и на ситуацию. Наконец, нельзя забывать и о коллизиях сугубо нравственного характера, когда, принимая решение или совершая поступок, каждый из нас несет ответственность не только перед обществом, но и перед самим собой.
Нет, «экономисты» не отрицают такие понятия, как сознательность, отношение к делу, но считают, что эти явления производные. «Человеческий фактор» рассматривается ими, во-первых, как функция в хозяйственном организме, как элемент системы, а во-вторых, они выводят его опять же из экономики. Безнравственность, по их мнению, - тоже следствие объективных условий. С точки зрения «экономистов», взывать к общественному сознанию много проще, чем разбираться в хозяйственной ситуации, если для первого достаточно гражданского темперамента, то экономические и производственные конфликты эмоциональным расшифровкам не поддаются. «Бессовестные люди», «бездушное отношение» — не более чем риторические фигуры, с которыми давно уже пора распрощаться. «Этим... отличается современная публицистика (в лучших ее образцах) от публицистики времен Валентина Овечкина, даже и в лучших образцах, когда все сводилось к тому, что «совесть, брат, все же нужно иметь!»167.
Но ведь и философия групповой солидарности обладает небывалой силой сопротивления. Она глуха к резонам чести и справедливости (у нее свои понятия о чести и справедливости) и не спешит набираться знаний, которые ей невыгодны. Апеллировать к такому сознанию легче легкого лишь при условии, что тебе безразлично, услышат тебя или нет, затронет ли кого-нибудь твое слово, заставит ли вздрогнуть. Куда удобнее бороться с отдельно взятыми виновниками, пускай даже занимающими крупный пост, чем с ведомственной психологией. Сатирические киносюжеты сражаются с бюрократом, а групповая мораль аплодирует, ибо это «не про нее».
145
Понятно, что к совести эта потребительски-эгоистическая мораль никакого отношения не имеет. Совесть тем и отличается, что способна выжить в любых условиях. Она не ждет удобного случая и не зависит ни от меры вознаграждения, ни от степени порицания. С точки зрения человека сугубо рационального, совесть (нравственность) является крайне неудачным помещением капитала. Никакой выгоды она решительно не приносит, ибо ее награда — в себе самой. В спокойной совести... Ты сделал все, что велит тебе совесть, а не все, чтобы объяснить, почему не сделал.
Доказать «самоокупаемость» или «рентабельность» этой эфемерной величины невозможно тому, кто нравственно невоспитан сам.
Как же мы собираемся совершенствовать хозяйственный механизм, сохраняя нравственные качества тех людей, которые заинтересованы в прежнем порядке? Неужели одно появление закона об охране природы изменит сознание директора комбината, привыкшего сбрасывать сточные воды в ближайшее озеро? Штрафы? Он согласен на штрафы. Инспекция? Он готов играть с нею в прятки. Потому что знает, что эксплуатировать природу намного выгоднее, чем сохранять. И если на то пошло, то и действует он в интересах своего предприятия, в интересах сегодняшних, а не завтрашних -неизвестно чьих.
Единственно, что его может остановить, — ощущение противоестественности своего поступка. Ощущение, что такие поступки - наши постоянные сделки с совестью. Голос нашей внутренней инспекции — нравственного сознания. «Что такое совесть?» — спросил один из слушателей во время радиоинтервью, которое давала Светлана Сорокина. «Это твой внутренний контролер, - ответила та. - Лучший сторож тебя в те минуты, когда тебя никто не видит». Кто же прав? Спор не нами начат, не нами кончится. Если кончится... Но каждый решает его для себя и берет ответственность за свое решение.
Несмотря на постоянную конфронтацию между «моралистами» и «экономистами», полемика эта все же мнимая. Человек — продукт обстоятельств в той же мере, что их творец. Обе позиции здесь не исключают, но взаимопредполагают друг друга.
Ясно другое: коллизии такого масштаба могут поддаваться анализу на нескольких уровнях — экономики, общественной морали,
146
индивидуальных поступков и непоступков. В последнем случае ситуация должна быть понята как проблема выбора. А это вновь подводит нас к портрету в аналитическом фильме, когда противоречие исследуется не «от ситуации» и не «от проблемы», но «от героя».
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания