Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
Расстояние между двумя конфликтами — водителя Шинова, уволившегося из троллейбусного депо «по собственному желанию», и молодого биолога Гармаева, уволенного администрацией школы, -составило десять лет. Первый фильм, как мы помним, зрители не увидели, второй был показан в эфире единожды. Впрочем, Гарма-ев — лишь один из героев четырехсерийной картины И. Зюзюкина и С. Зеликина «Ребячьи комиссары», снятой в 1977 г. (остальные три фильма - «Всего одна смена», «У нас во дворе», «Воспоминания об «Искателе»). Фанатики и энтузиасты, для которых педагогика — не образование, а призвание, — такими предстали на экране участники цикла. Одержимые идеей помочь подростку обрести самого себя, они отважно вступали в сражение с закосневшей системой школьного воспитания, преобразовывали подвалы ЖЭКов в центры молодежной культуры, вербовали коммунарские бригады из уличных сорванцов, кандидатов в исправительные колонии. «Как сделать, чтоб ищущим, беспокойным людям было просторно в любой нашей школе?» — этим вопросом Гармаева завершалась посвященная ему лента. В ответ на премьеру на Центральное телевидение и в различные инстанции буквально обрушился поток писем от возмущенной администрации школы. Полгода заняло выяснение ее отношений с «Экраном», и лишь после этого газеты смогли, наконец, опубликовать рецензии на фильм.
До появления следующего конфликтного характера в проблемной картине проходит «всего» три года. На этот раз речь шла не о столкновении энтузиаста с бюрократом-директором. Герой М. Голдовской В. Литвиненко — сам директор завода, хотя и недавно назначенный («Восьмой директор», сц. Д. Белов, «Экран», 1980). «Неужели у всякого нормального человека, я уже не говорю о руководителе хозяйственном, сердце не обольется кровью,
147
если он видит пустующие цеха, которые могут работать? - звучит с экрана монолог Литвиненко, восстающего против абсурдных ситуаций, сложившихся в экономике. — Стоять в стороне у реки жизни и смотреть, как она течет? Ну, может, мудрецам это и подходит...». В. Литвиненко не был «мудрецом».
Три года спустя режиссер Д. Луньков представляет аудитории еще одного директора — настоящего героя социального действия, о котором мечтали экран и сцена. «У меня нет безвыходных положений и неразрешимых вопросов. Все можно сделать, придумать, пробить», — заявляет Ульянкин едва ли не с первых кадров («Из жизни молодого директора», Саратовское телевидение, 1983). Убеждения руководителя совхоза с поступками не расходятся. «От других только и слышишь - тяжело, времени нет, нервы мотают, в семье не бываю. А этот...» — недоумевают в райкоме партии. «Рост продукции на 1—2% — это топтание на месте, — утверждает Ульянкин. - Нужно шагать шагами не на два, а на сто, на двести процентов». Крестьянину необходимо техническое образование и точность в работе. Директора не смущает то, что понятие «точность» звучит почти вызывающе по отношению к обыденной сельской практике. По складу мышления Ульянкин - стопроцентный экономист. Натура резкая и прямая. «Он сам себе дорогу пробил и нас вот учит, — говорит пожилая телятница. — Чтобы мы не были застенчивыми».
Утверждение на экране социального характера нового типа заставило вспомнить и о выдающихся натурах 30-х годов. Картина «В небе и на земле» («Экран», 1984), приуроченная С. Зеликиным к 80-летию со дня рождения Валерия Чкалова, далека от традиционной хрестоматийности. Первая встреча с летчиком происходит в одиночной тюремной камере, куда он попал за «воздушное хулиганство» — попытку пролететь под телеграфными проводами («бреющий полет», сказали бы мы сегодня). Пилот, размышлявший о возможностях истребительной авиации, не думал о противниках, которых наживал своими полетами, нарушавшими установленные инструкции. «Но где и когда люди творили не вопреки, а благодаря инструкции?» — комментировал автор-режиссер.
Во всех этих лентах мы застаем героев в конфликте, в ситуации «за и против», заставлявшей зрителя совершить свой выбор и сформулировать собственную позицию.
148
В наибольшей степени это проявилось со второй половины 80-х годов, начиная с полемики об «Архангельском мужике» (сц. А. Стреляный, реж. М. Голдовская, 1986). Маленький хутор, затерянный среди безбрежных лесов, стал ареной неравного поединка между одиночкой-крестьянином, впервые почувствовавшем себя хозяином, и десятилетиями отлаженным аппаратом обкома. Бывший совхозный рабочий, решивший взять на откорм шестьдесят бычков, добился снижения себестоимости говядины вдвое. Несложные расчеты подсказывали, что десятку таких, как он, под силу выполнить план совхоза, в одной конторе которого сидят двадцать два чиновника.
Спохватившиеся, что крестьянин, которому дали волю действовать по своему разумению и соразмерно своей энергии, способен обогнать не одно хозяйство и оттенить тем самым бездарность руководителей, партийные идеологи области безуспешно пытались предотвратить премьеру картины. На следующее утро после демонстрации по ЦТ о Николае Сивкове из далекого лесного хутора на берегу Северной Двины заговорили в автобусах и троллейбусах, в магазинах и у станков, успех был таким, что телевидение объявило повторную демонстрацию.
Архангельский обком решил перейти в контрнаступление. Местного журналиста, впервые написавшего о Сивкове, обвинили в попытке «растащить социализм по бревнышку» и уволили из газеты.
«Не породит ли такое поощрение частного труда лазейки для махинаторов? Не возврат ли это к кулачеству?» — спрашивали авторы ряда писем. «Оборотистый хозяйчик...», «пособник буржуазии...», «реставратор капитализма» - не самые обидные из определений в адрес героя фильма. Разумеется, были и письма противоположного содержания (и намного больше), пачками приходившие на телевидение и в дом на хуторе. (Доходили даже письма без адреса: «Архангельск, Сивкову».)
Перепуганное руководство Гостелерадио поспешило отменить повторную демонстрацию (вместо обещанного повтора зрителям предложили «Фигурное катание»), что вызвало серию едких реплик в печати, после чего о картине заговорили даже те, кто ее не видел. Число сторонников Сивкова стремительно возрастало. Многие называли его «государственным человеком», работягой
149
и умницей. «Не за рекорды его преследуют, а за умение головой трудиться». «Или нам не нужно мясо, которое он производит? Или мясо тоже «не то»?» «Выжига, рвач и хапуга? Да полно. В этом расчетливом крестьянине сидит романтик. Кто другой в конце шестого десятка будет всаживать деньги в телятник и сеновал?»
Казалось бы, сам ход событий подсказывал телевидению, как следует поступить. Согласившись с авторами, убежденными в том, что отстоять всего лишь одного человека - уже принести пользу делу, устроить общественный просмотр в Архангельске, попросив обкомовских оппонентов публично высказать свое мнение в открытой дискуссии и на этот раз показать уже обе серии.
И хотя руководство Гостелерадио не решилось (солидаризируясь с оппонентами Сивкова) провести на экране подобного рода дискуссию, всенародное обсуждение все же состоялось — на страницах газет. Имя Сивкова стало нарицательным, а за его борьбой с отечественными бюрократами следила едва ли не вся страна.
«Талантливый человек вызывает во мне веселое чувство соучастия потому, что он делает то, что сделал бы и я, если бы умел», — писал Леонид Лиходеев в «Известиях»168. «Почему они так злились? - спрашивал А. Стреляный, размышляя о психологии «за-претителей». - Мы делали фильм о свободном человеке. Сивков -это один из немногих по-настоящему свободных людей, которых я в своей жизни встречал. Человек, рядом с которым сам себя чувствуешь свободным»169.
Крестьянин из Красной горки, первый фермер России, оказался героем популярной викторины «Что? Где? Когда?», транслируемой по Интервидению. Французская телекомпания прислала киносъемочную бригаду, чтобы снять о нем собственный фильм.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания