Телевидение — это кино
Параллельно с этой концепцией (или несколько позже) возникает еще более радикальная ее версия. Кинематографическая поэтика здесь трактуется не как степень приближения к идеалу, а, скорее, как врожденный дар, ибо уже при своем появлении «телевидение смотрело на мир глазами кино, и "образ мышления" был у него кинематографический»23. Этот образ мышления, полагает С. Без-клубенко в своей монографии «Телевизионное кино (очерк теории)», есть не что иное, как «киновидение». Даже прямые трансляции первомайской демонстрации с Красной площади — не более чем традиционный кинорепортаж, отличающийся лишь продолжительностью и отсутствием пленки. Сама же фиксация на пленку -момент условный, поскольку телевизионный фильм уже по своей природе «исторически вырастает из той роли, которую играет кино в телевидении»24.
Этот ход рассуждений тавтологичен логике А. Леонтьева и А. Донатова («Спектакль? Нет, фильм»). Правда, автор не ссыла-
11
ется на предшественников. Киноцентрическая система отсчета как бы сама выводит его к аналогичным и даже более решительным заключениям.
Но как же быть с признанием таких телекачеств, как, скажем, сиюминутность, эффект присутствия, импровизационность? Да никак. «Чем была в первый период и во многом остается до сих пор прямая передача по ПТС с места события для работников телевидения? - пишет С. Безклубенко. - Досадной необходимостью, обусловленной особенностями производства». Отсутствие кинозаписи на первых порах означало возрастную недоразвитость, с которой телевидение мирилось по необходимости. Отсюда и постоянная тяга к кино, когда можно «заранее все отснять, проверить, переделать, убедиться, что все как надо, и затем выдать в эфир»25.
Автор, как легко заметить, предлагает не только свою версию киноцентрического подхода, но и свою «историю» телевидения, из которой эта версия вытекает как венец телевизионного творчества. Эволюция представляется здесь процессом последовательного преодоления телевидения средствами кино.
Обращения к историческим экскурсам за поддержкой своей правоты у киноцентристов с годами становятся все более популярными, а отношения к каким-то изначально свойственным телевидению качествам — все более нетерпимыми. Это легко проследить по тону последующих статей.
Освобождение телевидения «от ряда сомнительных положений о его коренном отличии от кино» - вот что, по мнению кинокритика С. Фурцевой, может способствовать развитию плодотворной экранной практики26. Одно из таких «сомнительных положений» — пресловутый эффект присутствия, неправомерно выводимый из специфики восприятия прямых передач с места события. На самом же деле эффект присутствия, полагает автор, есть не что иное, как оптико-кинетическая иллюзия, неосуществимая вне смены планов и движения камеры. У телевидения в этом смысле нет и не может быть никакой специфики, ибо восприятие зрителя формирует не реальность, как она есть, а сами экранные «образы». Вот почему, утверждает критик, первые фильмы Люмьеров, снятые с одной точки, вовсе не обладали эффектом присутствия, как принято думать. Эффект присутствия на телевидении доступен лишь художественно-документальной сфере, в то время как в ряде ин-
12
формационных программ (дискуссии, новости) он принципиально недостижим.
Подобное заключение требует комментария.
За двадцать лет до публикации С. Фурцевой о той же пространственно-временной структуре экранных произведений задумывались и авторы статьи «Телевидение — это искусство». Если в кинотеатре, рассуждали они, мы видим действия, происходившие перед камерой в прошлом, то по телевидению (видеозаписи еще не было) - происходящее в данный момент. Именно в этой одно-моментности реального события и восприятия его зрителем они и усматривали особенность телевидения. Иначе говоря, кинематограф имеет дело с тем, что «было», телевидение - с тем, что «сейчас».
Совершенно противоположный взгляд на проблему высказывает в те же годы И. Андроников. «Все, что происходит... в кинематографе - это «сейчас»... Кино - это «есть». «Было» и «будет» - прошедшее время и будущее - в кинематографе возникают только в виде наплывов и вытеснений»27. Объяснение столь явного несовпадения толкований (с точностью «до наоборот») мы находим в упомянутой выше статье А. Вольфсона: причина в том, что художественное творчество оперирует временем не реальным, а экранным, сценическим. В драме мы видим всегда образ настоящего. (Актуальность события в «сочиненном» зрелище не играет роли, отмечал еще Р. Клер.)
Обе стороны по-своему были правы: зритель наблюдает за действием, происходящим сейчас независимо от того, находится ли он в кинозале или располагается в домашнем кресле у телевизора. Просто оба эти «сейчас» относятся к разным сферам реальности -актуально-жизненной (скажем, трансляция с места события) либо художественно-воссозданной («вторая действительность»).
Игнорируя возможность такой антиномии и признавая непреложность лишь одной из высказанных позиций, С. Фурцева, по сути, объявляет «вне закона» другую. Для нее кинематографический и телевизионный процесс тождественны. Отстаивать всякое иное понимание, с точки зрения критика, значит находиться «в плену неверных представлений о характере телезрелища, возникших в период незрелости ТВ». Мы все еще, пишет С. Фурцева, не пересмотрели теоретических положений, заимствованных из опыта документали-
13
стики, и в результате уже набранной инерции пожинаем следствия «неоправданного гипертрофирования» телеспецифики28.
Шесть лет спустя кинокритик М. Ямпольский доведет эту мысль до логического предела: «Подлинное впечатление реальности возникло в кинематографе... примерно через 20-25 лет после первого киносеанса братьев Люмьеров». Иначе и быть не могло, ибо сам «эффект реальности» (выражение, которое критик предпочитает «эффекту присутствия») - это результат кинообратимости пространства или монтажной «восьмерки» (когда в одном плане зрителю демонстрируется персонаж фильма, а следующий, снятый с противоположной точки, позволяет нам взглянуть на мир как бы его глазами). Убежденный в том, что этот способ достижения эффекта реальности в игровом кино «входит сегодня в киноведческую аксиоматику и не требует уже специального доказательства», М. Ямпольский заключает: особенностью кино документального, по-видимому, как раз и является его неспособность создать подобного рода эффект. Даже взгляд человека на камеру, полагает критик, тотчас разрушает эффект реальности29. Получается, что ощущение действительности для документалистов недостижимо именно потому, что они имеют дело с самой действительностью.
Не удивительно, что период трансляционного (журналистского или «дохудожественного») телевидения провозглашается при таком подходе эмбриональным, в лучшем случае способным лишь вызвать у исследователя ностальгические эмоции. («Ретрообраще-ния к истокам телевидения позволяют взглянуть на прошлое с легкой улыбкой и тихой грустью», — пишет один из критиков.)
Итак, телефильм с позиций киноцентризма представляется разновидностью кинофильма и совершенствуется по мере преодоления атавистических телекачеств, возможности которых преувеличены, а достоинства иллюзорны. Особенность и развитие этой концепции (если можно говорить о ее развитии) - «независимость» от экранной практики. Даже обращения к истории тут носят скорее характер полемических доводов, нежели попытки считаться с реальными фактами, а рассуждения вроде «телевидение — это телевидение», а «кино - это кино» воспринимаются как стремление к соглашательству. Ведь согласно киноцентризму в наиболее последовательном его выражении — телевидение и есть кино.
14
Разумеется, подобная концепция не могла не иметь своего антипода — теории, в соответствии с которой еще «неизжитые» телекачества как раз и представляют собой родовые признаки новой музы. Их защитники отнюдь не довольствовались примиряющим тезисом: телевидение - это все-таки телевидение, а не кино. Бросая вызов оппонентам, они шли дальше, утверждая, что по своей природе телевидение — это антикино (откуда с несомненностью следовало, что именно в своем развитии ему следовало преодолевать).
Наиболее полно эта позиция изложена в публикациях В. Сап-пака.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания