«Мой кинозал - моя крепость»
Сама логика сегодняшнего развития подсказывает: выражение наивысшей художественности в таком необозримом диапазоне жанров остается за кинофильмами, предназначенными исключительно для зрителей в кинозалах, — помещениях со специальной системой экранов, недоступной домашнему освоению. (Какими бы ни были квартирные кинескопы, они не превысят размера нашей комнаты. А абсолютная величина экрана — если речь идет об искусстве зрелищном — так же неотделима от художественного впечатления, как неотделима роспись собора от самого собора).
«Что, собственно, понимать под кино? - все еще дискутируют критики. — Кинотеатр или киноискусство?» — «Киноискусство, — отвечают одни. — Техника электронного дальновидения и эфирного ти-
345
ражирования создала всемирный зрительный зал с неограниченным числом мест» — «Ни в коем случае, — возражают другие. — Трансляция кинофильма по телевидению умножает число телезрителей, а не кинозрителей. Только кинозрелище как таковое способно перенести нас из повседневного быта в особую среду кинозала с его установкой на восприятие произведения как особого мира».
«Если ты полдня подбирал освещение, - в свое время размышлял Ф. Феллини, - добиваясь глубины кадра, нужного движения, выразительности, ломал голову над цветом ленты на какой-то шляпке, просил реквизитора сдвинуть вот эту пепельницу в кадре на несколько сантиметров в сторону, заставляя кого-то стереть вон там след чьей-то руки со стекла, неужели же ты и впрямь можешь поверить, что какой-то зритель, забавляющийся дистанционным переключателем, все это заметит?»311
«Страшный суд» Микеланджело можно рассматривать и в серии марок, вооружившись лупой. Однако даже самое многократное увеличение не приблизит нас к художественному восприятию, отличающему ценителя живописи от ценителя марок. Редчайшей из марок он предпочтет альбом репродукций, а альбому репродукций возможность самому побывать в Сикстинской капелле. Не потому ли и восприятие кинофильма на домашнем экране отличается от восприятия в кинозале в той же мере, что и репродукция от оригинала?
«Мой кинозал - моя крепость» - мог бы воскликнуть автор-художник.
Имена таких художников-документалистов редки. Среди них — Артур Пелешян и Готфрид Реджио.
«Артур Пелешян занимает особое место...» - фраза, с которой критики нередко начинают свои рецензии. Но Пелешян занимает не особое, а исключительное место в документальном кинематографе. Как северный или южный полюс. Полюс - не место для проживания, заметил один писатель, это - точка, куда стремятся или с помощью которой определяют свое положение на земной поверхности. Артур Пелешян ухитряется жить на полюсе. Привычные понятия здесь теряют смысл: широта или долгота, деление кино на художественное и документальное... Каждый раз, когда смотришь его фильмы, не понимаешь, как это сделано. Даже если читал его «теорию дистанционного монтажа».
346
Аналитики описывают различные жанры документального кино — портретные, проблемные, историко-летописные, поэтико-ассоциативные. Творчество Пелешяна относится, скорее, к последнему направлению. Если вообще относится к какому-то направлению. Это — философия единства всего живого и всей природы. Чем-то напоминающая поэтику Уолта Уитмена. Об этом говорят уже сами названия его фильмов - «Земля людей», «Начало», «Мы», «Обитатели», «Времена года», «Наш век», «Жизнь», «Конец»...
Фильмы Пелешяна меняют наше зрение, словно открывают новое измерение и заставляют увидеть мир заново. Его фильмы — кино в степени кино. На малом экране они теряют свои эстетические возможности. Ирония судьбы состояла в том, что всю свою жизнь (за исключением лет, проведенных во ВГИКе) он вынужден был снимать свои фильмы на телевидении. И до эфира добрался только один из них - «Наш век» (1982). Зато с его творчеством хорошо знакомы участники международных кинофестивалей и симпозиумов документалистов.
- Телевидение — это кино
- Телевидение — это антикино
- Телефорумы-антиподы
- Промежуточная эстетика. Эпидемия максимализма
- Сиюминутность восприятия
- Тв как экранная периодика
- Парадоксы многосерийности
- Тв как экранная периодика (продолжение)
- Возвращаясь к пресловутой специфике
- Поиски самоопределения
- «Привычная» или «забытая» камера
- Возвращение к героям
- Противоречие как предмет экранного анализа
- Публицистика «деловая» и «нравственная»
- Эволюция героя в проблемном телекино (80-е годы)
- Телефильм без зрителя
- Киноки и их оппоненты
- От «жизни как она есть» к «человеку каков он есть»
- Человек в ситуации хроникальной съемки
- Драматургические принципы фильма-портрета: монологическое решение
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Еще раз к проблеме тождества образа и прообраза
- Театр социальной маски
- Эти неподдающиеся характеры
- Двойной человеческий документ
- Неподведённые итоги
- Слово о будущем
- Удушение в прокате
- Свобода без культуры
- Не наш формат
- Мелкое крошево из всего на свете
- Секрет выживаемости в эфире
- Этюды о гениях и злодеях
- «Жизнь в телевизоре» или конец специфики
- Лицо лица308
- Земноводные выходят на сушу
- Личинка экранной культуры
- Путь от человечества к человеку
- Сам себе телецентр
- Новые горизонты
- Я присутствую
- Что такое фильм!
- Фильм как частный случай экранной культуры
- «Мой кинозал - моя крепость»
- Не раньше, чем в XXII веке
- Примечания