logo search
Otvety_po_OTSP

1. Семь функций моды по Дж.Блюмеру.

Дж. Блюмер различает семь аспектов социальной функции моды:

1- мода может выступать как безобидная игра фантазии, как каприз людей

2- мода дает возможность избегать тирании обычаев

3 - мода является формой санкционированного риска, связанного с нововведением

4 мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое «Я»

5 мода используется для замаскированного выражения сексуальных интересов

6- с помощью моды производится постоянное выделение классов элиты

7- мода служит средством внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатусной группой.

По мнению Блюмера, функции мода и ее цели не идентичны. На различных фазах своего развития «моды» служат разным целям, но роль их при этом не меняется. Особое значение он придает следующим функциям моды:

1. Мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает ее к приятию, следовательно, мода выполняет регулирующую функцию.

2 - Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему, являясь адаптационной функцией.

3 – Модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противовес странности и неуместности прошлых «мод» понятна и естественна. Таким образом, мода обеспечивает упорядочение развития и движения общества.

2. Бионическая функция костюма. Когда и в чем она проявлялась, ее будущее.

На протяжении многих столетий художники и мыслители пытались проникнуть в тайны мироздания. Их поражала и продолжает поражать красота и совершенство природных объектов, наблюдаемая упорядоченность и последовательность во времени их развития. В основе большинства теорий о мироздании, строении и функционировании живой природы и изменения неживой лежит гармония. Воспроизводимый в искусстве предмет не может быть тождественным отображаемому объекту - с помощью фантазии, интуиции, подсознания художник преобразует на основе разнообразных средств художественного выражения. С древнейших времен, постигая законы природы, человечество пыталось запечатлеть образы окружающего мира. Первые наскальные рисунки были обобщенными, уже здесь появляются геометрические символы, ритмические повторы – то, что человек заимствовал из жизненного и наблюдений за природой.

Особенно показательно в этом смысле народное искусство, которое питалось мотивами природы, превращенными в символы и знаки. Человеку ближе всего природа, частью которой он является.

Не случайно в костюме мы чаще всего встречаемся с прямыми заимствованиями природных мотивов или с природными символами. Копирование внешних признаков природных форм, механическое перенесение их в костюм можно наблюдать с самого момента его зарождения. На древнеегипетских фресках национальная одежда женщин - платье «калазирис» напоминает птицу. На протяжении всей истории костюма его отдельные элементы не просто походили на объект природы или быта, а именовались в честь их. Например, в период « рококо» рукава расширялись книзу подобно крышам китайских пагод, их так и называли « а ля пагод».

Подобные параллели можно провести среди многих элементов одежды. использование внешних природных форм на примерах исторического костюма - внешний вид и конструкция французского жюстокора- мужского франц. кафтана - собранные в фалды полотнища нижней части спинки и полочки внешне напоминают очертания распущенного хвоста; мужской костюм второй пол. 15 века имеет внешнее сходство с силуэтом страуса. Объемная форма панталон достигается глубокими складками и сборкой по линии и низу изделия. Эти примеры имеют внешние сходные признаки с формой природных аналогов; здесь не используются принципы самоконструирования, роста и развития природных структур.

Даже если заглянуть в глубь веков, к примеру в Древнюю Грецию, то мы увидим не копирование мотивов природы, а воплощение музыкальных ритм волн окружающего моря в причудливых складках одежды , обрамленной меандром – символом волны.

Исследования позволили выявить семь типов трансформации природной формы в костюме:

Непосредственное использование природных элементов (живые цветы, перья и тп)

  1. Копирование природных форм из различных материалов (искусственные цветы, перья)

  2. 3. Имитация биоформ (банты, узлы, переплетения, фактура)

  3. Рисунок на ткани и декор

  4. Аналогичность формы костюма природной

  5. использование строения или структуры биоформ.

  6. Бионическое проектирование

В исторических костюмах можно найти много аналогий и заимствования из природных форм и прямого подражания природе

Только в 20 веке обратились вновь к естественным пропорциям тела, отказались от деформирующего корсета, вступили в свободный диалог «фигура и оболочка», однако на определенных этапах стилизация фигуры все равно проявлялась.

На протяжении всей истории костюма мы видим, что в нем отражаются не только отдельные формы, цветовые гармонии, детали, фактуры, но и структуры строения объектов и растительного мира. Вместе с этим художники переносили акцент с одной части тела на другую

.Мода пользовалась природным материалом открыто, одевая женщин и мужчин в меха, цветы и изделия из шкур животных, или варьируя использование элементов природы в формах, деталях, конструкциях, структурах, структурах, постигая принципы ее устройства.

Влияние биоформ на человека по-разному отражалось в его костюме. Женщины стремились придать костюму то форму жука, бабочки, стебелька растения; иногда природные формы просто переходили в орнамент ткани или использовались непосредственно в костюме (мех, перья, цветы) Т.О. взаимодействие форм природы с бионической формой человеческого тела было постоянным.

Со временем прослеживается смещение акцента с бионических форм костюма (стилизация под мотылька) к бионической форме самого человеческого тела (например, « нагая мода»)

В связи с введением новых технологий и изобретений в 50-е годы 20 столетия появляются искусственные ткани, имитирующие фактуру натуральных, а также синтетический мех.

Человек, используя новые технологии, возвращается к природе, пытаясь создать столь совершенные материалы искусственным путем. При изготовлении текстильных волокон, пряжи, ниток, например, используется принцип винтового закручивания, широко распространенного в природе (стволы деревьев, лианы)

В разные периоды моды и названиях одежды, отдельных ее деталях и причесок, обуви аксессуаров, присутствуют названия природных форм, животных, растений: «брюшко осы», «жакеты оводы»; шляпы «мандаринчики», рукава «летучая мышь», силуэты «яйцо», и «капля воды», прически «конский хвост», «задержание ветра», «хризантема».

В 21 веке мы все больше увлекаемся техническими изобретениями, чем природными мотивами. Но возможно, что человек, освоивший космос, обратит свой взгляд на совсем другую, неземную природу, которая вдохновит его на создание новых форм орнаментов и фактур материалов.

Чтобы приступить к проектированию к проектированию костюма по аналогии с природой, необходимо, понимать на какую структурную позицию ориентироваться.

Основные типы структур: монолитные (сплошная форма наглухо застегнутая), каркасные (предполагают внутреннюю конструкцию, методы крепления).

Каждой форме свойственны разные фазы развития. Динамика развития, выражающаяся в форме пространственной спирали, характерная не только для биоформ но и для самого костюма. Также имеет место идея функциональной трансформации на примере крылья насекомого и их элементов народного костюма (клин вст. в рубахах разл. регионов России). Также в природе сущ. Своего рода стандарт-повторяемость однотипных элементов отсюда использование этого в костюме - создание различных изделий путем компоновки элементов. Широко в живой природе распространена конструкция типа «обтекаемых» основная ее функция при этом – защита от неприятных воздействий среды (кокон бабочки). Человек за многовековую историю использовал опыт природы при создании костюма, защищающего его от внешней среды (костюм овальной формы, состоящий из паранджи - фаранчи и волосяной сетки) - защищает женщину от жаркого климата) (также этот принцип может быть использован спецодежда, костюм космонавта, водолаза)

Дизайнеры и технологи стремятся к тому, чтобы костюм 21 века стал для человека «второй кожей», неотъемлемой составляющей его жизни (платье «личный доктор»,снабженное встроенными сенсорами, ткань «шагреневая кожа» - нанотехнологии принимает формы по желанию, появление новинки GPS - встроенного в обувь). Актуальными являются технологии трехмерного бионического проектирования, кот. предполагают создание трехмерной формы одежды по бионическим принципам формообразования (перенос конструктивно - функциональных особенностей, действующих в живой природе на мир моды), придача эффекта драпируемости и фактуры ткани.

Билет № 90