logo
Otvety_po_OTSP

1Советский дизайн. 20-е годы.

( Стиль в костюме ХХ века стр. 119. и дальше,)

в 20-е годы советский стиль провозгласил отказ от классического буржуазного наследия в искусстве. Теоретики этих ле т, такие как Родченко, Степанова, Попова, Лисицкий и др. вслед за Малевичем предлагали на разрушенном до основания старом мире построить новый, невиданный мир, в котором будет жить простой рабочий человек. Степанова писала, что понятие стиля- отжившее понятие буржуазнойэстетики. В жизнь человека входит индустриальная техника, и она должна быть главной в определении тенденций искусства. Искусство служит человеку, помогает ему в формировании социальных и духовных ценностных утановок.

Костюм в 20-30-е годы формировался от его новой функции: служить рабочему человеку, помогатьему в труде и жизни. Он так и назывался: «прозодежда» . «Кожанка» с красной косынкой символизировали революционно настроенную молодежь. На раннем этапе это был ярко выраженный конструктивизм, а впоследствии (послевоенный период)- народные мотивы в костюме.

Основы, заложенные стилевой системой в 20-е годы, продолжают опредеять наиболее характерные фундаментальные черты стиля всего ХХ века.

Вместе с тем на протяжении всего ХХ века французское искусство постоянно испытывало влияние славянских стран, особенно России, не только в области костюма, но и живописи, литературы, драматического искусства. Еще в начале века балетные «Русские сезоны» ошеломили французскую публику. Волна русской эмиграции в 20-х годах унесла мощный пласт русской культуры в Париж, о чем написал А.Васильев в книге «Красота в изгнании» Начиная с этого периода и до сегодняшнего дня, интерес к русскому наследию не ослобевает.

(из белого учебника Костюм теория худ. пректирования стр 58.)

Создание бытового костюма в 20-е годы

Обращение к традиционным формам русского национального костюма, использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративного решения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма. Такая работа начала осуществляться уже в 1919 г., когда при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса по инициативе Н. Ламановой были созданы «Мастерские современного костюма». Это была первая в Советской Республике творческая экспериментальная лаборатория новых форм одежды. В ее работе приняли участие такие выдающиеся художники, как В. Мухина, Н. Ламанова, Н. Макарова. Несколько позднее, в 1923 г., создается «Центр по становлению нового советского костюма», переименованный затем в «Ателье мод», и другие творческие центры по созданию нового советского костюма. Основоположницей его заслуженно считают Надежду Ламанову. Ее творческая деятельность началась в конце прошлого века и продолжалась в советские годы. Замечательной особенностью, отличавшей ее от других мастеров костюма, было умение согласовывать форму костюма с образом человека, не только с внешними, но и с внутренними его качествами: характером, темпераментом, манерой держаться. Девизом творчества художников-модельеров и в наши дни является знаменитая формула Н. Ламановой: назначение, образ, ткань. Многие ее модели выполнялись из ткани кустарного изготовления по мотивам русского народного костюма (рис. 2). Художница развивает народную традицию — подчеркивать конструкцию декоративными приемами, делать ее центром идейной и художественной выразительности изделия. Модели Н. Ламановой и В. Мухиной, экспонированные на Всемирной выставке в Париже в 1925 г., получили высшие награды Гран при за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Каждая модель была дополнена головным убором, сумкой, украшениями, выполненными из бечевки, шнура, соломы, вышитого холста, бусами из раковин и камешков. Н. Ламанова заложила основы советского моделирования, создала своеобразное творческое направление, с которым связаны имена выдающегося советского скульптора В. Мухиной, специалиста прикладного искусства Е. Прибыльской, талантливых художниц А. Экстер, Н. Макаровой, Ф. Гореленковой. По своему назначению, идейному содержанию, формам и применяемым тканям созданные ими костюмы противопоставлялись костюмам нэпманов, подражающих западной моде. Характерной для 20-х гг. является постановка вопроса о так называемой прозодежде, под которой подразумевались разные виды профессиональных костюмов и спортивная форма. Художники 20-х гг. предложили различные варианты производственных костюмов для хирургов, пилотов, пожарных, строителей, продавцов. Среди них много комбинезонов с карманами, с застежками-молниями, существующих и в наши дни.

Сырьем для первых моделей советского костюма были холст, суровое полотно, бязь, ситец, солдатское сукно, байка, бумазея, грубая шерсть. Начиная с 1921-1922 гг. с переходом к новой экономической политике и восстановлением деятельности текстильных и швейных предприятий появляются первые ткани с печатным рисунком, в основном хлопчатобумажные (ситец, сатин, фланель). Художники-текстильщики наряду с сохранением традиционных цветочных рисунков создают новые узоры (рис. 3). Красота этих узоров раскрывается в контрастном сопоставлении цвета, ритма, эмоциональной выразительности.

Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа - как отэмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. Не стала исключением и многострадальная страна по имени СССР. Некоторые эксперты позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще. Но везде, где есть женщины - есть и краса. А где красота - там и одежда и, соответственно, .Ее Величество Мода .

20-е - 30-е годы

В первые послереволюционные годы было предпринято немало попыток создать советское направление в моде, но никто не представлял себе, как именно должен выглядеть строитель коммунизма в действительности. Создание в Москве мастерских "прозодежды", то есть, одежды для производства, не принесло никаких видимых результатов. И тогда: с высоких трибун было объявлено, что мода развращает умы молодежи, отвлекая их от основного предназначения - служения великому делу социалистической революции. Мода - это "буржуазные штучки", на которые у советской женщины-труженицы не должно оставаться времени. Наряжается - значит, мало работает. Мало работает - значит, тунеядка. Сегодня это покажется невозможным, но за любовь к красивым вещам "прорабатывали" на комсомольских и партийных собраниях. Самые невероятные обвинения выдвигались модникам и модницам тех лет - контрабанда, спекуляция и даже мародерство! Таким образом, стремление выглядеть модно могло стоить карьеры, а то и свободы. Единственным профессиональным модельером в Советском Союзе была Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) - кто-то же должен был одевать жен партийной элиты и представлять интересы страны за рубежом! "Русская народная" коллекция Ламановой в 1925 году получила Гран-при на всемирной выставке и это несмотря на то, что все модели были сшиты из полотенец и рушников