logo
Otvety_po_OTSP

2. Возникновение одежды. Версии и гипотезы.

Версии возникновения одежды – климатическая, моральная, социальная.

Древний человек использовал одежду как укрытие от непогоды и защиту от сил природы.

Одежда – это совокупность покровов, защищающих человека от климатических воздействий и являющихся одним из проявлений его индивидуальности.

На самых ранних стадиях развития человеческого общества одежда была не только «укрытием» для человека, но и символизировала определенные жизненные процессы, была ритуальным объектом. Символика проявлялась и в акцентировании отдельных частей фигуры конструктивными поясами. П.Г. Богатырев, изучавший быт и нравы славянских народов, пишет о бытовом костюме: «Чтобы овладеть кем-нибудь, совершают магические действия над волосами этого человека, следами его ног и его одеждой. Таким образом, у европейских народов мы встречаемся с тем, что одежда человека почти органически связана ее носителем…» Иными словами, одежда была и вещью, и знаком, характеризующим ее владельца.

По своему назначению одежда – одно из тех средств, к которым прибегает человек в поисках защиты от постоянно действующих или периодически повторяющихся неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Пеленки, постельное и нательное белье – тоже одежда.

Условием, необходимым для появления одеяла, было наличие материала, пригодного для укутывания в него. Таким материалом могли быть только шкуры животных, притом больших размеров. Шкуры закреплялись на теле полосками кожи. Поэтому появилось нечто среднее между одеялом и одеждой, условно названное покрывалом.

Первые признаки одежды были обнаружены у людей палеолита. Это были шкуры животных, наброшенные на плечи, юбки из пучков травы и пр.

Одна из ранних теорий объясняет появление одежды необходимостью защиты от холода. Первый принцип выбора одежды Джеймс Лаве назвал принципом полезности. Человек выбирает одежду, чтобы защитить свой организм от холода и жары, одеться так, как для него полезно. Защитная физиологическая функция, с точки зрения поведения современного человека, выглядит очень убедительно. Однако материал, найденный антропологами у примитивных племен, ставит под сомнение однозначность такого утверждения.

Наблюдения Ч. Дарвина на юге Африки, материалы, собранные у аборигенов Австралии, показывают, что коренные жители этих районов в холодное время года обходились без одежды. Ученые пришли к выводу, что кожа способна эффективно противостоять холоду, но, будучи защищенной, теряет эту способность. Эту точку зрения высказал Р.П. Рубинштейн. Абсолютизировать этот вывод не стоит, но он содержит явное рациональное зерно

Первобытная одежда вместе с этим несла еще знаковую и психологическую функции. Человек стремился показать свою смелость и силу собратьям, для чего с гордостью носил шкуру убитого им зверя

Человек не понимал причины грозы, молнии, ветра и урагана и считал непогоду гневом высших существ, направленным на него. Отсюда возникла тотемическая или религиозная функция костюма, которая потом получила название магической.

Образ жизни и основной вид деятельности вызывали появление специфических элементов в одежде (плетеные заплечные и поясные мешки, пояса, за которые закладывали первые орудия, шляпы, накидки).

П.Г. Богатырев выделяет следующие функции в народном и историческом костюмах: практическую, утилитарную, эстетическую, эротическую, магическую, возрастную, социально-половую (замужняя или нет), моральную, функцию праздничного костюма, обрядовую и сочетающуюся с ней функцию, указ. на траур, профессиональную, сословную, региональную, функцию, указывающую на вероисповедание, функцию костюма рекрутов и ветеранов.

Одежда может выполнять функцию защиты от опасности. Необходимость защиты от врагов привела к появлению доспехов, которые исчезли с появлением огнестрельного оружия. Свободная одежда предохраняет человека от укусов насекомых..

Одежда выполняет три функции – благопристойности (престижность), защиты (физиология и мораль) и украшения.

Билет №69.