1. Семь функций моды по Дж.Блюмеру.
Дж. Блюмер различает семь аспектов социальной функции моды:
1- мода может выступать как безобидная игра фантазии, как каприз людей
2- мода дает возможность избегать тирании обычаев
3 - мода является формой санкционированного риска, связанного с нововведением
4 мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое «Я»
5 мода используется для замаскированного выражения сексуальных интересов
6- с помощью моды производится постоянное выделение классов элиты
7- мода служит средством внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатусной группой.
По мнению Блюмера, функции мода и ее цели не идентичны. На различных фазах своего развития «моды» служат разным целям, но роль их при этом не меняется. Особое значение он придает следующим функциям моды:
1. Мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает ее к приятию, следовательно, мода выполняет регулирующую функцию.
2 - Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему, являясь адаптационной функцией.
3 – Модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противовес странности и неуместности прошлых «мод» понятна и естественна. Таким образом, мода обеспечивает упорядочение развития и движения общества.
2. Бионическая функция костюма. Когда и в чем она проявлялась, ее будущее.
На протяжении многих столетий художники и мыслители пытались проникнуть в тайны мироздания. Их поражала и продолжает поражать красота и совершенство природных объектов, наблюдаемая упорядоченность и последовательность во времени их развития. В основе большинства теорий о мироздании, строении и функционировании живой природы и изменения неживой лежит гармония. Воспроизводимый в искусстве предмет не может быть тождественным отображаемому объекту - с помощью фантазии, интуиции, подсознания художник преобразует на основе разнообразных средств художественного выражения. С древнейших времен, постигая законы природы, человечество пыталось запечатлеть образы окружающего мира. Первые наскальные рисунки были обобщенными, уже здесь появляются геометрические символы, ритмические повторы – то, что человек заимствовал из жизненного и наблюдений за природой.
Особенно показательно в этом смысле народное искусство, которое питалось мотивами природы, превращенными в символы и знаки. Человеку ближе всего природа, частью которой он является.
Не случайно в костюме мы чаще всего встречаемся с прямыми заимствованиями природных мотивов или с природными символами. Копирование внешних признаков природных форм, механическое перенесение их в костюм можно наблюдать с самого момента его зарождения. На древнеегипетских фресках национальная одежда женщин - платье «калазирис» напоминает птицу. На протяжении всей истории костюма его отдельные элементы не просто походили на объект природы или быта, а именовались в честь их. Например, в период « рококо» рукава расширялись книзу подобно крышам китайских пагод, их так и называли « а ля пагод».
Подобные параллели можно провести среди многих элементов одежды. использование внешних природных форм на примерах исторического костюма - внешний вид и конструкция французского жюстокора- мужского франц. кафтана - собранные в фалды полотнища нижней части спинки и полочки внешне напоминают очертания распущенного хвоста; мужской костюм второй пол. 15 века имеет внешнее сходство с силуэтом страуса. Объемная форма панталон достигается глубокими складками и сборкой по линии и низу изделия. Эти примеры имеют внешние сходные признаки с формой природных аналогов; здесь не используются принципы самоконструирования, роста и развития природных структур.
Даже если заглянуть в глубь веков, к примеру в Древнюю Грецию, то мы увидим не копирование мотивов природы, а воплощение музыкальных ритм волн окружающего моря в причудливых складках одежды , обрамленной меандром – символом волны.
Исследования позволили выявить семь типов трансформации природной формы в костюме:
Непосредственное использование природных элементов (живые цветы, перья и тп)
Копирование природных форм из различных материалов (искусственные цветы, перья)
3. Имитация биоформ (банты, узлы, переплетения, фактура)
Рисунок на ткани и декор
Аналогичность формы костюма природной
использование строения или структуры биоформ.
Бионическое проектирование
В исторических костюмах можно найти много аналогий и заимствования из природных форм и прямого подражания природе
Только в 20 веке обратились вновь к естественным пропорциям тела, отказались от деформирующего корсета, вступили в свободный диалог «фигура и оболочка», однако на определенных этапах стилизация фигуры все равно проявлялась.
На протяжении всей истории костюма мы видим, что в нем отражаются не только отдельные формы, цветовые гармонии, детали, фактуры, но и структуры строения объектов и растительного мира. Вместе с этим художники переносили акцент с одной части тела на другую
.Мода пользовалась природным материалом открыто, одевая женщин и мужчин в меха, цветы и изделия из шкур животных, или варьируя использование элементов природы в формах, деталях, конструкциях, структурах, структурах, постигая принципы ее устройства.
Влияние биоформ на человека по-разному отражалось в его костюме. Женщины стремились придать костюму то форму жука, бабочки, стебелька растения; иногда природные формы просто переходили в орнамент ткани или использовались непосредственно в костюме (мех, перья, цветы) Т.О. взаимодействие форм природы с бионической формой человеческого тела было постоянным.
Со временем прослеживается смещение акцента с бионических форм костюма (стилизация под мотылька) к бионической форме самого человеческого тела (например, « нагая мода»)
В связи с введением новых технологий и изобретений в 50-е годы 20 столетия появляются искусственные ткани, имитирующие фактуру натуральных, а также синтетический мех.
Человек, используя новые технологии, возвращается к природе, пытаясь создать столь совершенные материалы искусственным путем. При изготовлении текстильных волокон, пряжи, ниток, например, используется принцип винтового закручивания, широко распространенного в природе (стволы деревьев, лианы)
В разные периоды моды и названиях одежды, отдельных ее деталях и причесок, обуви аксессуаров, присутствуют названия природных форм, животных, растений: «брюшко осы», «жакеты оводы»; шляпы «мандаринчики», рукава «летучая мышь», силуэты «яйцо», и «капля воды», прически «конский хвост», «задержание ветра», «хризантема».
В 21 веке мы все больше увлекаемся техническими изобретениями, чем природными мотивами. Но возможно, что человек, освоивший космос, обратит свой взгляд на совсем другую, неземную природу, которая вдохновит его на создание новых форм орнаментов и фактур материалов.
Чтобы приступить к проектированию к проектированию костюма по аналогии с природой, необходимо, понимать на какую структурную позицию ориентироваться.
Основные типы структур: монолитные (сплошная форма наглухо застегнутая), каркасные (предполагают внутреннюю конструкцию, методы крепления).
Каждой форме свойственны разные фазы развития. Динамика развития, выражающаяся в форме пространственной спирали, характерная не только для биоформ но и для самого костюма. Также имеет место идея функциональной трансформации на примере крылья насекомого и их элементов народного костюма (клин вст. в рубахах разл. регионов России). Также в природе сущ. Своего рода стандарт-повторяемость однотипных элементов отсюда использование этого в костюме - создание различных изделий путем компоновки элементов. Широко в живой природе распространена конструкция типа «обтекаемых» основная ее функция при этом – защита от неприятных воздействий среды (кокон бабочки). Человек за многовековую историю использовал опыт природы при создании костюма, защищающего его от внешней среды (костюм овальной формы, состоящий из паранджи - фаранчи и волосяной сетки) - защищает женщину от жаркого климата) (также этот принцип может быть использован спецодежда, костюм космонавта, водолаза)
Дизайнеры и технологи стремятся к тому, чтобы костюм 21 века стал для человека «второй кожей», неотъемлемой составляющей его жизни (платье «личный доктор»,снабженное встроенными сенсорами, ткань «шагреневая кожа» - нанотехнологии принимает формы по желанию, появление новинки GPS - встроенного в обувь). Актуальными являются технологии трехмерного бионического проектирования, кот. предполагают создание трехмерной формы одежды по бионическим принципам формообразования (перенос конструктивно - функциональных особенностей, действующих в живой природе на мир моды), придача эффекта драпируемости и фактуры ткани.
Билет № 90
- Понятие «стандартизация» и «каконическая» систем проектирования
- Как символ отражается в коллекции костюмов?
- Дайте определение « гардероба» одежды. Приведите примеры гардероба хх века.
- 2.Мода и ритуальная одежда.
- Понятия: культура-мода-костюм.
- Как мода связана с национальным стилем,народным костюмом и космосом.
- 1.Проявление молодежных субкультур в костюме. Примеры молодежных групп,имеющих свои специфически костюмы.
- 2. Первые художественные учебные заведения в области текстиля и костюма в Советский период. Фпи. Мгту истоки.
- Что такое стиль. Какие виды стиля вы знаете?
- 2. Какие функции одежды вы знаете?
- 1.Как возникает мода? Роль дизайнера или стилиста в ее создании.
- 2. Связь моды и экономики
- 1. Связь пластики фигуры и формы костюма
- 2.Какие вы знаете современные фирмы европы? расскажите об особенностях их работы.
- 2 Понятие семиотики в костюме
- 1 Дизайн и дизайнерское проектирование костюма
- 2 Какие виды проектирования вы знаете с точки зрения функций ?
- 1 Какая разница между стилистом и модельером?
- 1 Классификация одежды
- 2 . Функции моды:
- 1 Пластика фигуры и формы костюма
- 2 Определения: «Мода», «костюм», «одежда»
- 1 Определения : «одежда», «костюм», «ансамбль».
- 2.Что такое биостимулирующая функция моды и необходимо ли ее проектирование в современном костюме?
- 2.Функции костюма.
- 1.Мода и стиль.В чем сходство и разница. Их взаимосвязь.
- 2. Связь моды и экономики.
- 1.Взаимоотношение культуры и дизайна.
- 2.Образ в дизайне.
- 1.Что такое "Houte Couture","Pret-a-porter", "boutiq
- 2.Функции моды и костюма.
- 1.Особенности дизайна в разных странах.
- 2. Вчем разница между проектированием костюма в хix и хх веках?
- 2.Символика цвета и формы.
- 2.Какие "каноны" вам известны?(на протяжении всей истории человечества)
- 2.Определение – «стиль», «культура», «Ансамбль»
- 1. Прогнозирование и эволюция развития моды.
- 2. Годы подъёма дизайна в нашей стране и за рубежом.
- Каких вы знаете известных дизайнеров за рубежоми в России? Особенности их творчества( в облости костюма)
- Принципы формообразования и построения структуры формы.
- Принципы построения коллекции. Виды коллекций, стиль в коллекции.
- 1Советский дизайн. 20-е годы.
- 2. Спираль эволюционного развития костюма( исторический аспект)
- 1. Мода, общество, индивидуальность; их соотношения, определение «моды»
- 2. Почему костюм является отражением эпохи? Основные признаки костюма.
- 1. Определения «одежда» - «костюм» - «ансамбль»
- 2. Форма, структура, конструкция. Сходства и отличия.
- Определения: «костюм», «одежда», «ансамбль», «культура»
- Как вы понимаете «единство в разнообразии моды»
- Особенности дизайна в разных странах
- Принципы канонической системы. Сопоставьте с проективной системой хХвека.
- 1. Виды одежды в советский период 20-30ых годов и в период нэп
- 2. В чем отличие дизайнерского проектирования от проектирования одежды на фирмах «Haute Couture» и «Pret-a-porter» de lux
- 1.Мода-культура-дизайн.
- 2. Современный «авангард», назовите имена и особенности творчества мировых и российских авангардистов в костюме.
- Функции моды
- 2.Роль ритуальной одежды в развитии бытовой.
- 1. Определение «стиль», «костюм», «мода».
- 2. Фигура человека, ее типы, стилевые особенности и каноны.
- 1. Мода и стиль. Сходства и различия.
- 2.Фигуры человека, каноны и их соответствие стилям.
- 2.Понятия «культура», «мода», «стиль».
- 1.Какие типы конструкций в народной и национальной одежде Вы знаете?
- 2. Что такое микро- и макро- стиль?
- 1. Виды проектирования в процессе становления дизайна.
- 2. «Культурный образец». Его роль в современных условиях.
- Билет №51
- 1. Базовая форма. Структура. Мобильные и стабильные элементы. Движение формы.
- 2. Уровни исследования и проектирования костюма.
- 1.Дизайн: определение, становление по этапам. Различие дизайнерского направления в странах Европы и Америки.
- 2. Как знак и символ отражаются в структуре и конструкции костюма.
- 1.Стиль, стилеобразование, форма, авторский стиль.
- 2. Соотношение: культура- стиль ; мода – дизайн.
- 1.Связь моды с ритуальными одеждами.
- 2.Концепции происхождения моды. Роль средневековых мистерий в развитии моды.
- 1.Процесс формообразования (ф.) костюма ( приведите пример)
- 2. Психологический центр, его роль в развитии модной формы.
- 1.Что такое «культурный образец» и как можно определить его в современном проектировании.
- 2. Как определяется прогноз модной формы?
- 1.Объясните выражение Мишо «Костюм – это собственная концепция, которую носят на себе»
- 1.Формообразование. Структурирование в костюме.
- 1.Что такое инварианты одежды. Примеры исторической и народной одежды
- 2. Классический костюм. Его изменения по циклам моды. Дать определение
- 1.Что такое «fad» и «fashion»
- 2.Стадии развития моды
- 1.Соотношения моды и производства
- 2. Понятие и определение «мода-общество-индивидуальность»
- 1. Циклы моды и прогноз в костюме XX века
- 2. Виды проектирования костюма в XX веке
- 1. Положительные и отрицательные черты моды.
- 2. Модули и «золотое сечение». Когда и как они проявлялись в костюме и архитектуре.
- 1 Классификация костюма по стилю.
- 2. «Ведический квадрат». Его роль в развитии стилей.
- 1.Какие вы знаете три модуса в развитии процессов стилеобразования? Как проявляются лево- правополушарные доминанты в творчестве при формировании стилей?
- 2. Понятия: «ансамбль», «комплект», «костюм».
- 1.Версии о возникновении одежды. Авторы. Перечислите первопричинные функции.
- 2. Гардероб 20 век. Классический ассортимент.
- 1.Наличие признаков, формирующих стиль.
- 2. Какие авторы написали основополагающие книги о стиле?
- 1. Три типа древних одежд по способу крепления на фигуре человека.
- 2. Возникновение одежды. Версии и гипотезы.
- 1. Связь «изгиба позвоночника» (его уровней) с формой одежды в древние периоды истории и современности.
- 2. Три типа древних одежд по способу крепления на фигуре человека.
- 1. Авангардизм – дизайн – мода (дайте определение и объясните, в чём отличие).
- 2. В чем сходство и различие канонической и проективной систем?
- 1. Как отразились три греческих ордера на развитие последующих стилей в искусстве?
- 2. Модули и «Золотое сечение». Как они отразились в архитектуре и костюме?
- 1. Как отразились три греческих ордера на развитии последующих стилей.
- 2. Классификация одежды по жизненным процессам.
- 1. В чем разница между художником-дизайнером и художником прикладного искусства.
- 2. Каких дизайнеров в XX веке вы знаете в ссср и России?
- 1. Представьте иерархию первых функций одежды.
- 2. Дайте определения: «одежда», «одеяние», «мода», «костюм», «стиль», «гардероб».
- Одежда как ритуальный объект.
- Классификация одежды по способу жизнедеятельности.
- 2. Три модуса в развитии процессов стилеобразования.
- 1. Классификации одежды по характеру кроя и способу ношения и крепления.
- 2. Определения: Стиль, мода, ансамбль, костюм.
- 1. Авангардизм. Авангардизм и культура.
- 2. Связь моды и экономики.
- Определение : мода, стиль , костюм , одежда, ансамбль
- 2. Годы подъема дизайна в нашей стране и за рубежем
- При каких обстаятельствах в стране может развиваться мода. А при каких нет?
- 2. При каких обстоятельствах в стране может развиваться мода, а при каких нет.
- 2. . Определение «функция костюма», «китч», «стилевое поле», «стиль».
- 1. Возникновение одежды. Гипотезы и версии.
- 2. Классификация одежды по способу жизнедеятельности (какие виды одежды господствуют в настоящее время, их функции).
- 1. Связь формы костюма и конструкции
- 2. Определение «стиль», «мода», «костюм», «ансамбль».
- 1. Что такое стандартизация в современных условиях её плюсы и минусы.
- 2. Каноническая система проектирования. В какие периоды моды она появлялась. Есть ли в настоящее время черты этой системы.
- 1. Влияние новых технологий и новых материалов на формирование стилей и моды.
- 2. Костюм как знаковая система.
- 1. Семь функций моды по Дж.Блюмеру.
- Что такое «мода - антимода», «стиль- антистиль», «Кич», Стилевое поле
- 2. «Стилизация» - что это такое? Приведите историч. Примеры
- Билет №91
- 1. Определения: дизайн, мода, стиль. Их взаимодействие.
- Назовите наиболее известных художников в области костюма, которые создавали базовые стили 20 века.
- 1 Как фирмы (Haute Couture, prêt – a - porte) создают моду?
- 2 Какие стили вы знаете? Назовите принципы их классификации.
- 1. Формулировка стиля и классификация стилей по различным признакам (национальный, народный, и т.Д., линейный и д.Р.)
- 2. Мода и стиль.
- 1. Виды авторских художественных стилей
- 2. Мода и дизайн.
- Билет № 95
- 1 Стандарт и мода. Их необходимость и противоречия.
- 2 . Назовите художников по костюму, которые вносят весомый вклад в стиль конца 20- и начала 21 века.