logo
Otvety_po_OTSP

2. Модули и «золотое сечение». Когда и как они проявлялись в костюме и архитектуре.

Гармонические принципы отбирались различными поколениями людей и складывались в канонические и модульные системы. Эти системы диктовали нормы и зодчим, и скульпторам, и живописцам, и художникам прикладного искусства. До нас дошли наиболее завершенными и целостными три канона – индо-тибетский, насчитывающий более 3000 лет, египетский и канон «квадратура круга» (европейский), основанный на пропорциях золотого сечения и воспринятый зодчими и художниками эпохи Ренессанса.

В 20 веке широкое распространение получила модульная система Ле Корбюзье.

Пропорции делятся на арифметические (модульные) и геометрические. В арифметических пропорциях взаимосвязь частей и целого выражена повторением единого заданного размера. Геометрические пропорции строятся на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм. Частным случаем геометрической пропорции является пропорция золотого сечения.

Модуль (архитектура) — предварительно заданная величина, размер, кратным которому принимаются остальные размеры при разработке проекта здания или при оценке существующего.

Золотое сечение рассматривается как феномен структурной гармонизации объектов искусственного или естественного происхождения, ибо наблюдается в самых различных сферах приложения: растительные и животные организмы; пропорции тела и отдельных органов; биоритмы головного мозга человека; строение почвенного слоя; планетарные системы, энергетическое взаимодействие на уровне элементарных частиц.

Применяя, золотое сечение в искусственно создаваемых системах, мы обеспечиваем ситуацию равновесия, резонанса. Многие современные архитектурные сооружения основаны на принципах золотого сечения: например, советский архитектор И.В. Жолтовский широко пользовался им в своей архитектурной практике. И.П. Шмелев развил теорию о золотом сечении и создал свою теорию дуплекс-сферы.

Исходя из принципа золотого сечения, можно построить прямоугольник, стороны которого относятся как 1,62/1. Такой прямоугольник называется «золотым», динамичным.

Динамические (динамичные) прямоугольники.

В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления. Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари), и в пирамиде Хеопса.

Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение.

Знаменитый русский архитектор М.Ф.Казаков широко использовал в своем творчестве золотое сечение. Его талант был многогранным, но в большей степени он проявился в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Например, золотое сечение можно встретить в архитектуре здания бывшего сената в Кремле, Дворца в Петровском Алабине и Голицынской больницы в Москве, которая в настоящее время называется Первой Клинической больницей имени Н.И.Пирогова.

Модулор – это измерительная шкала (система гармонических величин), созданная Ле Корбюзье в 1942-1948 годах, как инструмент пропорционального построения архитектурных форм. Основу шкалы модулора составляют пропорции человеческого тела и математические вычисления. Они являются исходными размерами для строительства, позволяя размещать архитектурные элементы соразмерно человеческой фигуре.

МОДУЛОР Ле Корбюзье.

Русские народные костюмы, которые проанализированы способом обмера их частей, построены с учетом принципа золотого сечения на основании пропорций фигуры человека. Золотым сечением пользовались при создании своих моделей Пьер Карден, Поль Пуаре.

Билет №64.