2. Три модуса в развитии процессов стилеобразования.
Эволюция стиля предполагает наличие в нем признаков других стилей или типов и не зависит от взаимоотношений их или их элементов.
Каждый из известных стилей в своем развитии проходил три стадии: вначале ему присуще нечто демократическое и конструктивное, затем, он начинает приобретать черты декоративности и, наконец, предельной орнаментации предмета, которая разрушила конструктивные основы и приводила его к гибели.
Стиль не только отражает, но и диктует формулы поведения жизни общества. Будучи органической системой с жесткими связями между ее элементами, он вызывает к жизни и изобретает только те элементы, которые более точно отражают его идеи и ценности.
Стиль (согласно классификации Кон-Винера) классический характеризуется свободной постановкой фигур, соразмерностью пропорций как в архитектуре, так и в костюме, размеренным ритмом драпировок, связанным с естественными движениями, выраженной конструктивностью, геометрическими простыми формами, выявлением природного материала и прочим. Его формула: свобода и движение, стабильность и достоинство. Человек – венец природы; следуя этому манифесту греки творили по законам мировой гармонии. Этот стиль жил более 5 веков. Однако к нему возвращались постоянно в начале каждого нового стиля, но он никогда полностью не повторялся.
Средневековый стиль. Включил в себя стилевые течения на сломе столетий. Чаще всего зарождение нового происходит в результате разрешения предшествующего стилевого базиса. Катаклизмы и революции не способны создать своего стиля, но они способны спровоцировать на поиски нового и уничтожение старого. Так было после Великой Французской революции 1789 г., когда в период правления Конвента (1795 г.) появились шокирующие «merveieux» (удивительный) и «incroyable» (невероятный, удивительный), а затем – более «очищенные» и простые формы в период Директории (1798 г.). Художники, создававшие эти костюмы, вдохновлялись классическими образцами, но это была лишь слабая цитата из того стиля, по существу своему не имеющая ничего общего с классикой.
Начиная с середины XIX века, романтики и просветители своими призывами к строительству новой жизни подготовили почву для зарождения нового, поистине неизвестного истории стиля, впоследствии названным психологическим (конец XIX и XX вв.). Такое название он получил в результате обращения к душе.
Билет № 78
1. Классический костюм, его изменения по циклам моды.
Форма, в основе которой заложена структура, исходная для всех последующих ее вариаций, называется базовой. Базовой форме свойственны:
1. Гармонически связанная целостность, основанная на стабильности и единстве составляющих элементов во времени
2. Относительно устойчивое соотношение частей на протяжении длительного времени
3. Наличие определенной структуры, отражающей научный, технический и эстетический уровни жизни общества
Выражение определенного пластического образа
Единство лежащий в ее основе принципов связи между частями системы по геометрическому виду формы, конструктивным и силуэтным линиям, пропорциональному и ритмическому расположению частей и их симметрии, распределению цветовых и тональных масс, материалу, фактуре и характеру декора
Стилевая базовая форма может стать классической, если она наиболее полно концентрирует в своих элементах существенные признаки времени.
Принципы организации классической формы становятся нормативными для многих будущих поколений, а создаваемые на этой базе изделия – образцовыми. Классическая форма обладает наибольшей жизнеспособностью, т.к. она не только максимально отражает прогрессивные тенденции своего времени, но и опережает его. В классической форме найдено равновесие между эстетической и утилитарной функциями.
Классическая форма отражает преемственность времен и соответствует наиболее общим объективным человеческим характеристикам. Она в значительно большей степени, чем модная форма, является интернациональной и демократичной.
Классический костюм (от фр. Costume — одежда, одеяние, платье) представляет собой вариант верхней одежды, образованный из нескольких компонентов, выполненных в одном стиле. В классический костюм входят следующие компоненты:
1. Пиджак
2. Жилет (не обязательно)
3. Брюки
Среди мужчин костюм распространён гораздо больше, чем среди женщин. Он может быть использован и в повседневной жизни, и на работе. Женщины предпочитают носить костюм преимущественно в рабочей обстановке.
Классический мужской костюм, в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня, имеет длинную историю и сотни, если не тысячи прообразов, но принято считать, что костюм родился в XIX веке в Англии. В первой половине XIX века мужской костюм включал в себя редингот, жилет и длинные панталоны. Также широко распространен был фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки.
С середины XIX века обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала «визитка». Фрак стали надевать лишь в исключительных случаях. В качестве повседневной одежды стал использоваться прямой пиджак, который вместе с брюками и жилетом образовали пиджачный костюм, который мы сегодня называем классическим. Из головных уборов использовалась фетровая шляпа или «котелок» (заменившие цилиндр), а летом — соломенная шляпа (канотье).
С небольшими изменениями, связанными с ускорением ритма жизни (например, распространением езды на мотоцикле и автомобиле) костюм вступил в XX век. Фрак понемногу уступил свое место на приемах смокингу. Мужчины стали, в большинстве своем, носить готовые стандартные костюмы, первоначально не отдавая предпочтения двубортным или однобортным. Однако уже к середине века однобортные костюмы заняли доминирующие позиции. Вслед за двубортными костюмами из обихода исчез жилет.
В настоящее время подавляющее большинство костюмов состоит из двух предметов (костюм-двойка). Пиджак и брюки всегда сшиты из одного материала, для делового костюма это шерсть.
2. Связь «изгиба позвоночника» (его уровней) с формой одежды и древние периоды истории.
5 основных положений позвоночника, определяющих, в первую очередь, положение рук и ног:
1. Изгиб в области лопаток. Позвоночник прогибается вперед, грудь выпячивается, голова держится прямо, а для равновесия крестцовая часть выступает назад. Получается S-образный изгиб фигуры.
2. Изгиб в области линии талии. «Раскачивание» корпуса может происходить вперед-назад, вправо-влево, по спирали. Это наиболее устойчивые позы с опорой на 1 или 2 ноги. Наиболее часто они встречаются в периоды моды, когда носят приталенную одежду (1947-1953, 1977 гг).
3. Изгиб в области крестца. При движении корпуса плечи обращены вперед, голова опущена, ноги в коленях слегка согнуты.
4. Прямое или изогнутое положения. Все оси параллельны между собой, движения от коленей.
5. Комбинированный изгиб. Происходят сложные зигзагообразные перекрещивающиеся движения в комбинации из предыдущих.
Эти позы особенно проявились в 20-х и 60-х гг XX в. в связи с новым направлением в моделировании. Пластический изгиб фигуры был не в моде, все внимание было сосредоточено на ногах (появилась мини-мода). Все оси в одной плоскости были приведены в движение. Чтобы возникло ощущение летящей фигуры, даже прямой позвоночник находился в наклонном положении.
Т.о., все пластические позы образуются в результате «раскачивания» торса относительно 4-х осей: грудной (лопаточной), талийной, тазовой и коленной или по спирали, относительно вертикали. Ритмические позы создаются в результате сложных движений рук и ног вдоль нескольких осей, движений, возникающих при сложных динамических «скачках» всей фигуры.
Пластическое движение торса тесно связано с определенной формой костюма, а движения рук и ног подчеркивают или повторяют общую геометрическую тенденцию формы костюма и акцентируют внимание на главных участках формы.
В XX в. при предельной простоте формы особое значение приобрел только сам костюм, но и движение торса, рук, ног, наклон головы. Это произошло в связи с освобождением торса от корсета, проявлением раскованности в движении.
Главная (1-ая) функция движения – указание направления, по которому должна развиваться форма костюма в последующий период. Поэтому в конце цикла моды поза несколько отличны от поз в начальной стадии цикла. 2-ая ф-ция движения рук и ног – подчеркивание основной идеи формы и образование общего геометрического абриса вместе с костюмом. 3-я ф-ция – «удержание» формы в зрительном равновесии. 4-ая ф-ция – движение рук, указывающее на «психологический центр».
Особенно ярко руками подчеркнута овальность в 1911-1913 гг. В 1913 г. руки поднимаются к голове, разворачиваются в стороны и характеризуют скорее трапецию, которая является ведущей формой в 1914, 1915, 1940-1950 годы.
В резких активных движениях фигур в 1969-1970 годах появляется новый образ, который определяет новую форму костюма, построенную на контрасте макси-мини. Движения в виде остроугольных трапеций рождают форму трапеции в костюме 1969-1970 гг.
Билет № 79
1. Поиски стиля XX в.
XX в. – новый этап развития цивилизации. Произошло коренное изменение во всех сферах жизни благодаря технической революции и появлению нового мировоззрения.
Влет научной мысли, новых экспериментов в искусстве наблюдался в 20-е гг. XX в. И в разрушенной России. Российские художники и теоретики своими экспериментами показали пример свободого обращения с традициями в искусстве, уничтожения старых канонов, создания новых принципов отражения действительности. Параллельно с российскими теоретики, живописцы, поэты, модельеры Запада создавали новые манифесты, методологии, течения, группы, которые впоследствии были названы новыми футуристическими движениями (авангардизм, сюрреализм, футуризм и т.д.).
Поисками стиля XX в. в России занимались художники Малевич, Кандинский, Татлин, Родченко, создававшие мебель, посужу для общественного пользования; героику труда и черты человека новой формации отражали в русских тканях и моделях одежды Попова и Степанова.
Во Франции Бретон, Арагон, Элюар создавали теоретическую платформу авангардизма и сюрреализма. Арагон призывал с созданию совершенно новой декларации прав человека. Сюрреализм апеллировал к подсознанию, оживляя фон, цвета, слова и тоны нашего подсознания так, что они «поглотили каждодневный быт и его ничтожество». Авангардизм и сюрреализм отвергали художественные традиции и провозглашали абстрактное заимствование, проповедовали формальное искусство, связанное с рациональностью. Вместе с тем сюрреализм, стремящийся привлечь научные знания, использовал неевклидову геометрию, ньютоновские механизмы, претендовал на рациональность на грани иррациональности.
Бретон в сюрреализме демонстрировал свободную энергию, основанную на силе раздора.
Маяковский ратовал за искусство, которое бы разрушило всякое различие между жанрами и поглотило бы создателя.
Футуризм преклонялся перед современной техникой. Делались попытки художников разных жанров, особенно в прикладном искусстве, создать симбиоз науки, искусства и техники.
Художники – авангардисты, футуристы, сюрреалисты особое значение придавали образу. Силу образа они искали в подсознании, спонтанности.
Малевич желал всем художникам «освободиться от разума».
Подражание природе больше не являлось законом искусства, что упраздняло обязательность контуров, пропорций, перспективы и т.д.
В стремлении раскрыть суть будущего художники иногда обращались к архаике, к анархическим тенденциям Ницше, к примитивизму.
Авангардизм провозгласил культ резкой линии, деформации предмета, экспрессивность, выход из физической плоти в иной, высший пласт, сделал попытку увидеть внутренний строй природы, предмет «с изнанки», абсурдное сочетание банальных предметов с гиперкосмическими. Авангардисты наделили цвет большим символическим смыслом, считая при этом, что он субъективен.
Блок привел в гармонию слова и звуки, пытаясь создать новый синтетический язык.
В конструктивизме отражался ритм времени. От индивидуального, подсознательного свершился переход к масштабному, всеобщему, социальному.
В моде 20-х гг тело человека уподобилось цилиндру, голова – шарику, костюмы подчеркивали «красоту» геометрии формы. Мухина в скульптуре «Рабочий и колхозница» опоэтизировала мощь, коллективность и героику труда. Художницы Попова и Степанова, Прибыльская и Давыдова работали над созданием тканей и костюмов. Попова свободно размещала на платье тракторы, нефтяные вышки, сцены из трудовых будней.
В искусстве костюма возникали новые тенденции функциональности, появление новых ассортиментных групп одежды, предназначенной для разных видов деятельности – спорта, отдыха, работы и т.д. Во всех странах шли поиски новых форм и средства выражения.
В 20-е гг. во Франции выделись модельеры Ланвен, Шанель, Пакен, Вионне и др.
В 30-е гг. в связи с общеевропейским экономическим кризисом и предвоенной ситуацией многие художники начинают отказываться от увлечений механизированной эстетикой, рациональной красотой, геометрическими абстракциями. Они тяготеют к искусству, основанному на биологизме, к иррациональности, к сюрреализму. Среди художников выделю: Уччело, Сера, Пикассо, Брак, Матисс, Кирико, Клее, Эрнст. Адекватно новым веяниям выстпила франц художница Э. Скьяпарелли, а также Вионне (разработала крой «по косой»), Шанель, Пиге, Молине, Нина Риччи.
2. Особенности моделирования костюма первых лет советской власти (20-30 – е гг)
С введением НЭПа (1921 г.) возникла потребность в дорогой и роскошной одежде, для изготовления которой открылись частные мастерские – Ламановой и Федоровой. Наряду с этим появилась необходимость особого центра моделирования, им стало ателье мод на Петровке, 21 под руководством Сеничевой – Кащенко.
В 1922 г., после образования СССР, встал вопрос об обеспечении модной одеждой огромной страны. Художники разрабатывали одежду не только эстетичную, сколько технологичную и функциональную, без излишеств и украшательства (Родченко, Лисицкий, Стапанова, Экстер). В тот период не было возможности использовать дорогие ткани, но были доступны вышивка и аппликации. В 1924 г. в производство было внедрено 40 новых разработок тканей Степановой, Родченко и Поповой. Это были геометрические орнаменты, создававшие интересные оптические эффекты. Символика нового режима распространялась повсеместно. Рисунки а тканях носили агитационный характер, в орнаментах преобладали изобразительные производственные мотивы (серп, молот, колосья пшеницы, тракторы).
Начиная с 30-х гг. в работе советских модельеров главной задачей становится обеспечение нужд производства. В реальности же промышленное производство костюма в СССР никогда не соответствовало запросам моды. Оно было не настолько мобильным, чтобы следовать за изменениями моды в костюме, и не настолько оснащенным, чтобы соответствовать требованиям модельеров. Проекты действительно талантливых художников-модельеров выполнялись в экспериментальных цехах Домов моделей. Фабрики же производили массовую продукцию, далекую от модных стандартов и технологий.
Чтобы компенсировать недостаток информации о смене моды и найти собственный творческий источник в Домах моделей и экспериментальных лабораториях обращаются к народному костюму и природным мотивам. Эта тенденция будет культивироваться почти до времен перестройки. Одежда разделяется по назначению, полу, сезону и возрасту. К середине 30-х гг. в Европе уже используют систему кроя «по косой», а в России еще только начинают разрабатывать стандарты швейной промышленности, размерные и полнотные характеристики современных фигур. К началу 2-й Мировой войны в России уже существовала своя текстильная и химическая промышленность; в последней создавались синтетические материалы для текстильной индустрии.
Билет № 80
- Понятие «стандартизация» и «каконическая» систем проектирования
- Как символ отражается в коллекции костюмов?
- Дайте определение « гардероба» одежды. Приведите примеры гардероба хх века.
- 2.Мода и ритуальная одежда.
- Понятия: культура-мода-костюм.
- Как мода связана с национальным стилем,народным костюмом и космосом.
- 1.Проявление молодежных субкультур в костюме. Примеры молодежных групп,имеющих свои специфически костюмы.
- 2. Первые художественные учебные заведения в области текстиля и костюма в Советский период. Фпи. Мгту истоки.
- Что такое стиль. Какие виды стиля вы знаете?
- 2. Какие функции одежды вы знаете?
- 1.Как возникает мода? Роль дизайнера или стилиста в ее создании.
- 2. Связь моды и экономики
- 1. Связь пластики фигуры и формы костюма
- 2.Какие вы знаете современные фирмы европы? расскажите об особенностях их работы.
- 2 Понятие семиотики в костюме
- 1 Дизайн и дизайнерское проектирование костюма
- 2 Какие виды проектирования вы знаете с точки зрения функций ?
- 1 Какая разница между стилистом и модельером?
- 1 Классификация одежды
- 2 . Функции моды:
- 1 Пластика фигуры и формы костюма
- 2 Определения: «Мода», «костюм», «одежда»
- 1 Определения : «одежда», «костюм», «ансамбль».
- 2.Что такое биостимулирующая функция моды и необходимо ли ее проектирование в современном костюме?
- 2.Функции костюма.
- 1.Мода и стиль.В чем сходство и разница. Их взаимосвязь.
- 2. Связь моды и экономики.
- 1.Взаимоотношение культуры и дизайна.
- 2.Образ в дизайне.
- 1.Что такое "Houte Couture","Pret-a-porter", "boutiq
- 2.Функции моды и костюма.
- 1.Особенности дизайна в разных странах.
- 2. Вчем разница между проектированием костюма в хix и хх веках?
- 2.Символика цвета и формы.
- 2.Какие "каноны" вам известны?(на протяжении всей истории человечества)
- 2.Определение – «стиль», «культура», «Ансамбль»
- 1. Прогнозирование и эволюция развития моды.
- 2. Годы подъёма дизайна в нашей стране и за рубежом.
- Каких вы знаете известных дизайнеров за рубежоми в России? Особенности их творчества( в облости костюма)
- Принципы формообразования и построения структуры формы.
- Принципы построения коллекции. Виды коллекций, стиль в коллекции.
- 1Советский дизайн. 20-е годы.
- 2. Спираль эволюционного развития костюма( исторический аспект)
- 1. Мода, общество, индивидуальность; их соотношения, определение «моды»
- 2. Почему костюм является отражением эпохи? Основные признаки костюма.
- 1. Определения «одежда» - «костюм» - «ансамбль»
- 2. Форма, структура, конструкция. Сходства и отличия.
- Определения: «костюм», «одежда», «ансамбль», «культура»
- Как вы понимаете «единство в разнообразии моды»
- Особенности дизайна в разных странах
- Принципы канонической системы. Сопоставьте с проективной системой хХвека.
- 1. Виды одежды в советский период 20-30ых годов и в период нэп
- 2. В чем отличие дизайнерского проектирования от проектирования одежды на фирмах «Haute Couture» и «Pret-a-porter» de lux
- 1.Мода-культура-дизайн.
- 2. Современный «авангард», назовите имена и особенности творчества мировых и российских авангардистов в костюме.
- Функции моды
- 2.Роль ритуальной одежды в развитии бытовой.
- 1. Определение «стиль», «костюм», «мода».
- 2. Фигура человека, ее типы, стилевые особенности и каноны.
- 1. Мода и стиль. Сходства и различия.
- 2.Фигуры человека, каноны и их соответствие стилям.
- 2.Понятия «культура», «мода», «стиль».
- 1.Какие типы конструкций в народной и национальной одежде Вы знаете?
- 2. Что такое микро- и макро- стиль?
- 1. Виды проектирования в процессе становления дизайна.
- 2. «Культурный образец». Его роль в современных условиях.
- Билет №51
- 1. Базовая форма. Структура. Мобильные и стабильные элементы. Движение формы.
- 2. Уровни исследования и проектирования костюма.
- 1.Дизайн: определение, становление по этапам. Различие дизайнерского направления в странах Европы и Америки.
- 2. Как знак и символ отражаются в структуре и конструкции костюма.
- 1.Стиль, стилеобразование, форма, авторский стиль.
- 2. Соотношение: культура- стиль ; мода – дизайн.
- 1.Связь моды с ритуальными одеждами.
- 2.Концепции происхождения моды. Роль средневековых мистерий в развитии моды.
- 1.Процесс формообразования (ф.) костюма ( приведите пример)
- 2. Психологический центр, его роль в развитии модной формы.
- 1.Что такое «культурный образец» и как можно определить его в современном проектировании.
- 2. Как определяется прогноз модной формы?
- 1.Объясните выражение Мишо «Костюм – это собственная концепция, которую носят на себе»
- 1.Формообразование. Структурирование в костюме.
- 1.Что такое инварианты одежды. Примеры исторической и народной одежды
- 2. Классический костюм. Его изменения по циклам моды. Дать определение
- 1.Что такое «fad» и «fashion»
- 2.Стадии развития моды
- 1.Соотношения моды и производства
- 2. Понятие и определение «мода-общество-индивидуальность»
- 1. Циклы моды и прогноз в костюме XX века
- 2. Виды проектирования костюма в XX веке
- 1. Положительные и отрицательные черты моды.
- 2. Модули и «золотое сечение». Когда и как они проявлялись в костюме и архитектуре.
- 1 Классификация костюма по стилю.
- 2. «Ведический квадрат». Его роль в развитии стилей.
- 1.Какие вы знаете три модуса в развитии процессов стилеобразования? Как проявляются лево- правополушарные доминанты в творчестве при формировании стилей?
- 2. Понятия: «ансамбль», «комплект», «костюм».
- 1.Версии о возникновении одежды. Авторы. Перечислите первопричинные функции.
- 2. Гардероб 20 век. Классический ассортимент.
- 1.Наличие признаков, формирующих стиль.
- 2. Какие авторы написали основополагающие книги о стиле?
- 1. Три типа древних одежд по способу крепления на фигуре человека.
- 2. Возникновение одежды. Версии и гипотезы.
- 1. Связь «изгиба позвоночника» (его уровней) с формой одежды в древние периоды истории и современности.
- 2. Три типа древних одежд по способу крепления на фигуре человека.
- 1. Авангардизм – дизайн – мода (дайте определение и объясните, в чём отличие).
- 2. В чем сходство и различие канонической и проективной систем?
- 1. Как отразились три греческих ордера на развитие последующих стилей в искусстве?
- 2. Модули и «Золотое сечение». Как они отразились в архитектуре и костюме?
- 1. Как отразились три греческих ордера на развитии последующих стилей.
- 2. Классификация одежды по жизненным процессам.
- 1. В чем разница между художником-дизайнером и художником прикладного искусства.
- 2. Каких дизайнеров в XX веке вы знаете в ссср и России?
- 1. Представьте иерархию первых функций одежды.
- 2. Дайте определения: «одежда», «одеяние», «мода», «костюм», «стиль», «гардероб».
- Одежда как ритуальный объект.
- Классификация одежды по способу жизнедеятельности.
- 2. Три модуса в развитии процессов стилеобразования.
- 1. Классификации одежды по характеру кроя и способу ношения и крепления.
- 2. Определения: Стиль, мода, ансамбль, костюм.
- 1. Авангардизм. Авангардизм и культура.
- 2. Связь моды и экономики.
- Определение : мода, стиль , костюм , одежда, ансамбль
- 2. Годы подъема дизайна в нашей стране и за рубежем
- При каких обстаятельствах в стране может развиваться мода. А при каких нет?
- 2. При каких обстоятельствах в стране может развиваться мода, а при каких нет.
- 2. . Определение «функция костюма», «китч», «стилевое поле», «стиль».
- 1. Возникновение одежды. Гипотезы и версии.
- 2. Классификация одежды по способу жизнедеятельности (какие виды одежды господствуют в настоящее время, их функции).
- 1. Связь формы костюма и конструкции
- 2. Определение «стиль», «мода», «костюм», «ансамбль».
- 1. Что такое стандартизация в современных условиях её плюсы и минусы.
- 2. Каноническая система проектирования. В какие периоды моды она появлялась. Есть ли в настоящее время черты этой системы.
- 1. Влияние новых технологий и новых материалов на формирование стилей и моды.
- 2. Костюм как знаковая система.
- 1. Семь функций моды по Дж.Блюмеру.
- Что такое «мода - антимода», «стиль- антистиль», «Кич», Стилевое поле
- 2. «Стилизация» - что это такое? Приведите историч. Примеры
- Билет №91
- 1. Определения: дизайн, мода, стиль. Их взаимодействие.
- Назовите наиболее известных художников в области костюма, которые создавали базовые стили 20 века.
- 1 Как фирмы (Haute Couture, prêt – a - porte) создают моду?
- 2 Какие стили вы знаете? Назовите принципы их классификации.
- 1. Формулировка стиля и классификация стилей по различным признакам (национальный, народный, и т.Д., линейный и д.Р.)
- 2. Мода и стиль.
- 1. Виды авторских художественных стилей
- 2. Мода и дизайн.
- Билет № 95
- 1 Стандарт и мода. Их необходимость и противоречия.
- 2 . Назовите художников по костюму, которые вносят весомый вклад в стиль конца 20- и начала 21 века.